Формирование основ финансово грамотного поведения у детей дошкольного возраста: запрос современного общества
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВО ГРАМОТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ЗАПРОС СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Некрасова Татьяна Викторовна
воспитатель,
первой квалификационной категории
Аннотация: Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка. Дети дошкольного возраста, входят в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с рекламой, деньгами, посещают магазин, формируя, таким образом, первичное понятие о финансах, но пока ещё на начальном уровне. К сожалению, одна из главных проблем данного направления связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию в будущем.
Ключевые слова: финансовая грамотность; дошкольное образование; ДОУ; экономическое воспитание
Когда мы только начинаем говорить о финансовой грамотности в контексте дошкольной педагоги, самое главное понять: финансовая грамотность и нравственно – трудовое воспитание, тесно взаимосвязаны. Очень важно на начальном этапе заложить понимание этической стороны финансов. Ибо усвоение основ финансово грамотного поведение на ступени дошкольного возраста – одно из возможных способов совершенствования нравственного и трудового воспитания.
Современное общество диктует нам свои правила и формирует потребности в освоении новых знаний. Актуальность в просвещении подрастающего поколения, обусловлена происходящими изменениями в современном обществе, а именно становление экономических отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом экономического опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Перестройка экономической системы России делает экономическую подготовку необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. Согласно распоряжению Правительства РФ от 25 сентября 2017 года об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности населения, экономическое развитие детей должно начинаться уже в подготовительных группах. Но также, этот запрос происходит от родителей (законных представителей) детей старшего дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста и финансово грамотное поведение – только на первый взгляд кажутся несовместимыми. Если обратиться к трудам Коменского Я. А., родоначальника научной педагогики, который описал экономическое воспитание и включил в программу «Материнской школы», то можно сделать вывод: дети должны понимать значение вещей в жизни человека, их ценности и цену. «Постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших». Важное место занимает труду, чтобы у детей с самого рождения была привычка «избегать ленивого досуга».
Участниками целостного педагогического процесса по формированию основ финансово грамотного поведения являются: педагоги, дети, родители. Возможно ли освоение данного навыка безучастья семьи? – Нет. Так как, самым первым педагогом для детей, является родитель. Они наглядно показывают на своём примере, в чём ценность денег, как их грамотно распределить, из чего состоит семейный бюджет.
У каждого родителя с его ребёнком связаны различные мечты. Каждый хочет, чтобы ребенок вырос здоровым, счастливым и легко вошел в мир взрослых. И вечные вопросы: хватит ли денег чтобы оплатить качественный продукты? смогут ли оплатить обучение своего ребёнка? сможет ли будущий первоклассник самостоятельно совершать мелкие финансовые операции (оплата проезда, поход в магазин, буфет), пока родитель на работе? будет ли ребенок в безопасности? Многообразие этих вопросов можно свети к одному: финансово грамотное поведение – важный навык при социализации ребенка в мире взрослых.
Включение семьи в педагогический процесс позволит решить одну одна из главных проблем данного направления связана с фрагментарным характером преподавания основ финансово грамотного поведения в дошкольных образовательных организациях, возможность переноса опыта и его применение в рольной жизни: самостоятельный поход в магазин, составление списка нужных вещей, планирование и достижение поставленной цели.
Финансовое просвещения и воспитание – новое направление в дошкольной педагогике, но является частью социализации ребенка в обществе. Появление такого направления в образовании, это результат расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов. Овладение финансово грамотным поведением являются актуальными для современного родителя. Ибо именно финансово грамотное поведение становится важным фактором экономического благополучия семьи.
Список литературы:
Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.
Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8.С. 349–351.