Формирование валеологической культуры учащихся начальной школы
Роль педагога в формировании валеологической культуры младших школьников трудно переоценить. Всю свою деятельность по формированию валеологической культуры стараюсь проводить с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей учащихся. Сегодня меня удручает физическое состояние современных школьников. Более 50 % учащихся имеют ослабленное здоровье. В 15 раз возрастает число больных вегетососудистой дистонией за время обучения только в начальных классах, в 10 раз за этот же период увеличивается число детей с близорукостью, в 5 раз с ожирением. К старшим классам число абсолютно здоровых детей уменьшается в три раза. Растет число умственно неполноценных детей. Напрашивается вывод: здоровье, особенно подрастающего поколения в опасности.
Мы, как учителя начальных классов, должны помогать укреплять и сохранять здоровье, формировать здоровый образ жизни учащихся – признак высокой культуры человека.
Поэтому, проблема необходимости формирования валеологической культуры с самого раннего возраста является в настоящее время актуальной. С этой целью я проводила исследование на тему: «Формирование валеологической культуры младших школьников».
Объектом моего исследования явилась валеологическая культура младших школьников, а предметом исследования процесс формирования валеологической культуры младших школьников.
Целью моего исследования стала разработка системы "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников, программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Планета Здоровья».
Гипотезой исследования: уровень сформированности валеологической культуры будет наиболее высоким, если будет выполняться ряд условий:
строгое соблюдение режима школьных занятий;
правильная организация урока;
обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям;
проведение системы "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий.
Передо мной стояли следующие задачи
Изучение психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Раскрытие теоретических основ формирования валеологической культуры.
Выявление уровня сформированности валеологической культуры младших школьников.
Разработать и провести систему внеклассных мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры младших школьников.
Сделать выводы и предложить методические рекомендации учителям начальных классов.
Методы исследования:
изучение педагогической и методической литературы;
педагогическое наблюдение;
анкетирование;
тестирование;
опрос;
анализ;
В теоретической части своего исследования я раскрыла основы формирования валеологической культуры младших школьников, сделала исторический анализ развития валеологической культуры. Ваше внимание хочу обратить на опытно – экспериментальную часть исследования.
Констатирующий эксперимент, который проводился в начальных классах МОУ СОШ № 6 ст. Кущевской, Кущевского района, ставил своей задачей выявить знания и умения о здоровом образе жизни и оценить насколько внимательно дети относятся к здоровью, а также изучение методической литературы по проблеме исследования.
В ходе опытно-экспериментальной работы я опиралась на следующие определения валеологической культуры – это знание и понимание:
- основных процессов, которые обеспечивают устойчивое здоровье;- основных противоречий между человеком и окружающей средой;
- причин, порождающих современные проблемы охраны здоровья.
Умение:
критически оценивать состояние здоровья;
оценивать свои поступки и поступки людей по отношению к здоровью;
соблюдать здоровый образ жизни.
Для выявления валеологических знаний детей проверяла такие показатели как осознанность, полнота и действенность. При определении осознанности детям нужно было из шести предлагаемых картинок выбрать: что для глаз полезно, а что вредно. А также была предложена проблемная ситуация: "Мальчик заболел гриппом, он едет на прием к врачу в автобусе, рядом находятся люди. Он все время кашляет и чихает. Что вы посоветуете сделать ему и окружающим людям в данной ситуации?" на которую дети отвечали письменно.
По результатам анализа работы с картинками и проблемной ситуации я сделала вывод: осознанность детей находится на среднем уровне, т.к. учащиеся зачастую высказывают самостоятельные суждения, могут доказать определенные положения.
Для определения полноты знаний я провела тестирование по теме "Охрана здоровья человека". Тест включал в себя следующие вопросы:
Кого называют здоровым человеком?
Что такое закаливание?
Перечисли приемы закаливания?
По результатам анализа можно сделать следующий вывод: полнота знаний учащихся находится на среднем уровне, т. к. знания отрывочные, характеризуют недостаточную глубину и прочность.
Для определения действенности знаний было проведено наблюдение, в результате которого выяснилось, что дети умеют применять полученные знания на практике в типичных условиях, что соответствует среднему уровню
Для выявления валеологических умений брала такие показатели, как самостоятельность и постоянство. При определении уровня валеологических умений провела педагогическое наблюдение и беседу. В беседу входили такие вопросы:
Покажите, как правильно нужно чистить зубы и сколько времени?
Когда нужно мыть руки и как двигать при этом руками?
Проанализировав ответы детей, и пронаблюдав за ними, можно сделать вывод, что умения детей мыть руки и чистить зубы находятся на низком уровне, так как умения с трудом проявляются даже в наиболее часто встречающихся видах деятельности.
Таким образом, проанализировав ответы детей, по педагогическому наблюдению и дополнительному опросу учащихся можно сделать вывод о том, что знания детей о здоровье осознанны, но недостаточно полны, а умения детей не сформировано, практические умения не отработаны.
Завершился этот этап эксперимента выявления исходного уровня валеологической культуры учащихся. С этой целью было проведено валеологическое тестирование.
В ходе исследования были выделены 3 основных уровня сформированности валеологической культуры младших школьников: низкий, средний, высокий. Дадим им характеристику.
Первый уровень – низкий. Учащиеся с этим уровнем знаний валеологической культуры редко высказывают самостоятельно суждения, не могут доказать определенные положения, их знания не всегда адекватно отражают валеологические явления. Учащиеся характеризуются поверхностными знаниями, для которых характерно отсутствие глубины и прочности. Они с трудом могут применить знания на практике, только с помощью учителя применяют некоторые умения. Приобретенные умения с трудом проявляются даже в наиболее часто встречающихся видах деятельности. Учащиеся очень медленно и не всегда точно оценивают валеологические ситуации и явления, и зачастую принимают неверные решения.
Второй уровень – средний. К этому уровню относятся учащиеся, которые могут зачастую высказывать самостоятельные суждения и доказывать определенные положения. У учащихся, относящихся к этому уровню, знания частично отражают валеологические явления, но эти знания отрывочны, недостаточно глубоки и прочны. Но на практике, в типичных условиях, эти знания могут успешно применяться. С помощью учителя, эти учащиеся могут применять также и умения в практической деятельности, особенно в тех ситуациях, когда они медленно, но точно оценивают валеологические ситуации, принимают правильные решения.
Третий уровень - высокий. Учащиеся, относящиеся к этому уровню, всегда высказывают самостоятельные суждения и могут доказать определенные положения. Их знания адекватно отражают реальные валеологические явления и характеризуются полнотой, глубиной и прочности. Учащиеся могут легко применять знания в не типичных условиях. Этот уровень характеризует учащихся, которые без чьей-либо помощи применяют полученные умения в практической деятельности. Эти умения могут проявляться и использоваться в разнообразных видах деятельности. Учащиеся быстро и точно оценивают валеологические ситуации и применяют правильные решения.
Условий для формирования валеологической культуры недостаточно, необходима комплексная работа. Учитель должен разработать систему дополнительных занятий и внеклассных мероприятий, направленных на повышение уровня валеологической культуры, т.е. пополнить знания и сформировать умения. Этому и был посвящен формирующий этап нашего эксперимента.
На формирующем этапе эксперимента, который проводился в нашей школе, мною была разработана программа внеурочной деятельности для младших школьников «Планета Здоровья» позволяющая повысить уровень валеологической культуры детей младшего школьного возраста, в которую включены "уроки здоровья" и внеклассные мероприятия: "Дружи с водой", "Друзья вода и мыло", "Забота о глазах", "Зубы и уход за ними" и внеклассные мероприятия: игра-викторина "Чтобы быть здоровым", "Путешествие к планетам галактики зубной щетки" и "Спортивный праздник" (День здоровья и другие.
На занятиях детям были предложены различные формы работы, были использованы разные методы, что им очень понравилось, даже самые молчаливые и стеснительные ребята принимали участие в беседе.
На контрольном этапе эксперимента детям был предложен тест,
целью которого было выявление эффективности проделанной работы.
Он содержал в себе восемь заданий и ряд ответов, детям нужно было выбрать правильные ответы.
Например: Сколько раз в день нужно чистить зубы:
нужно чистить изредка;
только утром;
утром и вечером, и.т.д.
И после того, как тест был проведен, ответы детей проанализированы, я сделала следующие выводы: практически все дети выбрали правильные ответы, затруднения возникли во втором вопросе: "Как нужно чистить нижние зубы?", половина детей выбрали ответ: а) хотя правильный ответ б), остальные же ответы детей были верными, и это говорит о том, что проведенная работа, включающая в себя систему дополнительных уроков и внеклассных мероприятий, прошла недаром. У детей сформировались некоторые основы валеологической культуры, развились практические умения.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что уровень валеологической культуры значительно повысился. Но такая работа будет наиболее эффективна, если вести ее и в дальнейшем.
Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что формирование валеологической культуры у младших школьников будет эффективным за счет "уроков здоровья" и внеклассных мероприятий, а поставленные цели и задачи в начале исследования, достигнуты.