Статья «Формирование учебно-познавательной компетенции в 9-х классах при решении нестандартных математических задач»

3
0
Материал опубликован 27 March

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В 9-Х КЛАССАХ ПРИ РЕШЕНИИ НЕСТАНДАРТНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Постановка проблемы. На сегодняшний день возникает необходимость модернизации системы образования, которая способствовала бы ориентации не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его учебно-познавательных и исследовательских компетенций. Сказанное выше послужило основанием для дальнейшего исследования [1].

Цель исследования. Разработать методику формирования учебнопознавательной компетенции с помощью решения нестандартных задач.

Основные материалы исследования. Задача характеризуется наличием цели, стремлением получить ответ, учетом имеющихся условий и требований (педагогическая энциклопедия); задача – всякая знаковая модель проблемной ситуации (Л.М. Фридман).

Классификации математических задач по В.А. Далингеру: по количеству неизвестных в структуре задачи, по характеру объектов задачи, по отношению к теории, по отношению к теории, по математическому содержанию, по соотнесению задач с каждым компонентом учебно-познавательной деятельности, по преобладанию того или иного типа мышления в процессе решения задач, задачи типа «объект»; задачи типа «процедура», по типам и видам задач, по характеру требований [2].

Классификация нестандартных задач по Б.А. Кордемскому:

1) задачи, объединенные сюжетными темами и группами однородных операций – действий, применяемых для решения задач (операционнотематический принцип классификации);

2) задачи, связанные с тем или иным предметом школьного курса математики (предметный принцип классификации) [3].

Способы формирования учебно-познавательной компетенции:

- решение нестандартных, занимательных, исторических задач, а также при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала;

- создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий.

Функции таких задач: формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, аналогий, обобщения, классификации; развитие и поддержание интереса к предмету, к деятельности учащихся вообще, считая, что уникальность нестандартной задачи служит мотивом к учебной деятельности [4].

Анализ наличия в учебниках для 9-х классов нестандартных задачи, позволил их разделить на следующие типы (рисунок 1).

При проведении занятий мы предлагаем придерживаться следующей методики формирования учебно-познавательной компетенции:

Элемент доступности. Чувствовать возможности учащихся и решать задачи на грани их возможностей.

Элемент новизны. Регулярно знакомить ребят с последними новыми задачами.

Элемент интереса. Тщательный подбор решаемых задач.

Элемент параллельности. В одном занятии решаются задачи не только заявленной темы, но и другие.

Элемент регулярности. Как и для развития любых способностей нужна регулярность занятий.

t1743107139aa.png

Рисунок 1 – Типы нестандартных задач в учебниках для 9-х классов

Проверка эффективности экспериментальной методики, проходила в 2023- 2024 уч. г. в девятых классах МБОУ СОШ № 30 г. Химки.

Для проверки эффективности обучения решению математических задач в этих классах в начале учебного года, а затем в конце учебного года были проведены контрольные срезы для проверки умения решать задачи. Каждое задание среза (всего семь заданий) оценивалось по единым критериям в пятибалльной шкале. В начале года количество учащихся, которые набрали менее 20 баллов превысило цифру в 14 человек (рисунок 2). Но в конце года этот показатель снизился, что показывает эффективность нашего метода (рисунок 3).

t1743107139ab.png

Рисунок 2 – Результаты констатирующего эксперимента

t1743107139ac.png

Рисунок 3 – Результаты констатирующего эксперимента

Также проводили опрос учеников: «Для чего на Ваш взгляд нужно изучать математику?». Результаты анкетирования поданы на рисунке 4. Как видно количество ответов «для тренировки мозга» и «для общего развития» повысился, это дает нам право делать выводы про эффективность нашей методики.

t1743107139ad.png

Рисунок 4 – Анкетирование учащихся: Для чего на Ваш взгляд нужно

изучать математику

Из анализа результатов анкетирования (рисунок 5) видим, что интерес к решению математических задач у обучающихся вырос, что так же подтверждает эффективность методики.

t1743107139ae.png

Рисунок 5 - Анкетирование учащихся: Решаешь ли ты математические

задачи из журналов или других математических издания?
 

Выводы. Решение нестандартных задач как средство для формирования учебно-позновательной компетенции является эффективным для учащихся 9-х классов. Систематическая работа по решению задач способствует расширению умений, навыков, подготовке учащихся к обучению в старших классах, глубокому знакомству с нестандартными приемами решения более сложных задач, успешно развивает логическое мышление, умению найти оптимальный способ решения, удобный для учащегося. Это обеспечивает формирование учебно-познавательной компетенции учеников практическими методами обучения математики.

 

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (с изменениями на 18 июля 2022 года): утв. Приказом Министерства Просвещения РФ от 31 мая 2021. – № 287. – URL:http://shkolagornopravdinskr86.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/FGO S/FGOS_OOO_2021.pdf (дата обращения 17.03.2024). – Текст: электронный.

2. Айсина, Д.К. Об использовании нестандартных задач на уроках математики / Д.К. Айсин, – Ratio et Natura. – 2023. – № 2 (8). – URL: https://ratio-natura.ru/sites/default/files/2024-01/ob-ispolzovanii-nestandartnykhzadach-na-urokakh-matematiki.pdf (дата обращения: 18.03.2024).

3. Гизатуллина, А.В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность / А.В. Гизатуллина, О.В. Шатунова // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 5. – С.14-20.

4. Матюшкина, А.Р. Роль нестандартных задач в развитии познавательного интереса на уроках математики / А.Р. Матюшкина // Наука, технология, образование: актуальные вопросы, достижения и инновации // Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Пенза, 27 января 2024. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=60037850 (дата обращения: 18.03.2024).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации