Урок литературы в 10 классе по рассказу В. Дегтева «Псы войны»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 60» г. Брянска
Урок литературы
в 10 классе
(По рассказу
В. Дегтева «Псы войны»)
Учитель МБОУ СОШ №60
Габура С.А.
Тема нравственного выбора
(По рассказу В. Дегтева «Псы войны»).
Он рассказчик от Бога,
взявший на себя смелость
и ответственность
«безоглядно резко» писать
об окружающих нас
трагических событиях.
Ю. Бондарев
Цели урока: формирование читательского навыка, добывание знаний учащимися на основе самостоятельной работы с текстом художественного произведения; умение учащихся интерпретировать текст, проводить анализ, мыслить, обобщать; формирование патриотизма, гражданственности, развитие способностей системного типа мышления; применение полученных правовых знаний на уроках обществознания.
Тип урока: урок – исследование
Оборудование: портрет писателя, мультимедийный проектор
ХОД УРОКА:
I. Учитель.
Сегодня мы будем обсуждать рассказ «Псы войны» Вячеслава Дегтева, лауреата многих литературных премий, мастера короткого рассказа. Писатель рассматривает самые болевые темы нашей действительности: человек в истории России, Россия в истории конкретного человека, любовь и ненависть, мир во время войны – все это не может не волновать современного читателя.
Ребята, давайте вспомним биографию писателя.
II. Рассказ ученика о жизни и творчестве В. Дегтева.(презентация)
Учитель: Да, Дегтев – проблемный писатель, читать его рассказы интересно, потому что пишет он о нашей с вами жизни. Давайте убедимся в этом на примере его рассказа «Псы войны».
III. Аналитическая беседа.
1. О чем этот рассказ?
(О чеченской войне, смерти, чести, долге…).
2. Сформулируйте тему урока на основе высказываний?
(Тема нравственного выбора).
3. Ребята, кто из писателей обращался к данной проблеме, и в каких произведениях она просматривается?
(А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, В. П. Астафьев, В.Г. Распутин, Б.П. Екимов и другие).
4. С чего начинается рассказ?
(С городского пейзажа).
Найдите ключевые слова.
Текст: «в грязи село», «глинистой слизью», «грязевые волны», «грязевую эмульсию», «люди угрюмые, злые»…
5. О чем это говорит?
(Пейзаж подготавливает читателя к каким-то ужасным и страшным событиям).
Учитель: Итак, вы уже сказали о том, что мать солдата Альберта Букетова едет в Чечню, чтобы увезти оттуда служившего там сына.
6. Что мы узнаем о матери солдата-москвича?
Давайте рассмотрим этот персонаж в соответствии с другими: ее мужем, а также с отцом солдата, приехавшим забрать сына.
Работа с текстом. (слайд)
Элеонора (мать Альберта) |
Отец Альберта |
Отец солдата |
1. Не брезгует никакими средствами. |
1. Не отмазал сына от армии. |
1. Приехал, чтобы забрать сына. |
2. Совесть ее не мучила. |
2. Пусть потянет лямку (о сыне). |
2. Не хватило совести уехать обратно. |
3. Не обязана держать ответ перед мужем. |
3. По словам жены, прикрывается красивыми словами о долге |
3. Записался добровольцем во взвод, где служит сын. |
4. Пойдет на все… |
Вывод учащихся: Каждый из персонажей сделал свой выбор. (Комментарий).
7. Какую синтаксическую фигуру использует автор к характеристике персонажей?
(Антитезу).
Учитель: Итак, Элеонора оказалась в роте, где служит ее Альбертик.
8. Как показана автором 3-я рота?
Текст: «Последний месяц третья рота находилась в беспрерывных боях… дни… из грязи, копоти, стонов, крови… За это время мальчишки превратились в солдат… научились различать голоса войны… стали разбираться в человеке – фронтовая поговорка «Я бы с ним в разведку не пошел…»».
9. Какие изобразительные средства, детали, лексику использует писатель в изображении солдат? Их роль? (слайд)
(Метафора: голос войны, монолит из грязи…
Метонимия: стволы стреляют
Ряды однородных членов: любили, уважали, побаивались
Градация: грязь, копоть, стоны, кровь…
Слова разговорного стиля с экспрессивно – эмоциональной окраской (фамильярные): погляда – взгляда, чмо – Альбертик, сбацать – сыграть, земы – земляки).
Вывод учащихся: Все это дает оценку происходящим событиям, страшным и жестоким, оценку поступкам персонажей.
Учитель: Текст: «Это что выходит земы, маманя его домой забирает? А нам… тут припухать? Собак своим мясом кормить?... Хазар достал гранату…легонько перекинул через мешки…» (в окоп, где находился Альбертик, Элеонора и корреспондент…)
IV. Ролевая игра.
Учитель (судья): Совершено преступление.
Уважаемые участники процесса! Мы рассматриваем сложное судебное дело, в котором практически нет свидетелей, поэтому нам необходимо обратиться к помощи суда присяжных.
Я оглашаю список (фамилии учащихся).
Председатель суда: Уважаемый суд присяжных! Совершено тяжкое преступление. От нас с вами зависят судьбы солдат, искалеченных войной, которых общество называет поколением растерянных людей, которые лишь на какое – то время потеряли ориентир в нашей непростой жизни.
Я предлагаю рассмотреть это дело, опираясь на самый древний и самый основной закон человеческого общения – мораль.
V
Слайд Понятие «мораль»
. Суд присяжных.
1. А что такое мораль для каждого из вас?
2. Как воспринимается мораль каждым участником этого события? С кого начнем? В какой последовательности мы выстроим схему?
Элеонора |
Отец Альберта |
Альберт |
Сослуживцы отца Альберта |
Солдаты |
Рекс (командир) |
Автор |
В чем вина матери Альберта? Могло ли произойти это преступление, если бы она не приехала? (Нарушает привычный ход армейской жизни, накаляет, обостряет своим поведением и без того сложную обстановку в 3-ей роте… Текст, стр.3) |
«Пусть потянет лямку…» (Позиция отца) «Не отмазал сына от армии… при таких-то связях…» (Текст) |
По – подлому труслив, судорожно хотел выжить, страшно… когда любой ценой… (Текст) |
У всех сотрудников дети освобождены от армии. Презрение к отцу Альберта: на родного сына поскупились… (Текст) (Такая позиция представителей общества развращает молодое поколение, закрадывает в их душах сомнение в правильности выбора служения Отечеству) |
1. Как этой моралью руководствуются главные участники события? (Текст, стр.3) («Это что ж выходит. Этот козел Миху угробил, а маманя его домой забирает?..») (Принцип «не убий» выступает нравственным законом во всех культурах, он абстрактен, а, следовательно, дает выбор поведения и выбор исполнения. А как же не убить, если он враг?) 2. А кто породил эту мораль? (Элеонора, Альбертик, общество, сослуживцы, продажный корреспондент) |
Текст, стр.2-3 Лейтенанта Рекса в роте любили, уважали… парень, что надо, герой… имя Константин, как у Рокосовского. Офицерская честь – не пустой звук… (Он судья солдат – высоконравственный человек. Берет на себя грех, считая, что в сложившейся ситуации только такой моральный выбор…) |
На чьей стороне автор? Текст, стр.4 (Автор принимает сторону Рекса, его выбор. «О покойниках никто больше не вспоминал. Что их поминать лишний раз на ночь глядя…») Люди, о которых и не надо вспоминать… |
Председатель суда присяжных: Итак, мы с вами все – таки рассматриваем преступление с моральной точки зрения.
3. Кто же, по – вашему, может быть моральным судьей? (Рекс, комментарий , использование текста)
Председатель суда: Господа присяжные заседатели! Вы должны вынести свой вердикт – написать только одно слово: виновны или невиновны солдаты.
(На фоне звучит стихотворение Ю. Левитанского «Каждый выбирает…»)
VI. Учитель: В чем смысл заглавия рассказа?
(Псы войны – метафора; война, кровь, смерть, обида, злость спровоцировали солдат на преступление, сделали их такими, но это непотерянное поколение – текст: «В глаза друг другу смотреть было тяжело…»).
VII. Рефлексия, отметки.
VIII. Домашнее задание: Мини – сочинение «О чем заставляет задуматься рассказ В. Дегтева «Псы войны»?».
Белкина Надежда Владимировна
Никитина Людмила Анатолиевна