Формирование у школьников читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности. Приёмы формирования читательской грамотности в 5 классе

1
0
Материал опубликован 26 November

Пояснительная записка к презентации

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Задачи:

-       продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

-       прокомментировать эффективность применения данных приемов;

-       отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе ​​​​​​​

Предварительный просмотр презентации

«Формирование у школьников читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности. Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы Задачи: -       продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом; -       прокомментировать эффективность применения данных приемов; -       отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Что такое читательская грамотность?

Читательские умения: выделять главную мысль всего текста или его частей; понимать информацию, содержащуюся в тексте; преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования; применять информацию из текста в изменённой ситуации; критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации

4 основных способа осмысления текста: постановка вопросов (о новом ) к тексту; построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов…); создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия); конструирование собственных высказываний о прочитанном

Цель: -развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). ЗАДАЧИ: - научить осознанно, правильно, выразительно читать; -извлекать из текстов интересную и полезную информацию; - самостоятельно выбирать книги для чтения; - работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования к ступени начального образования. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.

В становлении читательской грамотности четвертый год школьного обучения принято считать рубежным. В этот период в основном завершается первый этап воспитания читателя, способного извлекать из текста информацию, интегрировать и интерпретировать ее, а также оценивать форму и содержание текста. Главным ограничением читательской грамотности на первом этапе являются требования к тексту: он не должен выходить за пределы эмоционального и интеллектуального опыта читателя.

Второй этап становления читательской грамотности занимает весь период обучения в основной школе и осуществляется средствами всех школьных дисциплин. Содержание этого этапа – научить школьников учиться с помощью текстов, превышающих эмоциональный и интеллектуальный опыт читателя.

Для исследования были взят текст: «Киты». Обучающимся было предложено выполнить 14 заданий. Исследование показало, что читательская грамотность сформирована недостаточно. Следует систематически проводить работу по формированию читательской грамотности на уроках.

Прием «Верите ли вы, что…» Формирует умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. 

Приём «Верите ли вы?» использую при знакомстве с биографией любого писателя. Например: - Пушкин родился до Отечественной войны 1812 года в Санкт – Петербурге. - Получил образование в Царскосельском Лицее. - Служил секретарём в суде. -Написал стихотворение «Бородино». -Погиб от тяжелой раны, полученной на дуэли. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большим вниманием читать .

Приём «Лингвистическая сказка» Формирует умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста. Можно, например, стать капитаном и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.

Сказка о корнях –ГОР- и –ГАР- Проблемный вопрос: При каком условии происходит чередование корней -ГОР- и –ГАР-? Жила-была в стране Русского языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа — ГОР и ГАР. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга. И вот однажды царица собрала Совет. Явились Гласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различать моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден». Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над ГАР. Да так и осталось навсегда. С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж ГАР, а без ударения — ГОР.

Приём «Письмо с дырками (пробелами)» Этот прием рекомендуется для формирования читательского умения находить и толковать информацию текста. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Приём «Письмо с дырками (пробелами)» Составление рассказа о существительном по опорным словам. 1) Имя сущ. обозначает… Отвечает на вопросы… Начальная форма имени сущ. - … падеж…числа. 2) Имена сущ. имеют следующие постоянные признаки: Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или … склонению. Имена сущ. имеют следующие непостоянные признаки:… Существительные изменяются по … и … . 3) В предложении имя сущ. может быть как …, … , … , … Имя сущ. не является членом предложения, если…

Прием «Реставрация текста» Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

Ночной дождь В небе снова засияли. Надвинулась чёрная туча. Деревья закачались. Страшно зашумел, загудел лес. Налетел ветер. Но скоро ветер улёгся, дождь перестал. Только скрипели деревья и слышались удары дождевых капель. звёзды. Небо потемнело. Хлынул сильный дождь. Основные микротемы данного текста: начало ночного дождя; лес во время дождя, окончание дождя.

Ночной дождь Небо потемнело. Надвинулась чёрная туча. Налетел ветер. Деревья закачались. Страшно зашумел, загудел лес. Хлынул сильный дождь. Но скоро ветер улёгся, дождь перестал. Только скрипели деревья и слышались удары дождевых капель. В небе снова засияли звёзды.

КЛАСТЕР Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

КЛАСТЕР

Прием «Написание синквейна» Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет размышлять по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.   1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;  2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;  3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; 4 строка – фраза, несущая определенный смысл;  5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). 

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. М.Ю. Лермонтов «Тучи»

Синквейн 1.Тучи 2.Холодные, свободные 3.Странствуют, мчатся, плывут 4.Тучи странствуют по свету 5.Печаль

Представленные приемы работы с текстом  позволяют решать такие речевые задачи: ●     учить видеть, слышать и чувствовать текст; ●     пополнять речевую память учащегося; ●     обогащать словарный запас; ●     продуктивно усваивать учебный материал; ●     прививать  эстетический вкус; ●     формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его. Также использую аудиозаписи.

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности поможет учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни. Читательская грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования, а также способствует успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным. УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности. СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно. МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю Рефлексия

«Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого осознанного чтения от класса к классу. Если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного чтения, то получим читающего ученика»  

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации