Статья «Формирование здорового образа жизни во внеурочной деятельности»
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель физической культуры Ейст И.С.
Данная статья предназначена для учителей физической культуры общеобразовательных школ, работающих во внеурочное время с обучающимися начального общего образования и включает в себя методику проведения внеурочной работы с использованием игровой деятельности для формирования здоровьесберегающей среды.
Актуальность темы заключается в том, что игра является одним из основных средств и методов физического воспитания, она позволяет эффективно решать оздоровительные, двигательные и воспитательно - образовательные задачи. Тем самым оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребёнка. Таким образом, решая сразу две образовательные задачи, предъявляемые федеральными государственными требованиями. Также актуальность обозначена необходимостью коррекции межличностных отношений и недостатков позитивного общения у детей средствами игровой деятельности, как наиболее предпочитаемой школьниками для общения и регуляции взаимодействий.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движения детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность их в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений выполняемых в разных, меняющихся условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно, позвоночника. Так как организм функционирует как единое целое, повышенная деятельность любой системы органов влияет на повышение деятельности других органов.
Моя образовательная программа «Играем вместе» предназначена для решения задач физического здоровья младших школьников во внеурочной деятельности. Формирование опыта бережного отношения к физическому здоровью у младших школьников предполагает обучение навыкам выполнения комплексов физических упражнений, знания правил и умения играть в различные подвижные игры. Программа позволяет подходить к решению проблемы системно.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ейст И.С.
The formation of healthy lifestyle in afterschool activities.
Eist I.S
Аннотация
Данная статья предназначена для учителей физической культуры общеобразовательных школ, работающих во внеурочное время с обучающимися начального общего образования и включает в себя методику проведения внеурочной работы с использованием игровой деятельности для формирования здоровьесберегающей среды.
Annotation
This article is devoted to some methods of extracurricular working with using of play activity for the formation of health saving environment. It can be interesting for teachers of Physical Training dealing with pupils of primary schools.
Ключевые слова: здоровый образ жизни школьников, внеурочная деятельность, игровая деятельность.
Key words: a healthy lifestyle of pupils, extracurricular activity, play activity.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. Стандарт второго поколения перестает быть «обязательным минимумом», становится «обязательной базой», позволяющей обеспечить максимально возможное многообразие жизненного выбора.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно здесь ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее аспектах.
Физическое воспитание вне учебного плана школы должно содействовать укреплению здоровья и развитию физических сил детей, а также внедрению физической культуры в повседневный быт школьников.
Эффективность преобразований физического воспитания обучающихся связана, в частности, с повышением творческой инициативы учителя, расширением состава средств физического воспитания, обеспечением вариативности содержания занятий с учётом особенностей контингента занимающихся и условий проведения занятий, а также поиском нестандартных организационно-методических приёмов.
Как по-настоящему увлечь ребенка физической культурой, сформировать потребность в привычку самостоятельно регулярно заниматься физическими упражнениями? Как со школьной скамьи привить вкус к здоровому образу жизни? Наконец, как помочь школьнику в его всестороннем, гармоничном физическом развитии? Эти и многие другие вопросы встают перед современным учителем физической культуры.
«Игра, игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека» - отмечается в Педагогической энциклопедии. Понятие «игра» в русском языке встречается еще в Лаврентьевской летописи. По Фрёбелю, детская игра - «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра - мостик от внутреннего мира к природе».
Следовательно, игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания. Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. Этому способствуют те черты игровой деятельности, которые сближают её с трудом. Игра, как и работа, которая по душе, связана с применением правил, без которых она неосуществима.
Моя образовательная программа «Играем вместе» предназначена для решения задач физического здоровья младших школьников во внеурочной деятельности. Формирование опыта бережного отношения к физическому здоровью у младших школьников предполагает обучение навыкам выполнения комплексов физических упражнений, знания правил и умения играть в различные подвижные игры. Программа позволяет подходить к решению проблемы системно.
Работая с обучающимися в этом направлении, я выяснила, что всестороннего воспитания и гармоничного развития, можно достичь только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения народным и подвижным играм. Мною была разработана образовательная программа по внеурочной деятельности «Играем вместе». Данный вид деятельности организуется во внеурочное время и тесно связан с уроками физической культуры.
Моя образовательная программа «Играем вместе» предназначена для решения задач физического здоровья младших школьников во внеурочной деятельности. Формирование опыта бережного отношения к физическому здоровью у младших школьников предполагает обучение навыкам выполнения комплексов физических упражнений, знания правил и умения играть в различные подвижные игры. Программа позволяет подходить к решению проблемы системно.
Программа рассчитана на четыре года обучения и предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний будет расширяться, углубляться и дополняться спортивными играми. При подборе игр учитываются возрастные особенности детей школьного возраста, необходимость постепенного перехода от простых игр к более сложным, чередование активных игр и играми малой подвижности.
Главным направлением деятельности курса «Играем вместе» является работа, имеющая воспитательную значимость. Работа курса организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, безопасности труда и личной гигиены. Занятия должны решать общеобразовательные задачи, способствовать игровому и нравственному воспитанию.
Данная программа состоит из теоретической и практической части, включает игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивает произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость). Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с учащимися на темы, предусмотренные программой («Утренняя гимнастика», «Гигиена», «Правильная осанка»), показ изучаемых элементов, подвижных игр («В льдинку», «Метелица», «В уголки», «Гуси»). А так же изучение теории включается в содержание каждого учебного занятия. Практическая часть более чем на 90 %, представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Из собственного наблюдения было подмечено, что двигательный опыт обучающихся обогащается подвижными и спортивными играми, гимнастическими упражнениями.
По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
Следовательно, в системе начального обучения игровая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к игровой деятельности, самостоятельности, уважения и другие ценные качества, способствующие усвоению требований к жизни утверждению в ней.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества. Игра как специфическая детская деятельность неоднородна.
Особый класс игр, которые я использую – традиционные, или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым. Исследования, проведенные мною в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных, родовых и психических способностей человека («Два мороза», «У медведя во бору», «Удочка», «Салки» и др.).
Закончить статью мне хочется словами великого русского педагога К.Д.Ушинского, который отметил, что в игре формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В ней не только выражаются наклонности ребёнка и сила его души, но сама игра имеет большое значение на развитие детских способностей и наклонностей ребёнка, а, следовательно, и на его будущую судьбу.
Литература
1.Быховская И.М.,Лубышева Л.И. Столяров В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. -2005. - №5. - С. 11 - 15.
2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья./ - М.: ВАКО, 2004г.-с.7
3. КоротковИ.М. «Подвижные игры в школе» - Москва «Просвещение»,1979г-с13-15
4.Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. – М.: Знание, 1987-с.9
5.Панкеев И. А. Русские народные игры / И. А. Панкеев. – М.: Яуза, 1998. – 240 с.
6.Пичугин, С. С. Подвижные народные игры как форма организации и проведения динамической паузы с детьми младшего школьного возраста. / С. С. Пичугин // Начальная школа: до и после. – 2006. – № 1. – С. 26