Урок биологии в 8-9 классах «Функциональные нарушения иммунитета и их профилактика»

4
0
Материал опубликован 26 October 2017 в группе

Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)

 

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.

Форма урока- традиционная

Технология- проблемного обучения

Основные понятия

Изучение нового материала

Функциональные нарушения иммунитета и их профилактика

В 1901 г. И. М. Мечников выпустил главный труд своей жиз­ни, который по-французски назывался «Иммунитет», а. на рус­ский язык переводился как «Невосприимчивость в болезнях» Мечников: полагал, что иммунная система, первую клетку кото­рой он открыл, освобождает наш организм от зависимости болезнетворных микробов. Наука, изучающая механизмы борьбы организма с болезнетворными бактериями, получила название «иммунология», т. е. наука о факторах, обусловливающих невос­приимчивость человека и животных к инфекционным микроорга­низмам, и механизмах их воздействия. Достижения этой науки помогли человечеству справиться с такими тяжелыми заболева­ниями, как холера, чума, сибирская язва, туберкулез, оспа, и дру­гими. Однако в последние годы появилось такое опасное, заболе­вание, как ('.IIИД (синдром приобретенного иммунодефицита),' Его называют «чума XX века». Специфический вирус, попадая в кровь, повреждает лимфоциты, являющиеся важным звеном за­щитной :(иммунной) системы организма. В результате-заражения,. человек становится беззащитным перед микробами и вирусами.

 СТАТИСТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

СПИД впервые был диагностирован в1981 г. в Сан-Фран­циско (США) среди гомосексуалистов мужского пола, которые погибали от воспаления легких и рака кожи. Вскоре это заболе­вание было, выявлено в других, городах США и многих странах мира

К концу 1986 г. общее число зарегистрированных больных достигло 40 ООО, из них примерно 30 ООО в США, более 1000 во Франции и Бразилии, около 4000 в Африке, свыше 500 случаев в Англии, ФРГ и других странах.

В США и государствах Западной Европы из 10 заболев­ших в 9 случаях —1 мужчины в возрасте от 20 до 39 лет, 78% заболевших — гомосексуалисты

Около 15% заболеваний приходится на наркоманов, кото­рые заражаются через шприцы при инъекции.

В Элисте, Волгограде, в Ростове на-Дону но халатности ме­дицинских работников, использовавших не пастеризованные шприцы, были заражены дети

КТО БОЛЕЕТ СПИДОМ?

Анализ данных о нескольких тысячах больных, зарегистриро­ванных в 1991 г. в разных странах,:, показал, что среди больных:-

78% мужчины-гомосексуалисты и мужчины-,; имеющие половые контакты с мужчинами и женщинами; лица, ведущие беспорядочную половую жизнь;

15% — наркоманы, применяющие наркотики внутривенно;

1 % — лица, получавшие многократные переливания крови;

1 % - дети, рожденные от матерей, зараженных СПИДом;

5% путь заражения не выяснен из-за смерти больного или отказа сообщить необходимую информацию. -

 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О ВОЗБУДИТЕЛЕ СПИДА?

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) способен проникать в белок крови человек а ~ лимфоциты и моноциты, отвечающие за Состояние иммунной системы организма. ВИН использует эти клетки для питания и размножения По окончании цикла размножения вирусы покидают их и нападают на новые, в которых начинается новый цикл размножения ВИЧ.

 В настоящее время вирус обнаружен в крови; семенной жидкости, влагалищном сек­рете, материнском молоке. Следы вируса обнаружены в слюне и слезах. Вирус неустойчив и быстро погибает на воздухе и при нагревании (при 56 "С в течение 30 мин). Попадая в желудочно-кишечный тракт, быстро разрушается под воздействием пищева­рительных ферментов.

КАК МОЖНО ЗАРАЗИТЬСЯ СПИДОМ?

СПИД — мало заразная болезнь. В результате исследова­ния было; выяснено, что СПИД, передается:

-при половом контакте с больными или зараженными ви­русом СПИД, чаще при половых извращениях;

при использовании для инъекций (уколов) нестерильных шприцев, в основном наркоманами или в медицинских учреж­дениях при отсутствии одноразовых шприцев;

при переливании крови от зараженного человека. С 1987 г. в нашей стране введена строгая система проверки донорской кро­ви, исключающая этот путь передачи; .

-— от беременной женщины, зараженной СПИДом, к ново­рожденному.

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ СПИДА?

При проникновении вируса СПИДа в организм возникает от­ветная реакция - в крови образуются антитела. Они выявляют­ся при специальном анализе крови. Положительная реакция указывает, что человек заразился вирусом СПИДа, но у одних с положительной реакцией в дальнейшем развивается СПИД, дру­гие же, внешне оставаясь здоровыми, сохраняют вирус в организ­ме. И больные и вирусоносители могут заражать людей, и по результатам исследования крови нельзя предположить, кто будет больным, а кто вирусоносителем. Реакция на СПИД делается при каждой сдаче донорской крови.

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Как можно предохранить себя от СПИДа?

' Избегайте случайных половых связей, а также половых контактов с гомосексуалистами, наркоманами и лицами, веду­щими беспорядочную половую жизнь:

Не имейте большого числа половых, партнеров; чем боль­ше половых партнеров, тем выше риск заражения СПИДом.:

Не пользуйтесь случайными нестерилизованными шпри­цами для инъекций.

При любых возникших у вас подозрениях о заражении обратитесь к врачу.

Причина СПИДа — ретро вирусы, которые издавна сосущест­вовали с человеком и некоторыми видами обезьян на определен­ных континентах (например, в Центральной Африке). В чем же причина того, что один из ретро вирусов стал агрессивным? Ка­кой фактор сделал его врагом человечества? Мутации ли генети­ческого материала человека или Миграция людей с одного континента на другой способствовали этому? А может быть, прин­ципиально изменилась среда обитания человека в связи с разви­тием научно-технического прогресса и загрязнением, биосферы? Многое здесь еще не ясно.; СПИД -— тяжелое заболевание; до наших дней оно остается смертельно-опасным, хотя Очень многие ученые мира бьются над получением и созданием эффективных лекарственных препаратов для борьбы с ним.

Подумайте и ответьте.

1. Каково функциональное значение иммунитета?

2. Почему СПИД называют чумой XX в.?

3. Каковы факторы риска этого заболевания?

4. Како­вы меры профилактики данного заболевания?

5. Каковы биологические особенности возбудителя заболевания СПИДом?

Объясните значение терминов: иммунология, СПИД, вирус ВИЧ.

Заболевания иммунной системы

 

 

 

ВИЧчто это?

 

 

 

Условия для проникновения ВИЧ в организм

 

 

 

ВИЧ вирус жизненный цикл Решение облегченного обучения В. С.

 

 

 

Диагностика ВИЧ: ИФА, ПЦР, экспресс-тест на ВИЧ

 

 

 

Симптомы и лечение ВИЧ инфекции

 

 

Ресурсы:

УМК Анастасава Л.П. и др. «Человек и окружающая среда» Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт YouTube: https://www.youtube.com/

Хостинг презентаций

-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации