Исследовательская работа «Формирование творческой деятельности школьников на уроках музыки»

3
0
Материал опубликован 18 July 2022

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Лицей № 8 города Тынды Амурской области







«Формирование творческой деятельности школьников на уроках музыки»





Плеханова Марина Витальевна,

учитель музыки МОБУ Лицей №8,

высшая квалификационная категория,

СОДЕРЖАНИЕ

Введение _______________________________________________________3

Глава 1. Познавательная мотивация учебной деятельности. ____________ 6

Мотивация учебной деятельности. _____________________________6

Особенности учебной мотивации младших школьников.___________ 7

1.3. Особенности развития учебной мотивации в подростковом возрасте___ 8

Глава 2. Условия формирования творческой деятельности школьников на уроках музыки через мотивацию учащихся___________________________10

2.1. Результаты исследований творческой активности младших школьников.10

2.2. Условия формирования творческой деятельности школьников на уроках музыки через мотивацию учащихся.__________________________________12

Заключение_______________________________________________________15

Список используемой литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

    В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребёнка в образовательном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

     Искусство в силу своей природы способно эффективно помочь учащимся построить целостную картину мира, научить принимать самостоятельные решения в широком спектре  жизненных ситуаций.

     Эти обстоятельства определяют возрастающую роль художественно-эстетического образования подрастающего поколения в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к  педагогике развития. «Урок музыки - урок Искусства» - этот тезис  музыкальной педагогики отражает и мое видение, понимание  уроков музыки в современной школе.

Анализируя проблемы в системе художественно-эстетического образования в МОБУ Лицей №8, я выделяю ряд объективных и субъективных проблем, непосредственно связанных с обучением музыке на уроках:

- противоречие между постановкой глобальных задач духовного воспитания личности и минимизацией учебного времени (один час в неделю);

- снижение интереса к классическому искусству, с одной стороны, а с другой - повышение интереса к массовой культуре, которая зачастую не отвечает образовательным и воспитательным целям обучения;

- сложные межличностные отношения, затрудняющие общение учащихся при выполнении творческих заданий  и снижающие эффективность обучения;

- падение уровня чувственного восприятия искусства из-за интенсивной интеллектуальной деятельности учащихся (особенно на 5, 6 уроках);

- нестабильность эмоционального фона, вызванная изменениями, происходящими в подростковом возрасте.

Таким образом,  перечисленные проблемы раскрывают сложную ситуацию в подходе к обучению музыке  и усиливают необходимость поиска оптимальных путей для ее решения.

Для педагогического исследования мной выбрана тема: «Педагогические условия формирования творческой деятельности школьников на уроках музыки через мотивацию учащихся»

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия и средства их реализации, определяющие эффективность процесса формирования творческой деятельности школьника на уроках музыки и внешкольных мероприятиях.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить литературу по проблеме исследования;

раскрыть сущность творческого потенциала;

выявить возрастные особенности развития творческого потенциала школьников;

подобрать диагностики, методики, приемы и упражнения для формирования творческой деятельности школьника на уроках музыки;

составить комплекс творческих заданий для школьников.

Место апробации исследования: МОБУ Лицей №8 г. Тынды

Период становления исследования: сентябрь 2020 – декабря 2021

Предполагаемые результаты:

у учащихся должна сформироваться мотивация к предмету;

сформируются знания и умения, которые учащиеся смогут использовать в практической деятельности;

совершенствуются как навыки самостоятельной работы, так и работы в группе

Объект проводимого исследования: процесс формирования творческой деятельности школьника на уроках музыки и внеурочной деятельности.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий и методических средств формирования творческой деятельности школьника на музыкальных занятиях.

Гипотеза исследования: процесс развития творческого потенциала школьников будет эффективным, если:

учебную музыкальную деятельность построить на основе активизации восприятия школьника, предполагающей формирования у них потребностей в самовыражении и умении анализировать собственные музыкально-творческие проявления;

расширить применение интерактивных технологий, различных учебно-игровых ситуаций, носящих творческий и развивающий характер.

Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи знаменитых педагогов, музыковедов, психологов: интенсивного развивающего обучения Л.В. Занкова; проблемного обучения А.М. Матюшкина; труды Д.Б. Кабалевского, Н.А. Ветлугиной, Т.Н. Завадской.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической литературы, опыта социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности по проблеме исследования; эмпирические методы: педагогическое наблюдение, тестирование (методика «Склонность к творчеству» для обучающихся 1-5 классов и методика «Ваш творческий потенциал» для обучающихся 6-8 классов); констатирующий и формирующий эксперименты.

В качестве опытно-экспериментальной базы для исследования выбрана учебная деятельность учащихся 3А, 4Б, классов. Экспериментальная методика обучения включает больше творческих заданий: проблемные и игровые ситуации и задания, логоритмику, эвритмию, аудио- и видеозанятия.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем: выявлены особенности формирования творческого потенциала личности; определены и обоснованы основные подходы к организации работы по применению интерактивных технологии обучения на уроках музыки, как необходимого условия формирования творческой личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем проанализирован опыт работы учителя музыки по формированию творческого потенциала личности; предложен и апробирован диагностический инструментарий, позволяющий выявить и описать уровень развития творческого потенциала обучающихся.

Глава 1. Познавательная мотивация учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности.

Проблема мотивации в области общего образования является одной из наиболее актуальных. Данному явлению посвящено множество исследований. Мотивация рассматривается в психологии, педагогике, философии, искусстве.

С понятиями мотива и мотивации в психологии связана стимуляция или побуждение поведении. Эти понятия включают представление о по­требностях, намерениях, целях, интересах, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом.

В целом мотивация — сложное психологическое образо­вание, вызванное каким-либо мотивом или группой мотивов, которые в свою очередь побуждают личность к действию. Мотивация — стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свой­ства как направленность, цели, установки, притязания, эмоции, интересы и другие.

Учебная мотивация является частным видом мотивации [2, с. 121] и представляет собой систему, главными состав­ляющими которой являются учебные мотивы. В качестве основополагающих выделим следующие качества учебных мотивов: направленность, содержатель­ность, устойчивость, эмоциональная окраска, сила, динамичность, сформированность. Направленность мотивов учения является, на наш взгляд, необходимым условием для успешных занятий учебной деятельностью и имеет тесную связь с эмоциональным отношением к учению. Исследователи выделяют следующие эмоции, сопровождающие все стороны учебной деятельности [2; с.223]:

положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребывани­ем в ней, являются следствием умелой и слаженной работы всего педа­гогического коллектива, правильного отношения к школе в семье;

положительные эмоции, обусловленные хорошими дело­выми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, отсутстви­ем конфликтов, участием в жизни классного и школьного коллектива;

эмоции, связанные с осознанием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе;

положительные эмоции от приобщения к новому учебному материа­лу, положительные эмоции от «престижности» работы с трудным, тео­ретически насыщенным материалом;

положительные эмоции, возникающие при овладении приемами са­мостоятельного добывания знаний, самообразования.

В различных сочетаниях вышеперечисленные эмоции образуют атмо­сферу эмоционального комфорта, который необходим для успешности учеб­ной деятельности и поддержания мотивации учения.

Важнейшим мотивом учебной деятельности является познавательный интерес - частный случай интереса к учебной деятельности, к приобретению знаний. Его особенность состоит в том, что он раньше и яснее, чем другие мотивы, осознается школьниками. Дети, особенно младшие школьники, учебную деятельность оценивают с по­зиции «интересно» и «неинтересно».

1.2. Особенности учебной мотивации младших школьников

Мотивация младших школьников тесно связана с их возрастными осо­бенностями. Однако мотивы определяет не возраст, а характер деятельности ребенка, система его взаимодействий с ок­ружающими людьми в этом конкретном возрастном периоде влияют на особенности мотивации.

Начальный период школьной жизни – это возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет. Он обусловлен важным внешним обстоятельством в жизни ребенка — поступлением в школу. Новая личностно-значимая, общественно-социальная ситуация вводит его в нормированный мир отношений и требует строгой организации действий, дисциплины, связанных с учебной деятельностью, и умственного развития. Таким образом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве.

К моменту поступления в школу у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению, в первую очередь она состоит в огромном желании посещать школу и учиться. Большинство детей в младшем школь­ном возрасте стремятся соот­ветствовать новой социальной роли ученика, желают быть взрослыми, занять определенное место в коллективе сверстников. Эти особенности являются благоприятными условиями для формирования и упрочнения различных учебных мотивов. Л.И. Божович утверждала, что «в системе мотивов, побу­ждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают настолько большое место, что способны определить положитель­ное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредст­венного познавательного интереса» [3; с.15]. В мотивационной сфере детей развиты мотивы, ориентированные на резуль­тат.

К сожалению, интересы младших школьников часто недостаточ­но действенны, неустойчивы и малоосознаны, что препятствует учению.

Рассматривая учебную мотивацию младших школьников важно осве­тить вопрос ее динамического развития. По результатам исследований ученых к концу начальной школы можно увидеть тенденцию к понижению по­ложительного отношения к учению. Снижение мотивации происходит более заметно в тех классах, где преобладала установка учителя на сообщение го­товых знаний, где активность школьника носила воспроизводящий, подража­тельный характер.

На основе анализа различных научных источников, можно сделать сле­дующие выводы относительно динамики развития учебных мотивов:

к концу начальной школы у преобладающего большинства школьников формируются внутренние познавательные мотивы, интересы становятся достаточно устойчивыми и личностно значимы­ми;

школьники испытывают удовлетворение от интенсивной умственной работы, нацелены и с удовольствием выполняют сложные задания;

зрелость познавательных мотивов ведет к глубокому и серьезному осознанию социальных мотивов долга, честности, ответственности, что повышает общественную направленность личности школьника.

Важно помнить, что именно младший школьный возраст является наи­более ответственным этапом школьного детства. Это период накопления знаний, он определяет большие потенциальные возможности разносторонне­го развития ребенка.

1.3. Особенности развития учебной мотивации в подростковом возрасте

У детей подросткового возраста появляется стойкий интерес к определённому предмету, при этом идёт снижение общей мотивации к учению. Возникает потребность в познании и оценке свойств своей личности. Особенностью мотивации выступает наличие подростковых установок. Главным мотивом в этом возрасте является стремление найти своё место в коллективе сверстников.

Мы рассмотрим младший подростковый возраст (11 – 13 лет) – это первая стадия подросткового возраста.

Подростковый возраст – это тот уникальный период в онтогенезе, в течение которого внутренняя сущность своей личности, свои индивидуальные качества очень интенсивно рефлексируются самим человеком. Соподчинение потребностей подросток стремится изменить данную потребностно-мотивационную структуру своей личности, «поставив» более значимые, с его точки зрения, мотивы на более высокие места в этой иерархии. Непривлекательные для него мотивы уходят на второй план, в подростковом возрасте происходит бурное развитие эмоциональной сферы, поэтому прежде следует сосредоточить внимание на анализе изменений, связанных с ростом эмоциональной напряженности самосознания в этот период. Центральным образованием в сфере переживаний подростка становится «чувство взрослости». Известно, что подростковому возрасту свойственна резкая смена настроения и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, амбивалентность чувств. В этом возрасте наблюдается наличие «подросткового комплекса эмоциональности», который включает перепады настроения подростков – от безграничной радости до мрачности без очевидных на то причин, а также выявление полярных качеств, чередующиеся (сентиментальность или черствость; застенчивость и т.д.).

При анализе мотивации подростка необходимо учитывать: биологические изменения, психологические изменения, социальный контекст жизни подростка. Главное внимание следует обратить на изменения, касающиеся организации системы мотивов, а также последствий их большей осознанности подростками. В подростковом возрасте создается иерархическая система мотивов.

Как отмечает Г.И. Щукина, учащиеся оказывают предпочтение познавательному интересу «познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование» [11, с.235].

По мнению М.И. Дрепа, наиболее выражено негативное влияние Интернет- зависимости на мотивацию учения: преобладание мотивации избегания неудач над мотивацией достижения успеха [5, с. 12].

Итак, к мотивации обучения относят все процессы, методы и средства, которые побуждают учеников к познавательной деятельности и, значит, к усвоению необходимых и достаточных знаний. Кроме того учебная мотивация выделяется как частный вид мотивации, которая включена в учебную деятельность

Глава 2. Условия формирования творческой деятельности школьников на уроках музыки через мотивацию учащихся.

2.1. Результаты исследований творческой активности младших школьников.

Одним из значимых критериев моей  деятельности  является рост мотивации к изучению предмета. Уроки музыки показывают, что у большинства детей отсутствует интерес к высокому искусству, наблюдается пассивность к хоровому пению. Во время слушания музыки учащиеся не могут сосредотачиваться, воспринимают ее поверхностно, а после слушания робко высказывают свои впечатления. Некоторые школьники не могут определить характер музыки, исполнительский состав и, практически, для всех составляет трудность раскрыть образ произведения.

В сентябре 2020 года я провела работу среди обучающихся начальных классов (2 – 4 классы) по выявлению мотивации к изучению музыки («Лесенка достижений» - приложение №1)

Полученные результаты показали, что достаточно высокая мотивация учеников 1-2 классов снижается в 3-4 классе. Возникает вопрос: что делать учителю, чтобы повысить мотивацию к изучению моего предмета?

Моя практика преподавания музыки и внеклассной работы показала, что чащу всего на повышение интереса к моему предмету влияет повышение творческой активности обучающихся.

Изучив теоретические основы формирования мотивации и применения интерактивных технологий на уроках музыки, нами было принято решение провести опытно-экспериментальное исследование на базе МОБУ Лицей № 8 города Тынды, Амурской области. В исследовании приняли участие обучающиеся 3А и 4Б классов.

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия и средства их реализации, определяющие эффективность процесса формирования творческой деятельности школьника на уроках музыки и внешкольных мероприятиях.

Опытно-экспериментальное исследование состояло из четырех этапов:

Констатирующий этап. Его цель: выявить исходный уровень развития творческого потенциала. Проводился в период с сентября по октябрь 2020г. Результаты, полученные в итоге первичной диагностики, стали основанием для проведения следующего этапа исследования.

Формирующий этап. Его цель: основываясь на данные первичной диагностики, построить урочную и внеурочную деятельность обучающихся 3А и 4Б классов. Разработать занятия, позволяющие развивать мотивацию, с применением интерактивных технологии обучения с целью формирования творческой личности обучающихся (10.09.2020-25.12.2021г.)

Промежуточный этап. Его цель: провести повторную диагностику уровня творческого потенциала обучающихся для выявления динамики результатов, полученных в ходе констатирующего этапа (апрель - май 2021г.)

Контрольный этап. Его цель: провести повторную диагностику уровня творческого потенциала обучающихся для выявления динамики результатов, полученных в ходе констатирующего и промежуточного этапов; проанализировать полученные результаты, выявить эффективность работы по применению интерактивных технологий на уроках музыки (декабрь 2021г.)

Музыка – это прежде всего учебный предмет, который предоставляет возможность развивать в ребенке творческое начало. Именно поэтому для исследования классных коллективов мы взяли методику ««Склонность к творчеству» (Приложение 2), которая позволяет изучить творческий потенциал личности с разных сторон.

Анкетирование обучающихся по вопросам методики проводилось в сентябре 2020, мае 2021 и декабре 2021гг. (Таблица №1 – Приложение №3) Анализ результатов сентября 2020г. Картина была примерно одинакова: высокий уровень склонности к творчеству 28-30%, низкий 33 – 38%.

Отталкиваясь от полученных в сентябре 2020г. результатов, я корректировала свою работу с обучающимися: вводила в рабочую программу больше заданий, направленных на развитие творческих способностей.

Наблюдения, сделанные в мае и декабре 2021гг. показали достаточную эффективность такой практики – у обучающихся обоих классов повысился уровень творческих способностей.

Диаграмма №1

Диаграмма №2

( ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Нужно обратить внимание, что в обоих классах уровень творчества у обучающихся повысился, но в 3А – 4А классе повышение происходило плавно, тогда как в 4Б – 5Б классе произошел резкий скачок. По моим наблюдениям, это могло зависеть и от возрастных особенностей, т.к. эти дети перешли из начальной в основную школу, а значит, могли измениться приоритеты в учении.

Методика «Склонность к творчеству» позволяет также кроме общего определения уровня склонностей, изучить отдельные вопросы, показывающие творческое развитие обучающихся.

Количественная обработка результатов

учащихся 3А – 4А и 4Б – 5Б классов (всего 59 обучающихся)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Количественная обработка результатов показала, что уменьшился и % тех, кто считал, что не становится инициатором новых дел (части детей это было неинтересно), в классах появились дети, пишущие стихи.

И несомненно, хорошим результатом для меня, как для учителя музыки, отрадно было увидеть, что меньше детей стало бояться сцены.

Приведенные данные в целом показывают, что создание условий на уроке для развития творческого потенциала каждого ребенка положительно влияет на формирование мотивационной сферы учащихся на уроках музыки.

Таким образом, сравнительный анализ результатов диагностики позволил подтвердили, что использование интерактивных технологий на уроках музыки имеет положительную эффективность и результативность. Что в свою очередь подтверждает выдвинутую нами гипотезу опытно-экспериментального исследования.

2.2.Условия формирования творческой деятельности школьников на уроках музыки через мотивацию учащихся.

Каким образом я строю работу, чтобы получить такие результаты? Получив первые результаты диагностики «Склонность к творчеству», мы сделали выводы, которые позволили мне перестроить рабочие программы испытуемых классов. Меня заинтересовала технология интерактивного обучения, которая позволяет делать процесс обучения динамичным, интересным – позволяет заинтересовать ребенка новыми знаниями.

Это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели: создание комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между самими учащимися.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

пробуждение у обучающихся интереса;

эффективное усвоение учебного материала;

самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

установление воздействия между учащимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Я добавила в планирование формы работы в рамках интерактивного обучения, способствующие творческой реализации обучающихся:

проект «Каждый класс - хор»;

«Мозговой штурм»;

«Составление кластера»;

«Синквейн»;

«Метод проектов»;

«Логические цепочки»;

«Слово-предложение-вопрос-ответ» и т.д

Остановлюсь на некоторых приемах, которыми успешно пользуюсь и которые дают результат.

«Мозговой штурм»;   (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. «Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу.

«Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:

обсуждения спорных вопросов;

стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;

сбора большого количества идей в течение короткого периода времени;

– выяснения информированности или подготовленности аудитории;

работа в малых группах.

«Составление кластера» - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. В результате этой работы получается структура, которая графически отображает детские размышления, определяет информационное поле данной темы.

«Синквейн». В переводе с французского это слово означает стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам. Чтобы составить синквейн, ученик должен уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме. Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.

«Метод проектов»

Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций. Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой проблемы

Проектная деятельность – естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей. Метод проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусства. Так как на уроках искусства происходит созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности, как способность ребёнка создавать своё, новое, оригинальное, лучшее. Поэтому, ведущую роль должны играть творческие методы обучения.

Подводя итоги всего сказанного, нужно отметить, что применение технологии «Интерактивное обучение» на уроках:

способствует развитию творческих способностей, активизации мышления, повышает мотивацию;

способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;

учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;

способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;

заставляет учеников задумываться.

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире.

Система целенаправленной работы по развитию творчества обучающихся сыграла большую роль: у большинства повысился уровень развития интереса к музыкальному искусству, расширился и повысился диапазон музыкальной деятельности, это говорит о том, что.

Учащиеся стремились реализовать свои способности и склонности в различных видах творческой и исполнительской деятельности: сольном и ансамблевом, хоровом исполнительстве, пении, участии в творческих проектах, конкурсах, фестивалях, концертах. Часто учащиеся демонстрировали творческий подход к выполнению различных учебных заданий, проявляли инициативу сделать это задание нестандартно. А это, в свою очередь, было решением важнейших задач самореализации личности, способности ориентироваться в музыкальной среде, социализации личности в обществе.

Разработанные нами педагогические условия процесса формирования мотивации к обучению учащихся на уроках музыки позволила направить деятельность учащихся на самообразование, активизацию творческой деятельности, на развитие опыта восприятия музыкальных произведений, на развитие музыкальных потребностей, навыков анализа музыкальных произведений и оценочной деятельности.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели урока, к созданию ситуации успеха на уроке.

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире.

Заключение

В современном мире ключевыми качествами личности становятся творчество, креативность, умение отстаивать свои позиции, принимать нестандартные решения, быстро адаптироваться к условиям постоянно изменяющегося мира.

Проблема развития творческого потенциала учащихся при получении знаний является актуальной, отвечает потребностям современной школы, приобретает практическую значимость для каждого учителя, именно педагогам нужно подобрать эффективные, рациональные и результативные технологии, методы и средства для развития творческого потенциала обучающихся.

Проблема исследования заключалась в ответе на вопрос: каковы возможности интерактивных технологий в развитии творческого потенциала школьников?

Цель исследования заключающаяся в выявлении и обосновании педагогических условий и средств их реализации, определяющих эффективность процесса формирования творческой деятельности школьника на уроках музыки и внешкольных мероприятиях, в теоретическом обосновании и экспериментальном выявлении потенциала интерактивных технологий для формирования творческой личности школьников, была достигнута.

Полученные нами в ходе исследования данные свидетельствуют об устойчивой положительной динамике по всем компонентам формирования музыкальной культуры учащихся. Таким образом, экспериментальное исследование подтвердило правильность выбора педагогических условий.

Согласно первой задаче, раскрыта сущность понятия «творческий потенциал» в обучении, установлено, что творческий потенциал — это промежуток времени, в котором обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Согласно второй задаче, была составлена классификация интерактивных методов и технологий, с помощью которой установлено, что на уроках музыки можно использовать такие педагогические методы интерактивного обучения, как: метод художественного нравственно -эстетического познания музыки (предполагает активное использование таких форм общения как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др.); метод интонационно-стилевого постижения музыки (опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий); метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.); метод художественного контекста (выхода за пределы музыки); метод концентричности организации музыкального материала; метод проектов.

Согласно третьей задаче, было проведено опытно-экспериментальное исследование на примере 3А – 4А и 4Б – 5Б классов.

Согласно четвертой задаче, было определено содержание работы по применению интерактивных технологии обучения на уроках музыки, как необходимое условие формирования творческой личности.

Исходя из этого, гипотеза исследования о том, что применение интерактивных технологий на уроках музыки будет эффективным, если: раскрыта сущность современного понимания интерактивных технологий; выявлены особенности формирования творческой личности школьников; определены и реализуются условия эффективного применения интерактивных технологий на уроках музыки ̶ подтвердилась.

Формирование учебной мотивации - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников.. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации деятельности. Как утверждают психологи, активизация учебной мотивации способствует развитию познавательного интереса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Артишевская, Т.М. Формирование учебной мотивации подростков при изучении гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /Татьяна Михайловна Артишевская; Челябинский государственный университет. - Челябинск, 2003. - 22 с.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.

Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка /Л.И. Божович //Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. - М.: Педагогика, 1972. - С. 7-44.

Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И. Божович // Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.

Дрепа, М.И. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов : 10.00.07 «Педагогическая психология (педагогические науки)»: автореф. дис. . канд. психол. наук /Мария Ивановна Дрепа; Северо-Кавказский социальный институт. - Пятигорск, 2010. - 24с.

Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы /Е.П. Ильин.-СПб.: Питер, 2002.-512 с.

Макарычева, И.Н. Особенности мотивационной сферы подростков как ресурс повышения эффективности учебной деятельности /И.Н. Макарычева [Электронный ресурс] //Концепт. - 2012. - №2 (февраль). - URL: http://e- koncept.ru/2012/1208.htm (дата обращения 02.10.12).

Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя /А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студ. вузов /В.С. Мухина. 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. - 456 с.

Скрипкин, И.Н. Формирование положительной мотивации у школьников к учебной деятельности на основе дифференциации образовательного процесса: научно-методическое издание / И.Н. Скрипкин - Липецк, 2010. - 245с.

Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике /Г.И. Щукина. - М.: «Педагогика», 1971. - 352 с.

Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии /Д.Б. Эльконин // Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 224 с.






ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

t1658107403aa.png

t1658107403ab.png


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Количественная обработка результатов

учащихся 3А – 4А и 4Б – 5Б классов (всего 59 обучающихся)


Период

Вариант ответа

Сентябрь 2020

(кол-во)

Май 2021

Декабрь 2021

Есть ли у тебя новые интересные идеи?

Да

42

46

50

Нет

17

13

9

Часто ли ты становишься инициатором новых дел в школе, в ЦДТ, во дворе?

Да

44

48

52

Нет

15

11

7

Считаешь ли ты, что сочинять стихи не пустая трата времени?

Да

17

13

9

Нет

42

46

50

Нравится ли тебе выступать на сцене

(петь, читать стихи)?

Да

32

35

40

Нет

27

24

19


Диаграмма №3

t1658107403ac.png

Диаграмма №4

t1658107403ad.png







Диаграмма №5

t1658107403ae.png

Диаграмма №6

t1658107403af.png


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МЕТОДИКА № 1

мотивов учения «Лесенка побуждений»

Л.И. Божович, И.К. Марковой.

Инструкция« Давай построим лесенку, которая называется «Зачем я учусь». Прочитай, что написано на карточках (написано, зачем школьники занимаются в коллективе). Но нас интересует не то, для чего все занимаются, а для чего учишься, занимаешься ты сам, что для тебя самое главное.

Выбери карточку, где написано самое главное. Это будет первая ступенька. Из оставшихся карточек снова выбери ту, где написано самое главное, - это вторая ступенька (положи её ниже первой). Продолжай строить самостоятельно.

Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующие вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам:

1.Я учусь для того, чтобы всё знать.

2.Я учусь, потому, что мне нравится процесс учения.

3.Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

4.Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.


1.Я учусь, чтобы быть полезным людям.

2.Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами.

3.Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей.

4.Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Обработка: какие мотивы занимают первые 4 места в иерархии. Если 2 социальных и 2 познавательных, то делаем вывод о гармоничном сочетании. Если эти места занимают 3 или 4 мотива одного типа, то делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения.



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

МЕТОДИКА «СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ»

Цель: выявить, в какой степени у воспитанника развита склонность к творчеству.

Ход опроса: обучающихся просят ответить на вопросы либо «да», либо «нет», имея в виду, что «плохих» или «хороших» ответов не бывает.

Педагогу следует ответ «да» оценивать в 1 балл, ответ «нет» в 0 баллов.


Вопросы

1. Есть ли предметы, которые тебе очень нравятся и по которым у тебя

всегда всё получается?

2. Задаешь ли ты много вопросов?

3. Нравится ли тебе играть в сложные игры?

4. Постоянно ли ты что-то мастеришь?

5. Есть ли у тебя новые интересные идеи?

6. Нравится ли тебе слушать о выдающихся великих людях?

7. Всегда ли тебе интересна новая работа?

8. Считаешь ли ты, что солнце на картине может быть синего цвета?

9. Часто ли ты становишься инициатором новых дел в детском саду, в ЦДТ, во дворе?

10. Считаешь ли ты, что сочинять стихи не пустая трата времени?

11. Любишь ли ты читать, в том числе и литературу по интересующим тебя темам?

12. Нравится ли тебе выступать на сцене (петь, читать стихи)?




Обработка результатов

Необходимо подсчитать количество ответов «да». Это и будет сумма баллов.

10 и более баллов – учащийся имеет много из того, что называют творческими способностями. Проявляет инициативу, придумывает интересные и даже оригинальные идеи. Это приносит не только удовлетворение, но и стимулирует появление новых идей. Можно говорить о высоком уровне склонности к творчеству.


5-9 баллов – у учащегося тоже есть все шансы стать творческой личностью. Но надо обязательно развивать и укреплять способности. Необходимо быть решительнее и настойчивее, не пасовать перед препятствиями – они преодолимы. Это средний уровень направленности на творческую деятельность.


4 и менее баллов – склонность к творчеству у учащегося дремлет (низкий уровень). Она скована нерешительностью, боязнью проявить себя. Возможно, учащийся стесняется высказывать свои идеи на людях.


ТЕСТ «СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ»

Цель: выявить, в какой степени у Вас развита склонность к творчеству.

Ход опроса: просим ответить на вопросы либо «да», либо «нет». Имейте в виду, что «плохих» или «хороших» ответов не бывает.

Ф.И. воспитанника __________________________ Дата _______________


вопроса

вопрос

ответы на вопросы

(«да»+, «нет»-)

Есть ли предметы, которые тебе очень нравятся и по которым у тебя всегда всё получается?


Задаешь ли ты много вопросов?


Нравится ли тебе играть в сложные игры?


Постоянно ли ты что-то мастеришь?


Есть ли у тебя новые интересные идеи?


Нравится ли тебе слушать о выдающихся великих людях?


Всегда ли тебе интересна новая работа?


Считаешь ли ты, что солнце на картине может быть синего цвета?


Часто ли ты становишься инициатором новых дел в школе, в ЦДТ, во дворе?


Считаешь ли ты, что сочинять стихи не пустая трата времени?


Любишь ли ты читать, в том числе и литературу по интересующим тебя темам?


Нравится ли тебе выступать на сцене (петь, читать стихи)?


Выводы:___________________________________________

Педагог ДО _____________________


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Таблица №1

Склонность к творчеству

Сентябрь 2020 (количество участников)

Класс

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

3/29

8

10

11

4/30

9

11

10

Май 2021(количество участников)

Класс

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

3/29

6

11

12

4/30

7

9

14

Декабрь 2021 ( количество участников)

Класс

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

4/29

4

10

15

5/30

5

8

17


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Приемы и методы на уроках музыки

Проект по теме «Каждый класс - хор».

Цель Проекта–формирование толерантной личности школьника, отношению к понятию «толерантность» как к важнейшей ценности общества посредством создания и функционирования классных хоров на базе каждого четвертого класса.

Задачи Проекта:

привлечь обучающихся школы к хоровому искусству как самому доступному виду массового творчества детей;

расширить певческий репертуар классного хора и обогатить его песнями этнокультурной направленности, которые должны сопровождать детей в жизни и помогать совершенствовать творческие способности;

привлечь младших школьников к коллективному творчеству;

формировать вокально-хоровые навыки школьников через освоение и исполнение современных эстрадных детских песен и песен народов России;

развивать музыкальный слух, певческий голос, чувство ритма, память, внимание, воображение, эмоциональную отзывчивость;

формировать музыкально-эстетический вкус;

выявлять и поддерживать творческую индивидуальность и активность обучающихся;

содействовать развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия в коллективе.

Основные требования к классу-хору:

в классном хоре участвуют все без исключения ученики данного класса;

звучание каждого классного хора должно быть самобытно, оригинально в особой выразительности и интонационной осмысленности исполняемых произведений этнокультурной направленности;

ученики не только слушают друг друга во время исполнения, стремясь к ансамблю, но и со вниманием и уважением относятся к исполнению музыки их сверстниками, имеют представление о культуре Слушателя;

ученикам должно доставлять удовольствие совместное исполнение песен, особенно любимых всем классом. Объяснить, почему эта песня так любима;

ученики имеют представление об основах певческой культуры – правильном дыхании, звуковедении, звукоизвлечении, фразировке, певческой установке, артикуляции.

2. «Мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. «Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.

Алгоритм проведения:

1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.

2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.

3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).

4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.

5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга.

После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.

«Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:

обсуждения спорных вопросов;

стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;

сбора большого количества идей в течение короткого периода времени;

– выяснения информированности или подготовленности аудитории;

работа в малых группах.

3. «Составление кластера»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;

- продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
- постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану.

Затем учащиеся обмениваются своими идеями при работе в парах, делятся ими со всем классом и фиксируют их на доске и в тетрадях.

4. «Синквейн»

В переводе с французского это слово означает стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам. Чтобы составить синквейн, ученик должен уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Правила написания синквейна:
1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным
2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Синквейны могут быть очень полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности.
Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.

Метод проектов

Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой проблемы

Проектная деятельность – естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей





























27


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации