Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики и информатики через методы и приемы технологии развития критического мышления»
Обобщение опыта по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики и информатики через методы и приемы технологии
развития критического мышления»
Выполнила:
учитель математики и информатики
МКОУ Мирнинской СОШ
Лебедева Н.И.
Актуальность
С 2014 года темой моего самообразования стала неслучайно выбранная технология развития критического мышления, т.к. с введением ФГОС второго поколения изменилась парадигма образования. Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен школы?
Прежде всего — умением учиться. Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Поэтому, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные.
Личностные УУД включают в себя умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор.
Познавательные УУД формируют умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире.
Регулятивные УУД развивают умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность.
Коммуникативные УУД формируют умения общаться, взаимодействовать с людьми.
Такое качество обучения призван обеспечить компетентностный подход, который взят за основу в технологии критического мышления.
Критическое мышление (как технология) – это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации. Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Достоинства ТРКМ по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методических приемов, развивающих интеллектуальные, коммуникативные и познавательные умения учащихся. Технология позволяет включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения.
В основе технологии критического мышления заложены следующие принципы:
принцип целенаправленности (цели и задачи обучения и воспитания преобразованы в социальный заказ). Этот принцип реализуется через главную цель технологии критического мышления: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни;
принцип гуманизации, направленный на оптимальное взаимодействие личности и социума, их эффективное развитие. Через гуманизацию обеспечивается раскрытие индивидуальности учащихся;
принцип связи обучения с жизнью: учащийся должен знать ответ на вопрос: где, когда и как можно использовать приобретенные знания в школе и в жизни;
принцип сознательности и активности учитывает двустороннюю направленность учебного процесса, вызывает у учащихся желание работать самостоятельно, включать в учебный процесс активные методы и формы познания, способствуют вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность, формируют у них умение самостоятельно решать конкретные учебные и жизненные задачи;
принцип наглядности обучения в технологии критического мышления ясно определен: фиксирование хода рассуждений, анализ каждой выполняемой операции;
принцип доступности учитывает образовательный уровень учащихся, их познавательные возможности, возрастные особенности, потребности и интересы;
принцип интегративного подхода предполагает одновременное использование различных форм и методов обучения в преподавании родственных предметов при решении профессиональных и жизненных проблем;
принцип воспитывающего и развивающего обучения требует определения ведущих целей обучения, формирования у учащихся научного мировоззрения, воспитания чувств патриотизма, гражданственности, гуманности, формирования навыков культурного поведения, дисциплинированности, инициативности, развития познавательных способностей;
принцип научности означает опору на науку как источник знаний. Ребята учатся прогнозировать результаты обучения и продумать способы их достижения;
принцип коллективного взаимодействия обеспечивает умение работать в группе;
принцип прочности позволяет организовывать повторение, закрепление полученных знаний, формировать умения и навыки в практической деятельности, контролировать приобретенные знания, осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся в процессе образовательной деятельности.
Приемы, используемые в технологии развития критического мышления, многофункциональны, работают на развитие не только интеллектуальных, но и личностных умений, а выстроенные в логике “вызов – осмысление – рефлексия” (три этапа базовой модели технологии), способствуют развитию регулятивных действий, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.
Цель данного опыта работы состоит в исследовании эффективности применения элементов технологии развития критического мышления как средства формирования УУД учащихся.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Провести диагностику учащихся на определение сформированности критического мышления.
2. Изучить теоретический материал по технологии развития критического мышления.
3. Провести апробацию данной технологии применительно к урокам информатики и математики.
4. Разработать модели уроков в соответствии со структурой данной технологии.
5. Создать «конструктор» формирования УУД средствами ТРКМ – помощник учителю.
6. Проанализировать результаты деятельности учащихся
Работа по теме самообразования 2014-2019 г.г.
2014-2015 уч.г. – проведена диагностика в 3 и 5 классах, изучение теоретического материала.
Результаты диагностики 3 класса (ФГОС, учитель нач.классов образовательный процесс выстраивала на основе ТРКМ) и 5 класса (обучение по ФКГОС):
Виды умений |
Умение находить недостающую информацию |
Умение делать и оценивать логические умозаключения |
Умение оценивать последовательности умозаключений |
Умение анализировать содержание текста |
Умение главную информацию на фоне избыточной |
Макс. балл |
3 балла |
12 баллов |
3 балла |
12 баллов |
2 балла |
3 класс |
70% |
62% |
43% |
60% |
70% |
5 класс |
63% |
17% |
33% |
63% |
100% |
По итогам диагностики был сделан вывод: ученики 3 класса обладают критическим мышлением на высоком уровне - 5чел (71%), среднем -0, низком-2 чел (29%), а учащиеся 5 класса (Традиционная система образования): с высоким уровнем -0, средним -9чел (81%), низким-2 чел (19%).
Изучая методику использования ТРКМ, я определила, что уроки, построенные на основе данной технологии должны обязательно состоять из 3 фаз:
1 фаза «Вызов»:
Деятельность учителя. Задачи данной фазы. |
Деятельность учащихся. |
Возможные приемы и методы. |
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. |
Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. |
Составление списка "известной информации", рассказ |
2 фаза «Осмысление»
Деятельность учителя. Задачи данной фазы. |
Деятельность учащихся. |
Возможные приемы и методы. |
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". |
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. |
Методы активного чтения: |
3 фаза «Рефлексия»
Деятельность учителя. Задачи данной фазы. |
Деятельность учащихся. |
Возможные приемы и методы. |
Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. |
Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. |
- Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; |
2015-2016 уч.г. – внедрение элементов технология развития критического мышления (мои первые шаги)
2016-2017 уч.г. – на базе МКОУ Мирнинской СОШ организована муниципальная стажировочная площадка по теме «Технология развития критического мышления как технология реализации ФГОС второго поколения». В рамках 1 сессии стажировочной площадки выступила с докладом «Необходимость использования технологии развития критического мышления в современной школе», провела открытый интегрированный урок информатика+математика в 5 классе «Угол. Виды углов».
2017-2018 уч.г. – в рамках 2 муниципальной стажировочной площадки провела мастер-класс «Прием «Кубик Блума».
Участие в конкурсах:
2016-2017 уч.г. Всероссийский творческий конкурс (сайт «Солнечный свет»), номинация «Методическая разработка педагога», Разработка интегрированного урока по информатике в 7 классе «Информационные модели в графах» – диплом 1 место
2017-2018 уч.г. Всероссийское конкурсное мероприятие на сайте «Просвещение», Методическая разработка открытого урока – диплом (II место)
Публикации:
Методическая разработка семинара для педагогов «Приемы и методы критического мышления в условиях ФГОС второго поколения» (Международное сетевое издание «Солнечный свет»)
На данный момент подготовка к публикации «Конструктора формирования УУД средствами ТРКМ» в печатном сборнике издательства Просвещения.
Отслеживая этапы внедрения элементов технологии критического мышления в свою педагогическую деятельность и анализируя проведенные уроки с использованием данной технологии, я пришла к выводу, что использование приемов и стратегий технологии РКМЧП активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет формировать УУД, что является основной задачей современного образования. Обучающиеся учатся более вдумчиво, дольше удерживают идеи в памяти, осмысленно работают с новым материалом, учатся вырабатывать собственное мнение, подкреплять его фактами, самостоятельно размышлять.
Вся проведенная работа показала, что необходимо использовать приемы технологии критического мышления в учебном процессе. Работа в этот период позволила определить наиболее эффективные приемы и стратегии технологии на уроках информатики: «эффективная лекция», «кластер», «толстые и тонкие вопросы», «верные и неверные утверждения», «синквейн», «корзина идей».
Приложение (последние строки в основном пусты, т.к. описаны приемы в выше расположенных строках)
Конструктор формирования УУД средствами ТРКМ |
|||
Личностные универсальные учебные действия |
|||
УУД |
Прием ТРКМ |
Описание приема |
|
Действие смыслообразования |
Мозговой штурм Корзина идей Кубик Блума Дерево предсказаний Ассоциации Личностно-ориентированный текст Таблица «+, -, интересно» |
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Включает этап экспертной оценки. В развитом виде предполагает синхронизацию действий участников в соответствии с распознаваемой ими схемой (образом) оцениваемого процесса Прием “Корзина идей”. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре: 1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме. 2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты). 3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. 4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). 5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. 6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. «Кубик Блума»: на гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Прием “Дерево предсказаний”. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте. Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Прием «ПМИ» (плюс – минус – интересно) Известные «за» («+») и «против» («–») по изучаемой теме заносятся в таблицу. «+» (плюс) «–» (минус) «?» (интересно). В третью графу заносятся систематизированные запросы в виде вопросов. |
|
Действия нравственно-этического оценивания |
Эссе Лист взаимооценки Чтение с остановками |
Эссе – один из приёмов, который используют в технологии развития критического мышления. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание, обычно, на стадии рефлексии. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Обучающимся (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, – читая свои записи это сделать проще. Ни в коем случае нельзя оценивать эти эссе с точки зрения грамотности. Их нужно воспринимать как способ развития мышления и формирование культуры чтения. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествовательный текст. 1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста дети должны предположить, о чем будет текст. 2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмыслении) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос, например: "Что будет дальше и почему?". 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. |
|
Коммуникативные универсальные учебные действия |
|||
Планирование учебного сотрудничества |
Зигзаг «Шесть шляп» Кубик Блума Мозговой штурм |
Зигзаг. Условия заданы — требуется за урок освоить большой пласт материала. Текст изначально делится учителем на несколько частей. Класс делится на группы с равным количеством участников. Например, на 5 групп по 5 учеников в каждой группе. Для удобства будем называть эти первичные группы рабочими. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе. Если текст слишком объемный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше. Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами. Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Следующий этап работы — групповой. Теперь учащиеся переходят к своим «коллегам». Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста. После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту. Завершается «Зигзаг» общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты «дополняют» коллегу. На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. А также намечают круг вопросов, которые требуют уточнений, пояснений. Итогом такой работы может стать совместный проект или презентация. Шесть шляп мышления: Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты. Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон. Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею. Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить. Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление. Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности, о том, с чем связано. |
|
Постановка вопросов |
Толстые и тонкие вопросы Кубик Блума (2 вариант) Ромашка Блума |
Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”. Таблица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии “Вызова” – это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. |
|
Построение речевых высказываний |
Кубик Блума Ромашка Блума «Шесть шляп» За и против Эссе Мозговой штурм Личностно-ориентированный текст Толстые и тонкие вопросы Синквейн |
Прием “Синквейн”. В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Составить синквейн ученики могут на стадии “Вызова”, затем, изучив информацию на уроке, составляется новый синквейн на стадии “Рефлексии”, сравнивая свои знания до урока и после изучения новой темы. Правила написания синквейна: На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. |
|
Познавательные универсальные учебные действия |
|||
Общеучебные, включая специально – предметные действия |
Двухрядный круглый стол Денотатный граф |
Прием “двухрядный круглый стол”. Учитель образует из участников две группы. Первая группа образует “внутренний” круг. Участники этой группы свободно высказываются по проблеме. Участники “внешнего” круга фиксируют высказывания участников «внутреннего” круга, продумывая свои комментария и вопросы. Учитель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, фиксирует различные точки зрения. В заключении работы учитель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии. Денотатный граф - способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Способ создания денотатного графа: • Выделение ключевого слова или словосочетания • Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку) • Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия) • Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки" • Соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д. |
|
Логические действия |
Кластер Перепутанные логические цепочки Денотатный граф |
Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Перепутанные логические цепи – педагогический метод проблематизации учебного материала путем логического построения ключевых понятий. 1. Вывешиваем ватман с написанными ключевыми терминами или понятиями по изучаемой теме.2. Предлагаем учащимся установить логическую последовательность ключевых понятий, расположенных в случайном порядке, а за тем подготовить письменный текст, использовав все ключевые понятия.3. Преподаватель излагает авторский вариант последовательности событий по ключевым понятиям.4. Учащиеся соотносят свои варианты с предоставленной преподавателем информацией. |
|
Постановка и решение проблемы |
«Шесть шляп» Фишбоун Ромашка Блума Мозговая атака |
Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет». Данная графическая техника помогает структурировать процесс. Более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Можно заполнять: (Верх - причины, низ - следствия и т.п.). Схема «Фишбоун» отлично работает, как средство систематизации материала, быстро воспроизводится учащимися и увеличивает процент усвояемости. Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”. "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов: 1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". 2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. 3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. 4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". 5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. 6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации. |
|
Регулятивные универсальные учебные действия |
|||
Целеполагание |
З-Х-У Кластер Мозговой штурм |
Прием Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ”. Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца занятия. На стадии “Рефлексии” осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. |
|
Планирование |
Рафт Перепутанные логические цепочки Денататный граф Мозговой штурм Дневник Инсерт |
РАФТ R — role (роль), A — audience (аудитория), F — format — (форма), T — topic (тема). Суть приёма заключается в описании, повествовании или рассуждении от имени выбранного персонажа. Причём «исполнитель» роли должен учитывать и все обстоятельства, в которые попадает его персонаж. Прием «Инсерт». Инсерт – прием маркировки текста по мере его чтения. Учащимся предлагается система маркировки текста на полях, предполагающая следующие значки: «V» – уже знал; «–» – думал иначе; «+» – новое; «?» – не понял, есть вопросы. |
|
Прогнозирование |
Лови ошибку Верю- не верю Фишбоун Мозговая атака |
Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”. Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы. |
|
Контроль |
Письмо с пропусками Верные –неверные утверждения Лист взаимопроверки Кластер З-Х-У Чтение с остановками Толстые и тонкие вопросы |
Прием “Верные и неверные ”. Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию. |
|
Коррекция |
Перепутанные логические цепочки З-Х-У Двухрядный круглый стол Зигзаг |
||
Оценка |
Денотатный граф Шесть шляп Письмо с пропусками Верю – не верю Дневник Лист взаимооценки |
||
Саморегуляция своей деятельности |
Синквейн Инсерт Перепутанные логические цепочки Логические цепочки |
Прием "перепутанные логические цепочки". Учитель предлагает ряд понятий, терминов, в котором нарушена логическая последовательность. Задача учеников: выявить ошибку и исправить ее, аргументируя свой выбор. Логическая цепочка в форме игры помогает развивать воображение, при этом выстраивая последовательность событий аргументировано. Игра проходит в устной форме. Ученикам предлагается первое звено цепочки, которое начинается со слова "Чтобы…": Чтобы изобразить дом в Paint, нужно…. Задача учеников: продолжить ряд, совершив своеобразное "путешествие в прошлое": Чтобы нарисовать корпус дома, нужно выбрать инструмент прямоугольник. Чтобы …. И т.л. |