12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Daniel Mukhabovich Kapov8601
Методист. Практикующий психолог. к.психол. н.,высш.кат. Врачеватель душ человеческих. В своей работе пользуюсь авторскими методиками. Область интересов и исследований - психология масс, дивергентное мышление.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Дизайн-мышления или study skills для современного педагога.

Совместная деятельность педагога и обучающегося для решения педагогической задачи.

Автор

Даниэль Мухабович Капов

педагог-психолог УВО

ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»

 

Мышление - верх блаженства и радость жизни,

доблестнейшее занятие человека.
Аристотель.

 

В 1969 Гирберт Саймой, в своей книге «Науки об искусственном» впервые формулирует идею дизайн-мышления.

Позднее эту идею стали развивать в Стэнфордском институте дизайна.

 Определение дизайн-мышления, трактуют по-разному, но в основном, под ним понимают многократный процесс, в ходе которого происходит переосмысление проблемы, ведущее к поиску неочевидного альтернативного решения.

При этом, важно отметить то, что дизайн-мышления – это методика, помогающая найти решения задачи, ориентированные на интерес и потребности пользователя.

В своей основе дизайн-мышления базируется на принципе антропоцентризма, т.е на идее того, что человек - есть цель всех совершающихся вокруг него событий.

Иными словами, базовым принципом дизайн-мышления является – интеграция потребности людей и возможностей технологий, для достижения успеха и удовлетворения потребностей человека.

 Главная идея дизайн-мышления – выйти за рамки сложившихся стереотипов и шаблонных методов решения задачи.

Рассмотрим работу дизайн-мышления немного подробнее.

Процесс решения поставленной задачи состоит из пяти основных этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, протопит, тест.

1.                Эмпатия- это уникальная особенность, заключающаяся в умении переживать опыт других людей, понимании того, что их волнует в настоящий момент времени. Эмпатия – одно из главных качеств дизайн-мышления, т.к. именно она позволяет абстрагироваться от своих субъективных предположений и убеждений, давая возможность увидеть проблемную ситуацию глазами пользователя.

2.                Фокусировка- это этап систематизации полученной с помощью эмпатии информации. Основная цель фокусировки состоит в том, чтобы сформулировать основной вопрос, на решение которого будет затрачен основной ресурс по решению задачи, на что и направлен следующий процесс.

3.                Генерация идей - это тот самый момент, когда наступает время «мыслить вне шаблонов».

В процессе генерации идей важно отступить от привычного нам критического мышления. Критика идей может полностью остановить процесс зарождения новый идеи решения поставленной задачи. Самое важное в процессе генерации идей- фиксация каждой, даже самой бредовой мысли, и уже, позже, когда будет набрано оптимальное количество идей, можно будет отобрать самые жизнеспособные из всех представленных

4.                Прототипирование - это процесс оценки жизнеспособности идей на практике.

            На этапе прототипирования, в случае нахождения и принятия самого оптимального решения, можно обнаружить все его недостатки, и приступить к финальному этапу. В случае отсутствия вариант решения - опровергнуть гипотезу, и   вернуться на этап определения проблемы.

5.                Тестирование. Это финальный этап, на котором происходит анализ жизнеспособности готового продукта деятельности. Не смотря на то, что тестирование представляет собой финальный процесс, дизайн-мышления – это повторяющийся процесс, дающий возможность использования результатов тестирования для решения других проблем.

Метод дизайн-мышления, как одной из форм развития обучающих навыков, можно использовать и в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся, как способ решения педагогической задачи.

Как уже было описано выше, дизайн-мышления – это способ разработки и получения человеко-ориентированных услуг и продуктов.

Одним из таких продуктов можно рассматривать процесс обучения и взаимодействия в образовательной среде. Задача педагога – не только обеспечить высокое качество образовательного процесса, и сделать его  более привлекательным для учеников, родителей, коллег.

В процессе анализа своей деятельности, и ориентируя себя на восприятие ее глазами потребителя (в данном случае- учащегося), дизайн-мышления позволяет реконструировать весть образовательный процесс, ориентируя его на конкретны изменения, способствующие решению поставленных задач.

Одной из ключевых задач обучения-  является личностное развитие обучающегося.

Отвечая интересам и конкретным запросам развития, педагог формирует образовательный процесс таким образом, чтобы трансляция конкретных знаний и опыта отвечала личностным особенностям восприятия как каждого ученик отдельно, так и класса в целом.

При этом метод дизайн-мышления дает возможность оценить основные трудности при внедрении новых форм и методик, и сделать этот реконструкции образовательного процесса более гибким.  

В силу того, что в настоящее время обучение, как образовательный процесс, перешло от трансляции знаний к формированию и развитию навыков и компетенций, мы говорим о необходимости формирования таких навыков как: работа в команде, развитие коммуникативной гибкости и эмоционального интеллекта, развитие дивергентного мышления.

Одной из образовательных форм, способствующих развитию выше указанных компетенций, является форма проектного обучения.

Использование дизайн-мышления в проектном обучении, дает возможность педагогу, вместе с учениками, развить навык исследовательской деятельности, способствующий получению нового, совместного, опыта решения проблемной ситуации. Таким образом, мы получаем ситуацию обучения, когда и педагог и сами участники образовательного процесса, погружаясь в потребности пользователя, в данном случае, актуализируя свои собственные, приходят к созданию нового продукта деятельности.

Метод дизайн-мышления, можно также использовать как один из инструментов формирования организационной культуры учащихся, в том числе для введения новых практик и форм обучения.

Регулярное применение метода дизайн-мышления помогает вывести на первый план личность человека, с его актуальными потребностями, что в свою очередь, дает возможность упрощать процесс постановки задач и поиска путей их решения.

 

1.      Аникеева Н. //. Психологический климат в коллективе. - М.: «Просвещение», 2009.

2.      Батракова С. Н. Основы профессионально-педагогического общения. - Ярославль.:, 1999.

3.      Каган М. С. Мир общения: проблема меж субъективных отношений. - М.: «Дрофа», 2008.

4.      Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М.: «Дрофа», 2007.

5.      ЛеонтьевА.А. Педагогическое общение. - М.: «Просвещение», 2009.

6.      Микалко М. Взлом креатива. - М.: «МИФ», 2006.

7.      Петровский В. А., Калиненко В. К., Котова И.П. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов н/Дну.: «Феникс», 2003.

8.      Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. -М.: «Просвещение», 2001.

9.      Солсон Р. Когнитивная психология. – СПБ.: «Питер», 2006.

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.