Статья «Дизайн-мышления или study skills для современного педагога» (7–11 класс)
Дизайн-мышления или study skills для современного педагога.
Совместная деятельность педагога и обучающегося для решения педагогической задачи.
Автор
Даниэль Мухабович Капов
педагог-психолог УВО
ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
Мышление - верх блаженства и радость жизни,
доблестнейшее занятие человека.
Аристотель.
В 1969 Гирберт Саймой, в своей книге «Науки об искусственном» впервые формулирует идею дизайн-мышления.
Позднее эту идею стали развивать в Стэнфордском институте дизайна.
Определение дизайн-мышления, трактуют по-разному, но в основном, под ним понимают многократный процесс, в ходе которого происходит переосмысление проблемы, ведущее к поиску неочевидного альтернативного решения.
При этом, важно отметить то, что дизайн-мышления – это методика, помогающая найти решения задачи, ориентированные на интерес и потребности пользователя.
В своей основе дизайн-мышления базируется на принципе антропоцентризма, т.е на идее того, что человек - есть цель всех совершающихся вокруг него событий.
Иными словами, базовым принципом дизайн-мышления является – интеграция потребности людей и возможностей технологий, для достижения успеха и удовлетворения потребностей человека.
Главная идея дизайн-мышления – выйти за рамки сложившихся стереотипов и шаблонных методов решения задачи.
Рассмотрим работу дизайн-мышления немного подробнее.
Процесс решения поставленной задачи состоит из пяти основных этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, протопит, тест.
1. Эмпатия- это уникальная особенность, заключающаяся в умении переживать опыт других людей, понимании того, что их волнует в настоящий момент времени. Эмпатия – одно из главных качеств дизайн-мышления, т.к. именно она позволяет абстрагироваться от своих субъективных предположений и убеждений, давая возможность увидеть проблемную ситуацию глазами пользователя.
2. Фокусировка- это этап систематизации полученной с помощью эмпатии информации. Основная цель фокусировки состоит в том, чтобы сформулировать основной вопрос, на решение которого будет затрачен основной ресурс по решению задачи, на что и направлен следующий процесс.
3. Генерация идей - это тот самый момент, когда наступает время «мыслить вне шаблонов».
В процессе генерации идей важно отступить от привычного нам критического мышления. Критика идей может полностью остановить процесс зарождения новый идеи решения поставленной задачи. Самое важное в процессе генерации идей- фиксация каждой, даже самой бредовой мысли, и уже, позже, когда будет набрано оптимальное количество идей, можно будет отобрать самые жизнеспособные из всех представленных
4. Прототипирование - это процесс оценки жизнеспособности идей на практике.
На этапе прототипирования, в случае нахождения и принятия самого оптимального решения, можно обнаружить все его недостатки, и приступить к финальному этапу. В случае отсутствия вариант решения - опровергнуть гипотезу, и вернуться на этап определения проблемы.
5. Тестирование. Это финальный этап, на котором происходит анализ жизнеспособности готового продукта деятельности. Не смотря на то, что тестирование представляет собой финальный процесс, дизайн-мышления – это повторяющийся процесс, дающий возможность использования результатов тестирования для решения других проблем.
Метод дизайн-мышления, как одной из форм развития обучающих навыков, можно использовать и в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся, как способ решения педагогической задачи.
Как уже было описано выше, дизайн-мышления – это способ разработки и получения человеко-ориентированных услуг и продуктов.
Одним из таких продуктов можно рассматривать процесс обучения и взаимодействия в образовательной среде. Задача педагога – не только обеспечить высокое качество образовательного процесса, и сделать его более привлекательным для учеников, родителей, коллег.
В процессе анализа своей деятельности, и ориентируя себя на восприятие ее глазами потребителя (в данном случае- учащегося), дизайн-мышления позволяет реконструировать весть образовательный процесс, ориентируя его на конкретны изменения, способствующие решению поставленных задач.
Одной из ключевых задач обучения- является личностное развитие обучающегося.
Отвечая интересам и конкретным запросам развития, педагог формирует образовательный процесс таким образом, чтобы трансляция конкретных знаний и опыта отвечала личностным особенностям восприятия как каждого ученик отдельно, так и класса в целом.
При этом метод дизайн-мышления дает возможность оценить основные трудности при внедрении новых форм и методик, и сделать этот реконструкции образовательного процесса более гибким.
В силу того, что в настоящее время обучение, как образовательный процесс, перешло от трансляции знаний к формированию и развитию навыков и компетенций, мы говорим о необходимости формирования таких навыков как: работа в команде, развитие коммуникативной гибкости и эмоционального интеллекта, развитие дивергентного мышления.
Одной из образовательных форм, способствующих развитию выше указанных компетенций, является форма проектного обучения.
Использование дизайн-мышления в проектном обучении, дает возможность педагогу, вместе с учениками, развить навык исследовательской деятельности, способствующий получению нового, совместного, опыта решения проблемной ситуации. Таким образом, мы получаем ситуацию обучения, когда и педагог и сами участники образовательного процесса, погружаясь в потребности пользователя, в данном случае, актуализируя свои собственные, приходят к созданию нового продукта деятельности.
Метод дизайн-мышления, можно также использовать как один из инструментов формирования организационной культуры учащихся, в том числе для введения новых практик и форм обучения.
Регулярное применение метода дизайн-мышления помогает вывести на первый план личность человека, с его актуальными потребностями, что в свою очередь, дает возможность упрощать процесс постановки задач и поиска путей их решения.
1. Аникеева Н. //. Психологический климат в коллективе. - М.: «Просвещение», 2009.
2. Батракова С. Н. Основы профессионально-педагогического общения. - Ярославль.:, 1999.
3. Каган М. С. Мир общения: проблема меж субъективных отношений. - М.: «Дрофа», 2008.
4. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М.: «Дрофа», 2007.
5. ЛеонтьевА.А. Педагогическое общение. - М.: «Просвещение», 2009.
6. Микалко М. Взлом креатива. - М.: «МИФ», 2006.
7. Петровский В. А., Калиненко В. К., Котова И.П. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов н/Дну.: «Феникс», 2003.
8. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. -М.: «Просвещение», 2001.
9. Солсон Р. Когнитивная психология. – СПБ.: «Питер», 2006.