12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Моузуева Марьям Идрисовна17
0

Методические подходы формирования когнитивной (историко-познавательной) компетенции школьников при изучении истории  

​​​​​​​

Методические подходы формирования когнитивной (историко познавательной) компетенции школьников при изучении истории

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 2-4

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА………………………………………… 5-18

1.1 Понятие и значение «активизации познавательной деятельности»5-8

1.2 Факторы, побуждающие к активизации познавательной деятельности при изучении материала по истории………………………………………… 8-14

1.3 Подходы и методы формирования когнитивной (познавательной) компетентности учащихся при изучении истории……………………….... 14-18

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРЕМИНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ, И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………….........................19-38

2.1 Организация опытно-практической работы по формированию познавательной компетенции школьников на уроках истории. ………….19-28

2.2 Проведение формирующей работы когнитивной компетенции на уроках истории……………………………………………………………… 28-33

2.3 Анализ результатов исследования………………………………. 33-38


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….... .39-40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................41-42

ПРИЛОЖЕНИЕ







ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала является одной из основных проблем современной педагогической науки и практики.

Его важность связана с поиском и необходимостью разработки оптимальных методов обучения и преподавания, которые устанавливают связь между успехом освоения школьниками исторической науки как академической дисциплины и укреплением их умственного развития в качестве основы для формирования и развития когнитивной деятельности.

Для решения проблемы повышения познавательной активности существуют способы улучшения качества образовательного процесса. Исходя из того, что развитие мышления оказывает решающее влияние на улучшение других умственных когнитивных процессов, основное внимание в исследовании уделяется обновлению возможностей для развития логического и критического мышления учащихся, определения проявлений когнитивной деятельности, потенциальные возможности для повышения познавательного интереса к истории остаются в связи с социальной значимостью этой науки и основаны на фактическом и идеологическом содержании курса этой дисциплины.

Целью исследования является обоснование путей и условий активации когнитивной деятельности учащихся при изучении материалов по исторической дисциплине в средней школе.

Объектом исследования является процесс преподавания истории в школе.

Предметом исследования является активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала.

Гипотеза исследования. Использование различных форм, методов, и средств обучения, стимулирует активизацию познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучение сущности понятия «активизация познавательной деятельности», его структуры и содержания.

2. Раскрытие специфики познавательной деятельности школьников в уроках истории.

3. Определение пути и условия активации когнитивной деятельности учащихся при изучении реальных материалов.

Методы исследования В данной работе были использованы методы анализа теоретической базы, классификации, аналогии и обобщения тематического материала.

Поэтому следует обратить внимание на некоторые важные источники, мысли по поводу познавательного интереса, представленные в работах Фохт. А.В. «Методическое пособие по новой истории», Спок. Б. «Ребенок и уход за ним», Польской А. Е. «Как улучшить свою память», Кулюткин. Ю.Н., Сухобская, Г. С. «Мотивация познавательной деятельности». Авторы считают необходимым подчеркнуть, что познавательный интерес не обособлен в своем развитии от общего развития личности.

Теоретическая значимость сопоставление, обобщение, анализ результатов, систематизация, моделирование и прогнозирование педагогических явлений и тест, процессов.

Практическая значимость определяется как способность формирования и развития познавательного интереса к истории как области человеческого знания и науки.

База исследования. Исследования было проведено в МБОУ «Гудермесская СШ№1» города Гудермес. В работе приняли участие обучающиеся школы и педагогический состав.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА


Понятие и значение «активизации познавательной деятельности».


Обучение – это самый важный и надежный способ получить формальное образование. Изучение сложного и многогранного, специально организованного процесса отражения в сознании ученика реальности есть не что иное, как особый процесс познания, которым руководит учитель. Именно лидерские качества учителя позволяют школьникам заинтересоваться в получении знаний и навыков, развить их умственные и творческих способности.

Когнитивная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на всех этапах жизни, во всех видах деятельности и социальных отношениях школьников (продуктивная и общественно полезная работа, ценностно-ориентированная, художественная и эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметных и практических действий в учебном процессе (экспериментирование, проектирование, решение исследовательских задач и т. д.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкую форму в специальных образовательных и познавательных действиях, присущих только человеку как виду [15].

В процессе приобретения учащимися знаний фактического материала важное место занимает их познавательная деятельность, способность учителя активно руководить ею. Эффективность обучения зависит от степени активности школьников в этом процессе.

Отношение школьников к преподаванию учителей обычно характеризуется их активностью. Активность (обучение, овладение, содержание и т. д.) определяет степень (интенсивность, силу) «контакта» ученика с предметом его деятельности. Харламов И.Ф. считает, что познавательная деятельность — это «состояние деятельности школьника, которое характеризуется стремлением к обучению, умственной напряженности и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями». Следовательно, главными особенностями когнитивной деятельности являются проявление стремления к знаниям, активный процесс изучения новых фактов, отношение к обучению как к некому ценному и важному активу, привлекательному и, следовательно, интересному, подразумевает высокую степень автономии ученика в данном процессе.

В структуре деятельности выделяются следующие компоненты:

готовность выполнять образовательные задачи;

стремление к самостоятельной деятельности;

осознание задач;

систематическое обучение;

желание улучшить свой личный уровень и другие.

Школьное управление традиционно называют «активацией». «Активация» может быть определена как постоянный процесс поощрения школьников к энергичному, целенаправленному обучению, преодолению пассивных и стереотипных действий, рецессии и психической стагнации. Основной целью активизации является формирование активности школьников, повышение качества образовательного процесса.

По мнению многих исследователей (Щукин Г.И., Окон В., Харламов И.Ф. и др.), Основой для совершенствования образовательного процесса является познавательный интерес, который определяется как интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке, мотивированным потребностям и информировании об учебных мероприятиях [15].

В педагогической практике используются различные методы активизации познавательной деятельности, основными из которых являются различные формы, методы, средства обучения, выбор таких комбинаций из них, которые в возникающих ситуациях стимулируют активность и независимость учащихся.

Далее приведены 4 пункта для родителей, помогающих развить у ребенка когнитивное мышление, которое активно способствует формированию познавательных интересов на уроках. Эти пункты выведены американскими педагогами частных школ [10].

Когнитивное развитие – это процесс, в котором ребенок учится рассуждать, идентифицировать объекты, решать проблемы и мыслить логически. Это этап, когда ребенок проявляет большой интерес к окружающей среде вокруг него или ее. Родитель может повысить когнитивное развитие своего ребенка, предоставив ему или ей безопасную почву, включив простые действия в повседневную жизнь.

1. Совершение рывка: от конкретного мышления до абстрактного мышления. Это этап, когда ребенок начинает развивать свое абстрактное мышление. Родитель может помочь связать абстрактные идеи с изображениями, чтобы повысить когнитивное развитие своего ребенка. Например, когда он вводите слово «животное» в лексикон ребенка, он может призывать его или ее назвать всех животных, которых он или она видели в зоопарке. Необходимо направлять ребенка, чтобы указать характеристики и общие черты этих животных. Это помогает в понимании слова как объекта.

2. Повышение познавательного развития в игровой форме. В этом возрасте естественно, что ребенок наслаждается развлечениями и играми. Можно придумать некоторые игры и действия, которые побуждают ребенка думать и находить решения. Это отличный способ повысить когнитивное развитие ребенка. Игра, подобная «наклону и скольжению», – отличный способ начать. Сдвинув игрушечный автомобиль вниз по склону под разными углами и спросив ребенка, какая связь между наклоном и скоростью игрушечного автомобиля, можно вовлечь его мышление в процесс игры.

3. Изучение и исследование должно проходить в окружающем мире. Изучение окружающего мира – хороший способ повысить познавательные способности ребенка. Можно планировать путешествие один раз в месяц. Например, семейный пикник на пляже. С каждой прогулкой ребенок узнает, что мир полон удивительных вещей. Все, что ребенок наблюдает, – от того, как волны бьют по берегу, птицы, летящие в небе, рыба, плавающая в воде или проходящие мимо корабли – являются отличной стимуляцией для чувств и когнитивного развития ребенка. Бытие в природе активирует фантазии и любопытство ребенка. Такое воздействие заставит его или ее мыслить о природных явлениях, таких как, почему птицы летают, или откуда берутся волны.

4. Поощрение использования воображения. Необходимо побуждать ребенка использовать воображение во многих ситуациях. Необходимо дать ему возможность подумать о следующих действиях: постройка дом своей мечты или же летающий автомобиль, такими размышлениями можно повысить креативность и воображение ребенка. Отлично работает чтение художественной литературы. Это хорошие способы повысить когнитивное развитие ребенка [12].



1.2. Факторы, побуждающие к активизации познавательной деятельности при изучении материала по истории.


Помимо принципов и методов, есть также факторы, которые побуждают учащихся быть активными, их также можно назвать мотивами учителя или стимулами для повышения активности учащихся.

Основные факторы, которые стимулируют учащихся к повышению познавательной активности при изучении фактического материала:

Профессиональный интерес: основной мотив для активизации школьников. Этот фактор должен быть учтен учителем при формировании фактического материала. Школьник никогда не будет изучать конкретную ситуацию, если она не отражает реальность, и не будет активно обсуждать проблему, которая не имеет к нему никакого отношения. Напротив, его интерес резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться, а иногда даже решать в повседневной жизни. Здесь его познавательная деятельность будет связана с его интересом к изучению этой проблемы, изучению опыта ее решения.

Творческий характер обучения и познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом для знания. Исследовательский характер образовательной и познавательной деятельности позволяет школьникам вызывать творческий интерес, что в свою очередь побуждает их активно искать новые и независимые знания.

Конкурентоспособность также является одним из основных мотиваторов школьной деятельности. Особенно она проявляется на уроках, проводимых в игровой форме [7].

В характер класса включается как фактор профессионального интереса, так и фактор конкуренции, независимо от того, являются ли они эффективными мотивационными процессами умственной деятельности ученика. Хорошо организованная игровая деятельность должна содержать почву для саморазвития. Любая игра поощряет своего участника к действию.

Учитывая эти факторы, учитель может безошибочно стимулировать деятельность учащихся, поскольку нетрадиционный подход, будет больше заинтересовывать учащихся на занятиях, школьники с радостью будут отправляться на занятия, потому что они не смогут предсказать то, что им будут рассказывать и в какой форме. Эмоциональное воздействие вышеуказанных факторов на учащегося имеет соревновательный, творческий и профессиональный интерес. Эмоциональное воздействие также существует как независимый фактор и является методом, который пробуждает желание активно участвовать в процессе коллективного обучения, интерес, который начинается в движении.

Физиологической основой познавательной деятельности является несоответствие между текущей ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ученика в активную когнитивную деятельность представляет отражение ориентировочного исследования, которое является ответом организма на необычные изменения во внешней среде.

Стимуляция исследовательского рефлекса исследования является необходимым условием когнитивной деятельности.

Педагогические пути и условия – это комплекс мер, которые должны обеспечить наиболее эффективный процесс повышения познавательной активности, комплекс всех форм, методов и средств обучения, выбор таких комбинаций из них, которые в возникающих ситуациях стимулируют активацию школьной познавательной деятельности в уроках истории [8].

Методы изучения фактического материала:

Одним из методов представления фактического материала является повествование. Это значит пересказ, повествующий об исторических событиях. Повествование дает конкретные исторические характеристики времени, пространства, людей. Учитель исторических фактов излагает свою оригинальную идею, что способствует развитию понимания учащимися особенностей каждого исторического факта по сравнению с другими;

Рассказ об истории повествования – подробная эмоциональная история, которая имеет определенный исторический сюжет, часто характеризующийся драмой. Основные исторические факты воссоздаются в нем фигурально, динамично и увлекательно, как в художественной истории. Основой истории, как правило, является конфликтная ситуация, которая развивается в соответствии с сюжетной схемой событий и действий героев: сюжет, кульминация, развязка. Эта история используется для представления наиболее важных событий;

Иллюстративный рассказ, в котором основные исторические факты представлены с использованием графической видимости. В отличие от сюжетного повествования, в котором есть определенный сюжет, фигуративная история содержит больше теоретических идей и передает основные исторические факты в спокойной, бесконфликтной форме. Этот метод чаще всего используется для описания явлений и процессов различных аспектов общества. Прием объединяется, как правило, с графической видимостью;

Ролевая игра — это прием и в то же время форма организации познавательной деятельности школьников, она основана на прямом «участии» школьников в исторических событиях. Ретроспективные игры – учащиеся получают роли участников исторических событий, или же они играют роли современников, изучающих историческое прошлое [10].

Нетрадиционные формы сюжетного повествования – персонификация и драматизация. Персонификация — это форма сюжетного повествования о действиях вымышленного человека. Он основан на сюжете его судьбы, жизненных условиях, действиях, диалогах и т. Д. Рассказ о ситуации человека, его делах позволяет понять типичные явления общественной жизни. В драматизации повествование проводится в форме диалога между двумя лицами, пытающимися разрешить конфликтную ситуацию. Диалог раскрывает сущность типичного социального феномена. Часто сами школьники являются участниками этих диалогов. В конце концов, всегда лучше прояснить все, что проявляется в активном личном участии.

В дополнение к нетрадиционным методам – ​​персонификации и драматизации – есть и другие, основанные на прямой речи и так называемом «эффекте присутствия». Близко к драматизации и персонификации может являться взятие интервью или написание письма от имени участников событий. Воображаемая экскурсия или заочное путешествие — это метод, в котором ученики становятся свидетелями исторических событий и знакомятся с людьми, которые жили в конкретную эпоху. В отличие от предыдущих методов, этот включает в себя широкое описание и повествование.

Также используются методы управления когнитивной деятельностью школьников, которые повышают интерес к изучаемому фактическому материалу.

Активация школьников на этапе восприятия и сопровождения пробуждения интереса к изученному фактическому материалу:

·   получение новизны – включение в содержание учебного материала интересной исторической информации и фактов;

·   метод семантизации – он основан на возбуждении интереса из-за раскрытия смысла исторических понятий;

·    получение динамизма – создание установки для изучения процессов и явлений в динамике и развитии;

·     принятие значимости – создание установки на необходимость изучения фактического материала в связи с его стоимостью как умственного актива [1].

Приемы активизации школьников на стадии овладения изучаемым материалом:

а) эвристический прием – задаются сложные вопросы и с помощью наводящих вопросов они приводят к ответу.

б) метод исследования – учащиеся на основе изучаемого фактического материала должны формулировать динамические целостные или статические целостные образы, образы материальных объектов, образы материально-пространственной среды, образ целостного исторического явления или процесса.

Формирование эмоционально-позитивного и сознательного отношения к изучению фактического материала по истории является предвестником познавательного интереса, что в свою очередь приводит к увеличению познавательной активности школьников.

Самая первая необходимость, которая возникает для учителя, который хочет развивать когнитивный интерес к школьникам, – это создание материальных условий для успешного обучения. Это специальное налаженное оборудование для занятий, без которого обучение не может проводиться нормально, включая даже хорошо оборудованные классы. Это ситуация, которая должна быть внутри группы, организация классовой жизни, упорядоченность работы – отсутствие спешки и в то же время потеря драгоценного времени, плотность урока и т. д [6].

Продвижение эмоционально-позитивного отношения к изучению фактического материала играет важную роль. Один из способов – создать положительный опыт, связанный со всем, что сопровождает изучение фактического материала данного предмета, раздела, темы, т. е. Формирования эмоционально-позитивного отношения к обучению.

Этот путь особенно важен при полном отсутствии интереса к обучению или в любой области знаний. Это также важно и даже базово на ранней стадии обучения. Позитивная эмоциональная позиция обязательно должна быть связана со школой в целом. Роль родителей велика в ее создании. Особое значение для создания позитивного отношения к обучению в целом, к школьным предметам, в частности, приобретает личность учителя [10].

Обращаясь к появлению выдающихся учителей, можно заметить, что у них много особенностей: тяжелая работа, глубокие знания, у некоторых есть талант, но самое главное – страсть к их профессии и любовь к детям. Важно полная моральная выкладка по отношению к важности своей профессии, так как никто не станет слушать преподавателя, который сам не заинтересован в том, что он говорит [11].

Положительные эмоции, которые окрашивают все встречи и всю работу с таким учителем, делают его уроки «праздником» для школьников. Но этого недостаточно для независимой активации познавательной деятельности школьников. Часто бывает так, что, если такой учитель покидает школу, или больше не ведет уроки у конкретного класса, заканчивается «праздник». Соответственно в одном из вариантов интерес к предмету может пропасть. Ведь раньше был интерес к учителю, положительное эмоциональное отношение к его урокам. Это очень важное начало для развития интереса, но оно далеко от его сути. В процессе подготовки почвы для формирования интереса большое значение имеет представление рабочих образцов учителями, которые основаны на достижениях изученной области знаний.

Команда играет огромную роль в создании позитивного эмоционального отношения к обучению и, в частности, к изучению фактического материала. Исходя из этого, учитель может привлечь школьников к доктрине.


1.3.Методы и приемы формирования когнитивной (познавательной) компетентности учащихся при изучении истории.


Главная черта качественного урока истории и обществознания — высокий научно-теоретический уровень, соответствие преподавания современному состоя­нию обществоведческой и педагогической науки, передовой практике, закономерностям учебно-воспитательного процесса. Характерным признаком урока высокого качества является ясность учебной цели, неразрывная связь в решении основных образовательных, воспитательных и развиваю­щих задач и их последовательное и четкое осуществление.
Характерными чертами урока высокого качества явля­ются также целесообразный, с учетом современных подхо­дов, выбор средств и методических приемов для каждой части урока; образность, яркость фактов— все это имеет определяющее значение при подбо­ре материала к уроку, планировании его типа и структуры, при выборе наиболее целесообразных и эффективных для данного урока, методов, приемов, форм.

Приемы формирования познавательной компетентности:

Проблемное обучение. В практике преподавания проблемное обучение («яркое пятно» или мотивирующее начало) на уроках истории использую как в старшей, так и в основной школе, и не только при изложении материала, но и при работе с учебником (основным текстом, документами, иллюстрациями), разнообразными наглядными средствами обучения (включая компьютерные) и др.

В 5-7 классах ставлю проблему не ко всему изучаемому материалу на уроке, а лишь к части, что обусловлено возрастными возможностями школьников. В то же время, правильно выбранное и поставленное задание, концентрируя активную познавательную деятельность учащихся на узловых вопросах, способно распространить ее на весь материал урока.

Чередование форм работы. Формированию познавательной компетентности учащихся способствует чередование различных форм работы, которая создает оптимальные условия для активной деятельности школьников и в то же время исключает их перенапряжение, так как дает возможность переключать внимание на решение различных задач. Исследователи доказали, что от услышанного на уроке у учащихся остается в памяти 10% содержания; от воспринятого через чтение – 30%; о наблюдения какого-либо предмета или явления – 50%; от практических действий с учебным материалом – 90% содержания.

Работа с источниками. Следует подчеркнуть, что на уроках истории приемы дидактического характера связаны с особенностями исторического познания. Например, необходимо обратить внимание на такую особенность исторического знания, как множественность отражения исторических событий и явлений в источниках различного рода: свидетельствах, мнениях современников и историков. Это свойство исторической информации представляет интерес не только для исследователя, оно создает базу для активной учебно-познавательной деятельности школьников, предполагает сопоставление свидетельств, поиск совпадений и противоречий и т.д.

Использовать этот потенциал исторического знания мне помогает прием «блокового представления материала» – комплексов источников: текстов, изображений, материальных предметов, отражающих разные стороны изучаемого явления и позволяющих избежать схематичного подхода к нему.

Работа с историческими источниками способствует углублению и конкретизации знаний школьников, активизации процессов их мышления и воображения в силу необходимости реконструировать минувшее. Возможность непосредственно познакомиться с присущими историческим памятникам языком, символикой, знаменательными событиями прошлого имеет большое значение для пробуждения и развития интереса учащихся к истории.

Персонификация и драматизация. Эффективными приемами формирования познавательной компетентности учащихся на уроках истории являются персонификация и драматизация. Персонификация, предполагающая обращение к жизни, интересам, поступкам конкретных людей, помогает учащимся ярко и образно представить исторические события и явления, раскрыть сущность общественных отношений и т.д. Попытка понять людей, живших в другую эпоху, действовавших в иных, чем нынешние, условиях, – важный элемент воспитания исторического сознания школьников.

Некоторыми методистами-историками драматизация рассматривается как разновидность персонификации. Она уместна там, где речь идет о поворотных событиях, в которых сталкивались как личные устремления людей, так и интересы различных этнических, социальных и иных групп. Драматизация воспроизводит на уроках живой диалог их участников или очевидцев таких событий.

В основной школе чаще всего ставим сценки с участием нескольких учеников, изображающих исторические персонажи в какой-то ситуации (например, во время сбора дани князем, новгородского веча, петровской ассамблеи). Возможность прямого высказывания от имени «героев», используя исторические свидетельства, тексты художественных произведений, придает им эмоциональный характер, драматизм. В целом приемы персонификации и драматизации помогают активизировать работу учеников с разнообразными источниками исторических знаний, а также, что особенно важно, пробуждают эмоциональное отношение к событиям прошлого и их участникам, обогащают нравственный опыт личности.

Игровые формы. Все более широко в практике преподавания истории, в особенности в основной школе, использую игровые формы занятий, способствующие формированию познавательной компетентности школьников. Это и ролевые ситуации, организуемые в форме игры  и занимающие большую часть урока («путешествия», «экскурсии» и т.д.), и игровые соревнования («Знаете ли вы?», «Что? Где? Когда?», «Толмачи», «Найдите ошибки» и др.).

Игра вовлекает учеников в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный труд разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, пробуждает и поддерживает интерес к истории.

Региональная и местная история. Важной составляющей школьных курсов отечественной истории, обладающей значительными возможностями для активизации учебно-познавательной деятельности школьников, является материал региональной и местной истории. Во-первых, он делает историю близкой и доступной для школьников благодаря непосредственному наблюдению и эмоционально окрашенному восприятию исторических объектов, архитектурных сооружений, памятников и т.д. Во-вторых, при обращении к этому материалу формируется чувство причастности к истории родного края, а значит, и к истории Отечества и мира в целом.


Выводы по 1 главе

Рассмотрев различные подходы к познавательному интересу, я пришла к следующим выводам, что познавательный интерес очень важен для развития и совершенствования. Познание может начинаться и идти разными путями: «от учителя» и «от учеников».

На познавательный интерес может оказывать влияние объем, сложность, скорость изучения, содержание (например, проблемность или иллюстративность) учебного материала. Причём, трудность материала, как фактор формирования познавательного интереса, неоднозначно оценивается исследователями.

Большое значение для развития познавательного интереса (и авторы разных подходов в этом сходятся) имеют следующие моменты в работе учителя: создание проблемных ситуаций, разнообразие форм и методов работы, создание благоприятной атмосферы для каждого ученика на уроке, стимулирование самостоятельности и рациональности работы ученика; эффективны пути создания на уроке условий для проявления познавательной активности учеников, предложенные в системе Занкова Л.В. Например, составление и обсуждение плана урока вместе с учащимися, использование материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него виды и формы учебного содержания, оценивать не только конечный результат, но и сам процесс деятельности ученика, раскрытие субъектного опыта учащихся. Учителю необходимо не потерять интерес, управлять им, развивать и поддерживать его.






ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРЕМИНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ, И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ


2.1. Организация опытно-практической работы по формированию познавательной компетенции школьников на уроках истории.


Опытно-практическая работа по формированию познавательной компетенции на уроках истории была проведена на базе: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гудермесская СШ№1» города Гудермес.

Опытно –практическая работа по развития познавательных УУД, была организована в 5 классе, на уроках истории.

Организация опытно –практической работы предполагала проведение трёх этапов; констатирующего, формирующего и контрольного.

Первым этапом опытно –практической работы был - констатирующий. Его продолжительность составила 2-3 дня – с 01 по 3 март 2022 года.

Целью констатирующего этапа опытно- практической работы являлось: определить уровень развития познавательных универсальных учебных действий на уроках истории

В число задач констатирующего этапа входило:

- подобрать диагностическую методику для выявления уровня развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся 5-го класса;

- определить уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся 5-го класса;

- зафиксировать результаты, провести анализ результатов обследования, сформулировать выводы;

С опорой на научно-теоретические положения по теме исследования, нами произведён подбор методики диагностики, для изучения уровня развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся 5-го класса. В итоге в методику включили:

1. Л.А. Ясюкова – Тест №1: Оценка понимания прочитанного текста.

2. Школьный тест умственного развития (ШТУР)(К.М. Гуревич, М.К.Акимова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова, В.Г. Зархин)– субтест № 2,3,4,5: Оценка ПУУД аналогии, классификации, обобщения.

Содержание указанной диагностической методики Л.А. Ясюковой - Тест №1: Оценка понимания прочитанного текста – раскрыто в приложении В.

Следует отметить, что данный тест является рабочей методикой по оценке ПУУД у учащихся 5 классов и активно используется разработчиками программ развития ПУУД в том виде, в каком представлен в приложении В.

Что касается 2-й методики – Школьный тест умственного развития (ШТУР)(К.М. Гуревич, М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова, Г.П.Логинова, В.Г. Зархин) – данная методика включает несколько субтестов и позволяет определить сформированность ПУУД на материале разных предметных областей.

А также используется методика ШТУР (Школьный тест умственного развития), авторами которой являются К.М. Гуревич, М.К.Акимова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова, В.Г. Зархин в полном изложении.

Для целей нашей диагностики требуется выбор необходимых субтестов, а из них – заданий по истории. Цели и задачи нашей работы определили выбор субтестов №3,4,5 из методики ШТУР.

Субтесты № 3 «Аналогии»,№4 «Классификации», № 5 «Обобщения» из методики ШТУР – это те субтесты, которые позволяют определить уровень сформированности умственных действий анализировать, классифицировать, обобщать.

В методике расписано время выполнения, в минутах каждого субтеста (таблица 1)



Таблица 1- Время на проведение субтестов

t1667770619aa.gif

В этих субтестах часть заданий построена на материале школьного предмета истории.

Это задания №№ 5,10, 13, 17, 20 субтеста № 3А аналогии. Задания №№ 6, 7, 16, 20 субтеста № 4А классификации. Задания №№ 3, 10, 14, 18 субтеста № 5А обобщения.

В тесте ШТУР имеется также вариант Б. Это задания №№ 2, 9, 13, 19, 25 субтеста № 3Б аналогии. Задания №№ 6, 7, 16, 19 субтеста № 4Б

К классификации. Задания №№ 6, 11, 13, 17 субтеста № 5Б обобщения.

То есть число заданий на материале истории составляет 5 по субтесту аналогии, 4 по субтесту классификации, 4 по субтесту обобщения.

Это означает, что проведение такого количества заданий приведёт к сокращению времени на их выполнение, предложенного в методике.

В субтесте аналогии из предложенных 25 заданий, выполня

емых за 10 минут мы берем 5 заданий. Одно задание выполняется за 10/25 – за 0,4 минут, значит 5 заданий будут выполняться за 2 минуты (0,4*5).

В субтесте классификации из предложенных 20 заданий, выполняемых за 7 минут мы берем 4 задания. Одно задание выполняется за 7/20 – за 0,35 минут, значит 4 задания будут выполняться за 1,4 минуты (0,35*4), то есть за 1 минуту 24 секунды.

В субтесте обобщения из предложенных 19 заданий, выполняемых за 8 минут мы берем 4 задания. Одно задание выполняется за 8/19 – за 0,421 минут, значит 4 задания будут выполняться за 1,68 минуты (0,42*4), то есть за 1 минуту 41 секунду.

Таким образом, в нашей диагностике, состоящей из заданий по истории субтестов №№3,4,5 время выполнения, в минутах каждого субтеста распределится следующим образом (таблица 2).

Таблица 2 - Число заданий по истории и время на проведение субтестов.

t1667770619ab.gif


В методике ШТУР специально оговаривается, что тестирование проводится с фиксацией по времени на совершение операций по выполнению заданий, поэтому нам важно установить временные рамки.

Методика снабжена ключами, где приведены правильные ответы, обозначенные буквами и цифрами для заданий субтестов №№3,4 и данные в форме ключевых слов для заданий субтеста №5 (таблица 3).

Таблица 3 – Ключ к тестам.


Ключ к форме А

Задание 3 А

Задание 4 А

Задание 5 А

5.Г

3.Д

3. Общественный строй, социально-экономическая формация.

10.Б

10.Г

10. Культура.

13.Д

14.Г

14. Изобразительное искусство, произведения изобразительного искусства.

17.Г

18.Г

18. Направление в искусстве, художественный стиль.

20.В



Ключ к форме Б

Задание 3 Б

Задание 3 Б

Задание 5 Б

2.Б

6.Г

6. Социальный строй, общественно-экономическая формация.

9.Г

7.Г

11. Средства угнетения

13.В

16.Г

13. Способы производства.

19.А

19.В

17. Социальные изменения, преобразования.

25.А




Индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключением №5) выводятся путем подсчета количества правиль­ных выполненных заданий. Оценка результатов набора заданий №5 осуществляется в зависимости от качества обобщения. Оценивается в 2 балла, 1 баллом, 0. Оценка в 2 балла соответствует обобщениям, приведенным в таблице правильных ответов (при этом учитывается, что возможны синонимические замены понятий). Если категориальные обобщения, приводимые учащимся более широкие, по сравнению с приведенными в таблице-ключе, они оцениваются в 1 балл.

Также оценкой в 1 балл оцениваются правильные ответы, но с более узкими частными обобщениями, чем приведенные в таблице-ключе.

Оценку 0 учащиеся получают за неправильные ответы.

Наибольшее количество баллов, которое получает ученик при выполнении заданий по истории из субтеста №3 равно 10. Наибольшее число баллов, начисляемых за выполнение заданий по истории из субтеста №4 равно 8. Максимальное количество баллов, которое можно получить при выполнении заданий по истории из субтеста №5, равно 8. Все эти цифры соответствуют 100 % выполнению наборов заданий из субтестов № 3,4, 5.

Анализ полученных данных по каждому ученику позволяет провести распределение по близости суммы баллов к социально-психологическому нормативу, который условно рассматривается как 100% выполнения каждого субтеста, и учащиеся по результатам тестирования подразделяются на пять групп (таблица 4).

Таблица 4 - Распределение всех участников тестирования по группам и уровням по близости набранной суммы баллов к социально-психологическому нормативу


Группа

Распределение всех участников тестирования

Уровни

1) наиболее успешные

10%

Высокий

2) близкие к успешным

20%

Выше среднего

3) средние по успешности

40%

Средний

4) малоуспешные

20%

Ниже среднего

5) наименее успешные

10%

Низкий


Особенностью методики ШТУР является то, что в ней нет строгой фиксации уровней по баллам. К высокому уровню условно относятся 10% учащихся, набравших количество баллов, которое наиболее близко 100%, а точное количество баллов при этом не имеет значения.

Это в какой-то степени делает данную методику одноразовой, если не зафиксировать уровни, выявленные при первом тестировании. Поэтому в соответствии с целями нашей работы мы зафиксируем уровни по результатам констатирующего эксперимента, чтобы иметь точку отсчёта для последующего контроля.

Критерии оценки уровней развития ПУДД по истории отражены в таблице 5.

Таблица 5- Критерии, показатели и методика оценки ПУУД


Критерии сформированности ПУУД

Показатели сформированности ПУУД

Уровни

Методика оценки


- понимает прочитан-ный текст, воспринимает его структуру, анализирует его содержание

-понимает прочитанный текст очень хорошо, единицей восприятия текста является целое предложение, схватывает не только его смысл, но и литературные, языковые особенности. Пониманию доступны любые тексты

.– понимает прочитанный текст очень хорошо, единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого схватывает сразу. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности

смысл прочитанного ребенок понимает не сразу, а как бы складывает из двух-трех частей. При медленном чтении может разобрать любые тексты. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает легко.

ребенок с трудом понимает то, что читает. Может правильно воспринимать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз.

Высокий уровень

Хороший уровень

Средний уровень

Слабый уровень














Тест №1 (Познава-тельные УУД) из  методи-ческогокомплек-са«Прогноз и про-филакти-ка проб-лемобу-чения в 3-6 клас-сах» Л.А. Ясюковой






Продолжение Таблицы 5

- выполняет умственные действия (аналогии, классификации, обобщения)

обеспечивающие

решение задачи

- полностью овладел умственными действиями аналогии, классификации и обобщения. Обычно сразу видит, как умственное действие надо использовать для решения задания

-учащийся владеет набором умственных действий аналогии, классификации и обобщения для решения задачи

-учащийся владеет основами умственных действий аналогии, классификации и обобщения для решения задачи

-учащийся ситуативно демонстрирует умственные действия аналогии, классификации и обобщения для решения задачи

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

Диагностика ШТУР

(М.К. Гуревича).


На основе данных критериев и показателей был определен уровень сформированности ПУУД у обучающихся.

Использование теста из методики Л.А.Ясюковой и субтестов из методики ШТУР позволило сделать предварительные выводы по сформированности проверяемых позновательной компетенции понимания прочитанного текста, операций аналогии, классификации и обобщения.

Так, анализ результатов использования теста из методики Л.А.Ясюковой на оценку понимания прочитанного текста позволил выявить 2 уровня сформированности ПУУД понимания прочитанного текста.

По результатам обработки бланков ответов к тесту «Оценка понимания прочитанного текста» на начальном этапе обучения, пятиклассники были разделены на два уровня развития ПУДД:

- средний уровень – 12 учащихся (75%);

- хороший уровень – 8 учащихся (25%).

Это распределение по уровням представлено на рисунке 2.

t1667770619ac.gif


Рисунок 2 - Результаты применения первой методики на констатирующем этапе опытно –практической работы.

Слабого уровня нет, потому что текст рассчитан на учащихся 3-6 класса, а мы его используем для учащихся 5 класса, то есть уже ближе к верхней возрастной рамке, и уже просто в силу возраста и имеющегося опыта обучения в школе у учеников слабый уровень не проявляется.

Но, можно заметить, что нет как слабого, так и высокого уровня.

Учащиеся, у которых был выявлен хороший уровень – понимания прочитанного текста, продемонстрировал их хорошее восприятие его структуры, смысл прочитанного дети схватывали сразу.

Учащиеся данной категории показали, что владеют основными мыслительными операциями анализа, установления логических связей, а также основами смыслового чтения.

Те учащиеся, которым был присвоен средний уровень понимания прочитанного текста, показывали, что понимают прочитанный текст недостаточно хорошо. Смысл прочитанного понимается ими не сразу, а как бы складывается из двух-трех частей.

Анализ результатов использования субтестов из методики ШТУР на оценку ПУУД аналогии, классификации и обобщения позволил выявить следующие уровни их сформированности.

10% учащихся – высокий уровень;

20% учащихся – выше среднего;

40% учащихся – средний;

20% учащихся –ниже среднего;

10% учащихся –низкий.

Учащиеся, которым был присвоен высокий уровень формирования позновательной компетнции аналогии, классификации и обобщения оказались в группе наиболее успешных учеников, так как лучше других смогли справиться с заданиями субтестов, набрав наибольшее количество баллов.

Учащиеся, которым был присвоен выше среднего уровень аналогии, классификации и обобщения оказались в группе близких к успешным учеников, так как смогли справиться с заданиями субтестов, набрав количество баллов чуть меньше, чем в предыдущей группе.

t1667770619ad.gif

Рисунок 3 – Результаты применения второй методики на констатирующем этапе опытно –практической работы. Уровни развития ПУУД аналогии, классификации и обобщения

Учащиеся, которым был присвоен средний уровень развития ПУДД аналогии, классификации и обобщения оказались в группе средних по успешности учеников – это самая многочисленная по количеству учащихся группа (40%).

Учащиеся, которым был определен ниже среднего уровень развития ПУДД аналогии, классификации и обобщения оказались в группе малоуспешных учеников. У этих учащихся (20%) более слабые результаты, чем в предыдущей группе.

Учащиеся, которым был присвоен низкий уровень развития ПУДД аналогии, классификации и обобщения оказались в группе наименее успешных учеников. У этих учащихся выявлены самые слабые результаты.

Таким образом, проведя констатирующий этап опытно –практической работы, определили, что у обследованных учащихся 5-го класса нет достаточного развития, как понимание прочитанного текста, логические операции аналогии, классификации и обобщения.

У пятиклассников недостаточно сформировано умение видеть текст целиком, что обеспечивает его полное понимание. Текст большинство школьников воспринимает изолированными частями, в результате чего происходит утрата некоторых его смысловых моментов.

У пятиклассников недостаточно сформированы умственные действия аналогии классификации и обобщения на материале исторического содержания.

Выявленные недостатки тормозят становление у школьников логических и общеучебных умственных операций, отражаясь в итоге и на состоянии их учебной деятельности, успеваемости.

Следовательно, необходимой является формирующая работа по развитию у школьников ПУУД посредством применения деятельностной технологии на уроках истории.


2.2 Проведение формирующей работы когнетивной компетенции на уроках истории


Вторым этапом опытно–практической работы был формирующий. По охвату времени он занял 1 неделю. Целью его было проведение формирующей работы по развитию познавательных универсальных учебных действий у учеников на уроках истории.

Задачи данного этапа были следующими:


- разработка уроков с применением технологии проблемного обучения

- проведение уроков

Работу организовывали на уроках истории согласно сетке календарно-тематического планирования.

Для повышения эффективности, формирующая работа происходила с опорой на ряд научно обоснованных принципов:

- Принцип включения в деятельность. Принцип означает, что любое действие человека, направленное на развитие его познавательной сферы не может реализовать всех её возможностей, в случае если это действие будет изолированным от конкретной деятельности, то есть не будет опираться на мотивы деятельности, не будет использовать общественно-исторический опыт, не будет подкреплено операциями, свойственными данной деятельности. При проведении формирующей работы мы опирались на учёт структуры деятельности (А.Н. Леонтьев). При этом использовали деятельностную технологию проблемного обучения;

- Принцип поэтапности. При построении своей формирующей работы по развитию познавательных УУД на уроках истории в соответствии с данным принципом выделяли этапы, проводили работу непрерывно и последовательно;

- Принцип комплексности. Осуществляли формирующую работу с учащимися в комплексе – занимались формированием и развитием позновательных качеств.

На этом этапе:

1 – спроектировали 5 уроков с применением технологии проблемного обучения,

2 – провели эти уроки.

Развитие ПУУД на уроках истории проводили, используя технологию проблемного обучения.


При применении данной технологии структура урока содержит основные этапы исследовательской деятельности учащихся: постановку проблемы, её решение (открытие нового знания), продуктивное воспроизведение и использование нового знания.

Традиционно задача учителя истории заключается в раскрытии и описании прошлого перед учениками, в формировании картины мира в фактах и понятиях, формировании исторического типа мышления с нравственным, гражданско-патриотическим самоопределением. Поэтому этапы урока содержат описательный момент, важный для учащихся 5 класса.

Были спроектированы уроки истории в 5 классе с применением технологии проблемного обучения.

Использовали набор стандартных приёмов и заданий на развитие у старших школьников понимания прочитанного текста. Так как у многих учащихся по результатам констатирующего эксперимента выявлено недостаточное понимание текста на уровне предложения, предлагали пятиклассникам к осмыслению и анализу тексты на уровне предложения.

Уроки истории выстраивались в соответствии с этапами технологии проблемного обучения.

Начинался урок с организационного момента, на котором создавалась ситуация готовности к уроку каждым учащимся

За ним следовал этап создания проблемной ситуации, целью которого было выявить и осознать противоречия. На этом этапе на основе анализа прочитанных фактов в учебнике развиваются ПУУД – умение формулировать проблему:

- понимать прочитанное,

- анализировать,

- формулировать проблему.

Сводя воедино проанализированные факты, учащиеся формулировали проблему, что обозначало наступление следующего этапа – этапа формулирования проблемы, цель его заключалась в определении и формулировании проблемы и цели урока. Здесь на основе анализа прочитанных в учебнике фактов развивали сразу 4 учебных умения, школьники учились:

- понимать прочитанное,

- анализировать,

- сравнивать,

- формулировать проблему.

Следующим этапом был этап выдвижения гипотез, в рамках которого учащимися выдвигались предположения после вопроса учителя: «Какие будут предположения, гипотезы по решению проблемы?». При этом учителем принимались все гипотезы учащихся и записывались на доске.

Далее следовала актуализация знаний учащихся, после которой следовал этап составления плана урока, целью которого было составление плана решения проблемы. Учитель задавал детям вопрос: «На какие вопросы необходимо ответить, чтобы получить решение?». Вместе с детьми составлялся план урока.

Опорный план урока истории складывался из 3 компонентов при описании исторического явления:

1. Причины.

2. Основные события.

3. Итоги и последствия.

За этим следовал этап открытия нового знания пункт 1 – причины исторического явления. Цель его заключалась в решении проблемы через выявление причины и следствия исторических явлений. На этом этапе осуществлялась более плотная работа с учебником, заполнение таблиц. В результате работы учащиеся формулировали причины изучаемого исторического явления. Формировались ПУУД – читать и понимать прочитанное, анализировать.

Следующим этапом был этап открытия нового знания – пункт 2 «Основные события». Целью его было решение проблемы: оценка исторического события.

На этом этапе дети, опираясь на учебник, пятиклассники вскрывали основные события, объясняя их смыл. Одним из приёмов на этом этапе был приём «лента времени». Это приём, когда события и даты дети фиксировали в виде чёткой линейной последовательности. Дети побуждались к формулированию аргументированной оценки изучаемых событий. Формировались следующие ПУУД:

- Анализировать, читать и понимать текст, преобразовывать информацию (сокращать, из текста в схему), обобщать.

Затем следовал этап открытия нового знания – пункт 3 «Итоги». Целью его было решение проблемы: выявление причины и следствия явлений. На этом этапе учащиеся продолжали плотно работать с учебником, анализировали и обобщали получаемые из него знания об итогах исторического явления. То есть на этом этапе формировались такие ПУУД, как анализировать и обобщать, сравнивать.

По работе с понятиями предлагались задания: выдели понятия, определи место понятия в кластере, составь кластер, составь синквейн, найди информацию, составь схему, заполни таблицу, составь рассказ по ключевым понятиям, вставь пропущенные слова в тексте.

На следующем этапе – этапе применения нового знания – пятиклассники формулировали вывод по проблеме. Учитель своим вопросом побуждал детей к обобщающей мыслительной деятельности: «Ответим на вопрос, который мы поставили в начале урока!». Ученики, вооружённые знанием, полученным на уроке, теперь могли аргументированно высказать своё мнение, сформулировать вывод по проблеме. Благодаря данному этапу формировались такие ПУУД, как обобщать, делать оценочное суждение.

И заключительным этапом традиционно являлось домашнее задание. Цель его состояла в первичном ознакомлении с текстом.

Учитель просил учащихся прочитать название следующего параграфа, который будет изучаться, рассмотреть его иллюстрации, предположить, о чем в нём пойдет речь, просил учащихся мысленно сделать предварительные предположения. Так учащиеся мотивировались на прочтение дома текст параграфа, чтобы проверить свои предположения. В заключение учитель напутствовал: «Чтобы лучше понять текст параграфа подготовьте ответы на вопросы по нему, сформулированные в учебнике в начале параграфа, перед ним».

Таким образом посредством применения деятельностной технологии проблемного обучения на уроках истории на формирующем этапе осуществляли формирование и развитие следующих ПУУД у пятиклассников: - читать и понимать прочитанное, анализировать, преобразовывать информацию (сокращать, из текста в схему), сравнивать, формулировать проблему, обобщать, делать оценочное суждение.

2.3 Анализ результатов исследования.


Третьим этапом опытно –практической работы был -контрольный.

По времени он занял 2 дня. Цель его заключалась в определении результативности проведенной работы по формированию когнетивной (познавательной) компетенции у учеников 5 класса на уроках истории.

Задачами контрольного этапа являлись:

- определение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у учеников после применения комплекса уроков;

- анализ и сравнение полученных результатов с результатами констатирующего этапа опытно –практической работы.

На контрольном этапе опытно-экспериментального исследования применили ту же диагностическую методику, которая была на констатирующем этапе.


Проведём анализ результатов контрольного этапа в рамках каждой методики.

Методика 1. Оценка понимания прочитанного текста.


По результатам обработки бланков ответов к тесту «Оценка понимания прочитанного текста» на этапе повторной диагностики, пятиклассники были разделены на два уровня развития ПУДД: высокий уровень – 8 учащихся (40%) и хороший уровень –12 учащихся (60%).

Результаты применения первой методики на контрольном этапе в обобщенном виде и распределение по уровням представлены на рисунке 4.


t1667770619ae.gif


Рисунок 4 - Результаты применения первой методики на контрольном этапе.


Учащиеся, которым был присвоен высокий уровень понимания прочитанного текста, показывали, что им сполна присуща целостность восприятия текста, то есть им становится доступна работа с любыми текстами. Единицами восприятия служат целые предложения, смысл которых схватывается сразу, причём начинают осознаваться также литературные, языковые особенности текстов. Дети с таким уровнем понимания текста не только способны легко воспринимать содержание, но и автоматически отмечать специфику языка, свойственную тому или иному типу текста.


Учащиеся, у которых был определен хороший уровень– понимания прочитанного текста, продемонстрировали хорошее восприятие его структуры, смысл прочитанного дети схватывали сразу. Учащиеся данной категории показали, что овладели основными мыслительными операциями анализа, установления логических связей, а также основами смыслового чтения. У всех этих учащихся произошло повышение индивидуальных уровней понимания текста. То есть все, у кого был средний уровень на констатирующем этапе, показали, что смогли преодолеть отсутствие целостности понимания текста при первом прочтении.

В таблице 6 представлены сравнительные результаты применения первой методики на двух этапах.


Таблица 6 – Сравнительные результаты применения первой методики на двух этапах

Этап

Уровни развития ПУДД по истории, б., %

Низкий

Средний

Хороший

Высокий

Констатирующий

0

12, (60%)

8, (40%)

0

Контрольный

0

0

12, (60%)

8, (40%)


Представленные в таблице 6 данные отображены в виде диаграммы на рисунке 5.

t1667770619af.gif

Рисунок 5 - Сравнительные результаты применения первой методики на двух этапах.

Анализируя данные рисунка 5, приходим к выводу, что у всех школьников повысились индивидуальные уровни развития ПУУД понимания прочитанного текста.

Методика 2. - Оценка познавательной компетенции аналогии, классификации, обобщения.

По результатам заполнения бланков после процедуры оценки аналогии, классификации, обобщения на этапе повторной диагностики, пятиклассники были разделены на следующие уровни имеющегося исходного состояния формирование позновательных качеств аналогии, классификации, обобщения:

высокий – 8 учащихся (40%),

выше среднего уровень – 6 учащихся (30%),

средний – 6 учащихся (20%).

ниже среднего – 10%

Результаты применения второй методики на контрольном этапе в обобщенном виде и распределение по уровням представлены на рисунке 6.


t1667770619ag.gif

Рисунок 6 – Результаты применения второй методики на контрольном этапе.


Учащиеся, у которых был определён высокий уровень аналогии, классификации, обобщения, показали, что успешно осваивают эти интеллектуальные операции, используя указанные способы действий при решении логических задач на историческом материале. Учащиеся с таким уровнем уже могут самостоятельно устранять пробелы в своих знаниях и общей осведомленности.

У учащихся, у которых был определён выше среднего уровень аналогии, классификации, обобщения, в отличие от предыдущего уровня производят данные операции в замедленном темпе.

Учащиеся, у которых был определён средний уровень аналогии, классификации, обобщения, при совершении этих действий допускают ошибки, вследствие недостаточного владения материалом.

Учащиеся, у которых был определён ниже среднего уровень аналогии, классификации, обобщения, при совершении этих действий допускают серьёзные ошибки, обусловленные слабым владением материалом.

В таблице 7 представлены сравнительные результаты применения второй методики на двух этапах.


Таблица 7 – Сравнительные результаты применения второй методики на двух этапах

Этап

Уровни развития ПУУД аналогии, классификации, обобщения, б., %

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Констатирующий

2, (10%)

4, (20%)

8, (40%)

4, (20%)

2, (10%)

Контрольный

0, 0

2, (10%)

4, (20%)

5, (30%)

9, (40%)


Представленные в таблице 7 данные отображены в виде диаграммы на рисунке 7.

t1667770619ah.gif


Рисунок 7 - Сравнительные результаты применения второй методики на констатирующих и контрольных этапах


Анализируя данные рисунка 7, приходим к выводу, что у всех школьников опытно – практической выборки повысились индивидуальные уровни развития познавательных качеств аналогии, классификации, обобщения.

Проведение контрольного этапа работы, позволило определить, что у большинства из обследованных учащихся 5-го класса повысились уровни, как понимание прочитанного текста и умственные логические действия аналогии, классификации, обобщения.

Таким образом, проведя контрольный этап исследования, определили, что у обследованных старших школьников произошла позитивная динамика изменения развития ПУУД. Следовательно, формирующая работа по формированию у старших школьников позновательной компетенции к посредством применения деятельностной технологий проблемного обучения была результативной.

Формирующая работа по развитию познавательных УУД на уроках истории. В итоге у всех учащихся повысились индивидуальные уровни сформированности познавательных качеств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Согласно литературным источникам, сущность понятия «активизация познавательной деятельности» изучалась и описывалась при изучении фактического материала в уроках истории, его структуре и содержании.

На основе изучения педагогической и методической литературы выявлена специфика познавательной деятельности школьников на уроках истории.

В ходе достижения цели решили задачи исследования:

- проанализировали научно-методическую литературу по проблеме исследования;

- выявили особенности развития познавательных УУД на уроках истории;

- разработали и апробировали применение на уроках по истории деятельностной технологии проблемного обучения, направленной на развитие познавательных УУД;

- установили результативность проведенной опытно-практической работы по развитию познавательных универсальных учебных действий на уроках истории.

Опытно-практическая работа была проведена в три этапа – с целью развития познавательных универсальных учебных действий на уроках истории.

Проведение констатирующего этапа работы позволило определить, что у обследованных старших школьников недостаточная сформулирована познавательная компетенция. Это выражалось в том, что школьники не могли целостно воспринять текст. Школьники демонстрировали не достаточно развитые умения анализировать, классифицировать, обобщать. По итогам констатирующего этапа был сделан вывод о том, что обследованные пятиклассники нуждаются в развитии у них ПУДД на уроках истории.

На формирующем этапе работа проводилась по двум направлениям:

-развитие у учащихся умения читать и понимать текст в работе с источником знания (учебником истории);

- развитие у учащихся ПУУД аналогии, классификации, обобщения.

В результате применения деятельностной технологии проблемного обучения ученики стали более активно проявлять себя на уроках, более целостно воспринимать прочитанный ими текст, включаться в работу с текстовой информацией.

По завершении формирующего этапа провели контрольное исследование его эффективности, посредством которого определили, что у обследованных школьников произошла позитивная динамика изменения, так как у каждого школьника повысились индивидуальные уровни сформированной ПУУД.

Был сделан вывод, что формирующая работа по развитию у школьников ПУУД по истории посредством применения деятельностной технологии проблемного обучения была результативной.

Выполняя данную работу, достигли её цели: теоретически обосновали, разработали и апробировали применение на уроках по истории направленной на формирование когнитивной(познавательной) компетенции учащихся.

Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.












СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Алексашкина, Л. Н. Концепция исторического образования в средней школе [Текст] / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2016. – № 6. – С.19–34.

Бехтенова, Е.Ф. Педагогические условия создания мотивационной основы познавательной деятельности школьников на уроках истории [Текст] / Е.Ф. Бехтенова // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 2. – С. 67–72.

Бабурина, Н. Ф. Учебные задачи по истории России как средство формирования познавательных универсальных действий школьников [Текст] // Ярославский педагогический вестник. 2016. №6.


Латыпов Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление / Латыпов, Нурали. – М.: СПб: Питер, 
2017. – 336 c

Примерные программы по учебным предметам [Текст]. История. 5–9 классы / Российская академия образования

The Role of Pretend Play in Children's Cognitive Development. Retrieved 8 Oct 2018 from http://ecrp.uiuc.edu/v4n1/bergen.html

Коровкин Ф.П. Руководство к картинам по истории СССР для 8 – 9 классов: Пособие для преподавателей / Ф.П. Коровкин, Д.Н. Никифоров. – М.: Учпедгиз2018. – 654 c.


Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст]/ Н.Г. Морозова // Психология и педагогика, 1979. - №2.- С. 5.


Шоган В.В.: Новые технологии в историческом образовании. –  Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. — 471 с.

Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка. Теория и методические разработки уроков / Л.А. Ходякова. – М.: Флинта, 2018. – 352 

Спок Б. Ребенок и уход за ним / Б. Спок. – М.: Москва, 2017. – 560 c.

Сластёнин В.А., Каширин, В.П., Психология и педагогика [Текст] / В.А. Сластёнин, В.П.Каширин. — М.: Академия, 2015. – 480с.

Польской А. Е. Как улучшить свою память / Польской, Андрей. – М.: Мн: Харвест, 2018. – 336 c.

Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. – Калининград, 2010. 95 с.

Иванова Т.И. Что спрашивать? Что отвечать? / Т.И. Иванова. – М.: Просвещение, 2014. – 144 c.






























Приложение А


Конкретизация деятельностного состава познавательных УУД обучающихся

Элементы познавательных УУД

Описание

Конкретизация деятельностного состава элементов познавательных УУД

Общеучебные

умение структурировать знания (схематизировать, моделировать)

мыслительная деятельность, в процессе которой между изучаемыми объектами устанавливаются отношения и связи на основе выбранного принципа

умение представлять информацию в виде графиков, схем, диаграмм;

умение представлять информацию при помощи своей системы обозначений

умение устанавливать связи между объектами;

умение получить информацию из представленного графика, диаграммы, схемы;

умение достраивать недостающие элементы совокупности.

умение производить контроль и оценку результатов и процессов деятельности

мыслительная деятельность предполагающая сличение наличного состояния объекта (процесса) с образцом (эталоном)

умение выделить критерии для оценки результата или процесса;

умение оценить по заданной системе критериев;

умение нахождения ошибок в решении.

умение выбирать наиболее простые способы решения задач в зависимости от конкретных условий

мыслительная деятельность предполагающая выделение нескольких вариантов решений одной проблемы с дальнейшим выбором оптимального при помощи сравнения по заданным условиям

умение определять наиболее простой способ решения задачи из представленных в определенных условиях;

умение определять условия, при которых представленный способ решения задачи будет наиболее простым;

умение решить задачу несколькими способами.

Логические

умение анализировать

мыслительная деятельность, которая состоит в разделении целого на части, элементы, в выделении отдельных его признаков и аспектов

умение разделять объект на части;

умение располагать части в определенной последовательности;

умение характеризовать части этого объекта.

умение составлять целое из частей (синтез)

мыслительная операция, которая предусматривает поиск целого через образование существенных связей между выделенными элементами целого

умение выделять основание объединения;

умение объединять элементы по заданному основанию;

умение преобразовать целое по другому основанию.

Умение классифицировать (сравнивать, выделять существенные/ несущественные признаки объектов)

поиск существенных и общих признаков, элементов, связей для определенной группы объектов, что создает основы для разделения объектов на группы, подгруппы, классы

умение определять основание классификации объектов;

умение распределять элементы по заданному критерию;

умение выделять признаки, по которым сравниваются объекты;

умение выделять признаки сходства/различия;

умение выделить признаки объекта по определенному критерию.

умение устанавливать причинно-следственные связи

мыслительная деятельность по определению связи между явлением (обстоятельством, логическим заключением) и побуждающим образование другого явления (обстоятельства или логического вывода)

умение определять истинность логических суждений по заданным исходным условиям;

умение определять исходные условия по заданным логическим суждениям;

умение определять условия по заданным исходным данным и конечному результату.

Постановка и решение проблемы

умение формулировать проблему

словесное представление осознания противоречивости, неоднозначности исходных условий деятельности, с последующим определением дальнейших действий для устранения этих противоречий и неоднознчности

умение прогнозировать условия, при которых невозможно решение задачи;

умение определять изменения в условиях;

умение определять недостаточную для решения задачи информацию.














Приложение Б


Модельные виды познавательных универсальных учебных действий


На ступени среднего образования

должны быть сформированы


На ступени начального образования

должны быть сформированы


Логические действия:

сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения

тождеств / различия, определения

общих признаков и составления

классификации);

анализ (выделение элементов и

«единиц» из целого; расчленение

целого на части); и синтез

(составление целого из частей, в том

числе самостоятельно достраивая,

восполняя недостающие

компоненты);

сериация– упорядочение объектов по

выделенному основанию;

классификация - отнесение предмета

к группе на основе заданного

признака;

обобщение – генерализация и

выведение общности для целого ряда

или класса единичных объектов на

основе выделения сущностной связи;

подведение под понятие

распознавание объектов, выделение

существенных признаков и их синтез;

установление аналогийдействие сохранения дискретногомножества;

коррекция – внесение необходимых

дополнений и корректив в план и

способ действия в случае

расхождения с эталона с реальным

действием (продуктом);

оценка – выделение и осознание того,

что уже усвоено;

волевая саморегуляция– способность

к мобилизации сил и энергии,

волевому усилию.

Логические действия:

сравнение конкретно-чувственных и

иных данных (с целью выделения

тождеств / различия, определения

общих признаков и составления

классификации);

анализ (выделение элементов и

«единиц» из целого; расчленение

целого на части); и синтез

(составление целого из частей, в том

числе самостоятельно достраивая,

восполняя недостающие

компоненты);

сериация– упорядочение объектов по

выделенному основанию;

классификация - отнесение предмета

к группе на основе заданного

признака;

обобщение – генерализация и

выведение общности для целого ряда

или класса единичных объектов на

основе выделения сущностной связи;

подведение под понятие

распознавание объектов, выделение

существенных признаков и их синтез;

установление аналогий

действие сохранения дискретного

множества;

Общеучебные познавательные

универсальные учебные действия:

действие моделирования,

общий прием решения задач;

знаково-символическое действие

кодирования (замещения).

ориентации на образец (планирования),

контроля и коррекции.

развитие широких познавательных

интересов и мотивов,

любознательности, творчества;

готовность к принятию и решению

учебных и познавательных задач;

ориентация на разнообразие способов

решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач

в зависимости от конкретных условий

умение выделять существенную

информацию из текстов и сообщений

учебного и художественного жанров;

ориентация в возможностях

информационного поиска (библиотеки)

и умение использовать

соответствующие ресурсы в

сотрудничестве со взрослым и

самостоятельно;

применение методов информационного поиска (применение ИКТ);

моделирование;

умение структурировать знания;

выбор наиболее эффективных способов

решения задач;

контроль и оценка деятельности;

определение основной и

второстепенной информации;

понимание и адекватная оценка СМИ;

умение составлять тексты различных

жанров.

Общеучебные познавательные

универсальные учебные действия:

действие моделирования,

общий прием решения задач;

знаково-символическое действие

кодирования (замещения).

ориентации на образец (планирования),

контроля и коррекции.

развитие широких познавательных

интересов и мотивов,

любознательности, творчества;

готовность к принятию и решению

учебных и познавательных задач;

ориентация на разнообразие способов

решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач

в зависимости от конкретных условий

умение выделять существенную

информацию из текстов и сообщений

учебного и художественного жанров;

ориентация в возможностях

информационного поиска (библиотеки)

и умение использовать

соответствующие ресурсы в

сотрудничестве со взрослым и

самостоятельно;




Тест №1

Тест на оценку сформированности навыков чтения

(познавательные УУД) из методического комплекса

«Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой

Цельизучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Инструкция: «Листочки, которые вы сейчас получаете, сначала надо подписать (фамилия, имя, школа, класс), только потом можно приступать к работе. На листке напечатан отрывок из сказки, но в предложениях пропущены слова. Вам надо в пустые места вписать подходящие слова (одно или несколько). Сказку отгадывать не надо. Если в каком-то месте не знаете, что вписывать, то можно пропустить. Не обязательно, чтобы у всех были одинаковые слова. Слова могут быть разные, но они должны подходить по смыслу, и чтобы предложения получались правильные. (Если спросят, можно ли зачеркивать и исправлять, то сказать, что можно.) Не разговаривайте, не списывайте, работайте самостоятельно. Когда все сделаете, поднимите руку».

Время выполнения теста строго не лимитировано. Ответные бланки у учащихся следует собирать по мере выполнения теста. По истечении 5 минут поторопите тех, кто еще не закончил работу, скажите, что уже надо заканчивать.

Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.











БЛАНК ОТВЕТОВ

к тесту «Сформированность навы­ка чтения»

Фамилия, имя _____________________________________________________

Класс____________________________________________________________

Скоро она зашла в самую чащу ______________. Ни одна ____________________ не залетала сюда, ни единый ____________________ не проникал сквозь ___________________ ветви. Высокие стволы ___________________ плотными рядами, точно стены. Кругом было так ___________________, что Элиза ______________________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого ________________________, попадавшего ей __________________ ноги. Никогда еще Элиза_______________________________ в такой глуши.

Ключ к тесту навыка чтения:

1 – леса

2 – птица, птичка

3 – луч света, лучик, луч, звук

4 – густые

5 – стояли, деревьев стояли, встали

6 – тихо

7 – слышала

8 – листа, листочка, листика

9 – под

10 – не бывала, не была, не ходила

За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум – 10), которая сравнивается с нормативными данными для учащихся и определяет уровень (зону) развития навыка чтения.

Содержание

показателя

Уровни

1

2

3

4

5


слабый уровень

средний уровень

хороший уровень

высокий уровень

Навык чтения (4-6 классы)


0–4

5–7

8–9

10

Интерпретация: каждая из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка. Если ребенок ошибается при подборе слов только в 1, 3, и 4 случаях (вписывая, например: «и заблудилась», «зверь», «переплетенные»), то это может свидетельствовать об отсутствии вербальной беглости, некоторых недостатках речевого развития, но само чтение, понимание смысла текстов при этом может быть вполне полноценным (то есть соответствовать 4 зоне).



















Технологические карты уроков

Предмет

История

Название учебного пособия и образовательной программы с указанием автора

Учебник «История. 5 класс». Авторы А.А. Вигасин и т.д.

Участники

Учащиеся 5 класса

Образовательное учреждение


Технические средства:

компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

Учебно-методический комплект:


А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений / – М.: Просвещение.

Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток;

Шевченко Н.И. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс. М.- Просвещение, 2012.

Сорокина Е.В. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира 5 класс. М.-ВАКО, 2015.







Урок №1

План урока:

I Вводная часть

Актуализация имеющихся знаний

Постановка учебных задач

Совместное исследование проблемы

Моделирование

II Основная часть (информационно-аналитический блок)

Формирование новых знаний и умений по вопросам

1. Как заглянуть в прошлое?

2. Зачем изучать и знать историю?

3. Что изучает история?

4. Какие есть виды исторических источников ?

Решение частных задач

III Заключительная часть

Контроль на этапе окончания учебной темы

Инструктаж домашнего задания

Рефлексия



Тема

Откуда мы знаем, как жили наши предки

Тип урока


Время реализации урока

45 мин

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

Создание условий для формирования представлений об истории, путях и способах изучения прошлого человечества.

Создание условий для применения учащимися способов действий в нестандартной форме по форме и содержанию приближенных к реальным условиям через выполнение творческого задания.

Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока.

Развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитывать интерес к прошлому человека.

Развивать умения анализировать, делать выводы, проводить рефлексию.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Предметные:

- дают определение истории как науки;

-называют виды исторических источников, приводят не менее двух примеров на каждый вид.


УУД

Личностные: выражают положительное отношение к предмету история, формируют адекватную позитивную взаимооценку, самооценку, самоуважение и самопринятие.

Регулятивные: совместно с учителем анализируют существующие и планируют будущие образовательные результаты( определяют тему и цели урока);

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, осознанно и произвольно строят речевого высказывание в устной форме, выбирают наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы (проектной задачи); распределяют роли в группе, договариваются друг с другом;принимают позицию собеседника, отстаивают свою точку зрения, строят речевое высказывание в устной форме.

Ресурсы, оборудование и материалы, использующиеся на уроке: технические средства обучения, ЭОР, раздаточный материал, лаборатория и др. (перечислить)

Раздаточный материал, для творческого задания ( глиняная дощечка, береста, камень, уголь, деревянные палочки, мелки)

Этапы урока

Планируемые результаты каждого этапа урока

(предметные, метапредметные, личностные)

Используемые педагогические технологии, методы, приемы, формы, оборудование, материалы, ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Диагностика достижения результатов

(как проверяете, достигнуты ли планируемые результаты)

Мотивация


Выражают положительное отношение к процессу познания.

Пословица.

Работа с пословицей. «Мир освещается солнцем, а человек – знанием».

Вопросы:

Каквыпонимаетеданноевысказывание?

Каквыдумаете, почему я выбраладаннуюпословицудевизомнашегоурока?


Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Наблюдение.

Актуализация знаний.

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Высказывание Платона

Хорошо, а чтобы понять, какимиименнознаниямимы будем «освещаться»сегодня, давайте прочитаемвысказываниеПлатона«Народ, не знающихилизабывающийсвоепрошлое, не имеетбудущего»



Каквыпонимаетеданноевысказывание?

Зачем изучать и знать историю? А как же узнать, что было много веков назад?

Высказывают свою точку зрения.

Фронтальный опрос

Определение темы и постановка целей.

Совместно с учителем анализируют существующие и планируют будущие образовательные результаты( определяют тему и цели урока);


Таблица с глаголами-помощниками.

Как же мы можем сформулировать тему нашего урока?

Данная тема для вас новая?

А чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

Попробуйте определить цели на наш урок, опираясь на глаголы- помощники.

Наши действия на уроке:

У – ( узнавать, удивляться)

Р – ( развивать, рассуждать)

О – ( обсуждать, открывать)

К – ( корректировать)

Формулируют тему урока: «Откуда мы знаем, как жили наши предки».


Опираясь на глаголы-помощники, формулируют цели урока.


Определена тема урока, осуществлено целеполагание.

Проблематизация.

Совместно с учителем анализируют существующие и планируют будущие образовательные результаты

Путевые листы.

Мне хотелось, чтобы урок сегодня у нас былнеобычный! Я предлагаю вам совершить путешествие в далекое прошлое.

Как вы думаете, что нам нужно, чтобы оправиться в путешествие? Как заглянуть в прошлое?

(машина времени)

Нам поможет отправиться в путешествие муза истории Клио. Вам нужно выполнить в начале все её задания, а за это она перенесет нас в далекое прошлое. Ну что в путь?

Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения: нужна машина времени.


Закрепление изученного материала.

Познавательные:

Предметные:

- дают определение истории как науки и историческому источнику.

-называют виды исторических источников, приводят не менее двух примеров на каждый вид.


Раздаточный материал.

Итак, первое задание от музы истории Клио вы будете выполнять самостоятельно. Возьмите первую карточку, задание «Верно- неверно»


Второе задание от музы истории Клио вы будете выполнять в группе.

Индивидуальные задания для 1 группы:

Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к вещественным историческим источникам.

Объясните свой выбор.

Индивидуальные задания для 2 группы:

Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к письменным историческим источникам.

Объясните свой выбор.

Индивидуальные задания для 3 группы:

Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к устным историческим источникам.

Объясните свой выбор.

Работают самостоятельно, находят верные и неверные ответы, осуществляют взаимопроверку по образцу.



Работают в группе, выбирают названия исторических источников, распределяя их по предложенным группам


Творческое задание.

Предметные:

Коммуникативные:

строят речевое высказывание в устной форме.

Проектная задача.

Мы справились со всеми заданиями музы истории Клио, и она готова отправить нас в путешествие в далекое прошлое. Вы готовы? Представьте, что вы древнейшие люди! Живете вы в племени, читать и писать не умеете, а сообщить о важных событиях, которые произошли в вашем племени, очень нужно соседям!

С помощь предложенных вещей вам необходимо создать письмо для соседнего племени, используя символы и рисунки.

1.Группа.

Вам необходимосообщитьсоседям, используясимволы и рисунки,следующуюинформацию: «На вашеплемянадвигается гроза, сильныйдождь. Спасайтесь!»(глиняные дощечки, палочки).

2.Группа. Вам необходимосообщитьсоседям, используясимволы и рисунки,следующуюинформацию: «Сегодня наша охота очень удалась! Поймали многодичи!»

( береста, уголек)

3 Вам необходимосообщитьсоседям, используясимволы и рисунки,следующуюинформацию: «Приглашаем вас на свадьбу нашего вождя!»

(камень, мел).

Выполняют творческое задание.

Презентуют продукт проектной задачи.

Отвечают на вопросы одноклассников.

Продукт проектной задачи.

Итог урока Критериальнаясамомооценка.


Формируют адекватную позитивную самоооценку.

Критерии оценивания.

Обсудите в группе работу одноклассников, поставьте оценку себе за работу над творческим заданием, опираясь на критерии в путевом листе.

Давайте вернемся к целям нашего урока.

Все ли удалось выполнить?

Что было сложным?

Что понравилось?

Получился ли у нас совершить путешествие в далекое прошлое?

Оценивают свою работу, опираясь на критерии.





Самооценка.

Рефлексия.

Формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Пословица

А теперь еще раз вернемся к нашей пословице. Какими знаниями вы сегодня себя осветили? Что было сложно? Что больше всего понравилось?

Отвечают на вопросы.





50


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.