Статья «Социальное и сетевое партнерство в решении задач формирования экологических компетенций учащихся»
Школьный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, и задача школы заключается не только в формировании определенных знаний, но в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.
Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами обучения четко прописаны требования к личностным результатам, которые формируются в образовательном процесс, одним из которых является формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. В связи с этим проблема экологического образования подрастающего поколения становится одной из актуальных задач школы.
Задача современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определённый объём знаний по экологии, но и в том, чтобы способствовать осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде. Сегодня в образовании приоритетным становится компетентностный подход.
Компетенция — круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. (С.И. Ожегов, Толковый словарь русского языка. – М., 2008). Компетенции – это знания, умения, навыки по определенным предметам, наполняющие смыслом (обслуживающие) образовательную компетентность. Компетентность - это способность успешно проявлять компетенции в различных ситуациях.
Между тем в экологическом образовании крайне важно не только формировать знания о проблемах экологии, научить оценивать собственное и общественное влияние на окружающую среду, но и обеспечить опыт практической деятельности по охране природы в жизненных ситуациях. Усилий школы как «закрытой», автономной системы здесь недостаточно, важно использовать потенциал в рамках социального и сетевого партнёрства.
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. Указанная деятельность может осуществляться перманентно, или в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.
Сетевое взаимодействие в образовании - это сложный механизм, благодаря которому происходит вовлечение сразу нескольких организаций в учебный или внеурочный процесс. Сетевое взаимодействие учреждений образования предполагает особое социальное партнерство, в котором подразумевается «двусторонняя полезность».
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие образовательного учреждения с социальными и сетевыми партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия для расширения кругозора школьников за счет снятия территориальной ограниченности учреждения (экскурсии, поездки, походы); формирования навыков активной природоохранной деятельности; воспитания уважения к труду взрослых; привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу школы.
Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы начального образования, стимулируемое социальным заказом: становление личности, обладающей основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, с развитым опытом экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях Ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в том, что для развития экологических компетенций обучающихся важно организовать системное социальное и сетевое взаимодействие, обеспечивающее условия для активной природоохранной деятельности.
Первый опыт активной деятельности учеников нашей школы – это уборка береговой территории реки Шексны с Всероссийской акцией «Чистые игры», которая состоялась 13 октября при поддержке администрации города Череповца. Всего в ходе акции было убрано, рассортировано более 2 тонн отходов, из них 9 мешков собрано силами наших учеников и их родителей. Благодаря масштабности акции, которая была бы невозможна в рамках школы, дети увидели, какое огромное количество мусора нас окружает. В ходе обсуждения итогов акции было принято решение своими силами помочь в деле сокращения количества отходов.
Несколько уроков в рамках курса «Окружающий мир» ученики изучали информацию об экосистеме и экологическом состоянии нашего края, в частности, территории Рыбинского водохранилища. Так дети подготовились к участию в городской эколого-краеведческой игре «По самому Рыбинскому морю», организованной на базе МБОУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества имени А.А. Алексеевой». Участие в конкурсе стало важным этапом, так как ребята смогли в состязании применить полученные знания, показать подготовленный творческий номер с экологическими частушками собственного сочинения и листовками по пословицам о природе. Благодаря организаторам конкурса знания оказались востребованы, повысилась мотивация к изучению природы края.
Следующим этапом формирования экологических компетенций стала организация проектной деятельности по охране природы. Дети пришли к выводу, что в школе основной расходный материал – это бумага, по этой причине проект посвятили её сохранению. Ребята выяснили, что основной материал, из которого производится бумага – дерево. Чтобы произвести бумагу надо вырубить множество деревьев, которые росли долгие годы. Массовая вырубка деревьев приведет к загрязнению воздуха, уничтожению мест обитания животных. Эти факты подтвердили актуальность проекта. Гипотеза проекта состояла в том, что школьники знают, что бумагу надо беречь, но не считают это важным и в повседневной жизни забывают об экономии. Выявлены были следующие проблемы: большое количество отходов бумаги в школе; небрежное, неэкономное использование бумаги; невысокая активность ребят в сборе макулатуры. Целью проекта стало формирование у учеников навык бережного и экономного использования бумаги через создание плаката «Школьник, береги бумагу», увеличение количества бумаги, сдаваемой на переработку. В результате дети выяснили, что в школе можно сэкономить около 200 кг макулатуры за год, если установить корзины для бумаг в каждый класс. Также узнали, какие фирмы города принимают макулатуру. В работе над проектом приняли участие все ученики класса. Мы изготовили поделки из втулок от туалетной бумаги, создали памятки по экономии листов и тетрадей, список предметов, которые изготавливают из макулатуры, узнали, что можно сдавать на переработку.
Данный проект был представлен на городской этап фестиваля «Зелёная планета», очно дети защищали его на конференции «Я – юный исследователь». Отметим, что участие в конкурсах делает проект более значимым в глазах детей, а положения конкурсов помогают структурировать работу. Далее планируется представить проект на сайт РДШ в рамках конкурса «На старт, эко-отряд».
Благодаря этим конкурсам в нашей школе появился информационный стенд по экологии, создан отряд «Эко-школа», организован сбор макулатуры со всей школы с периодичностью один раз в четверть, в ряде кабинетов установлены корзины для бумаг. В планах установить стационарный контейнер для макулатуры с привлечением организации по переработке вторсырья.
В целом в рамках воспитательной работы реализованы следующие способы формирования экологической компетенции:
• Экологический мониторинг • Исследовательская деятельность
• Проектная деятельность • Практические работы на местности
• Экскурсии • Природоохранная деятельность, в том числе
а) изготовление кормушек
б) посадка саженцев
в) экологические субботники
г) установка природоохранных табличек.
Информационную поддержку оказывает волонтёрская организация «РазДельный сбор», в частности, активисты этой организации проводили уроки по грамотному природопользованию. Серьёзную помощь оказывают не только городские организации, но и интернет – ресурсы. Так, замечательные вебинары, разработки интерактивных занятий можно найти на портале «Экокласс», на сайте «Заповедные уроки», принять участие во Всероссийских акциях «Движение ЭКА».
В деле формирования экологических компетенций важно организовать и социальное партнерство с родителями обучающихся, так как опыт экономии природных ресурсов дети приобретают и развивают прежде всего в семье. Классные руководители проводят родительские собрания по данной теме, привлекают родителей к участию в акциях по сбору вторсырья и уборке территорий.
В результате такой системной работы гораздо больше учеников принимает участие в акциях по сбору макулатуры, бережнее обращается с бумагой, принимают участие в выращивании рассады, уходе за комнатными растениями класса, подкармливают птиц и так далее. Таким образом, доказана эффективность социального и сетевого партнёрства в целях формирования экологических компетенций младших школьников.
Библиографический список
1. Макоедова А.А. Экологизация образовательного процесса как основа формирования экологической компетентности школьников / А.А. Макоедова // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск. – 2007. – № 3. – C. 292-301. (0,8 п.л.)