12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трефилова Раиса Поликарповна117477
Учитель биологии высшей квалификационной категории, педагогический стаж 47 лет, руководитель регионального отделения "Зеленая планета". Отличник народного просвещения. Победитель краевого и национального проекта «Образование»
Россия, Пермский край, Карагай
Материал размещён в группе «Урок биологии»

Фрагмент урока «Виды иммунитета»

 

 


"Фрагмент урока "Виды иммунитета" (для учителя)
DOCX / 20.76 Кб

 

 

Задания и вопросы для учащихся по теме "Виды иммунитета"
DOCX / 12.8 Кб

 

 

Предмет: биология.

 

 

Класс: 8 класс

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания об иммунитете человека, научиться применять их при рассмотрении типовых и нестандартных вопросах темы.

Задачи:

- обобщить знания по теме, развивать интерес к изучению темы и практическому применению знаний;

- подготовить тезаурус по теме;

- развивать умения применять полученные знания при решении биологических задач.

 

 

Терминология

1. Иммунитет – невосприимчивость организма к микроорганизмам, чужеродным телам и веществам.

2. Естественный иммунитет  - невосприимчивость к заболеваниям, полученная по наследству или приобретённая в результате перенесённого заболевания.

3. Искусственный иммунитет - невосприимчивость организма к заболеваниям, полученная в результате введения в организм вакцины или лечебной сыворотки.

4. Вакцина – препарат, содержащий ослабленных возбудителей болезни или продукты их жизнедеятельности. Вакцина – от латинского слова «вакка» - корова, впервые получена в конце 18 века английским врачом Э.Дженнером из сыворотки коров, переболевших оспой

5. Лечебная сыворотка – препарат крови без фибриногенов, содержащий готовые антитела.

6. Иммунная защита – осуществляется лейкоцитами (лимфоцитами, фагоцитами), антителами, клеточными мембранами.

7. У растений также существует иммунитет, который осуществляется непроницаемостью покровных тканей, образованием губительных для  болезнетворных организмов фенольных соединений, кроме этого, у растений есть гены устойчивости к тем или иным возбудителям.

8. Учение об иммунитете разработано русским учёным И.И.Мечниковым (1883 г.). Теория иммунитета Мечникова - теория, согласно которой решающая роль в антибактериальном иммунитете принадлежит фагоцитозу.

Сначала И.И.Мечников как зоолог экспериментально изучал морских беспозвоночных фауны Черного моря в Одессе и обратил внимание на то, что определенные клетки (целомоциты) этих животных поглощают инородные субстанции (твердые частицы и бактерий), проникшие во внутреннюю среду. Затем он увидел аналогию между этим явлением и поглощением белыми клетками крови позвоночных животных микробных телец. Эти процессы наблюдали и до И.И.Мечникова другие микроскописты. Но только И.И.Мечников осознал, что это явление не есть процесс питания данной единичной клетки, а есть защитный процесс в интересах целого организма. И.И.Мечников первым рассматривал воспаление как защитное, а не разрушительное явление. Против теории И.И.Мечникова в начале XX в. были большинство патологов, так как они наблюдали фагоцитоз в очагах воспаления, т.е. в больных местах, и считали лейкоциты (гной) болезнетворными, а не защитными клетками. Более того, некоторые полагали, что фагоциты — разносчики бактерий по организму, ответственные за диссеминацию инфекций. Но идеи И.И.Мечникова устояли; ученый назвал действующие таким образом защитные клетки "пожирающими клетками". Его молодые французские коллеги предложили использовать греческие корни того же значения. И.И.Мечников принял этот вариант, и появился термин "фагоцит". Первые основы фагоцитарной теории иммунитета были представлены И. И. Мечниковым в его докладе «О целебных силах организма», с которым он выступил на съезде русских врачей и естествоиспытателей, состоявшемся в 1883 году в Одессе.  Эти работы и теория Мечникова чрезвычайно понравились Л. Пастеру, и он пригласил Илью Ильича работать в свой институт в Париже. Создатель клеточной теории иммунитета опирался на учение Чарльза Дарвина и основывался на изучении процессов пищеварения у животных, которые располагаются на различных ступенях эволюционного развития. За разработку теории фагоцитоза И. И. Мечникову в 1908 г присуждена Нобелевская премия.

Мечников выявил три важных свойства фагоцитов:

  ► Защищающее и очищающее свойство от токсинов, продуктов отмирания тканей, от инфекций;
  ► Представляющая функция антигенов на мембране клетки;
  ► Секреторное свойство, позволяющее выделять секреции ферментов других биологических веществ.

9. Задания по теме:

1) Для прививок против очень опасного  вирусного заболевания – чёрной оспы,        применялась специально приготовленная вакцина. Она попадала в организм  через специальные надрезы на коже  плеча.  После прививки на месте введения  вакцины  оставался рубец.  О чём говорит след, оставшийся после оспопрививания?

2) Сравните действие на организм вакцин и лечебных сывороток по следующему  плану

План

Лечебная сыворотка

Вакцина

Что содержит?

Когда вводится?

С какой целью вводится?

Какой вид иммунитета формирует?

3) В газете «Комсомольская правда» печаталась повесть В.М. Пескова «Таёжный тупик»,      в которой рассказывалось о семье старообрядцев Лыковых, которые, по религиозным соображениям, ушли в глухую тайгу и жили там  почти 40 лет, совершенно не общаясь          с другими людьми  и были случайно обнаружены геологами. Медицинское обследование показало, что жизнь в условиях тишины и покоя, чистого таёжного воздуха, положительно сказалась на состоянии здоровья членов семьи. Лишь одна из систем организма оказалась ослабленной, что привело  к почти одновременной смерти трёх из пяти членов семьи Лыковых после многочисленных  встреч с геологами, врачами, журналистами. Какая система была ослаблена  у Лыковых и почему?

4) Объясните, какие иммунные процессы происходят в организме человека при введении вакцины?  К чему эти процессы в конечном итоге приведут?

5) Почему гриппом и ангиной человек может болеть помногу раз, а ветряной оспой – один раз в жизни?

6) Если в пробирку с кровью человека, переболевшего дифтерией,  добавить возбудителей этого заболевания – бактерии дифтерийные палочки,   то они   очень быстро погибнут, а если их добавить в пробирку с кровью человека, не болевшего дифтерией и не прошедшего вакцинацию против этого заболевания,  гибели дифтерийных палочек   не произойдёт. Объясните, почему?

7) Существует такая английская поговорка «Немного грязи ребёнку не помешает». 

Объясните, в чём глубокий смысл  поговорки.

8) Развитие представлений об иммунитете связано с именами большого количества   учёных. Каков вклад Эдуарда Дженнера, Луи Пастера, Ильи Мечникова  в развитие науки об иммунитете?

9) Объясните, почему прививка против кори не обеспечивает иммунитет  к столбняку?

10) Что такое  «ворота инфекции»? Какие барьеры стоят на пути  проникновения болезнетворных  бактерий и вирусов в организм человека?

Источники информации:

Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/ Т. Л. Богданова, Е. А. Солодова. — М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012,

Теория иммунитета

 

Задания к уроку

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (5)

Трефилова Раиса Поликарповна, 23.09.18 в 11:41 8Ответить Пожаловаться
Материал очень важен для жизни человека, хочется, чтобы учащиеся всё поняли! Спасибо за внимание к материалу, Марина Юрьевна!
Новикова Анастасия Алексеевна, 23.09.18 в 23:46 5Ответить Пожаловаться
Очень понятное объяснение! Спасибо!
Трефилова Раиса Поликарповна, 25.09.18 в 14:04 6Ответить Пожаловаться
Спасибо, думаю ребята разберутся самостоятельно при повторении данного материала!
Наталья Игоревна, 24.10.18 в 19:57 3Ответить Пожаловаться
Очень нужный и полезный материал! Большое спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.