12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Глыбина Ирина Васильевна180
1

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Эссе на тему «Цифровая образовательная среда - новые возможности для обучения и развития детей»


ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ







Личность есть не субстанция, а творческий акт.

Н. А. Бердяев




В конце XVIII века Москве два раза в неделю выходил журнал с удивительным названием «Иппокрена, или Утехи любословия». Что означало это замысловатое звучащее название? Это станет понятно, если вспомнить древних греков. В их мифологии, породившей многие чудеса фантазии, существовал волшебный ключ на горе Геликон, что в Беотии. По преданию, источник этот возник от удара копыта Пегаса о землю. Поэтому и стали называть его 6 Иппокрена-источник коня.Но пегас , как известно, был не простой лошадью, и струи, хлынувшие из-под его копыта, оказались волшебными. В их водах черпали вдохновенье поэты. Древние греки создали эту красивую легенду, рожденную их стремлением познать мир. Так, по-своему, они пытались объяснить одну из тайн человеческой природы- тайну творчества. Тайна Иппокрены -это процесс рождения новой книги, сборника, журнала, газеты.

Сегодня во всех сферах жизни востребована самостоятельная творческая личность, обладающая системными знаниями и способная применять эти знания в практической деятельности. Личность, обладающая развитым творческим мышлением, может не только обеспечить себе достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу общества.

«Творческое мышление один из видов мышления, характеризующийся созданием нового продукта и нового отношения к самой познавательной деятельности. Творческое мышление отличается от процессов применения готовых знаний, называемого продуктивным мышлением», — утверждал О. К. Тихомиров.

Отечественными и зарубежными учеными (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Э. Боно, Дж. Гилфорд) было признано, что формирование и развитие творческого мышления человека может осуществляться не столько под влиянием условий воспитания и повседневной жизни, сколько в процессе целенаправленных занятий с помощью активных методов обучения [Боно Э. и др.].

Формирование творческого мышления учащихся с использованием средств ИКТ обеспечивается реализацией комплекса подходов и адекватных им принципов. Такими подходами являются системный, деятельностный и личностно-ориентированный. Наиболее адекватными принципами реализации системного подхода являются принципы системности и научности; деятельностного подхода принципы сознательности, активности, связи теории с практикой; средового подхода — принципы ориентации образовательной среды на индивидуальную форму воспитания и стимулирования творческих проявлений учащегося; личностно-ориентированного подхода принципы самоактуализации, индивидуальности, учета возрастных особенностей, творчества и успеха, доверия и поддержки.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования.

Современные дети «поколения Гугл» отличаются огромной скоростью мысли, поиском мгновенной информации в Интернете, скоростью коммуникаций. Необходимо принимать этот факт для организации учебного процесса. Интернет — кухня, плита — социальная сеть. Что там варится? Знает лишь повар. Главное — целесообразное и умелое использование кухни. Большинство учеников выходят ежедневно во «ВКонтакте». Значит, используем возможности сети Интернет. Организуем проектную деятельность.

Эссе — жанр-лидер XXI века. Со-мнение, со-переживание, со-участие лежат в основе литературного, публицистического, научного, философского «развлечения». Эссе содержит психологический мир пережитых впечатлений и восприятий, философский подтекст, определяющий смысл жизни через смерть, вечность и реальность. Структурируется эссе таким образом:

  • Смысловой план
  • Композиционно-речевой план
  • Стилистическая модель.

Этот вид письма представлен в нестандартной форме мышления. Он рождается в мыслях, оформляется сразу в Интернете, помещается в электронный сборник. Проектная работа по интеграции искусства и живописи нашла свое отражение в работе «Живопись глазами учеников 8 класса НОЦ». Результатом проектной деятельности по интеграции музыки и лингвистики стала электронная книга эссе «Музыка в моей душе». Эссе как безадресное порождение осознания себя в 10 классе вырастает в яркие метафоры: «Моя жизнь в цвете», «Мой день в квадрате», «Мое будущее по спирали». Десятиклассники освоили жанр мини-саги «Розовое и черное», пробовали себя в роли журналистов. Общение с педагогом происходит на странице «ВКонтакте».

Стимулирование и развитие творческой активности обучающихся связано с участием подростков 9-10 классов во Всероссийской акции, проводимой в Интернете, «Школьная летопись». Создана электронная книга, куда вошли тексты разных жанров (эссе, саги, анекдоты, фанфики, хайку, дневниковые записи, переписка с учителем и др.). Ребята создали оформление обложки книги, работая в группах, защитили мини-проект,.

На уроке литературы в старших классах создавалась совместная работа по изучению творчества губахинского автора Анастасии Ларецкой «Слово как...». Проблемная ситуация выглядела так: «Представьте себе, что известная в интернет- сообществе поэтесса готовит к печати сборник стихотворений «Я тебя отпускаю, любя». Мы можем помочь автору распространить тираж. Что делать»? Обучающиеся проводили исследование, раскрыв индивидуально-авторский диапазон творчества А. Ларецкой. Рассказывали о творчестве А. Ларецкой в социальных сетях. Писали отклики на отдельные стихотворения («Медленно, говорите, пожалуйста, медленно...»). Общались в «Скайпе». Макет человеческих переживаний оформляли в виде фрейма (структуры художественных образов). А. Ларецкая на своей странице сайта «Стихи.ру» написала: «Умейте уважать ВЫБОР других людей, даже если он оказался не в вашу пользу... Умейте уважать МИР других людей, даже если он не имеет ничего общего с вашим... Не осуждайте тех, кого вы не в состоянии понять... Будьте свободны...»


Очень привлекательной для меня является работа во внеурочное время. Так воплотилась давняя мечта - создать газету для школьников руками самих детей. За полгода мы сформировали команду, выпустили шесть номеров, став частью медиацентра «Точка роста». Газета «НОЦ-NEWS» - часть этого центра.


Современный мир сложен, многообразен, динамичен. Получение информации об окружающем мире очень важно в подростковый период для социализации подростков, интегрирования личности в социальную систему, а также для индивидуального развития и самореализации подростков. Собственные школьные СМИ являются не только источником получения необходимых подростку сведений, но и открывают широкие возможности для самоорганизации и самореализации учащихся. Образуется разновозрастный коллектив школьной редакции, работая в котором, ребята учатся

  • вести диалог;
  • искать грамотный выход из сложившихся ситуаций;
  • не уходить от проблем или пытаться решить их силой;
  • слушать своих оппонентов и слышать, что они говорят;
  • формировать свою точку зрения;
  • учитывая все мнения, вырабатывать свою позицию в сложившейся ситуации.


Однако мало заинтересовать учащихся работой в школьной редакции. Мне важно выявить наклонности детей, сформировать команду, распределив роли с учетом способностей и желания самих учащихся так, чтобы они были убеждены, что организовались и распределили роли между собой сами. Лидеры набирают себе команды и организуют их деятельность. Ребята, нашедшие себя в журналистике, объединяются в команды под начало лидеров или самостоятельно совершенствуют свое мастерство в редакции. Но, независимо от выбранного направления деятельности, десятиклассники в школьной редакции проводят мастер-классы для менее опытных товарищей- семиклассников, таким образом подготавливают себе смену.


Тематическое содержание газеты соответствует интересам учеников. Концепция редакции- отклик на современную жизнь школы, страны, мира. Наличие аналитической и творческой составляющих позволяет привлечь читателей, оказавшихся в огромном медиапространстве.

Целью работы редакции «НОЦ-NEWS» является поддержка медиаобразования в школе, популяризация и повышение статуса школьных СМИ. В рамках информационного общества необходимо продвижение новых форм и форматов взаимодействия с подростками. Нас интересует повышение социальной активности учеников, создание условий для их самореализации. Творческие компетенции, инициативность –на первом плане. В газете есть постоянные рубрики, такие как «Один день из жизни класса», «Знакомство с традициями народов России», «Связь с театром «Доминанта», «Первые опыты в журналистике», «Встречи с интересными людьми», «Интервью с педагогом».

Существуют глобальные проблемы современности, которые важно осмыслить и донести до читателей. Это мировая проблема одиночества, незащищенность ребенка в обществе сверстников, определение будущей профессии и другие.

Голос газеты- это тон, заданный общим стилем ее материалов. Мы стремимся быть интересными читателям интерактивного органа печати. Раскрытие творческого потенциала школьников - главная цель клуба.


Представьте себе: вы подходите к расщелине в горе, а оттуда бьет источник. Солнце отражается всеми красками в капельках воды, и вы чувствуете прохладу источника. Опуская руки в бегущие струи воды, вы наклоняетесь и шепчете: «Источник вдохновения, пошли мне озарение, как мне создать свое творение»? Я представляю, как мои воспитанники подносят воду к губам и пьют прохладную воду, наполняясь ее живительной влагой, творческой энергией созидания, новыми силами.

Моя профессиональная позиция может быть обозначена так: каждый воспитанник совершенен, необходимо это заметить, поддержать его, помочь в творческих начинаниях. В нашей команде каждая идея воплощается в виде интерактивных опросов, интервью, написании статей или заметок.

Открытость, незакомплексованность, отсутствие страха перед выступлением ценятся прежде всего. Чтобы усовершенствоваться, ребята учатся на городских курсах журналистики «Свое слово», организованных Центральной библиотекой. Свои медиаматериалы мы представляем на Всероссийском конкурсе «Лучшая школьная газета»

Копытце Пегаса подарило нам вдохновение и желание творить, общаться, любить жизнь. Такая деятельность радует всех.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.