Фрагмент урока по рассказу В. Осеевой «Печенье» с целью усвоения его нравственного содержания (1 класс)
Рассказ В. Осеевой «Печенье» (Приложение 1)
Тема рассказа: рассыпчатое, сладкое … печенье.
Идея рассказа: нужно думать всегда о близких людях, о тех, кто нас окружает, заботиться о них, учитывать их интересы.
Фрагмент урока по рассказу В. Осеевой «Печенье»
с целью усвоения его нравственного содержания.
1. Тема и цель урока.
Тема «Семье, где помогают друг другу, беды не страшны».
Цель: приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость);
2. Место представленного фрагмента в структуре урока.
Работа с текстом по учебнику. (Этап «Анализ содержания прочитанного произведения»)
3. Задачи представленного этапа урока.
Задачи:
- способствовать более полному усвоению детьми содержания, деталей текста;
- добиваться осознания понимания прочитанного, его нравственной составляющей;
- учить приемам освоения информации, заложенной в тексте;
- помочь детям дать эстетическую оценку прочитанного;
- работать над развитием у учащихся над развитием универсальных учебных действий;
- знакомить с народными жанрами через пословицы, раскрывать их смысловую наполненность.
4. Оборудование (дается полное библиографическое описание используемых книг, прилагаются фотографии обложек, страниц книг).
1. Учебник: Ефросинина Л.А.. - Литературное чтение: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф.- 2019.- ( «Начальная школа XXI век»; репродукция изображения «Вечернее чаепитие»
2. Толковый словарик школьника Д.Н. Ушакова – СПБ.; Издательский дом « Литера»– 2008г- 96 л.
Стр. 92
ЭГОИСТ, -а, м. Человек, ставящий личные интересы выше общественных. 11 nрШl. эгоиети .. ' .. ческии, -ая, -ое эroиетичныи, -ая, -ое.
3. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка./ В.И. Даль под ред. Н. Г. Зайцева /ООО « Издательство Астрель» 2004г.
4. Русские пословицы и поговорки для детей. Пор ред. В. А. Зацепина, Изд. «Белый город». -1998г.- 48 л.
5. Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1) Работа с текстом по учебнику. - Прочитаем теперь вместе и по каждой части немного побеседуем о поступках героев. Будьте внимательны. При чтении вам встретятся трудные слова. Давайте проговорим их. Учитель читает слово 2) Анализ содержания прочитанного произведения. 1-я часть (первый абзац) Учитель задаёт вопросы. - Где происходит действие? - Зачем собралась семья? - Для кого мама принесла печенье? - Какое настроение было в семье сначала рассказа? Найдите в тексте и прочитайте - Рассмотрите внимательно иллюстрацию к тексту. Какому эпизоду она соответствует? Найдите и прочитайте его. 2-я часть (до слов «рассыпчатое, сладкое») - С какими словами обратился Миша к Вове? -С какими словами обратился Миша к бабушке? (Найдите в тексте и прочитайте. - Можно ли считать слова Миши просьбой? Почему? -Изменилось настроение у мамы и бабушки? (Найдите в тексте и прочитайте - Как вели себя мама и бабушка? (Найдите в тексте и прочитайте 3-я часть (до конца рассказа) - Как вы думаете правильно ли разделили мальчики печенье? -А вы поступаете также? -Итак, давайте сравним, как начинался и как закончился вечерний чай для всей семьи? Учитель обобщает ответы детей - Мальчики поступили неправильно, повели себя плохо. - Какими же растут Вова и Миша? Подберите слова для характеристики героев рассказа. - Дополните своими словами характеристику мальчиков. - Кто такой эгоист? (Эгоист – себялюбивый человек, пренебрегающий интересами окружающих, думающий только о себе) Знакомство со значением слова эгоист по толковому словарю Д. Ушакова Учитель просит открыть «Толковый словарик» на стр. 92 и прочитать значение слова. - А хотели бы вы иметь таких друзей? - Можно ли назвать эту историю поучительной? Чему она учит? - Прочитайте пословицы на странице 27 учебника. Какая из этих пословиц подходит к рассказу «Печенье». Обсудите свой выбор с соседом по парте. Есть совесть – есть и стыд. Ему дали попробовать, а он всё съел. - Ребята, давайте вспомним тему нашего урока «Семье, где помогают друг другу, беды не страшны». -Это тоже пословица о семье. - А как вы думаете в семье мальчиков помогают друг другу? - По -вашему мнению у них дружная семья? - Что могли сделать мальчики чтобы помочь маме и бабушке и стать дружной семьёй? - Молодцы ребята, вы были внимательны при работе с текстом рассказа. Можете похвалить себя – погладьте себя по голове! - Давайте вспомним ещё несколько пословиц о хорошей, дружной семье: Согласную семью и горе не берёт. Семья крепка ладом (дружно, мирно, по-хорошему, ладком) (Толковый словарь В.И. Даля) В хорошей семье хорошие дети растут. Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс исправиться, не стать совсем уж чёрствыми, невнимательными, бездушными? Учитель направляет рассуждения детей - что всем надо дать возможность исправить свой поступок, поведение и т.д. - А может быть нам стоит придумать счастливое окончание этой истории? Подумайте и сочините к этой истории хороший конец. Это и будет ваше творческое задание. На следующем уроке мы послушаем ваши варианты окончания рассказа «Печенье». | Работа с классом по тексту. Дети находят произнесенное учителем слово в тексте, прочитывают самостоятельно методом «жужжание». Дети отвечают: в квартире, на кухне, за столом и др. ужинать, пить чай с печеньем для всех Дети находят нужный текст. Читают: Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Дети рассматривают иллюстрацию в учебники и соотносят изображение с текстом в рассказе. Находят нужный отрывок и читают. Ответы детей: Дели по одному, сказал строго (стараются прочитать эмоционально, выражая своё отношение к поступку) Дети находят в тексте нужное предложение, читают: Бабушка, налей нам чаю!
Ответы детей: Слова Миши нельзя считать просьбой – он не сказал волшебное слово «пожалуйста», бабушка налей нам чаю! Он приказал бабушке налить чай! и др. Дети находят в тексте нужное предложение, читают: За столом было тихо. Мама и бабушка молчали. Нет, они разделили печенье только между собой и не подумали о других членах семьи. Ответы детей: Нет, я обязательно делюсь с мамой, папой. Я никогда не беру первым. Я спрашиваю разрешение можно ли взять. И др. Начинался весело, все дружно собрались за столом, у всех хорошее настроение. А закончился тем, что мама и бабушка сидели и молчали, бабушке достался кусок чёрного хлеба, а мама даже не притронулась к чаю. Конечно, маме и бабушке очень обидно и неприятно, что мальчики так себя повели. Отвечая на поставленные вопросы дети испытывают положительный эмоциональный настрой- они так плохо никогда не поступят! У них ярче проявляется их отношение к героям рассказа, появляется осознание плохого поступка мальчиков, осознание скрытого смысла рассказа – плохие поступки огорчают близких. Слова написаны на доске. Вежливый Жадный Эгоист Добрый Бессовестный Невнимательный Ребята выбирают слова, которые, по их мнению, описывают героев и их поступок. Ответы детей: невежливые, невоспитанные, грубияны, жмотины (жарг.), плохие внуки, плохие сыновья и др. Ответы детей: Не знаю. Ребята открывают словарик на нужной странице и читают значение слова. Ответы детей: нет, с такими дружить нельзя; они ничем не делятся; думают только о себе и др. Да. конечно. Надо обязательно делиться с близкими, не быть эгоистом, уважению к родителям. Дети внимательно читают пословицы, рассуждают с соседом по парте и выбирают пословицу: Ему дали попробовать, а он всё съел- эта пословица подходит к рассказу – именно так и поступили мальчики, всё съели сами. Дети читают тему, написанную на доске. Мама и бабушка помогают. Мальчики – нет. Нет. В дружной семье все помогают друг другу. Ребята предлагают разные ситуации поступков мальчиков – могли помочь бабушке накрыть на стол, помочь испечь печенье маме, чтобы его было больше и хватило на всех и др. Ребята с большим удовольствием выполняют просьбу учителя, получая удовлетворение от проделанной ими умственной работы.
Обсуждение пословиц с классом: Дети рассуждают, высказывают своё мнение по каждой пословице, сравнивают и «примеряют» пословицы к своей семье, делятся своим жизненным опытом и др. Ответы детей: мнения разделились – одни говорят могут, некоторые сомневаются. Но в процессе обсуждения все приходят к мнению – что шанс есть – исправиться могут. Ответы детей: Да, хотим! Как интересно! А я уже придумал(а) Можно я сейчас расскажу! Творческое сочинительство вызывает у ребят положительные эмоции, желание поделиться своими придуманными рассказами. |
Самоанализ фрагмента урока.
Во время проведения фрагмента урока поставленная цель была раскрыта и понята детьми. Присутствовало осознание того, что независимо от возраста необходимо оставаться добрым и порядочным человеком, не быть эгоистом.
Были использованы приёмы:
- приём моделирования способа деятельности для решения поставленных задач на этапе анализа содержания прочитанного произведения;
- приём постановки вопросов и заданий к тексту с целью усвоения нравственного содержания рассказа;
- приём выполнения в группах задания на понимание пословиц и коллективное обсуждение полученных результатов мыслительной деятельности ребят;
- проведено обсуждение значения некоторых слов, особенно важных для осмысления авторской идеи рассказа;
- раскрыто нравственное значение слов - добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость.
Ребята укрепили свои знания отличать плохие поступки от хороших; давать им оценочные суждения; работать в парах; расширили свой словарный запас, познакомились с новыми словами; активно включались в творческую деятельность, рассуждая над значением и скрытым смыслом пословиц.
6. Список использованной методической литературы.
1.Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения // Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал. 2004, №3.
2. Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучение грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие/ Л.Д. Мали – Пенза, Из- во ПГУ 2014
3. Методика обучения русскому языку и литературе: учебник и практикум для академического бакалавриата/ под ред. Т. И. Зиновьевой. М. / Издательство Юрайт, 2016
4. Методика преподавания литературы: учебник для пед.вузов / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – в 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994 288 с.
5. Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения: книга для учителя / Н. Н. Светловская. – 2е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1991. 206 с.
6. Светловская Н.Н. Как обучать чтению, или Как разорвать замкнутый круг // Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал. 2010, №3.
7. Теория и технология начального литературного образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства/ С.В. Плотникова, А.А. Краева Урал. гос пед. ун –т. Электон. дан. Екатеринбург, 2017.
Приложение 1
В. Осеева
«Печенье»
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…
Кияйкина Наталья Федоровна