Конспект урока по литературе в 7 классе «Имей сердце, имей душу»

0
0
Материал опубликован 15 November 2017

Конспект урока .

Урок литературы в 7 классе по технологии продуктивного чтения.

Тема: «Имей сердце, имей душу…»по рассказу Т. Ломбиной «Дед Хиба из домика у моря».

Цели деятельности учителя:

Создавать условия для формирования умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное;

Способствовать развитию личности обучающихся, вызвать стремление к сотрудничеству и самовыражению;

Формировать «потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества».

Ожидаемый результат:

В ходе урока и на этапе подготовки к нему обучающиеся:

- приобретают опыт организации учебного сотрудничества, ведения диалога друг с другом;

- учатся выявлять авторскую позицию, выражать своё отношение к прочитанному;

- осознают границы добра и зла (нравственности) в проявлении чувств и поведении окружающих, ответственность за свои поступки;

- стремятся воспринимать литературу как «особый способ познания мира».

Урок способствует формированию у подростков потребности в осмысленном чтении литературу, совершенствованию личности.

Формы и методы работы: антипация,беседа, работа с текстом, работа с таблицей, выборочное чтение, прогнозирование, самостоятельный подбор дополнительного материала.

Ход урока.

I.Орг момент.

1.1. Приветствие

1.2. Вступительное слово учителя: Сегодня, я думаю, вы очень порадуете меня своими ответами, удивите меня своими размышлениями!

= А что ждёте вы от урока? (интересное произведение)

Итак, начинаем! Мы открываем ещё одно произведение по современной отечественной прозе!

II.Вводно-мотивационный этап урока.

Учитель: Книга всегда играла важную роль в жизни человека. Русский писатель и философ Иван Ильин писал: «По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает, и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочитанного – как бы букетом собранных нами в чтении цветов». В огромном мире книг есть художественные произведения, о которых можно сказать: «Это должен прочитать каждый!». Так вот , то произведение, которое сегодня мы открываем – именно «Это должен прочитать каждый» И мы попробуем это доказать.

Автор этого произведения вам уже знаком- Тамара Николаевна Ломбина. ----Слайд

= Учитель: Вспомните, что вы о ней знаете? Из биографии?

= Какие рассказы прочитали? («Кошелёк, Буханка хлеба») – Слайд

= О чём она пишет?

= Чем интересны её произведения?

III. Работа с текстом до чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Учитель: Кому не терпится познакомиться с новым произведением?= Но название вы попробуете составить сами. В конвертах у вас на столах даны слова – составьте название рассказа – предположите – может ли так называться рассказ!

= Учитель: Итак, что получилось?

Рассказ « Дед Хиба из домика у моря» -----Запишите тему урока. Слайд.

Но тема ещё открыта. «Имей…»

Запишем в тетрадях.

Рассказ Тамары Лоблиной «Дед Хиба из домика у моря».

== Постановка задач: Учитель: Сформулируйте задачи урока: Запишите в тетрадь---

1. прочитать рассказ

2. узнать героев

3.проанализировать рассказ

4.выяснить, чему учит рассказ.

5. хочу понять, что хотела сказать писательница нам.

= Учитель: Итак, сколько и какие задачи поставили?

= Обращаем внимание на название рассказа. Перечитайте ещё раз про себя.

Учитель: Предположите, - О чём пойдет речь в рассказе? Запишите в тетрадь.

1)

2)

3)

Учитель: Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

- Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события? 

Учитель: Работа в четвёрках. Один человек из группы  делает свой прогноз.

Учитель:А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором.

IV. Чтение рассказа. Работа с текстом во время чтения.

Цель этого этапа — достижение понимания текста на уровне содержания. Первичное чтение текста.

Перед чтением:

Учитель: Вспомните, о чём пишет Тамара Ломбина.

= Обратите внимание на имя Деда. О чём оно вам говорит?

= Каждое произведение литературы всегда загадка, но только в нём часто бывает не один, а несколько правильных ответов. Отгадывает загадки (т.е. открывает для себя само произведение) лучше всего тот, кто внимательно следит за «подсказками» автора.

== Взяли карандаши, работаем с текстом, помечаем на полях. Просматриваем выделенные слова, обращаем внимание на них. Правило поднятой руки работает во время чтения рассказа. Будьте внимательны.

V.Работа с текстом после его прочтения.

Цель этого этапа — достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли, подтекста — «чте­ние между строк»)

Вопросы на восприятие рассказа.

Учитель: Совпали предположения??

Какие мысли и чувства вызвал рассказ?

Что почувствовали?

Что ощущали, когда читали рассказ?

Что видели? Что слышали?

Какой эпизод запал в душу?

Кому сочувствовали? Почему? Кого было жаль?

Что больше всего возмутило в ваших сердцах?

За кого было обидно?

- Учитель: Работаем в тетрадях. Запишите, о чём рассказ. Каждый записывает себе в тетрадь.

1. о переживаниях деда

2. о благородстве деда

3. о взаимоотношениях в семье.

4. о черствой душе невестки.

5.о равнодушии внука, невестки.

6. о воспоминаниях деда о войне.

7. о памяти о войне.

8. об одиночестве деда.

9. о людях, которые пережили войну, прожили большой жизненный путь, испытали трудности.

10.о прозрении внука.

VI.Уточнение темы.

Учитель: У великого немецкого писателя Ф. Шиллера есть очень хорошее высказывание «Великие души переносят страдания молча».

= К кому из героев рассказа можно отнести это высказывание? (деду). Почему?

= А у детей и внука какая душа и сердце?

= Так какой совет мы можем дать героям? (Имей сердце и душу). Допишите в тему, где пропустили. ---СЛАЙД.

VII. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Работаем по образам в группах.Обсудите в группах – 4 минуты – Что вы узнали о героях из рассказа?

Дед

Дети: сын - невестка

Внук

- был героем на войне;

- прошел всю войну, имеет награды

- жил в домике у моря, у него умерла жена, он хранит старое фото и землю как память о жене;

- имеет именные часы

- подарил дом соседке просто так.

- для них главное- деньги;

- редко ездил к отцу;

-ездили за границу;

- почему он ездил один без семьи к деду?

- имеют имена

-

- ему 12-13 лет;

- комната его облеплена фотографиями рок-групп;

- имеет магнифон, чтобы завидовали друзья.

= Учитель: Cлушаем и дополняем ! Вопросы. Какие имена даёт автор героям?

VIII. Работа с текстом.

Учитель: А теперь внимание к слову автора. Поработаем с текстом и выясним, какова авторская позиция, на чьей стороне Т. Ломбина?.

Учитель: Продолжим заполнять таблицу: - Найдите, подчеркните в тексте или выпишите из текста описание героев.

дед

сын

невестка

внук

- маленький , худой

- одет в джинсовую одежду

- с чемоданом и узелком

- мал, худ (повтор)

- седые волосы

- сухонькая спина

- сморщенное маленькое личико

- старые морщинистые щеки

- серебряный пух- седые волосы

- чубатый

- огромный

- красивый

- красный халат

 

= Учитель: Кто и как их называет?

Делаем вывод: если писательница так много пишет о дедушке – значит она на чьей стороне?

- Рассмотрение. Эпизод с землей.

=Что понял Гриша?

IX.Прогнозирование: Рассмотрение .Эпизод с часами. Что было написано на часах? Что вы знаете об этом? Предположите, за что дед получил эти часы?

Есть ещё одно произведение, где главный герой Гриша. Чем они отличаются? (Б.Екимов «Ночь исцеления»

X. Заключение

Учитель: Вернёмся к задачам! Все выполнили? Чему учит рассказ?

1) учит тепло относится к старости, к людям старшего поколения

2) учит разделять боль других, чужую боль

3) ценить близких, пока они рядом.

= О чем писательница заставляет нас задуматься?

- о том, что рядом с нами те, кому нужна наша помощь, понимание и поддержка.

= Учитель: Если писатель гений, то он невольно заставляет продолжить рассказ. Во что верит Т. Лоблина в конце своего рассказа?

- в то, что внук почувствовал родство со своим дедом;

- понял, что дед – это самый дорогой человек, который многое может рассказать, многому научить.

= Учитель: Кому при встрече вы пожали бы руку?

= Учитель: Кому бы вы посоветовали прочитать рассказ?

(Значит верны слова Ильина: Это должен прочитать каждый!).

=Учитель:Я надеюсь, что каждый из вас получил важный урок- доброты, обогатил свой духовный опыт мыслями автора. Вы очень меня порадовали. Спасибо вам!

= Оценки:

Рефлексия:

= Что вы поняли?

= Чем интересен был урок?

= Ваши ожидания, которые были в начале урока совпали?

Дом. задание: на выбор 2 задания.

- составить кроссворд по рассказу.

- написать продолжение.

- нарисовать иллюстрацию.

- перечитать рассказ.

 - написать письмо Грише.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации