Фрагмент урока «Виды иммунитета»
"Фрагмент урока "Виды иммунитета" (для учителя)
DOCX / 20.76 Кб
Задания и вопросы для учащихся по теме "Виды иммунитета"
DOCX / 12.8 Кб
Класс: 8 класс
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания об иммунитете человека, научиться применять их при рассмотрении типовых и нестандартных вопросах темы.
Задачи:
- обобщить знания по теме, развивать интерес к изучению темы и практическому применению знаний;
- подготовить тезаурус по теме;
- развивать умения применять полученные знания при решении биологических задач.
Терминология
1. Иммунитет – невосприимчивость организма к микроорганизмам, чужеродным телам и веществам.
2. Естественный иммунитет - невосприимчивость к заболеваниям, полученная по наследству или приобретённая в результате перенесённого заболевания.
3. Искусственный иммунитет - невосприимчивость организма к заболеваниям, полученная в результате введения в организм вакцины или лечебной сыворотки.
4. Вакцина – препарат, содержащий ослабленных возбудителей болезни или продукты их жизнедеятельности. Вакцина – от латинского слова «вакка» - корова, впервые получена в конце 18 века английским врачом Э.Дженнером из сыворотки коров, переболевших оспой
5. Лечебная сыворотка – препарат крови без фибриногенов, содержащий готовые антитела.
6. Иммунная защита – осуществляется лейкоцитами (лимфоцитами, фагоцитами), антителами, клеточными мембранами.
7. У растений также существует иммунитет, который осуществляется непроницаемостью покровных тканей, образованием губительных для болезнетворных организмов фенольных соединений, кроме этого, у растений есть гены устойчивости к тем или иным возбудителям.
8. Учение об иммунитете разработано русским учёным И.И.Мечниковым (1883 г.). Теория иммунитета Мечникова - теория, согласно которой решающая роль в антибактериальном иммунитете принадлежит фагоцитозу.
Сначала И.И.Мечников как зоолог экспериментально изучал морских беспозвоночных фауны Черного моря в Одессе и обратил внимание на то, что определенные клетки (целомоциты) этих животных поглощают инородные субстанции (твердые частицы и бактерий), проникшие во внутреннюю среду. Затем он увидел аналогию между этим явлением и поглощением белыми клетками крови позвоночных животных микробных телец. Эти процессы наблюдали и до И.И.Мечникова другие микроскописты. Но только И.И.Мечников осознал, что это явление не есть процесс питания данной единичной клетки, а есть защитный процесс в интересах целого организма. И.И.Мечников первым рассматривал воспаление как защитное, а не разрушительное явление. Против теории И.И.Мечникова в начале XX в. были большинство патологов, так как они наблюдали фагоцитоз в очагах воспаления, т.е. в больных местах, и считали лейкоциты (гной) болезнетворными, а не защитными клетками. Более того, некоторые полагали, что фагоциты — разносчики бактерий по организму, ответственные за диссеминацию инфекций. Но идеи И.И.Мечникова устояли; ученый назвал действующие таким образом защитные клетки "пожирающими клетками". Его молодые французские коллеги предложили использовать греческие корни того же значения. И.И.Мечников принял этот вариант, и появился термин "фагоцит". Первые основы фагоцитарной теории иммунитета были представлены И. И. Мечниковым в его докладе «О целебных силах организма», с которым он выступил на съезде русских врачей и естествоиспытателей, состоявшемся в 1883 году в Одессе. Эти работы и теория Мечникова чрезвычайно понравились Л. Пастеру, и он пригласил Илью Ильича работать в свой институт в Париже. Создатель клеточной теории иммунитета опирался на учение Чарльза Дарвина и основывался на изучении процессов пищеварения у животных, которые располагаются на различных ступенях эволюционного развития. За разработку теории фагоцитоза И. И. Мечникову в 1908 г присуждена Нобелевская премия.
Мечников выявил три важных свойства фагоцитов:
► Защищающее и очищающее свойство от токсинов, продуктов отмирания тканей, от инфекций;
► Представляющая функция антигенов на мембране клетки;
► Секреторное свойство, позволяющее выделять секреции ферментов других биологических веществ.
9. Задания по теме:
1) Для прививок против очень опасного вирусного заболевания – чёрной оспы, применялась специально приготовленная вакцина. Она попадала в организм через специальные надрезы на коже плеча. После прививки на месте введения вакцины оставался рубец. О чём говорит след, оставшийся после оспопрививания?
2) Сравните действие на организм вакцин и лечебных сывороток по следующему плану
План
Лечебная сыворотка
Вакцина
Что содержит?
Когда вводится?
С какой целью вводится?
Какой вид иммунитета формирует?
3) В газете «Комсомольская правда» печаталась повесть В.М. Пескова «Таёжный тупик», в которой рассказывалось о семье старообрядцев Лыковых, которые, по религиозным соображениям, ушли в глухую тайгу и жили там почти 40 лет, совершенно не общаясь с другими людьми и были случайно обнаружены геологами. Медицинское обследование показало, что жизнь в условиях тишины и покоя, чистого таёжного воздуха, положительно сказалась на состоянии здоровья членов семьи. Лишь одна из систем организма оказалась ослабленной, что привело к почти одновременной смерти трёх из пяти членов семьи Лыковых после многочисленных встреч с геологами, врачами, журналистами. Какая система была ослаблена у Лыковых и почему?
4) Объясните, какие иммунные процессы происходят в организме человека при введении вакцины? К чему эти процессы в конечном итоге приведут?
5) Почему гриппом и ангиной человек может болеть помногу раз, а ветряной оспой – один раз в жизни?
6) Если в пробирку с кровью человека, переболевшего дифтерией, добавить возбудителей этого заболевания – бактерии дифтерийные палочки, то они очень быстро погибнут, а если их добавить в пробирку с кровью человека, не болевшего дифтерией и не прошедшего вакцинацию против этого заболевания, гибели дифтерийных палочек не произойдёт. Объясните, почему?
7) Существует такая английская поговорка «Немного грязи ребёнку не помешает».
Объясните, в чём глубокий смысл поговорки.
8) Развитие представлений об иммунитете связано с именами большого количества учёных. Каков вклад Эдуарда Дженнера, Луи Пастера, Ильи Мечникова в развитие науки об иммунитете?
9) Объясните, почему прививка против кори не обеспечивает иммунитет к столбняку?
10) Что такое «ворота инфекции»? Какие барьеры стоят на пути проникновения болезнетворных бактерий и вирусов в организм человека?
Источники информации:
Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/ Т. Л. Богданова, Е. А. Солодова. — М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012,
Горбачёва Марина Юрьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Новикова Анастасия Алексеевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Наталья Игоревна