Формирование толерантности учащихся начальной школы

0
0
Материал опубликован 7 September 2020

«СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

XX век, прожитый человечеством, был достаточно многолик и противоречив. С одной стороны, это был век созидания и прогресса, с другой, время кризисных явлений в различных сферах жизни общества, катастроф и невиданных нравственных падений, мировых войн. Неслучайно XX век был метко назван О. Мандельштамом «веком-зверем». Человечество за это время неоднократно пыталось себя уничтожить, пуская в ход звериные законы.

Сегодня, перейдя в XXI век, мы не стали мудрее, мы мало извлекли уроков из прошлого. И подтверждением тому, например, является рост межэтнической напряженности, национального экстремизма, межконфессиональные разногласия, различные проявления ксенофобии, наличие в стране, победившей фашизм, неофашистских организаций. Это наш позор! И показатель того, насколько бездуховными мы стали.

Если обратиться к концепции программы улучшения качества жизни Воронежской области (Воронеж, 2003), то можно привести результаты исследований, которые подтверждают, что 45-50 % жителей Воронежской области, относящиеся к разным статусным группам, констатируют, что они не уверены в своей безопасности, от 47 до 66% в безопасности своих близких. Наше общество агрессивно, безучастно к проблемам других. В этом же документе отмечается тенденция подверженности нашего общества угрозе растления в связи с активизацией деятельности социально опасных элементов. Согласно данным ВЦИОМ, за последние 10 лет число граждан России, опасающихся национальных конфликтов выросло в 4 раза.

Кризисные явления в обществе, его болезнь негативно отразились на каждом из нас. Объективно и в нашей школе тоже существуют проблемы, которые требуют пристального внимания педагогов, социального педагога, психолога, администрации школы. В школьном коллективе есть группа учащихся, которые положительно воспринимают вредные привычки, такие как курение, алкоголизм, наркомания. При проведении диагностики по этим направлениям были выявлены конкретные цифры по классам. Проблема агрессии в учебных заведениях является проблемой, которая всё больше волнует учителей и родителей. Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций в области отношений субъекта к субъекту. Проведя диагностическую процедуру среди учащихся начальных классов (2003-04 уч.г.) педагог - психолог выявил различные виды агрессивных реакций. Из 100% опрошенных учащихся 25% проявляют физическую агрессию, используют силу против другого лица; 19% проявляют косвенную агрессию, т.е. агрессия направлена на субъект окольным путем, аутоагрессия; 9% проявляют вербальную агрессию, выражая негативные чувства через крик, визг, угрозы, проклятия. Проявление подозрительности встречается у 6% учащихся. Чувство вины испытывают 11% учащихся через ощущение угрызения совести. 12% проявляют раздражение готовы к проявлению негативных действий при возбуждении. Эти учащиеся грубы и вспыльчивы. Проявление обиды, как одной из агрессивных реакций, наблюдается у 3% учащихся. 12% проявляют часто негативизм, т.е. пассивное сопротивление. Из 100% опрошенных учащихся 3% проявляют полное отсутствие агрессивности.

Итоги анкетирования таковы: норма агрессивности наблюдается у 85%, проявление враждебности у 12% опрошенных учащихся, т.е. отклонение от нормы.

Подобные исследования указывают на то, что процесс обучения и воспитания должен быть нацелен на то, чтобы, пройдя через сердце и душу ребенка, помочь ему выйти из конфликтной ситуации, выразить свои чувства без конфликтов и насилия. Детей нужно научить социальной восприимчивости, умению выслушивать другого человека, сочувствию, сопереживанию. Они должны осознать необходимость толерантного поведения в многоэтнической среде. Воспитывая детей в духе толерантности мы можем быть спокойны за будущее, за благополучие общества. Вспомним слова А.Эйнштейна: «Мир опасен, чтобы в нем жить, но не по вине тех, кто творит Зло, а по вине тех, кто ничего не делает». Мы – учителя первыми призваны отреагировать на сигнал «SOS», который подает общество. Мы должны помочь его активной части - детям, заблудшим взрослым разобраться в сложных жизненных вопросах, без правильного решения которых невозможно наше благополучие. Учителя, отмечала президент НПЦ «Холокост» А.Гербер, должны нести Добро и мысль о том, что именно от нас зависит, что удастся воспитать в будущих поколениях, которые придут на смену - Зло или Добро.

Я считаю, что все педагоги осознают, что политика и программы в области образования с нашей помощью должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также между нациями.

III. И С Х О Д Н О Е С О С Т О Я Н И Е В О С П И Т А Т Е Л Ь НО Й

С Р Е Д Ы.

1.1. Основные параметры образовательного учреждения.

Ныне МКОУ «Новоусманская СОШ № 2» была образована осенью 1910 года. Школа располагается в районе поселка. Это обстоятельство обуславливает тот факт, что большинство обучающихся у нас детей из рабочих семей. Кроме них обучаются дети служащих, предпринимателей, интеллигенции. Сейчас в начальном звене обучается 92 ребёнка.

Школа находится в экологически чистом микрорайоне, вблизи находится зеленая зона. Общественных учреждений негативно влияющих на дисциплину и моральные устои учащихся рядом со школой нет (Ночные клубы, пивные бары и т.д.) Торговые точки, реализующие табачные и спиртные напитки отсутствуют. Вокруг школы располагаются жилые дома. Тем не менее, какой бы благоприятной ни была окружающая среда в школе, ребенок входит в социальную «группу риска». На внутришкольном учете состоит 3-Е учащихся.

Психолого - педагогическая комиссия выделяет группу детей с девиантным поведением. Таковы данные диагностики социума школы.

В своей деятельности педагогический коллектив руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, уставом школы, образовательной программой, методическими письмами управления и образования Воронежской области и отдела образования Новоусманского района.

В школе сложился профессионально компетентный и работоспособный коллектив. Всего в школе работает 24 учителя и педагога дополнительного образования. Среди них:

5 учителей высшей квалификационной категории (9%).

19 учителей I квалификационной категории (68%).

Анализ качественного и количественного состава педагогических кадров показывает, что в настоящее время педагогический коллектив школы

характеризуется:

Стабильностью. В течение 3-х лет сменяемость педагогов составила 2%, учителей-совместителей 3 человека.

Уровнем профессиональной компетентности, достаточным для функционирования школы и поставленных задач. Высшую и первую категорию имеют 77% педагогов. Педагогический стаж данных учителей от 15 до 30 лет.

3. Оптимальным уровнем (по самооценке) внутришкольного контроля и внутришкольной методической службы, осуществлением учебно-воспитательного процесса на достаточно высоком уровне.

Наша школа работает в режиме учебно-воспитательного комплекса. Учебно-воспитательная деятельность в ней осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, направлена на:

гуманистическое развитие личности и воспитание духовной культуры;

освоение системы знаний и приемов самостоятельной учебной деятельности на уровне госстандарта;

сохранение здоровья учащихся;

развитии творческих способностей учащихся.

Здесь создана широкая сеть кружков и секций, позволяющих учитывать и развивать интересы и способности учащихся. Кружковой деятельностью охвачено 63% детей. Кружки предоставлены Домом молодежи и школьников, станцией юных натуралистов. В микрорайоне школы находится рай оный Дворец культуры, с которым установлены многолетние и прочные связи сотрудничества.

1.2. Анализируя результаты учебно – воспитательной деятельности педагогического коллектива можно выявить наиболее важные достижения:

Значительно обогатился теоретический и технологический арсенал педагогов, выросла их активность в научно – исследовательской деятельности.

Накапливается опыт взаимодействия семьи и школы.

Наблюдается рост удовлетворенности учащихся и их родителей жизнедеятельностью школы.

Более эффективным стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребенка, формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала.

1.3. Трудности в работе. В ходе диагностирования педагогической деятельности выявлено, что учителям школы приходится сталкиваться с рядом проблем, противоречий, которые являются побудительным мотивом всей нашей работы. Среди недостатков и проблем в учебно – воспитательной деятельности являются:

В процессе обучения и воспитания есть трудности в работе с неблагополучными семьями и детьми из этих семей;

Неудовлетворенность части школьников отношениями с педагогами.

Особое внимание необходимо уделить гражданско – патриотическому и духовному воспитанию.



ПРОТИВОРЕЧИЯ

ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

1. Между средой и личностью, между сегодняшней жизнью школьников и необходимостью подготовки их ко взрослой жизни в быстроменяющемся мире.

1. Формирование мировоззренческих ориентаций через развитие личностного потенциала.

2. Между точкой зрения учителя и ученика, а значит различием отношения к объектам толерантности.

2. Накапливать опыт толерантности сторон.

3. Между желаемыми и действительными качествами педагогов и требованиями времени.

3. Учиться толерантности самим педагогам, помня о том, что толерантность – это их профессионально необходимое качество, диктуемое задачами, содержанием и характером деятельности.

4. Между педагогом и родителями школьников.

4. Создание условий для рождения обоюдной толерантности не только на межличностном уровне, но и на уровне социальном, как средства и условия взаимной толерантности преподавателей школы и родителей.


5. Извечное противостояние Добра и Зла в различных проявлениях и постоянное стремление человека преодолеть, изжить Зло.

5. Формирование элементов толерантного сознания у учащихся школы, усвоение ими общечеловеческих ценностей.



IV. Т Е О Р Е Т И Ч Е С К А Я Б А З А И Н О В И З Н А.



Методологическую основу программы толерантного воспитания составляют идеи доктора психологических наук Якиманской И.С. о личностно – ориентированном обучении, ведущие идеи Винокурова Н.К., Бабанского Ю. К., которые одной из центральных задач обучения считают целенаправленное, интенсивное развитие личности, ее творческого потенциала, который образует основу для достижения наилучших результатов. Особую ценность в осмыслении проблемы имеют технологии саморазвития личности школьника Селевко Г.К., не разделяющей учебную и внеурочную деятельность школьников, формирования жизненного опыта учащихся Щурковой Н.Е., а также личностно-ориентированной воспитательной системы Степанова Е. Н. для формирования толерантной личности, идеи доктора педагогических наук, профессора Университета Российской академии образования Вульфова В.З. по этой же проблеме. Очень интересна теория педагогической поддержки Газмана О.С., философские аспекты гуманизации образования, разработанные в научных исследованиях Маслоу А., Фрома Э., Зинченко В.П., теория взаимодействия школы с социальной средой Макаренко А. С., Сухомлинского В.А., Блонского П.П., идеи зарубежных и отечественных педагогов по методике интерактивного обучения Берна Э., Осборна А., Петрушина С., Вакуленко В.

Новизна проблемы состоит в создании системного подхода в развитии креативных способностей детей через формирование толерантных отношений на уроках и дальнейшем проецировании накопленного опыта на жизненные ситуации.

Системный подход выражается в четко выстроенной структуре работы с детьми через классно-урочную систему, а также внеклассную работу.



V. Т Е Х Н О Л О Г И Я У Ч Е Б Н О - В О С П И Т А Т Е Л Ь Н О Й



Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И:



ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧИТЕЛЕМ, УЧАЩИМИСЯ.





t1599496060aa.gif



ДИАГНОСТИКА В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ СТАРТОВОГО УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ, ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСВИТЕЛЬНОСТИ.







t1599496060aa.gif



СОБСТВЕННО РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,

КЛАССОМ.





t1599496060ab.gift1599496060ac.gif





КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА



t1599496060ad.gift1599496060ae.gif



ЗАДАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

ФАКУЛЬТАТИВЫ



t1599496060ad.gif

t1599496060ad.gif





ЗАДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА

КРУЖКИ

t1599496060af.gif



t1599496060ad.gif



РАБОТА НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ

/НОУ/.



ЗАДАНИЯ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ УЧЕБНЫХ ОПЕРАЦИЙ.



t1599496060ag.gif

t1599496060ah.gif

t1599496060ag.gif



t1599496060ai.gif



Р Е З У Л Ь Т А Т





t1599496060aa.gif



ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНОЙ К
САМОРАЗВИТИЮ.







Методы обучения:

При реализации идей концепции могут быть использованы следующие методы обучения:

а) объяснительно - иллюстративный, когда учителем будут излагаться основополагающие факты;

б) метод проблемного обучения, когда учителем будет создана проблемная ситуация, сформирована проблема и указано ее решение;

в) частично - поисковый, когда учитель дает в наметке путь решения проблемы, разбивает на проблемы, а все остальное додумывают сами учащиеся, чье мнение коллективно обсуждается;

г) исследовательский метод, когда учащиеся формулируют проблему и решают ее. Данный метод может применяться в научно-исследовательской деятельности учащихся, поисковой, краеведческой. Для реализации данного метода необходима предварительная работа с детьми.

Формы обучения:

Основные положения настоящей концепции предполагается реализовать на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с предложенной выше схемой технологии учебно – воспитательной деятельности.

В ходе урока могут быть использованы следующие формы обучения:

- фронтальная работа,

- групповая работа,

- индивидуальная работа.



КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.



Критерии

Показатели

Диагностические

средства

1.Сформированность интеллектуального потенциала личности.

Усвоение учащимися образовательных программ.

Познавательная активность.


Анкетирование учащихся.

Школьный тест умственного развтия.

Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

Педагогическое наблюдение.

2.Сформированность нравственного потенциала учащегося.

Нравственная направленность личности.

Сформированность отношений ученика к Родине, обществу, семье, школе, себе,

природе, труду.

Положительная мотивация к многообразию мира.

Анкеты для родителей.

Педагогическое наблюдение.

Методика «Недописанный тезис».

Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.





ВНЕДРЕНИЕ ИДЕЙ КОНЦЕПЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МКОУ «Новоусманская СОШ № 2»



Пояснительная записка

Сегодня, как и раньше взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. Педагоги считают необходимым поддержать подрастающее поколение в его жизненном самоопределении.

Рассматриваемое авторами Программы направление учебно – воспитательной деятельности по формированию толерантной личности соотносится с воспитательной целью средней общеобразовательной школы №2, не противоречит ей. Программа по толерантному воспитанию поможет в реализации основной учебно – воспитательной задачи школы. Введение в учебно – воспитательный процесс идей толерантности обогатят как ученический, так и учительский коллектив, будут способствовать преодолению затруднений в жизненных ситуациях.

Известно, что толерантность понимается как способность человека или группы сосуществовать с другими людьми или сообществами. Поведение, образ жизни, жизненный опыт, его организация – это основное поле деятельности педагогов, на котором только они могут практически реализовать поставленные задачи, обогащая опыт толерантности своих учащихся и, конечно же, свой собственный опыт.









































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.