Классный час для 9-11 классов «Формула профессии»
Формула профессииPPTX / 637.7 Кб
/data/files/f1682473839.pptx (Формула профессии)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший конспект классного часа по профориентации
Тема классного часа: Формула профессии
Класс: 9-11
Автор: Шокурова Елена Николаевна
Педагог-психолог
2023 г.
Цели:
Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий;
Активизация умственной активности.
Комментарий и рекомендации
Это занятие проходит интересно. Учащиеся много узнают о профессиях. Это, пожалуй, одно из нелегких занятий, где теоретический материал значителен по объёму. Он, важен, так как ориентирует учащихся на факторы, влияющие на выбор вида деятельности.
Для поддержания атмосферы творчества и положительного настроя необходимо периодически «оживлять» аудиторию. Не случайно введена игра «Молекулы». Используется юмор. Так, рассказ о системе Ч-П, можно пошутить: «Теперь вы знаете, что ЧП – это не только чрезвычайная ситуации» и т.д.
Дети заранее предупреждены, что в ходе занятия необходимо при себе иметь шариковую ручку и блокнот/тетрадь для записей
Оборудование: мяч, карточки с профессиями, проектор или телевизор для просмотра презентации
Сценарий классного часа
Организационный момент
- Здравствуйте ребята, сегодня на занятии мы будем говорить, про факторы которые очень важны и влияют на наш выбор профессиональной деятельности.
Упражнение – активатор «Апельсин» (Упражнение активирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.
Педагог-психолог. Мы начинаем сегодняшнюю встречу с выполнения упражнения. Для этого образуем круг. Мы будем перекидывать друг другу мячик, при этом необходимо каждому участнику дать любое возможное определение апельсину. Стараемся не повторяться. (Вкусный, оранжевый, сладкий и т.д.)
Основная часть
Педагог-психолог. Отлично ребята! Займите свои места, приготовьтесь слушать и записывать. Записывать необходимо, так как эта информация поможет каждому в профессиональном самоопределении.
Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существует десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Специальность же – это вид занятий в рамкой одной профессии. Например, профессия – учитель, а специальность – учитель музыки, математики и т.д., профессия – водитель, а специальность? … правильно – водитель троллейбуса, автобуса и т.д.
Классификация профессий: (ПРЕЗЕНТАЦИЯ Слайд 2)
По предмету труда (типы) – на что направлен труд.
По целям труда (классы) – какова конечная цель труда.
По орудиям труда (отделы) – что использует, какой инструмент.
По условиям труда (группы) – где работает.
Начнём с характеристики типов профессий.
Типы профессий: (ПРЕЗЕНТАЦИЯ Слайд 3)
Предмет труда – техника, а система «человек-техника» (Ч-Т)
Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т.д.
Предмет труда – человек, а система «человек-человек2 (Ч-Ч)
Это профессии, направленные на воспитание, обучение, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское) людей. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой.
Пример: экскурсовод, учитель, продавец, врач и др.
Предмет труда – животный и растительный мир, а система «человек – природа»
(Ч-П).
Это профессии связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д.
Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.
Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек – знак» (Ч-Зн.)
Это виды деятельности относятся к умственному труду.
Пример: бухгалтер, оператор ПК. Физик, кассир, верстальщик и т.д.
Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актёрская деятельность, а система «человек – художественный образ» (Ч-Х)
Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т.д.
- Скажите, пожалуйста, а профессию инженера, к какому типу профессий можно отнести? Правильно. К системе Ч – Т и Ч – Зн. Я не случайно задала такой вопрос, а в качестве примера взяла профессию инженера. На этом примере мы с вами ознакомимся с классами профессий, но вначале теоретическая информация.
Классы профессий: (ПРЕЗЕНТАЦИЯ Слайд 4)
Внутри типа профессия делится на классы в соответствии с целями труда (конечная цель).
Гностические («гнозис» - знание) (гн). Цель – узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку.
Преобразующие (пр). Цель – изготовить по образцу.
Изыскательские (из). Цель – придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.
Вывод: чтобы отнести профессию к определенному классу необходимо разобраться в конечной цели трудового процесса.
Вернемся к профессии «инженер». К какому классу она относится? Правильно, можно отнести ко всем трём. Надо учитывать специализацию.
Инженер-конструктор продумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель – изобрести. Правильно, это изыскательская профессия.
Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, выдает рекомендации по улучшению работы. Цель – преобразовать. Это преобразующая профессия.
Инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель – проверить. Это гностическая профессия.
Теперь перейдём к характеристике отделов профессий.
Отделы профессий (ПРЕЗЕНТАЦИЯ Слайд 5)
Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда:
с использованием ручных орудий труда (р); это, в основном рабочие специальности, например каменщик – мастерок, маляр – кисть и т.д.;
с использованием машин с ручным и ножным управлением (м); пример: машинист, водитель;
с использованием автоматизированного оборудования (а); пример: оператор персонального компьютера;
с использованием функциональных возможностей (средств) организма (ф); пример: профессиональные спортсмены, актёры, дикторы и т.д.
- Попробуйте привести свои примеры.
- Молодцы, усвоили!
Группы профессий (ПРЕЗЕНТАЦИЯ Слайд 6)
Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда:
труд в обычных бытовых условиях(об); пример бухгалтер, учитель и т.д.;
труд на открытом воздухе (о) пример: строители, работники сельского хозяйства и т.д.;
труд в необычных условиях (н); например: водолазы, шахтеры и т.д.:
труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности (мо); пример: инкассаторы, врачи.
Продолжайте. Молодцы!
Педагог-психолог. Подведём итог. Каждый из вас теперь имеет представление о том, как классифицируются профессии. Это нужно для того, чтобы сделать осознанный выбор будущей профессиональной сферы. Весь выбор зависит и от вашего желания, и от ваших возможностей, и от требований, которые предъявляет профессия к личности претендента. А теперь, для того чтобы каждый усвоил суть теоретической информации, я предлагаю провести работу в малых группах. Попытайтесь составить формулу профессий.
Игра «Молекулы»
Педагог-психолог. Сначала вам нужно разделиться на группы. Для того чтобы объединиться в группы, давайте проведём игру «молекулы». Условие: по моей команде «начали» все встают и начинают хаотично передвигаться по аудитории; по команде «молекулы три» вы объединяетесь в тройки. Объединяться нужно с теми, кто находится ближе всех к вам, иначе можно не успеть, а здесь главное – реакция и быстрота.
После объединения участникам даются карточки с профессиями: одна карточка на группу, по 3-4 профессии в каждой. Участникам необходимо составить формулы профессий. (Приложение 1)
- Для примера составим формулу профессии «профессиональный-боксёр»
Ч-Ч, пр, ф, мо.
- Теперь работайте сами. Время работы 10 минут.
- Ну что же, перейдём к обсуждению ответов.
При обсуждении акцентируется внимание на ошибках, а также на значимости теоретической информации, полученной в ходе занятий.
Упражнение «Формула профессии»
Педагог-психолог. Выполним следующее упражнение. Каждый из вас получит карточку Формула профессии. (Приложение 2)
- Внимательно прочитайте характеристики профессий и подчеркните самые привлекательные для вас цели, предметы, средства и условия труда (1-2 варианта).
Педагог-психолог. Ребята к следующей нашей встрече вам нужно выполнить домашнее задание.
Домашнее задание
- Из подчеркнутых вами в предыдущем задании признаков профессий выберите самые привлекательные для вас (по одному из каждой группы) и запишите их. (Приложение 3)
- Следующую нашу встречу мы начнём с обсуждения этого задания. Постараемся понять какая из профессий подходит вам.
Всем спасибо!
Ритуал прощания
Игра «Прощание»
Педагог-психолог. Ребята, встаньте в круг и положим руки на плечи друг друга. Приветливо посмотрите на друг друга и скажите «Спасибо, до свидания».
Приложение 1
Карточка № 1
Бухгалтер, токарь, актёр, учитель
Карточка № 2
Водитель, адвокат, спасатель МЧС, теннисист (профессионал)
Карточка №3
Пожарный, строитель, машинист, пианист
Карточка № 4
Военнослужащий (контрактник), крановщик, столяр, геолог
Приложение 2
Формула профессии
Цели труда
Оценивать, проверять
Исследовать что-либо, делать открытия
Перевозить, перемещать людей грузы
Изготавливать какие-нибудь предметы
Учить, воспитывать, консультировать
Создавать произведения искусства
Руководить людьми
Обслуживать кого-либо или что-либо
Предмет труда
Человек
Информация
Финансы
Техника
Искусство
Животные и растения
Изделия и продукты
Природные ресурсы
Средства труда
Ручные
Механические
Автоматические
Компьютерные
Мышление
Голос, мимика, выразительные движения
Физические возможности организма
Органы чувств (обоняние, осязание, вкус, цветоразличие).
Условия труда
Бытовой микроклимат (класс, кабинет)
Помещения с большим числом людей (торговый, концертный, выставочный залы, вокзал, рынок)
Разъезды и командировки
Открытый воздух
Экстремальные условия (под водой, под землёй, в космосе, на высоте, в горячем цеху)
Работа на дому
Особые условия (лаборатория, пульт диспетчера, арена цирка, съемочная площадка)
Повышенная моральная ответственность
(Приложение 3)
Домашнее задание
Из подчеркнутых вами в предыдущем задании признаков профессий выберите самые привлекательные для вас (по одному из каждой группы) и запишите их
Цели: __________________________________________________________
Предмет:_______________________________________________________
Средства:_______________________________________________________
Условия:________________________________________________________
Если вы уже выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она этим характеристикам. Если не выбрали – подберите профессию, которая соответствует этим признакам.
Запишите её название: ______________________________________________________
__________________________________________________________________________
Домашнее задание
Из подчеркнутых вами в предыдущем задании признаков профессий выберите самые привлекательные для вас (по одному из каждой группы) и запишите их
Цели: __________________________________________________________
Предмет:_______________________________________________________
Средства:_______________________________________________________
Условия:________________________________________________________
Если вы уже выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она этим характеристикам. Если не выбрали – подберите профессию, которая соответствует этим признакам.
Запишите её название: ______________________________________________________
__________________________________________________________________________
Список литературы
М.Ю. Савченко Профориентация. Личностное развитие.
Тренинг готовности к экзаменам
Г.В. Резапкина Психология и выбор профессии
М.А. Павлова Психогимнастические упражнения для школьников
Л.В. Свешникова Рефлексивные техники эмоционального состояния детей