12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Топоркова Светлана Евгеньевна993
Работаю учителем с 1996 года: сначала 2 года в сельских школах, затем воспитателем детского дома, а теперь в школе для детей с ОВЗ. Работаю с "особенными" детьми уже более 15и лет.
Россия, Вологодская обл., Череповец
Материал размещён в группе «Особое обучение»
5

Сказкотерапия в развитии связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ

Коррекционная работа над связной речью предполагает постепенное, целенаправленное ознакомление учащихся с текстом как речевой единицей, осознание его признаков и направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий. В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении материала способствуют развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а, значит, лучшей результативности. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов представлений в образы-понятия, что важно для следующих этапов обучения.

Общее нарушение интеллектуальной деятельности детей ОВЗ (ограниченными возможностями зздоровья) приводит к значительным затруднениям в овладении речью. У детей большую трудность представляет формирование смысловых звеньев рассказа, расположение их в правильной последовательности. Наблюдаются неразвернутые, односложные фразы, и стереотипность оформления речи, а также случаи поиска нужных слов. При построении диалога дети с нарушением интеллекта, как правило, нуждаются в поддержке взрослого, они затрудняются задать нужное направление диалогу, строят фразы, часто не дающие полного представления о том, что необходимо сделать в предлагаемой ситуации. Решать эти проблемы помогает привлечение в занятия сказки как одного из средств развития связной речи.

Использование сказки и сказкотерапии является одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последние 10 лет и применяемых в работе с детьми с нарушением интеллекта. В энциклопедическом литературном словаре дается следующее определение сказки: «сказка – это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой также называют различные виды устной прозы».

Если в системе логопедической работы целенаправленно использовать сказку, включая применение информационных технологий, то это повысит уровень развития связной речи детей, так как сказка способствует развитию эмоционально-волевой сферы и основных компонентов языковой системы, из-за недоразвития которых обусловлены трудности детей в овладении связной речью. Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Для того, чтобы это средство дало результат и приобрело инновационную форму работы следует широко интегрировать логосказки в процесс коррекционной работы.

Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи (тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность), формирует представления об основных принципах построения связного сообщения. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, формируют языковые (прежде всего, грамматические) обобщения и практическое усвоение (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций, отражают причинно-следственные взаимосвязи событий.

Сегодня психологами, педагогами и логопедами разработаны самые разнообразные формы работы со сказками: анализ, обсуждение, изготовление кукол, драматизация, рисование и другие. Игры и упражнения «сказочных занятий», направленные на высокую двигательную активность (чередование состояний активности и пассивности), повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания, увеличивают способность учащихся к концентрации внимания, умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.

Существуют следующие наработанные рекомендации по практическому применению «сказочных» занятий для развития связной речи:

– прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции;

– почти все динамичные упражнения, игры и танцы рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку полностью расслабиться;

– длительность занятий зависит от возраста детей и их психических возможностей;

– в цикле занятий со сказками нет определенного начала и конца. Занятия со сказками можно проводить в любой последовательности;

– в случае непредвиденного утомления детей занятие необходимо мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла, и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз;

– занятия проводятся не только за столом, но и у доски, на ковре, с опорой на мнемоколлажи;

– сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с большим интересом;

– сказки лишь условно можно поделить на простые и сложные, цикл занятий со сказками построен по типу «от простого к сложному»;

– именно от педагога зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Педагог должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятия, когда уменьшать или увеличивать количество и интенсивность упражнений;

– необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, даже импровизации, надо поощрять особо.

 Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике. Ведущими из них являются следующие:

Онтогенетический принцип. Определяет построение логопедической работы с учетом последовательности формирования форм связной речи в онтогенезе (сначала диалогической, затем монологической; сначала описание, затем рассуждение).

Принцип комплексности. Данный принцип предполагает, что логопедическое воздействие осуществляется не только на непосредственно нарушенную речевую функцию, но и на целый ряд неречевых функций, связанных с речью.

Принцип обходного пути. Предполагает опору на сохранные неречевые функции с целью коррекции речевых нарушений.

Принцип системности. Согласно этому принципу речь рассматривается как сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи. В связи с этим выделяются направления работы по коррекции нарушений различных компонентов речевой функциональной системы (работа над словарем, развитие грамматического строя речи, формирование связной речи).

Принцип дифференцированного подхода. Этот принцип предполагает, что коррекционная работа строится не только с учетом этиологии и патогенеза речевого расстройства, но и с учетом возраста, индивидуально-психологических особенностей, уровня речевого и интеллектуального развития лица, страдающего речевой патологией.

Этиопатогенетический принцип. Использование этого принципа предполагает, что коррекционная работа строится с учетом этиологии и механизма речевого расстройства. Оно должно быть направлено не на устранение нарушений, а на устранения того патологического механизма, который вызвал эти внешние нарушения.

Принцип учета ведущей деятельности. С учетом данного принципа, коррекционно-логопедический процесс   строится на основе ведущей деятельности дошкольного возраста,  т.е. игровой.

Исходя из выше сказанного, мною разработан перспективный план коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у детей с ОВЗ во внеурочное время с использованием во внеклассной работе сказок и игровых упражнений по сказкам, который включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. Основной этап поделен на 4 блока, задачи которого усложняются и расширяются от блока к блоку, что способствует развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Опубликовано в группе «Особое обучение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.