12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Глыбина Ирина Васильевна180
2

Статья в сборнике "Открытая методика. Учитель-словескик в эпоху цифровизации образования"


Сборник научных и научно-методических статей по итогам IV Всероссийской научно-практической конференции «Открытая методика: учитель- словесник в эпоху цифровизации образования» (18– 19 октября 2019, ФГБОУ ВО «РГПУ им. А. И. Герцена», Санкт-Петербург).



Сборник издан при поддержке:


АНО «ЦДПО «АЛЬФА-ДИАЛОГ»



ОО «Ассоциация учителей литературы и русского языка»

Сборник научных статей по итогам

IV Всероссийской научно-практической конференции














Учитель-словесник в эпоху цифровизации образования

t1642775780aa.gif



ОТКРЫТАЯ МЕТОДИКА 2020

ФГБОУ ВО «РГПУ им. А. И. Герцена»




Санкт-Петербург

2020











Открытая методика: учитель-словесник в эпоху цифровизации образования


Сборник научных и научно-методических статей по итогам IV Всероссийской научно-практической конференции

(РГПУ им. А. И. Герцена, 18–19 октября 2019)







Под ред. Е. Р. Ядровской, А. И. Дунева










Санкт-Петербург Свое издательство 2020











Открытая методика: учитель-словесник в эпоху цифровизации образования: сборник научных и научно-методических статей по итогам IV Всероссийской научно-практической конференции (РГПУ им. А. И. Герцена, 18–19 октября 2019) / под. ред. Е. Р. Ядровской, А. И. Дунева. — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. 212 с.



ISBN 978-5-4386-1872-0



В сборнике представлены научные и научно-методические статьи по итогам IV Всероссийской научно-практической конференции «Открытая методика: учитель- словесник в эпоху цифровизации образования», которая прошла в Санкт-Петербурге 18 и 19 октября 2019 по инициативе Научно-методического cовета по преподаванию литературы и русского языка при ОО «АССУЛ» и кафедры образовательных технологий в филологии ФГБОУ ВО «РГПУ им. А. И. Герцена» при научно- организационной поддержке АНО «ЦДПО — «АЛЬФА-ДИАЛОГ». Сборник адресован ученым, преподавателям, учителям, студентам педагогических вузов — будущим учителям-словесникам.




t1642775780ab.pngt1642775780ac.pngt1642775780ad.png








t1642775780ae.gif

Ирина Васильевна Глыбина

Учитель русского языка и литературы высшей категории, МБОУ «СОШ №14» (НОЦ), г. Губахи Пермского края



ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ. ОПЫТ СОЗДАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО ЭССЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Аннотация

Предметом исследования является практическая деятельность обучающихся по созданию текстов в жанре эссе. Цель работы — организация проектной деятельности в рамках освоения технологии творческого мышления. Результатом работы по формированию творческого мышления является высокий уровень мотивации учеников, успешная сдача ГИА. Опыт работы помогает освоению новых стандартов в эпоху цифровизации образования.

Ключевые слова: психология творческого мышления, проектная деятельность, эссе, специфика освоения жанра эссе.




Личность есть не субстанция, а творческий акт

Н. А. Бердяев


Эссе — изложение на бумаге потока сознания

М. Монтень



Сегодня во всех сферах жизни востребована самостоятельная творческая личность, обладающая системными знаниями и способная применять эти знания в практической деятельности. Личность, обладающая развитым творческим мышлением, может не только обеспечить себе достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу общества.

«Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием нового продукта и нового отношения к самой познавательской деятельности. Творческое мышление отличается от процессов применения готовых знаний, называемого продуктивным мышлением», — утверждал О. К. Тихомиров.

Отечественными и зарубежными учеными (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Э. Боно, Дж. Гилфорд) было признано, что формирование и развитие творческого мышления человека может осуществляться не столько под влиянием условий воспитания и повседневной жизни, сколько в процессе целенаправленных занятий с помощью активных методов обучения [Боно Э. и др.].

Формирование творческого мышления учащихся с использованием средств ИКТ обеспечивается реализацией комплекса подходов и адекватных им принципов. Такими подходами являются системный, деятельностный и личностно-ориентированный. Наиболее адекватными принципами реализации системного подхода являются принципы системности и научности; деятельностного подхода — принципы сознательности, активности, связи теории с практикой; средового подхода — принципы ориентации образовательной среды на индивидуальную форму воспитания и стимулирования творческих проявлений учащегося; личностно-ориентированного подхода принципы самоактуализации, индивидуальности, учета возрастных особенностей, творчества и успеха, доверия и поддержки.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. [Концепция развития образования]

Современные дети «поколения Гугл» отличаются огромной скоростью мысли, поиском мгновенной информации в Интернете, скоростью коммуникаций. Необходимо принимать этот факт для организации учебного процесса. Интернет — кухня, плита — социальная сеть. Что там варится? Знает лишь повар. Главное — целесообразное и умелое использование кухни.

Большинство учеников выходят ежедневно во «ВКонтакте». Значит, используем возможности Интернета. Организуем проектную деятельность.

Эссе — жанр-лидер XXI века. Со-мнение, со-переживание, со-участие лежат в основе литературного, публицистического, научного, философского «развлечения». Эссе содержит психологический мир пережитых впечатлений и восприятий, философский подтекст, определяющий смысл жизни через смерть, вечность и реальность. Структурируется эссе таким образом:

  • Смысловой план
  • Композиционно-речевой план
  • Стилистическая модель.

Этот вид письма представлен в нестандартной форме мышления. Он рождается в мыслях, оформляется сразу в Интернете, помещается в электронный сборник. Проектная работа по интеграции искусства и живописи нашла свое отражение в сборнике «Живопись глазами учеников 8 класса НОЦ». Результатом проектной работы по интеграции музыки и лингвистики стала электронная книга эссе «Музыка в моей душе». Эссе как безадресное порождение осознания себя в 10 классе вырастает в яркие метафоры: «Моя жизнь в цвете», «Мой день в квадрате», «Мое будущее по спирали». Десятиклассники освоили жанр мини-саги «Розовое и черное», пробовали себя в роли журналистов. Общение с педагогом происходит на странице «ВКонтакте».

Стимулирование и развитие творческой активности обучающихся связано с участием подростков 9-10 классов во Всероссийской акции, проводимой в Интернете,

«Школьная летопись». Создается электронная книга, куда войдут тексты разных жанров (эссе, саги, анекдоты, фанфики, хайку, дневниковые записи, переписка с учителем и др.). Ребята создали оформление обложки книги (см. Приложение), защитили мини-проект, работая в группах.

На уроке литературы в старших классах создавалась совместная исследовательская работа по изучению творчества губахинского автора Анастасии Ларецкой «Слово как...».

Проблемная ситуация выглядит так: «Представьте себе, что известная в интернет- сообществе поэтесса готовит к печати сборник стихотворений «Я тебя отпускаю, любя». Мы можем помочь автору распространить тираж. Что делать?

Обучающиеся проводили исследование, раскрыв индивидуально-авторский диапазон творчества А. Ларецкой. Рассказывали о творчестве А. Ларецкой в социальных сетях. Писали отклики на отдельные стихотворения («Медленно, говорите, пожалуйста, медленно...»). Общались в «Скайпе». Макет человеческих переживаний оформляли в виде фрейма (структуры художественных образов). А. Ларецкая на своей странице сайта «Стихи.ру» написала: «Умейте уважать ВЫБОР других людей, даже если он оказался не в вашу пользу... Умейте уважать МИР других людей, даже если он не имеет ничего общего с вашим... Не осуждайте тех, кого вы не в состоянии понять... Будьте свободны...»

Стимулирование любознательности ребенка и личный пример креативного педагога — вот что требуется для осуществления проекта.

Сначала была создана беседа в группе «На пути к успеху 5б, 5д» социальной сети

«ВКонтакте». Это название предложила я как руководитель проекта. Пятиклассница Варвара Новоселова изменила название беседы, добавив аббревиатуру НОЦ, она проявила небольшую инициативу, подчеркнув значимость нашей работы. Сюда дети подписали своих родителей, которые заинтересовались нашей темой.

Проект рассчитан на год. Название его связано с лексической работой (требование стандарта) — «Владимир Иванович Даль. Дело всей его жизни («Толковый словарь живого великорусского языка»).

В сентябре ученики провели поиск в Интернете по созданию «Портрета лексикогорафа и писателя В. И. Даля». Пятнадцать фактов из жизни Даля стали материалом игры «Искусство задавать вопросы» (по Р. В. Шмидту). Чаще всего выбор детей падал на Дивергентный вопрос, помогающий рассмотреть наличие альтернативы. Затем ребята создавали текст эссе «Великие люди России. В. И. Даль».

Также им предстояла серьезная словарная работа в рамках проекта «В. И. Даль — дело всей его жизни» по материалам «Толкового словаря живого великорусского

языка». Необходимо было провести виртуальную экскурсию в мир народной мудрости, отражающей национальную культуру, быт, нравы, обычаи русского народа.

Для этого поэтапно выполнялись следующие задания:

  1. Познакомиться с биографией известного лексикографа;
  2. Поучаствовать в интеллектуальной игре «Страницы жизни и творчества В. И. Даля»;
  3. Составить картотеку по различным областям жизни русского народа (онлайн-словарная работа) по темам:
  4. Национальная специфика терминов родства;
  5. Предметы и явления традиционного русского быта;
  6. Наименования предметов традиционной русской одежды;
  7. Предметы христианских святынь;
  8. Календарные обычаи;
  9. Русская национальная кухня и т.п.
  10. Написать эссе «Загадка слова» (50 слов).

В октябре 2019 года была создана индивидуальная картотека из 15 карточек по темам, связанным с введением нового курса «Русский (родной) язык». В игре

«Интеллектуальный аттракцион» пятиклассники делились своими разработками. После презентаций было написано эссе «Чем богата русская народная культура».

Итак, формирование творческого мышления школьников в эпоху цифровизации образования позволяет им быть жизнеспособными, а учителю — охватить больше материала для работы с детьми. Креативное мышление становится важным фактором развития обучающихся.

Приложение

Портфолио ученических работ обучающихся Шуверова Екатерина, 10 класс

«Розовое и черное»

В городе S жили грустные люди. Каждое утро они пили черный горький кофе в местной кофейне и печально брели по своим делам.

Однажды в соседней деревне H появилась розовая корова, которая давала розовое сладкое молоко, приносящее радость и удовольствие.

Как-то бариста решил поэкспериментировать над вкусом своего кофе. Он смешал черный кофе и розовое молоко. Кофе стал сладким и бархатистым, а жители города счастливыми.

С тех пор розовый кофе стал местным брендом.



Ершова Полина, 8 класс

Эссе «Музыка в моей душе»

Несмотря на многообразие стилей современной музыки, появившейся недавно и тесно связанной с нашим временем, я предпочитаю классику, однако мне больше нравятся современные обработки великих произведений. Одной из моих любимых композиций является третья часть второго концерта для скрипки Вивальди «Лето. Август» или «Летняя гроза». Эта музыка в современной обработке приобретает особую динамику, присущую нашему современному миру, в котором кипит жизнь, тем более во многих вариациях этой композиции можно услышать звуки природы, которые добавляют ещё большую реалистичность в музыку и полностью погружают в неё слушателей.


Кияков Булат, 10 класс

Заметка на сайте «НОЦ»

Русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и разнообразием. Недаром его называют великим и могучим. К глубокому сожалению, огромное число русскоговорящих взрослых и даже детей зачастую вставляют в свою речь матерные

слова. Лично моё отношение к мату таково: я, к сожалению, привык к нему. Я имею в виду, привык слышать. Для меня это уже обычное явление. Избавиться от мата довольно сложно, так как ненормативная лексика — это слова-паразиты. Думаю, для того чтобы избавиться от мата, людям нужно начать читать. Хорошую литературу, причем желательно классику. Также полезными будут походы в театры, встречи с писателями.


Гарифуллин Николай, 9 класс

Диалог с учителем в сети «ВКонтакте»

Дорогой учитель, я вижу в ВАС мудрость, готовность помочь человеку в любой момент, взгляд на человека изнутри, умение читать человека по его языку жестов и взглядов, целеустремлённость, внедрение новых технологий в уроки, Вы идёте в ногу с информационным прогрессом, Вы — социальный человек, не закомплексованный, в Вас проявляется педагогичность, дипломатичность, уникальность, Вы — сильный человек, умеющий объяснять, Вы помогаете выйти в люди, Вы — хороший собеседник...

Вы спрашиваете: «Как у Вас дела», но никто не спрашивает у Вас: «Как дела?» Вы уделяете нам много времени и нервов, а что получаете в итоге? Благодарность? Какой большой вклад Вы внесли в школу, а что в итоге? Уделите внимание себе.

Случилось побывать мне в классе, Где раб — учитель,

Ненависть — любовь,

И как бы странно это не казалось, Подумайте, что жизнь — это любовь.

Эскиз обложки книги «Мелодия души»

Автор: Обирина Дарья, 11 класс

t1642775780af.jpg


Литература

Эдвард де Боно Шесть шляп мышления [Электронный ресурс]. URL: royallib.com/read/de_bono_edvard/shest_shlyap_mishleniya.html

Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка [Электронный ресурс]. URL: http://flogiston.ru/library/vyg_cult

Гилфорд Дж. Модель структуры интеллекта. [Электронный ресурс]. URL: https://psy.wikireading.ru/

Давыдов В. В. Теория развивающего обучения [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9298.

Концепция развития образования РФ до 2020 г. [Электронный ресурс].

URL: https://docplayer.ru/32396509-Koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-rf-do-2020



















t1642775780ag.gif212

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.