«Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотических идеалов как целевой ориентир для развития образовательного пространства Гаврилов-Ямского муниципального района (в рамках сетевого взаимодействия). Из опыта работы

2
1
Материал опубликован 7 May

«Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотических идеалов как целевой ориентир для развития образовательного пространства Гаврилов-Ямского муниципального района (в рамках сетевого взаимодействия))

Сегодня вы уже много слышали о роли духовно-нравственного воспитания в становлении личности ребенка. Но, наверное, вы со мной согласитесь, если я скажу, что духовно-нравственное воспитание рука об руку идет с формированием гражданской идентичности подрастающего поколения. Невозможно себе представить комплексный образовательно-воспитательный процесс без вовлечения детей в мероприятия, направленные на сохранение духовных ценностей, на сохранение памяти поколений, на привитие любви к Родине, к Отчизне, к подвигам наших соотечественников, отдавших жизнь за то, чтобы мы сейчас жили.

Воспитание таких качеств, как патриотизм, уважение к истории своей страны и ее культуре, обеспечивает не только личностное развитие, но и социальную ответственность.

Участие детей в мероприятиях, посвященных сохранению духовных ценностей и памяти поколений, способствует осознанию своих корней, традиций и истории. Это может быть участие в патриотических акциях, праздниках, экскурсиях по памятным местам, а также образовательные программы, направленные на изучение Родины, литературы и искусства, которые вдохновляют молодежь. Важно также создавать такие условия, при которых дети могут обсуждать значимые события, делиться своими мыслями и чувствами, находить единомышленников. Таким образом, они формируют не только свою гражданскую позицию, но и способность быть активными участниками общественной жизни, что в будущем способствует развитию общества в целом. Воспитание любви к Родине и уважения к подвигам предков не менее важно, чем образовательные достижения. Эти ценности формируют устойчивую основу для становления гармоничной и ответственной личности, готовой внести вклад в будущее своей страны.

Второй год в нашем районе реализуется сетевой Интернет-проект. Проект 2024 года "Пугает ли город сегодня выпускников сельских школ?" затрагивает важную тему, касающуюся будущего молодежи из сельской местности. В последние годы городской образ жизни становится все более привлекательным для молодых людей, однако одновременно он несет в себе определённые страхи и неуверенность. Многие выпускники сельских школ сталкиваются с трудностями адаптации в городе: это может быть высокая конкуренция на рынке труда, необходимость поиска нового круга общения и сложности с жильём. Кроме того, городская жизнь часто требует больших финансовых затрат, что может быть проблемой для молодёжи из сельских районов, где доходы ниже. Тем не менее, стоит отметить, что город открывает множество возможностей для образования и карьерного роста. Успешные программы государственной поддержки и развитие дистанционного образовательного процесса помогают выпускникам получить знания и навыки, необходимые для успешной жизни в условиях города. Таким образом, страхи выпускников сельских школ перед городом вполне обоснованы, но они также могут быть преодолены при наличии должной подготовки и поддержки. Важно создавать условия для успешной интеграции молодежи в городскую среду, обеспечивая доступ к ресурсам, которые помогут им раскрыть свой потенциал.

В 2025 году мы празднуем замечательную дату, почтительный юбилей – 80-летие Победы в ВОВ. Также Указом Президента РФ 2025 год объявлен годом защитника Отечества. Задумавшись над новым проектом, мы решили посвятить его именно этой теме – теме ВОВ. Тема была выбрана сразу – память поколений, то, что осталось и останется с нами, то, что напоминает нам, кому мы обязаны мирным небом над головой – памятники и мемориалы Гаврилов-Ямского муниципального района.

Тема очень актуальна и, поэтому, бросив клич в образовательные учреждения района, мы сразу же получили положительный отклик, начиная от руководителей и заканчивая самыми главными участниками – детьми.

Старт сетевого интернет – проекта был запланирован на октябрь, но подготовительная работа началась уже в июне 2024 года. Велось активное обсуждение названия проекта, продумывались этапы, разрабатывались задания. Существенный вклад внесли сами дети. Их так заинтересовала история памятников воинам, погибшим в ВОВ, что они сами предложили несколько заданий.

Проект проводится с целью вовлечения обучающихся образовательных организаций в проектную деятельность, а также воспитанию у них патриотических чувств.

Категория участников: учащиеся 9-11 классов

Форма организации: индивидуальная, групповая

Продолжительность проекта: октябрь 2024 г. – апрель 2025г.

Типология проекта: сетевой, социальный

Сервисы проекта: входной опрос и итоговая анкета в Google-формах, электронная почта, сетевые офисы (Google-документы), облачные хранилища (Google, Yandex или Mail) для создания, редактирования и представления материалов

В нашем первом сетевом Интернет – проекте приняли участие команды из 4-х сельских школ и 1-го УДО Гаврилов-Ямского муниципального района. В этом году команды из 12 образовательных учреждений района приняли участие в проекте.

Для реализации сетевого проекта на тему «Память, одетая в камень» была выбрана платформа Google, как одна из наиболее доступных и изученных детьми и педагогами.

Команды работали над обозначенными этапами, выполняли задания, писали статьи, встречались с очевидцами, а результаты размещали на специально созданном сайте https://sites.google.com/view/setevoy-proektpamyat/главная-страница

Для того, чтобы организовать работу всех участников проекта был создан аккаунт в сервисе Google.

Логин и пароль получили все участники сетевого проекта, таким образом получив доступ к сайту в качестве редактора.

Для регистрации в проект была создана анкета в google-формах.

Нами, как организаторами, был создан сам сайт, добавлен основной контент, созданы страницы команд – участников. Оформлением, в основном занимались учащиеся.

Кроме основных разделов мы создали раздел «Оценивание этапов проекта». Для каждого этапа продумывался состав специалистов, осуществляющих оценку. Например для оценивания задания "Написание статьи, связанной с историей памятника (мемориала)" была привлечена председатель районного совета ветеранов Ватутина Ирина Николаевна, а также Жанна Германовна Ерофеева - И.о. заместителя директора по учебно-воспитательной работе Центра детско-юношеского туризма и экскурсий.

А для оценивания задания "Создание видеоролика об истории создания памятника (мемориала)" были приглашены Прялочникова Светлана Александровна – директор информационно-методического центра г. Гаврилов-ЯМ, Горюшина Екатерина Александровна – руководитель регионального модельного центра (на тот момент), Исаева Татьяна Николаевна – консультант Управления образования Администрации Гаврилов-Ямского района.

Так же для оценивания других этапов привлекались специалисты из Дома культуры, ДДТ, заместители директоров по УВР образовательных учреждений района, центра психолого – медико – социального сопровождения.


В этой форме организации, как вы видите, есть большое преимущество. Можно пригласить членов жюри – специалистов в своих сферах деятельности не зависимо от их географического местонахождения. Проект находится в сети Интернет и доступен для любого жителя земного шара при наличии у него ссылки.




Е – работа единой командой

КЛИМОВА М.М.

Сетевой проект состоит из трех основных этапов: организационного, основного и заключительного.

Каждый этап включает в себя основные разделы.

Каждый этап и разделы имеют конкретные сроки исполнения.


1.Организационный этап проходил с 15  – 25 октября 2024г. и включал в себя два уровня: теоретический и практический.

На теоретическом уровне участники проекта знакомились с основными документами.

Это –

-  Приказ Управления образования Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района от 30.09.2024 № 441 "О проведении сетевого Интернет - проекта "Память, одетая в камень"

- Правила безопасного поведения в Интернете.

- Безопасность личных данных участников проекта.

- Информация о проекте.

На практическом уровне участникам предстояло оформить документы, разрешающие работу в сети Интернет:


- Согласие на обработку персональных данных.

- Разрешение родителей.

Данные документы не выставляются на страницы участников, а хранятся в школах у руководителей команды.


- Регистрация участников – начало работы команд в сети.

Здесь предстояло заполнить анкету участника проекта, которая была представлена в Google – форме, найти ее можно было по указанной ссылке.

 https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfLP_uYYMDHoFfIqK2w4fjOi2D4YhhiV4wQYjSBn9pkM8YGFQ/viewform?usp=sharing 

 

- Создание визитной карточки команды  (критерии) первое конкурсное испытание для участников проекта.

Каждое конкурсное задание сопровождается указанием критериев для его подготовки и дальнейшей оценки.


После завершения организационного или подготовительного этапа, команды перешли ко второму основному этапу.

Этот этап состоит полностью из конкурсных разделов.

 

  2.Основной этап.

Выполнение заданий  было определено с 26 октября 2024 по 28 марта 2025 года.

Открывался этап разделом

- Создание фотоальбома "Во все времена"- 26 октября – 10 ноября 2024г (критерии)

На своей странице каждая команда публиковала ссылку на фотоальбом, связанный с памятником (мемориалом).

Сервис для создания фотоальбома команда выбирает на свое усмотрение. Можно было использовать предложенные ссылки или работать в облачных сервисах.

Каждая команда работал строго на своей странице сайта и в своей папке.


- История памятника (мемориала)11-25 ноября 2024г  (критерии

В данном разделе каждая команда публиковала документы, связанные с историей памятника (мемориала) и основанную на них статью.


- Следующий раздел проекта Создание видеоролика о дне открытия памятника26 ноября-25 декабря 2024г  (критерии)

настраивал участников на максимальную творческую работу.

Необходимо было не только создать видеоролик о дне открытия памятника (мемориала), но и выставить результат на страницу своего общеобразовательного учреждения.

Так наш проект стал расширять свои границы.

Работа в данном разделе была сложной и кропотливой, поэтому даже потребовалось продлить сроки его выполнения.


- Далее последовал раздел - Изучение материалов всех команд, который предусматривал завершение в форме онлайн-викторины по вопросам команд-участников - 16 декабря-26 января 2025г.

Для создания викторины каждая команда представила по 2 вопроса по статье об истории памятника (монумента).

Используя, полученные вопросы, организаторами была составлена общая викторина в Google – форме.

 Для того, чтобы выполнить этот раздел участникам необходимо было ознакомиться с материалами каждой школы.

От каждой команды принимался только 1 ответ.



- И снова творческий раздел - Оформление праздничного (юбилейного) буклета27 января-15 февраля 2025г.

Участники поработали на славу, представив на суд жюри  разные, красочные, интересные буклеты.


- Следующий раздел - Составление индивидуального маршрута посещения памятных объектов Гаврилов-Ямского муниципального района - 16-25 февраля 2025г

Организаторами была предоставлена единая форма оформления маршрута. А вот объекты для посещения участники определяли сами.

Данный раздел единственный на этом этапе, который не подлежал оцениванию.


- Заключительный раздел этапа - Исполнение индивидуального маршрута посещения памятных объектов. 26 февраля-28 марта 2025г.

Каждая команда в ходе посещения, должна фиксировать свое присутствие на объекте, а затем оформить общую презентацию, прохождения индивидуального маршрута.


3. Заключительный этап. 

- Оформление онлайн-экскурсии по памятникам (мемориалам), посвященным ВОВ.

Для оформления использовался сервис изи – трэвел

https://izi.travel/en/browse/3721e926-8349-45e3-8479-0ef41f698105

Создание онлайн-экскурсии осуществляли организаторы проекта.

В ходе работы над проектом обнаружились памятные места, которые не были охвачены детальным изучением команд.

Они были включены в экскурсию, а сведения о них были заимствованы из работ краеведов.


Конечно, участников проекта не мало – 50 человек, но ребята, проведя такую колоссальную работу, узнав историю своих памятников, а также познакомившись с историей памятников района, опросив своих одноклассников и родственников, поняли, что практически никто не знает, какие памятники есть в районе, как они выглядят, историю их создания… Для того, чтобы проинформировать как можно больше жителей, а также для популяризации сетевого проекта, ребята решили запустить викторину, аналогичную той, которую проходили они, в социальной сети ВК. Только по прочитанным статьям, а по созданным ими самими видеороликам. Начиная с февраля 2 раза в неделю в официальной группе Дворца детского творчества, где более 2000 подписчиков, выходили видеоролики о памятниках Гаврилов-Ямского района. 17 марта в этой же группе была опубликована викторина «Память, одетая в камень».

На сегодняшний день в ней приняло участие 26 респондентов, 61,5% участников женского пола, 38.5 – мужского. Также мы можем увидеть, что большинство участников – это люди 15-20 лет – 60%, также много подростков 10-15 лет – 36%. Можно объяснить это тем, что группа все-таки создана больше для детей и подростков, посещающих или желающих посещать творческие объединения.

Ну а сейчас мы дадим слово самим участникам проекта. Они расскажут о своей работе над этапами, о том, какие сложности у них возникли в ходе выполнения заданий, о том, что они узнали нового, с какими людьми познакомились.

Как организатор хочу выразить огромную благодарность всем участникам проекта. За их неиссякаемую энергию, за их энтузиазм и отзывчивость, за фонтанирование идеями и воплощением их в дело. А дело, на мой взгляд, действительно важное, потому что это:

- конечно же Сохранение памяти: памятники ВОВ — это символы уважения к подвигу тех, кто защищал Родину. Они напоминают о страданиях и жертвах, понесенных во время войны. Привлечение школьников к изучению этих памятников помогает сохранить память о прошлом.

- Формирование патриотизма: Изучение истории страны, включая события ВОВ, помогает развивать чувство гордости за свою родину и уважение к её героям. Патриотизм — это важная ценность, которую стоит воспитывать в молодом поколении.

- это Историческая грамотность: Проект поможет школьникам лучше понять историю своей страны, осознать значимость событий, произошедших в прошлом, а также развить исследовательские навыки.

- Культурное наследие**: Памятники являются частью культурного наследия, и их изучение способствует более глубокому пониманию местной и национальной истории. Это позволяет школьникам увидеть, как искусство и архитектура могут отражать исторические события.

- ну и конечно же Развитие критического мышления: Исследование памятников может включать анализ их создания, роли в обществе и изменения восприятия со временем. Это развивает у школьников критическое мышление и умение анализировать информацию.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Фундаментальная и актуальная проектная работа. Благодарю всех, кто принимал участие в ее создании.

2
8 May

Похожие публикации