12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Красавина Елена Александровна151
3

Формирование у старшеклассников универсальных учебных действий в предметной области «Обществознание. Право» при изучении темы «Процессуальное право»

Формирование у старшеклассников универсальных учебных действий в предметной области «Обществознание. Право» при изучении темы «Процессуальное право»



Введение

По оценке специалистов, сохранение профессиональной компетентности становится все более сложной задачей, поскольку текущий XXI век отличается интенсивным ростом объема информации и огромной скоростью ее обновления. Так, по подсчетам американских ученых, ежегодно специалист должен обновлять 5% теоретических и 20% практических профессиональных знаний. Игнорирование потребности в повышенном объеме практико-ориентированного содержания учебно-методического обеспечения деятельности системы повышения квалификации может привести к снижению качества и торможению роста профессионального мастерства учителя.

Именно поэтому данный методический материал создан как пример создания практического средства реализации требований ФГОС в образовательном процессе. Предлагаемый материал будет интересен учителям истории и обществознания.

Планируемые результаты как категория образовательного стандарта

В 2009-2011 гг. при разработке нового поколения образовательных стандартов в число ключевых категорий вошло понятие «планируемые результаты освоения основных образовательных программ». Федеральный государственный образовательный стандарт отличается повышенным вниманием к определению педагогических целей и ориентиров – образовательных и воспитательных, компетентностных, социально-адаптационных и т.д. В этом ряду заняли свое место и планируемые результаты как важный элемент, своего рода инструментарий реализации стандартов.

Конструктивный смысл данного понятия состоит в том, что от привычной для стандарта категории требований (ученик должен знать, уметь и т.д.) педагоги переходят к результатам (знает, умеет, владеет), которые могут быть в той или иной форме выявлены и оценены. В Стандарте подчеркивается, что «планируемые результаты должны обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки» достижений обучающихся. При этом указывается, что для осуществления такой связи необходима конкретизация результатов применительно к содержанию предметных курсов, а также с учетом возраста обучающихся.

Планируемые результаты определяются в соответствии с концептуальными положениями Стандарта. Среди таких положений следует назвать системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный подходы.

Системно-деятельностный и компетентностный подходы в данном случае выражаются в том, что

- планируемые результаты характеризуют главным образом систему действий школьников с учебным материалом, способность применять знания и умения для решения учебных и учебно-практических задач;

- в результатах находят отражение как собственно познавательные, так и регулятивные, коммуникативные и личностно мотивированные действия; соответственно рассматриваются личностные, метапредметные и предметные результаты;

- учитываются динамика и перспективы развития школьников по мере продвижения по ступеням обучения.

Планируемые результаты нуждаются не только в предметной конкретизации, в установлении перечней умений, отвечающих тому или иному результату и т.д. Необходимо также спроектировать процесс их формирования по основным этапам обучения, а также формы контроля и оценки достижения результатов. Основным инструментом при этом служат учебные и учебно-практические задания – познавательные, тренировочные, проверочные. Таким образом, общая дидактическая категория получает предметное наполнение, органично включается в реальный учебный процесс, способствуя осуществлению его социально и личностно значимых целей.

На основе приведенных положений разработан представленный в данной работе методический материал по планируемым результатам к курсам «Обществознание» и «Правоведение», изучаемым в 10-11 классах.

Предлагаемый материал будет интересен учителям истории и обществознания.

Процессуальное право на уроке

Изучение темы «Процессуальное право» призвано внести вклад в достижение результатов:

личностных: осознание ценностных ориентиров, основанных на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; понимание положительной роли суда как института, стоящего на страже прав и свобод.

метапредметных: умение анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей гражданина; умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения на роль и место судебной системы, суда в демократическом государстве.

предметных: владение понятиями «правосудие», «судопроизводство», «принципы судопроизводства», «гражданский процесс», «уголовный процесс», «арбитражный процесс», «суд присяжных»; умение находить и извлекать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ).

В курсе основной школы обучающиеся уже изучали вопросы, связанные с судом и судебной системой демократического государства, имеют представление о ситуациях, в которых граждане могут обращаться в различные судебные инстанции. Перед изучением нового материала проводится беседа-напоминание, в ходе которой выявляются опорные
правовые знания учащихся, умения их практического
применения, правовые ценностные ориентации.

Вопросы:

Что такое право и какова его роль в обществе?

Что является главной функцией права?

Что означает уважение к праву?

Как связаны право и политика?

Как связаны право и мораль?

С какими еще сферами общественной жизни связано право и каким образом?


Учащимся предлагается короткая «интеллектуальная
разминка» с целью выявления правовых норм среди иных
норм общества.
Целесообразно задать ученикам вводящий в тему вопрос: имеет ли право гражданин И., недовольный вынесенным решением суда, обратиться с жалобой на пересмотр дела или вынесенное судом решение неоспоримо?

Задача учителя сориентировать обучающихся на то, что правосудие – это рассмотрение гражданских, уголовных, административных дел и принятие по ним решений. Правосудие в демократическом государстве вершится только судом, квалифицированными судьями, требования к которым определяются специальными законами о статусе судей. Центральной и сложнейшей задачей суда является установление истины.

Можно также напомнить обучающимся, что благодаря обращениям в суд многие граждане смогли отстоять свои права в разных сферах жизнедеятельности, например: права потребителя, права несправедливо уволенного работника, права обманутого вкладчика… Следует напомнить о вынесении приговоров преступникам, которые по решению суда отбывают наказание с целью исправления. Все это ведет к восстановлению справедливости в обществе. Подведение учащихся к таким выводам очень важно, особенно в свете современного состояния судебной системы, недоверия к ней граждан. Еще исследователи XIX столетия говорили, что «русский народ – народ негосударственный», так уж сложилось, что наши граждане не привыкли решать свои споры через уполномоченные органы власти, так как в обществе пока не сложилось должное доверие к суду.

На уроке учитель поясняет понятия «процессуальное право», «материальное право», «правосудие», «судопроизводство», а затем может предложить ученикам выполнить задание.

Задание 1. Впишите отрасли права в каждый столбик таблицы «Система права».

Материальное право

Процессуальное право



После заполнения обучающимися таблицы можно сравнить результаты со схемой, представленной на экране.

СИСТЕМА ПРАВА

Материальное право

Процессуальное право

Конституционное право

Гражданско-процессуальное право

Семейное право

Уголовно-процессуальное право

Трудовое право

Административный процесс

Экологическое право

Конституционное судопроизводство

Жилищное право

и др.

Предпринимательское право


и др.


Рассматривая на уроке гражданский процесс, учителю необходимо сделать акцент на основных принципах гражданского судопроизводства с пояснением каждого принципа. Во время рассказа учителя обучающиеся могут заполнить таблицу.

Задание 2. Заполните таблицу «Основные принципы гражданского судопроизводства».

Принцип

Пояснение

Право на обращение в суд


Равенство перед законом и судом


Независимость суда


Гласность судебного разбирательства


Состязательность и равноправие сторон


Обязательность судебных постановлений


Можно предложить обучающимся заполнить таблицу в качестве домашнего задания по материалам школьной лекции и текста учебника.

Изучая вопрос, касающийся участников гражданского процесса, очень важно остановиться на их правах и обязанностях. Информацию по этому вопросу также целесообразно поместить в таблицу.

Задание 3. Заполните таблицу «Участники гражданского процесса».

Участники

Права и обязанности

Истец


Ответчик


Третьи лица


Лица, способствующие правосудию


Кроме того, на экран выводится схема «Категории и виды дел в гражданском процессе». Учитель должен прокомментировать схему и раскрыть суть понятий «исковые дела», «судебный приказ» и т.д.

Исковые дела

Судебный приказ





Категории и виды дел в гражданском процессе

t1597652978aa.gift1597652978aa.gif

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений

Дела особого производства





t1597652978aa.gift1597652978aa.gif





При изучении процессуального права учитель должен рассказать обучающимся о реальных судебных процессах, когда суд помог восстановить в правах незаконно уволенного гражданина, обманутого потребителя, выселенного «черными маклерами» из квартиры гражданина, прочих прецедентах. При этом обязательно подчеркнуть положительную, защищающую роль суда как механизма и института отстаивания прав и свобод гражданина и человека.

Для закрепления материала по вопросу гражданского судопроизводства целесообразно в виде самостоятельной работы или «мозговой разминки» проконтролировать степень усвоения учащимися базовых понятий и фактов подтемы.

На экране – вопросы и задания для закрепления материала.

Вопросы и задания

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие Процессуальное право? Дайте определение процессуального права, используя слова: защита, реализация, материальное, порядок, регламентирует.

Рассмотрение гражданских, уголовных, административных дел и принятие по ним решения – это:

А) судопроизводство

Б) процессуальное право

Что является основным предметом гражданского процесса? (отношения между субъектами гражданского права)

Как называется сборник правил гражданского процесса? (Гражданский процессуальный кодекс)

Гражданка М. была недовольна работой строительной
бригады подрядной организации, проводившей ремонт в ее
квартире. В какой суд должна обратиться гражданка М.? Какой
документ она должна предоставить в суд? В качестве кого предстанет в суде гражданка М. и в качестве кого — фирма-подрядчик?

Приведите не менее трех категорий дел, рассматриваемых в уголовном процессе, каждую из которых проиллюстрируйте конкретным примером.

Рассмотрение арбитражного процесса требует обязательного обсуждения особенностей участников (субъектов) арбитражного процесса – юридических лиц.

Предмет арбитражного процесса – экономические ссоры.

Субъекты арбитражного процесса – юридические лица, государство, ИП/ЧП.

Особого внимания требует вопрос об апелляционных и кассационных инстанциях и сроках обращения в них.

В качестве практического задания по анализу источников можно предложить обучающимся в качестве домашнего следующее задание.

Фрагменты источников российского права

Статья 46.1 Конституции РФ. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статья 2 Гражданско-процессуального кодекса РФ. Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций…других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Статья 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются: 1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность…

Вопросы и задания к документам

Каково соотношение статьи 46.1 Конституции РФ и приведенных статей из ГПК и АПК?

Сравните данные статьи кодексов, укажите общее и различное в задачах ГПК и АПК.

При этом обучающиеся подводятся к пониманию того, что решение суда может быть пересмотрено в случае неудовлетворенности одной из сторон, так как главная задача правосудия – доказательство истины и торжество справедливости.

Учитель уточняет у учащихся, какова цель работы арбитражного суда.

В качестве закрепления материала по этому вопросу заполняется таблица «Особенности арбитражного суда».

Особенности арбитражного суда

Специфические особенности

Содержание

Примирение сторон


Обжалование решения первой инстанции


Вступление в законную силу постановления апелляционного суда


Обжалование постановления апелляционного суда


Обжалование постановления кассационной инстанции


Пересмотр решений арбитражных судов




Самое сложное – вопрос об уголовном судопроизводстве. Здесь ставятся следующие задачи:

разъяснить особенности уголовного судопроизводства;

охарактеризовать группы субъектов уголовного судопроизводства;

подвести учащихся к пониманию роли и места адвоката, прокурора, суда присяжных в уголовном судебном разбирательстве

Обучающиеся получают знания о специфических принципах уголовного судопроизводства таких как отсутствие обвинительного уклона; уважение чести и достоинства личности; неприкосновенность личности; неприкосновенность жилища; презумпция невиновности; обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.

Также старшеклассники узнают о трех группах участников (субъектов) уголовного судопроизводства. При этом более детально разбирается вопрос о роли адвоката и прокурора в уголовном процессе. О функциях каждого из них учитель может
рассказать, используя содержание Федеральных законов
«О прокуратуре Российской Федерации» и «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации». В более мотивированном классе можно предложить учащимся подготовить проекты на одну из тем: «Этика адвокатской деятельности», «История адвокатуры в России». Делается вывод о том, что состязательность и право обвиняемого на защиту – это конституционные права, обеспечивающие демократичность и справедливость в уголовном судопроизводстве.

Для закрепления изученного материала учителю целесообразно организовать беседу.


Вопросы и задания

1) Какова роль и назначение адвоката и прокурора в судебном процессе?

2) Назовите основные принципы адвокатской деятельности. Как вы понимаете каждый из них?

3) Является ли адвокатура государственным органом, какова связь адвокатуры и государства?

4) Кто выносит приговор?

5) «Адвокатская деятельность не является предпринимательской» — гласит
текст федерального закона. Как вы понимаете этот пункт?
Поясните свой ответ

Изучая этапы прохождения дела в уголовном судопроизводстве, важно акцентировать внимание обучающихся на работе органов власти по сбору информации по делу, ее тщательном анализе, привлечении свидетельских показаний, улик и других требующихся для доказательства вины и невиновности материалов. Вынесение приговора – сложнейшая задача суда! В уголовном процессе более, чем в любом другом, недопустима судебная ошибка!

Задание «Раскрой смысл афоризма»

Работа над выполнением задания проводится в форме дискуссии на тему высказывания: «Там, где судят человеческие пороки, - будь прокурором, а там, где судят человека, - будь адвокатом» (Бауржан Тойшибеков, современный афорист). При раскрытии смысла высказывания можно предложить использование вспомогательного клише: Автор убежден в том, что…

Старшеклассникам, планирующим сдачу ЕГЭ по обществознанию, можно предложить в качестве домашнего задания по данному высказыванию выполнить следующую работу по конструированию мини-сочинения.

Задание. «Конструирование мини-сочинения»

Цитата

«Там, где судят человеческие пороки, - будь прокурором, а там, где судят человека, - будь адвокатом» (Бауржан Тойшибеков, современный афорист)

Проблема, поднятая автором, ее актуальность

Автор рассуждает на тему…

Смысл высказывания

Автор убежден в том, что…


Собственная точка зрения


Теоретическая аргументация





Фактическая аргументация


Вывод





Особое внимание стоит уделить изучению суда присяжных заседателей. Привлекая ФЗ «О присяжных заседателях» обучающимся можно предложить выписать основные требования, предъявляемые к присяжному, роль коллегии присяжных в судебном процессе, назначение и ценность суда присяжных как особого института демократизации суда. Вопрос о плюсах и минусах функционирования суда присяжных целесообразно рассмотреть в процессе дискуссии.

Вопросы и задания

Кто должен выносить приговор обвиняемому в суде — профессиональный судья или народ в лице коллегии присяжных? Что думаете вы по этому поводу?

В контексте данной дискуссии попробуйте оценить роль и место суда присяжных в современной системе судопроизводства.

В продолжение дискуссии учитель может предложить учащимся обсудить высказывание, подтверждающее мнение о важности роли судьи.


Право на мнение есть у каждого, право судить — у судей.
(
Л. С. Сухоруков)



Высказывание писателя В. Гюго является аргументом в подтверждение точки зрения сторонников суда присяжных заседателей.


При монархии правосудие исходит от короля. При республике оно должно исходить от народа
. (В. Гюго)



В качестве выводов важно отметить, что любой человек имеет право на судебную защиту, на обращение в суд; даже письменный отказ от такого своего права недействителен. Знания о порядке судебной защиты могут помочь старшеклассникам ориентироваться во взрослой жизни. Обучающиеся подводятся к мысли о том, что при возникновении сложных гражданских, семейных и других судебных дел разумнее всего прибегнуть к помощи адвоката, так же как при заболевании лучше обратиться к врачу, чем заниматься самолечением, результатом которого могут быть серьезные осложнения.

В качестве контроля по изученной теме целесообразно организовать зачетное занятие с защитой проектных работ на тему «Памятка гражданину». Ученики получают задание оформить результаты в виде буклета, стенда или компьютерной презентации, в которых они моут отразить основные права и обязанности граждан, а также инстанции, в которые граждане могут обращаться в случае нарушения своих прав. В своих работах обучающимся рекомендуется кроме общей информации указать адреса районных, городских и областных инстанций (государственных и негосударственных), осуществляющих защиту прав граждан.

В качестве еще одного варианта закрепления изученного раздела – написание реферата. Ученикам рекомендуется изучить закон от 20 августа 2004 г. №113 – ФЗ «О присяжных заседателях». Особое внимание обращается на требования к кандидатам в присяжные, их обязанностям, а также к вынесенному присяжными заседателями вердикту.

Кроме того, интересным дополнением к закреплению данного тематического блока является проведение исследования. В повседневной жизни люди часто сталкиваются с нарушением тех или иных прав, срывом обязательств по договорам и др. В таких случаях необходимо обращаться в суд для защиты и отстаивания своих прав. Обучающимся предлагается расспросить родителей, знакомых, учителей, сталкивались ли они сами или знакомые с необходимостью обращаться в суд по гражданским, уголовным или арбитражным делам. Что это была за категория дел? Каково было решение суда? Ученикам следует оценить, часто ли граждане обращаются в суд и какова тому причина?

Заключение

По мнению советского психолога и психотерапевта, исследователя проблем человеческих способностей и отношений В.Н.Мясищева, процесс развития заключается не в наслаивании, а в новообразованиях с перестройкой ранее существовавшего. Поскольку презентуемый в данной работе методический материал разработан на основе теории деятельности и призван стимулировать конструирование образовательного процесса как субъект - субъектного педагогического взаимодействия его участников, то несомненно, что использование данного материала приведет к достижению положительных результатов посредством системно-деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий у выпускников общеобразовательных школ.

Список литературы

Копотева, Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия/ Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова. – Изд.2-е.-Волгоград: Учитель, 2017.

Калуцкая, Е. К. Право. Базовый и углубленный уровни. 10—11 кл.: методическое пособие к учебнику А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной / Е. К. Калуцкая.—М.: Дрофа, 2019.

Никитин, А. Ф. Право. 10—11 кл. Профильный уровень : учебник для общеобразоват. учреждений / А. Ф. Никитин. — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2011.

Чернышева, О.А. Обществознание. ЕГЭ. Учимся писать мини-сочинение: учебно-методическое пособие /О.А. Чернышева. – Изд.3-е, доп. – Ростов н/Д: Легион, 2016.

Журнал «История» (№ 10, 2015): Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания. Издательский дом 1 september.ru




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.