12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Миронова Луиза Андреевна16
0

Деятельность учителя по формированию социокультурной компетенции у младших школьников на уроках английского языка

Деятельность учителя по формированию социокультурной компетенции

у младших школьников на уроках английского языка



Современное общество стремится воспитывать человека с гуманистическим мышлением, разделяющего общечеловеческие ценности. Изучение иностранного языка, в свою очередь, является средством развития практических умений взаимодействия с представителями других культур, коммуникативных качеств личности, гибкости мышления и толерантности.

Чтобы эффективно изучать иностранный язык и свободно владеть им, необходимо иметь представление об особенностях менталитета носителей языка. Все это обуславливает необходимость формирования и развития социокультурной компетенции.

Владение иностранными языками помогает человеку в его индивидуально-личностном проникновении в культуры других народов, знакомя их представителей, помимо всего прочего, и с особенностями жизни и быта своей страны, их духовным наследием и вкладом в мировую культуру. В связи с этим возникает существенное положение: важно не только чему учить в процессе формирования социокультурной компетенции, но и как учить и чем учить. Это логически подводит к вопросу о применении педагогических принципов, лежащих в основе межкультурного образования по формированию социокультурной компетенции посредством обучения иностранным языкам.

Актуальность данной темы может быть аргументирована важностью проблемы формирования социокультурной компетенции обучающихся в общеобразовательной организации и её недостаточной разработанностью в теории и практике обучения иностранным языкам. В современном мире одним из востребованных языков является английский язык. Английский язык позволяет установить контакт с иностранными гражданами, также помогает в туризме, в получении образования, в овладении информацией в повседневной жизни. Практический опыт показывает, что даже в тех случаях, когда языковой барьер преодолён, контакт установлен, и собеседники свободно разговаривают на одном языке, понимание удаётся установить не всегда. Оппоненты используют фразы, реплики, обмениваются информацией, однако понимание в процессе общения не происходит. Причин этому много, но прежде всего, это – отсутствие социокультурной компетенции.

Приобщение к культуре другого народа, делает изучение английского языка более привлекательным, а также способствует более точному и адекватному понимаю носителей иноязычной культуры.

Младший школьный возраст является наиболее подходящим для формирования социокультурной компетенции. Её формирование именно у детей младшего школьного возраста задача весьма нелёгкая и ответственная. Несмотря на трудности, обучающиеся, в процессе формирования социокультурной компетенции будут способны, согласно психологопедагогическим особенностям, ориентироваться в социокультурных аспектах жизнедеятельности людей в странах изучаемого языка.

Следовaтельно, формирование социокультурной компетенции перерaстает в серьезную планируемую работу, имеющую не только учебно-воспитательное знaчение, но и служaщую сaмовырaжению, стaновлению личности обучaющегося. Этим объясняется aктуaльность темы.

О проблеме формирования социокультурной компетенции детей младшего школьного возраста посвящен ряд исследований последних десятилетий, среди которых следует отметить работы отечественных и зарубежных авторов, таких как Л.Д. Литвинова, Е.В. Стюрина, А.Р. Мурасова, Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин и многие другие.

Вопрос об основных отличиях между понятиями компетенция и компетентность беспокоит многих исследователей уже на протяжении многих лет. Определить границы этих понятий часто бывает очень трудно.

Например, И.А. Ларионова и В.А. Дегтерев в своей работе утверждают, что компетентность – это интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях, а компетенция представляет собой предметную область, в которой индивид хорошо осведомлён и проявляет готовность к выполнению деятельности.

Термин «компетенция» впервые был введен американским лингвистом Н. Хомским и обозначал знание языка, в отличие от владения им в реальных ситуациях общения.

Основываясь на приведенных выше определениях, учитывая их идентичность и различия, мы придерживаемся определения, в котором под термином «компетенция» понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Это определение четко обозначает категории, входящие в понятие «компетенция», и позволяет отобрать диагностический инструментарий для отслеживания динамики формирования компетенции, ориентируясь на категорию «способность».

В государственном образовательном стандарте в области иностранного языка рассматриваются следующие компетенции:

- языковая компетенция, которая включает графическую сторону речи и орфографию, фонетическую, лексическую и грамматическую стороны речи;

- речевая компетенция, которая представлена четырьмя видами деятельности: говорением, письмом, аудированием и чтением;

- социокультурная компетенция, которая позволяет создать социокультурный портрет родной страны на иностранном языке;

- учебно-познавательная компетенция, которая включает общие специальные умения.

Термин социокультурная компетенция является одним из самых частоуптребляемых в профессионально-методической литературе. Об этом свидетельствует многообразие различных подходов. Рассмотрим некоторые из них.

Появление термина «социокультурная компетенция» в методике обучения иностранным языкам связывают прежде всего с работами Яна Ванн Эка и Джона Трима. Согласно этим авторам, социокультурная компетенция – одна из составляющих коммуникативной компетенции, понимаемой как способности к адекватному взаимодействию в ситуациях повседневной жизни, становлению и поддержанию социальных контактов при помощи иностранного языка.

Таким образом, анализ различных научных подходов позволил определить, что социокультурная компетенция рассматривается как аспект коммуникативной способности, как способность вести адекватную коммуникацию, как комплекс социокультурных знаний, как совокупность ценностных ориентаций, моделей поведения, обычаем и традиций. Мы понимаем социокультурную компетенцию младших школьников следующим образом: это способность применять социокультурные знания, умения, способности и личные качества в процессе иноязычного общения.

В результате определения социокультурной компетенции как категории, выявления её сущностных характеристик, мы выделили следующие компоненты социокультурной компетенции младших школьников: мотивационный, когнитивный, деятельностный.

В связи с последними нововведениями в Федеральный Государственный образовательный Стандарт начального общего образования об обязательности изучения второго иностранного языка, все большее количество родителей школьников, а в особенности самих учеников задумываются о значимости изучения языков в целом. Вопросом актуальности изучения иностранного языка интересовались многие ученые и публицисты, и поэтому существует множество работ на данную тему. Но хочется разобраться, какую же цель преследуют образовательные учреждения при преподавании иностранных языков. Данная цель формируется из требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования. В ФГОС НОО в разделе иностранного языка представлены следующие требования:

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

3) формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

ФГОС НОО устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Из федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования мы выделяем личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия, которые непосредственно относятся к социокультурной компетенции:

Личностные УУД:

- знание моральных норм;

- умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Познавательные УУД:

- структурирование знаний;

- восприятие текстов;

- извлечение необходимой информации из текстов.

Регулятивные УУД:

- способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Универсальные учебные действия способствуют формированию социокультурной компетенции.

После изучения классификаций методов различных авторов, мы выделили следующие методы, на которые опираемся в своей работе. Общим признаком в нашей классификации является источник знания.

1.Словесные: рассказ, беседа, лекция, инструктаж, объяснение;
2.Практические: упражнения, практические работы;
3.Наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение;
4.Работа с книгой: чтение, конспектирование, составление схем и таблиц;
5.Метод просмотра видеофильмов и кинофильмов;
6.Метод прослушивания аудиозаписей (разговоры носителей языка).

Таким образом, формирование социокультурной компетенции – это процесс познания ценностей, традиций, поведенческих образцов, достижений культуры носителей языка и их стран. В своей работе мы опираемся на простые, составные и комплексные формы и следующие методы: словесные, практические, наглядные, работа с книгой, просмотр видео и кинофильмов, и прослушивание аудиозаписей.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.