Статья на тему «Формирование здорового образа жизни через проектную деятельность на уроках ОБЖ»

6
0
Материал опубликован 30 March 2021

На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной. Данные официальной статистики и показатели профилактических обследований ежегодно свидетельствуют о негативных тенденциях в состоянии здоровья детей и молодежи. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Чтобы здоровье и здоровый образ жизни стали для школьника ценностью, необходимы понимание и осознание детьми значимости здоровья для себя, а затем принятие ее как нормы своей жизни.

В современных условиях проблема формирования готовности к здоровьесбережению подрастающего поколения в нашей стране приобретают особую важность, так как отмечается ухудшение состояния здоровья детей и молодёжи. Сегодня вопрос сохранения здоровья школьников является главным в образовательном процессе. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По сло­вам профессора Н.К.Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение возможности школьнику сохранить здоровье за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

На деле осуществление этой цели вызывает определённые трудности. В чём они заключаются? Прежде всего, это особенности личности современного ребёнка, его психофизические особенности:

  • клиповое мышление, неумение видеть проблему целиком, а как следствие неспособность к анализу и выводам;
  • рассеянность, неспособность подолгу задерживать внимание на чём-либо, отсюда невозможность запомнить информацию и использовать её в дальнейшей работе;
  • повышенная возбудимость, которая тормозит мыслительные процессы, мешает сосредоточиться;
  • для современного ребёнка интернет обладает иногда большим авторитетом, чем слово учителя, отсюда следует необходимость преподавателю на практике доказывать правоту своих слов.

Данные факторы убеждают в необходимости поиска новых путей к сознанию современного школьника. Проектная деятельность обучающихся открыла такие пути и обнаружила новые перспективы. Она обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Проектная деятельность состоит из нескольких этапов: выбор темы, определение цели и задач проекта, составление плана работы, на который ученики будут опираться в своей работе, поиск подходящих материалов, непосредственная работа над проектом и его защита. Помимо этого, сюда можно отнести рефлексию, выводы и анализ о проделанной работе.

Опираясь на опыт и интересы школьника, учитель помогает ему выбрать направление, выстроить деятельность по выполнению проекта. На всех этапах работы педагог курирует проект, оставляя замечания, поощряя и мотивируя обучающихся. Ученик, работая над проектом обращается за помощью, советом к учителю. Совместная деятельность всегда сближает, вырастает доверие между учеником и учителем, отношения выходят на другой уровень, дети начинают не только слушать, но и слышать, буквально впитывают информацию.

Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать опыт решения творческих задач, сопоставлять научные данные, ставить опыты, проводить социологические опросы, проектировать результат, делать выводы.  Обучающиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной деятельности и работы в группах.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность ребенка, предполагает решение какой-либо проблемы и направлен на получение результата. Ученик отвечает за выполнение проекта, его реализацию. Повышается мотивация к деятельности, вырастает заинтересованность в результатах своего труда. Этот результат можно увидеть, применить в повседневной жизни.  Дети понимают, что работали не зря. Они получают не только отметку, но определённый продукт, который приносит, пусть и небольшую, на первый взгляд, но пользу обществу.

Выполнение проекта предусматривает создание определённого продукта. Это может быть новая информация, оформленная различными способами: буклеты, словарики, доклады, презентации, книги и многое другое.

Полученный продукт нуждается в реализации. Публичная презентация и защита собственного проекта имеют немаловажное значение для учеников, т.к. они приобретают столь необходимые личностные и образовательные навыки выступления перед аудиторией. При этом публичное выступление способствует развитию умения грамотно и аргументировано отстаивать свою собственную точку зрения. Для успешной защиты проекта рекомендуется использовать презентации Microsoft PowerPoint, таблицы, фотографии, рисунки, буклеты, иллюстрированные плакаты, видеофильмы, и другие визуальные средства, в т.ч. изготовленные своими руками.

Обучающиеся организуют классные часы, выступают с докладами, печатаются в школьной газете, участвуют в различных конкурсах. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею». Ребёнок, получивший моральное удовлетворение от своей деятельности, захочет повторить ситуацию успеха. В этом случае мы можем говорить не только о выполнении обучающих задач, но и об огромной воспитательной роли проектной деятельности, которая позволяет формировать коммуникативные навыки и нравственные качества школьника.

Проектная деятельность способствует более полному усваиванию и закреплению изученного материала, что и является её целью. Не стоит и говорить, что качество знаний, полученных в процессе такой деятельности, намного выше, нежели на уроке.

Методическая тема, над которой я работаю «Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ». Хочется поделиться практическими рекомендациями. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

При выборе темы проекта не нужно замахиваться на глобальные широкомасштабные темы. Возьмите конкретную, узкой направленности, а, главное, хорошо понятную ученику. Проблемы сохранения здоровья наиболее близки и понятны каждому человеку, а потому могут составлять содержание проектной деятельности, в процессе реализации которой возможно эффективное формирование здорового образа жизни обучающихся. Например, «Вред фастфуда для организма человека», «Опасность употребления газированных напитков для детей», «Польза кисломолочных напитков», «Опасность булимии среди подростков» и др. Эффективным средством формирования навыков здоровьесбережения являются исследовательские проекты. Так как предметы исследования легко доступны, не составит труда поэкспериментировать с ними. Эта часть работы вызывает у учеников особый интерес, они получают новые знания и умения по другим предметам: химия, биология, физика.  Делают свои первые шаги в науку, развивая умения и навыки проектных исследований. Достигается интересный эффект - дети обнаруживают необычные вещи в повседневных, обычных явлениях действительности. Всё это способствует повышению мотивации к обучению и облегчает внедрение здоровьесберегающих технологий.

На основании многолетней работы по внедрению здоровьесберегающих технологий через проектную деятельность обучающихся были достигнуты следующие результаты:

  • увеличилось количество учеников, выбирающих тему проекта, направленную на формирование культуры здоровья школьников;
  • обучающиеся не только овладевают знаниями, но и умеют пользоваться ими на практике;
  • выросло число ребят, которые продолжают исследования, направленные на формирование правильного питания школьников;
  • продукты проектной деятельности обучающихся используются для пропаганды знаний, относящихся к здоровьесбережению, следовательно, укрепляют всю систему работы в этом важном направлении;
  • обучающиеся, занимающиеся проектной деятельностью, начинают осознанно относится к своему здоровью, как следствие этого – отказ от

вредных привычек, оздоровление морально-нравственного климата в школьном коллективе.

     Многие школьники, закончив проект, активно включаются в волонтерскую деятельность по пропаганде здорового образа жизни, берут шефство над учениками младших классов, а также дошкольниками из подшефного детского сада.

Проектная деятельность - это эффективный образовательный и педагогический прием, направленный на сохранение здоровья школьников, благодаря которому можно значительно повысить уровень мотивации учеников на уроке ОБЖ.

Таким образом, формирование здорового образа жизни, профилактика асоциального поведения и вредных привычек, развитие коммуникативных компетенций - эти задачи эффективно достигаются посредством вовлечения обучающихся в проектную деятельность на уроке ОБЖ.

Комментарии
Комментариев пока нет.