Статья «Формирование здорового образа жизни детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках технологии через разнообразие форм, методов и средств обучения»

0
0
Материал опубликован 8 October 2018 в группе

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Диденко Л.И.

 

На современном этапе развития российского общества проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к нему как к самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и это, прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нередко считается, что главная задача школы – давать образование, учить и воспитывать, а здоровьем учеников должны заниматься врачи и родители. Но ведь болезнь – это реакция организма на те условия, которые окружают его в повседневной жизни, и в этом смысле школа играет для ребенка важнейшую, определяющую роль. Создавая условия для обучения и воспитания, организуя образовательное окружение, школа формирует свой тип жизнедеятельности, который особым образом влияет на детей, их интересы, мышление, поведение и здоровье. Здоровьесберегающая школа – это то место, где ребенку комфортно, где он может спокойно учиться и развиваться без лишнего утомления и нервного напряжения.[1]

Работа, проводимая учителями технологии по формированию здорового образа жизни на уроках и во внеурочной деятельности, выражается в привитии и закреплении навыков, умений и жизненных стереотипов, охватывающих рациональную организацию труда и отдыха, снижение факторов риска, ухудшающих состояние здоровья. Наибольший эффект в этом направлении достигается многообразием форм, методов и средств, что делает процесс обучения более творческим и позволяет добиться того, что полученные обучающимися знания прочно входят в их повседневную жизнь.

Первостепенное значение на уроках технологии имеет работа учителя, направленная на предупреждение травматизма среди обучающихся во время выполнения практической части заданий, так как дети с интеллектуальной недостаточностью часто работают с инструментами и материалами, способными нанести вред их здоровью. Изучение правил техники безопасности осуществляется с применением разработанных педагогами игровых заданий, коррекционно-развивающих упражнений, тестов, которые можно применять на уроке как самостоятельно, так и с использованием ИКТ. Ими разработаны мультимедийные презентации «Урок осторожности», «Берегись бед, пока их нет», «Соблюдение техники безопасности в мастерских профессионально-трудового обучения», где в игровой форме показано обучающимся, к чему может привести незнание и халатность при работе с опасными инструментами и материалами, способствует соблюдению ими правил техники безопасности во время выполнения практической части трудовых заданий.

Одной из особенностей обучения детей с интеллектуальной недостаточностью является тот факт, что у многих из них на уроке просматривается так называемая интеллектуальная пассивность. Здоровьесберегающий эффект обучения детей с нарушениями в развитии достигается благодаря положительному влиянию на эмоциональную сторону жизни ребенка. Урок должен быть организован таким образом, чтобы даже самый слабый неактивный ученик хотел и мог проявить активность и усердие. В хорошем настроении лучше решаются любые задачи.

Наряду с традиционными формами уроков в специальной коррекционной школе накоплен богатый опыт проведения таких уроков, как: - урок-виртуальная экскурсия (в один из цехов ткацкой, швейной или прядильной фабрик, типографии, деревообрабатывающего завода, целлюлозно-бумажного комбината, ателье и др.);

- урок-путешествие (во времени, по стране, по Белгородской области и т.д.);

- бинарные уроки, проводимые совместно учителями технологии по швейному делу и математики (темы уроков «Расчет расхода ткани на изделие», «Построение чертежа изделия»), учителями технологии по картонажно-переплетному и столярному делу (тема урока «Процесс производства бумаги из древесины»), учителями технологии и истории (темы уроков «История появления одежды», «История народного костюма»), учителями технологии и биологии (темы уроков «Ткани растительного происхождения», «Ткани животного происхождения»);

- урок-игра «Ладошки», который проводится с использованием тестов и используется при работе с детьми, страдающими аутизмом и испытывающими трудности в общении. Игра заключается в следующем. Учитель читает вопрос и несколько вариантов ответов, услышав правильный ответ, дети показывают ладошки, неправильный – ладошки спрятаны. Игра способствует созданию у обучающихся эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, а учителю позволяет на невербальном уровне получать обратную связь о ходе обучения детей, испытывающих трудности в общении.

При проведении таких уроков педагоги активно используют всевозможные виды наглядности и, конечно же, мультимедийные презентации. При работе с презентацией темп предъявления информации с экрана устанавливает учитель в соответствии с возможностями данной группы детей. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, что способствует лучшему усвоению материала. Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения. Если возникают затруднения, есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению обучающимися самопроверки. Желательно, чтобы демонстрация презентаций сочеталась с работой по тексту учебника, выполнением тестовых упражнений, работой в тетрадях, альбомах, работой с технологической и пооперационной картами.

Привлечение мультимедийных средств к обучению детей с интеллектуальной недостаточностью вызывает у них огромный интерес к заданиям, к предмету в целом, постоянно поддерживает их положительный настрой, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, стимулирует мыслительную деятельность школьников, повышает мотивацию к учению, тем самым способствует улучшению усвоения учебных знаний.

Чтобы учитель мог контролировать эмоциональное состояние детей во время учебной деятельности, необходимо проводить после каждого урока рефлексию. Результаты рефлексии помогут в дальнейшем учителю вносить необходимые коррективы в задания, тесты, упражнения, условия игр.

Как показывает опыт работы, разнообразие форм, методов и средств обучения способствует у детей с интеллектуальной недостаточностью развитию познавательного интереса, формированию здорового образа жизни, созданию положительного эмоционального настроя, улучшает общую их работоспособность и повышает эффективность коррекционного обучения.

 

Литература:

Здоровьесберегающая школа. Учебный курс для руководителей учреждений общего образования. / Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н. – (М.: ИД «1 сентября», 2006. – 64 с.)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации