Программа дополнительного образования «Занимательная математика. Формирование элементарных математических представлений посредством блоков Дьенеша»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 53 «Елочка»
Согласована Принята Утверждена
заместитель заведующего на заседании Педагогического Приказом
совета МБДОУ«Детский сад»
_________Е.А.Гончарова Протокол №53 «Елочка»
от «__»___________2015 г от «__»_______2015 г
№_______ №______
Дополнительная общеразвивающая программа
«Занимательная математика. Формирование элементарных математических представлений посредством блоков Дьенеша.»
на 2015-2016 учебный год
для детей 3-4 лет
по образовательной области «Познавательное развитие»
составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Составитель: Маркина А.И.
Тамбов
2015
Содержание
1.Целевой раздел. 3
1.1.Пояснительная записка 3
1.1.1.Цель и задачи программы 4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы 4
1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы
1.1.4. Планируемые результаты 5
1.1.5. Система оценивания качества образовательной деятельности 6
2.Содержательный раздел 6
2.1. Описание образовательной деятельности 6
2.2. Средства, формы, способы реализации программы 19
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 20
3.Организационный отдел. 21
3.1. Организация занятий. 21
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
3.3. Методическое обеспечение программы
1.Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
Направление программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» реализуется в рамках познавательного развития дошкольников и направлена на формирование у детей мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Рабочая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 3-4 лет. Программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «Школа 2100» , а также включает разработки зарубежных и российских авторов. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом. А так же со следующими нормативными документами:
· ФЗ «Об образовании в РФ» от 23.07.2013 г;
· Концепцией дошкольного воспитания;
· СанПин от 30 июня 2013 г. 2.4.1.3049-13.
Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. В программу сенсорного развития входит закрепление основных сенсорных эталонов форма, размер, цвет. Во время занятий включается работа с блоками Дьенеша, посредством которых возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Занятия позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
1.1.1.Цель и задачи программы:
Цель: обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Задачи:
1. Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша.
2.Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
3.Способствовать развитию способности наглядного моделирования.
4.Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.), эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
5.Способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
1. Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
2.Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
3.Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
4.Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
5.Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
6.Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
7.Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Формирование личности.
Ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать, усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Расширение сферы деятельности ребенка. Ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности; формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);
Интенсивное познавательное развитие.
Происходит усвоение сенсорной культуры языка; совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени; развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения; происходит становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций сознания; [Д.Б. Эльконин, 1958, 39]
На этапе 3-4 лет происходят следующие изменения: овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения). В этот период совершается качественное изменение в познавательной деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я». при создании продуктов творчества. Он моделирует, конструирует, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.
Индивидульные особенности группы.
В объединение входят дети, посещающие группы №13,14,15 для детей 3-4 лет.
Списочный состав группы 24 человека: из них 12 девочек и 12 мальчиков. Основную часть группы составляют воспитанники 15 группы.
Лидерами группы являются: Акатушева Маргарита, Коровников Григорий, Зимарин Егор, Кувалдина Варвара.
На начало реализации программы 36,0 % детей имеют низкий уровень развития познавательной деятельности, средний уровень имеют 64,0% детей.
Индивидуальные возможности детей:
- знание основных цветов и оттенков;
- знание форм предмета;
- знание величины предмета;
- быстрое выполнение задания;
Психологические особенности:
- заинтересованность;
- неуверенность при выполнении задания;
- скованность;
- нетерпение;
- внимательность.
1.1.4. Планируемые результаты
По итогам реализации программы дети смогут:
1. Умение выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
2. Умение классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
3.Умение давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
4. Умение конструировать по цветной схеме.
5. Умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.
1.1.5. Система оценивания качества образовательной деятельности:
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
- изготовление дидактических игр,
- открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников;
- участие в конкурсах различного уровня.
Способы оценки результатов
Освоение детьми содержания программы изучается в процессе познавательной деятельности детей, проводится диагностика сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования , умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)
2.Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности
Модуль 1 «Освоение основных цветов, и их оттенков»
Совершенствовать знание основных цветов и их оттенков. Тренировать умение выделять цвет предметов, выбирать из группы предметов заданного цвета и составлять группы предметов одного цвета. Тренировать умение сравнивать предметы по цвету ( одинаковые, различные). Сформировать представление об оттенках цветов, опыт их обозначения словами «светлый» и «темный». Умение сравнивать предметы по оттенкам цветов и выражать результаты сравнения в речи. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение. Познакомить детей с дидактическими играми на знание цветов и оттенков.
Модуль 2 « Начальная геометрия».
Совершенствовать знание детей основных геометрических фигур: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. Сформировать представление о форме предметов и сравнении предметов по форме ( одинаковая, различная). Тренировать умение находить предметы одинаковые и различные по форме. Способствовать развитию способности классифицировать геометрические фигуры по трем признакам. Ввести в речевую практику названия различных форм плоских фигур. Познакомить детей с дидактическими играми на знание геометрических фигур.
Модуль 3 «Моделирование».
Способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умения расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, действовать, согласно заданному правилу. Развивать умение использовать различные модели. Тренировать применение детьми готовых моделей, воспроизведение их в знакомых условиях в совместной со взрослым деятельности.
Модуль 4 « Конструирование»
Способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме. Умение планировать действия, анализировать схему. Развивать способности познания окружающего мира через практическую, конструктивную деятельность. Развивать конструкторские и художественные способностей детей. Формировать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности. Приобщить к миру технического и художественного изобретательства; развить эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.
Модуль 5 «Приобщение детей к дидактической игре».
Способствовать развитию интереса к дидактической игре. Накопление детьми двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр.
В программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
· На восприятие формы;
· На целенаправленное развитие восприятия цвета;
· На восприятие качеств величины;
· На количество предметов;
· На развитие речи, мышления;
· На развитие способности действия наглядного моделирования.
Учебный план
N п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
|
Детская деятельность |
Совместная деятельность с родителями (открытые мероприятия) |
||
1 |
«Какой это цвет?» |
1 |
|
2 |
«Цвет, классификация по одному признаку». |
2 |
|
3 |
«Что нам привёз Мишутка?» |
2 |
|
4 |
Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?» |
2 |
|
5 |
Игра на внимание «Найди пару» |
1 |
|
6 |
«Цвет и форма, классификация по одному признаку». |
2 |
|
7 |
«Какой это формы?» |
2 |
|
8 |
«Что нам привёз Зайчишка?» |
1 |
|
9 |
Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек» |
2 |
|
10 |
Открытое занятие для родителей (совместная деятельность взрослых и детей) |
|
1 |
11 |
Игра «Отгадай фигуру» |
2 |
|
12 |
Игра «Продолжи дорожку» |
2 |
|
13 |
«Цвет и форма, классификация по одному признаку». |
2 |
|
14 |
«Какого размера фигуры?» |
2 |
|
15 |
«Угости матрешек печеньем» |
2 |
|
16 |
Игра «Укрась елки игрушками» |
2 |
|
17 |
«Цвет и форма, классификация по двум признакам». |
4 |
|
18 |
«Какого цвета и формы?» |
2 |
|
19 |
«Что лежит в корзинке?» |
2 |
|
20 |
Игра «Продолжи дорожку» |
2 |
|
21 |
Игра «Построй домик» |
1 |
|
22 |
Открытое занятие для родителей (совместная деятельность детей и родителей) |
|
1 |
23 |
«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам». |
2 |
|
24 |
«Какого цвета, формы и величины?» |
2 |
|
25 |
«Садовники» |
2 |
|
26 |
«Мы - конструкторы» |
2 |
|
27 |
«Угадай фигуру» |
2 |
|
28 |
«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам» |
2 |
|
29 |
«Бусы для мамы» |
2 |
|
30 |
«Угости мишек печеньем» |
1 |
|
31 |
Открытое занятие для родителей (совместная деятельность детей и родителей) |
|
1 |
32 |
«Мы - конструкторы» |
2 |
|
33 |
«Посади цветы на клумбы» |
2 |
|
34 |
«Что лишнее?» |
2 |
|
35 |
«Мы - конструкторы» |
2 |
|
36 |
«Продолжи ряд» |
2 |
|
37 |
«Хоровод» |
2 |
|
38 |
«Магазин» |
2 |
|
39 |
«Волшебное дерево» |
1 |
|
40 |
Презентация по итогам реализации программы (для родителей) |
|
1 |
Итого |
|
68 ч |
4 ч |
Всего |
|
72 ч |
Календарно-тематическое планирование
|
N п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
||||||||
сентябрь |
1 |
«Какой это цвет?» |
|
Знакомство с основными цветами: красный, синий, желтый. |
Домики 3 цветов, полоски 3 цветов, карточки с изображением человечков одетых в одежду 3 цветов. |
||||||||
2.3 |
«Цвет, классификация по одному признаку». |
|
Закрепление знаний основных цветов: красный, желтый, синий. Учить классифицировать предметы по одному признаку- цвет
|
Кубики 3 основных цветов, картинки с одеждой 3 основных цветов, карточки с изображением цветов 3 основных цветов |
|||||||||
4.5 |
«Что нам привёз Мишутка?» |
|
Способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета. Различать и называть основные цвета. |
Мишка-игрушка, большая коробка с игрушками по количеству детей, игрушки, сгруппированные по определенному признаку (цвет, форма).
|
|||||||||
6.7 |
Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?» |
|
Способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета. Различать и называть основные цвета. |
Блоки Дьенеша (3-5 блоков). |
|||||||||
8 |
Игра на внимание «Найди пару» |
|
Закреплять умение различать и называть основные цвета. |
Блоки Дьенеша |
|||||||||
октябрь |
9.10 |
«Цвет и форма, классификация по одному признаку».
|
|
Способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.. |
Деревянные кубики квадратной, прямоугольной, треугольной формы, круги . |
||||||||
11.12 |
«Какой это формы?»
|
|
Способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник |
Деревянные кубики квадратной, прямоугольной, треугольной формы, круги . |
|||||||||
13 |
«Что нам привёз Зайчишка?» |
|
Способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и называть основные геометрические фигуры. |
Игрушка –зайчик, игрушка грузовик, кубики различных геометрических фигур |
|||||||||
14.15 |
Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек» |
|
Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения. |
Мешочек , блоки Дьенеша |
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||
ноябрь |
|
|
|
|
|
||||||||
16 |
Открытое занятие для родителей (совместная деятельность взрослых и детей) |
|
|||||||||||
17.18 |
Игра «Отгадай фигуру» |
|
Способствовать развитию умения давать характеристику фигуры по условному обозначению (схематическое изображение геометрических фигур). |
Картинки с изображением геометрических фигур |
|||||||||
19.20 |
Игра «Продолжи дорожку» |
|
Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу. |
Бумажное схематическое изображение дорожки, вырезанные из цветного картона геометрические фигуры. |
|||||||||
21.22 |
«Цвет и форма, классификация по одному признаку». |
|
Способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак величины. |
Кубики « Лего» различные по величине и цвету |
|||||||||
23.24 |
«Какого размера фигуры?» |
|
Способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак величины. |
Кубики «Лего» различные по величине |
|||||||||
декабрь |
25.26 |
«Угости матрешек печеньем» |
|
Способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины |
Блоки Дьенеша |
||||||||
27.28 |
Игра «Укрась елки игрушками» |
|
Способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу. |
Искусственная небольшая елочка, разные по величине геометрические фигуры вырезанные из картона, нитка. |
|||||||||
29.3031.32 |
«Цвет и форма, классификация по двум признакам» |
|
Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму. |
Кубики различного цвета и формы |
|||||||||
33.34 |
«Какого цвета и формы?» |
|
Закреплять умение знать и называть основные цвета: красный, синий, желтый, формы. |
Карточки с изображением предметов красного, синего, желтого цветов |
|||||||||
35.36 |
«Что лежит в корзинке?» |
|
Способствовать развитию умения выделять одновременно два признака формы, различать и называть основные геометрические фигуры и их цвет. |
Корзинка, геометрические фигуры различной формы |
|||||||||
37.38 |
Игра «Продолжи дорожку» |
|
Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, выполнять действия, согласно определенному правилу |
Блоки Дьенеша |
|||||||||
39 |
Игра «Построй домик»
|
|
Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма. Способствовать развитию конструктивных умений, выполнять действия, согласно определенному правилу |
Деревянные кубики квадратной, треугольной и прямоугольной формы |
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
январь |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
40 |
Открытое занятие для родителей (совместная деятельность взрослых и детей) |
||||||||||||
февраль |
41.42 |
«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам». |
|
Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма, величина |
Деревянные кубики различной формы ,величины, цвета |
||||||||
43.44 |
«Какого цвета, формы и величины?» |
|
Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма, величина |
Блоки Дьенеша |
|||||||||
45.46 |
«Садовники» |
|
Способствовать развитию способности действия наглядного моделирования. Умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям.
|
Схема по оформлению садового участка, вырезанные из цветного картона геометрические фигуры различной величины, цвета, формы. |
|||||||||
47.48 |
«Мы - конструкторы» |
|
Способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме. Умение планировать действия. Умение анализировать схему. |
Схема постройки Башни, деревянные кубики различной формы, цвета, величины |
|||||||||
49.50 |
«Угадай фигуру» |
|
Способствовать развитию способности действия наглядного моделирования.
Умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям |
Картинки с изображением геометрических фигур |
|||||||||
51.52 |
«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам» |
|
Способствовать развитию способности наглядного моделирования. Умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) |
Схема изображения парка, деревянные кубики различной формы, цвета, величины |
|||||||||
март |
53.54 |
«Бусы для мамы» |
|
Способствовать развитию способности наглядного моделирования. Умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) |
Блоки Дьенеша |
||||||||
55 |
«Угости мишек печеньем» |
|
Способствовать развитию способности наглядного моделирования. Умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) |
Игрушечные мишки, мешочек, геометрические фигуры |
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
56 |
Открытое занятие для родителей (совместная деятельность взрослых и детей) |
|
|||||||||||
57.58 |
«Мы - конструкторы» |
|
Способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме. Умения планировать действия, анализировать схему. |
Конструктор «Лего» |
|||||||||
апрель |
59.60 |
«Посади цветы на клумбы» |
|
Способствовать развитию способности наглядного моделирования. Умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) |
Вырезанные из цветного картона геометрические фигуры различной формы, цвета, величины |
||||||||
61.62 |
«Что лишнее?» |
|
Способствовать развитию способности классифицировать геометрические фигуры по трем признакам. |
Вырезанные из цветного картона геометрические фигуры различной формы, цвета, величины |
|||||||||
63.64 |
«Мы - конструкторы» |
|
Способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме. Умения планировать действия, анализировать схему. |
Конструктор «Лего» |
|||||||||
65.66 |
«Продолжи ряд» |
|
Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
|
Блоки Дьенеша |
|||||||||
67.68 |
«Хоровод» |
|
Способствовать развитию способности наглядного моделирования.
Умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) |
Вырезанные из цветного картона геометрические фигуры различной формы, цвета, величины |
|||||||||
69.70 |
«Магазин» |
|
Способствовать развитию способности наглядного моделирования. Умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) |
Вырезанные из цветного картона геометрические фигуры различной формы, цвета, величины |
|||||||||
май |
71 |
«Волшебное дерево» |
|
Способствовать развитию способности наглядного моделирования. Умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) |
Блоки Дьенеша |
||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
72 |
Презентация по итогам реализации программы (для родителей) |
||||||||||||
2.2. Средства, формы, способы реализации программы
Используемые методы:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, когда педагог, вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в математической.
Методика организации работы детей дошкольного возраста по обучению занимательной математикой основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Качество детских работ зависит от:
• грамотного методического руководства со стороны взрослых;
• уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.);
• степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;
• развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.
Формы работы:
- игры;
- беседы, работа с наглядным материалом;
- практические упражнения для отработки необходимых навыков;
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Целью работы с семьями воспитанников по данной программе является поддержка стремления родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома
Основные задачи:
• информирование друг друга о возможностях познавательного развития детей в условиях детского сада и семьи;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в группе, ДОУ;
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Формы взаимодействия с семьей
Направления работы |
Формы работы |
Взаимопознание и взаимоинформирование |
встречи-знакомства, анкетирование семей, дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, переписка по электронной почте |
Непрерывное образование воспитывающих взрослых |
лекции, семинары, семинары-практикумы, родительские и общие детсадовские собрания, мастер-классы, игры |
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей |
акции, семейные гостиные, фестивали, вечера вопросов и ответов, праздники, проектная деятельность |
3.Организационный отдел.
3.1. Организация занятий.
Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 3 до 4 лет). Занятия по данной программе проводятся два раза в неделю во второй половине дня продолжительностью 10- 15 минут. Общее количество занятий в соответствии с нормативной документацией составляет 72 ч, из которых 68 ч отводится на детскую деятельность по реализации образовательных задач и 4 часа на совместную детско-взрослую деятельность с родителями, как форма отчета по реализации данной программы.
Расписание занятий кружка:
День недели |
Группа |
Время |
Понедельник |
13 группа |
15.55-16.10 |
14 группа |
16.20-16.35 |
|
15 группа |
15.30-15.45 |
|
Среда |
13 группа |
15.55-16.10 |
14 группа |
16.20-16.35 |
|
15 группа |
15.30-15.45 |
3.2. Материально-техническое обеспечение программы:
- дидактический материал;
- блоки Дьенеша
- конструктор «Лего»
- игрушки
3.3. Методическое обеспечение программы
1.Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. Возраста / Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
2.Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
3.Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е.: ил.
4.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
5.Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
6.Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
7.Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.
8.Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983. - 144 е., ил.
9.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.
10.Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика – Синтез, 2010.