Статья «Функции обучения и их связь»
Функции обучения и их связь.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" под образованием понимается: единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. [1]
Функция образования в обществе — это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого явления.
Из определения понятия «образование» сразу можно выделить две его основные функции:
- Воспитательная;
- Образовательная.
Третья основная функция следует из двух предыдущих, а именно:
- Развивающая.
Образовательная функция.
Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.
Знание ‒ проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; выступает в виде понятий, законов, принципов, суждений, бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практики, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отношения; (в пед.) — понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. [2]
В процессе обучения, все полученные учащимися научные знания должны стать их достоянием, войти в структуры жизненного опыта. Важным является то, что одновременно с получаемыми учащимися знаниями по основам наук и видами деятельности, необходимо овладеть способами из осознанного применения и оперирования, с целью решения разнообразных жизненных ситуаций.
Владение способами применения усвоенных знаний на практике называется умением. [3] Оно позволяет использовать полученные ранее знания для выполнения заданий, упражнений, решения различных задач и применения знаний в жизненных ситуациях.
Благодаря многократному повторению и совершенствованию умения, оно переходит на более качественную ступень, которую называют навык. Навык ‒ действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. [4]
Таким образом образовательная функция заключается в формировании трех основных взаимосвязанных компонентов: знания, умения и навыка. А обучение их применению – одно из важнейших условий подготовка учащихся к жизни, путем установления связи между теоретической и практической части обучения. Знания становятся средством воздействия на предметы и явления действительности, а умения и навыки - орудием практической деятельности только в процессе их применения.
Воспитательная функция.
Воспитательная функция обучения заключается в формировании у учащихся нравственных и эстетических представлениях, системы взглядов на мир, способности следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы. А также в процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.
Несмотря на то, что во все предметы заложена воспитательная функция, разные предметы имеют разный воспитательный потенциал. Так у гуманитарных дисциплин он выше: литература, музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история, обществознание, – благодаря своему содержанию оказывают большее влияние на формирование личности. При этом, влияние на личность за счет некой абстрактности восприятия, основанной на уже имеющихся у учащихся уровне воспитанности, социально-психологической и педагогической ситуации обучения, сугубо индивидуальна.
Содержание дисциплин естественно-научного цикла способствует формированию научного мировоззрения, создает единую картину мира в создании учащихся, на основе которой вырабатываются основы взгляды на собственную жизнь и деятельность. [5]
Вторым фактором реализации воспитательной функции процесса обучения является социальное взаимодействие. Здесь есть несколько аспектов взаимодействия: «вертикальное» – взаимодействие учителя и ученика и «горизонтальное» – взаимодействие ученик-ученик, ученик-класс. Первое взаимодействие учитель-ученик в современном мире переходит от одностороннего – авторитарного – типа к совместной деятельности педагога и учащихся, относящейся к демократичному типу, в основе которого лежат взаимоуважение, поддержка, доверие, предоставляет самостоятельность для учащихся и привлечение их к организации процесса обучения.
Значительное влияние на личность учащегося, оказывает и психологическая атмосфера класса, уровень личного и нравственного развития остальных учеников. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм и т. д.), такие группы (малые и большие) возникают в любом учебном коллективе, и учащимся приходится выстраивать свое личное отношение к возникающим группам, которое может быть, как положительное, так и отрицательное.
В целом, коллектив - это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности учащихся в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества.
Таким образом обучение всегда воспитывает, но не всегда в нужном направлении и неавтоматически, что означает необходимость организации воспитательных процессов педагогическим коллективом.
Развивающая функция.
В отечественной психологии и педагогике распространена точка зрения, что обучение – мощнейший фактор развития. Согласно мнению Л.С. Выготского обучение и развитие ребенка связаны с первого дня жизни. Так же, автор говорит о том, что школьное обучение всегда опирается на определённый уровень развития. Отсюда наблюдается усложнение материала, по мере повышения уровня развития учащегося.
Л.С. Выготский в своих статьях ввел два уровня развития ребенка: актуальный и ближайший. К актуальному относится уровень развития, который уже сложился в результате предшествующих процессов, и измеряется он трудностью задач, которые ребенок решает самостоятельно, без помощи взрослых. Уровень ближайшего развития – это еще не сформировавшиеся, но находящиеся в периоде созревания, процессы, где ребенок решает задачи с помощью взрослых, т.е. потенциал ребенка.
Именно зону ближайшего развития создает процесс обучения, приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в процессе взаимодействия с взрослыми и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка.
К наиболее наглядным относится развитие вербальных процессов: речи и мышления, но при реализации развивающей функции обучения нельзя концентрироваться только на них, ориентация на развитие личности как целостной психологической системы, а значит задействование в процессах обучения сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно- потребностной сферы, показывает себя как более эффективный метод развития личности.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов основывается на системно-деятельном подходе, т.е. на основных принципах развивающего обучения.
В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Только в полноценной деятельности ребенка достигается развитие самостоятельности, происходит самореализация и самоизменение ребенка.
Технологии развивающего обучения используют в качестве основы мотивации различные потребности, способности и другие качества личности, такие, как познавательный интерес, потребность самосовершенствоваться, индивидуальный опыт личности, творческие потребности, социальные инстинкты.
Нельзя не отметить профориентационную функцию обучения, которую так же стоит отнести к развивающей. Школа закладывает основы профориентационной работы с учащимися в плане выявления и развития задатков, способностей, интересов, дарований, склонностей. Что позволяет в дальнейшем учащимся выбирать сферу деятельности не только в соответствии со своими интересами, но и учитывая свои способности.
Таким образом, эффективно организованный процесс обучения автоматически влечет за собой процесс развития учащегося. Развивающая функция подразумевает, что в процессе обучения, представляемый педагогом учебный материал постепенно усложняется, тем самым осуществляется не только усвоение новой информации, но развитие личности учащихся. Следовательно, для того, чтобы обучение было целенаправленно развивающим необходимо постоянное осознанное усложнение содержания учебного материала.
Взаимосвязь функций.
Ранее были рассмотрены три основные функции обучения: обучающая, воспитательная и развивающая. Теперь необходимо ответить на вопрос: есть ли взаимосвязь между ними?
Для того, чтобы это сделать, можно обратиться к ФГОС ООО 2021. В его основе лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни. [6]
При системно-деятельном подходе, знания не даются в готовом виде, обучающиеся открывают его сами, следовательно, происходит взаимосвязь обучающей функции с развивающей, как говорилось ранее, образование автоматически влечет за собой развитие, именно поэтому образовательная деятельность выстраивается по принципу постепенного усложнения материала.
Вербальная, эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сферы развития влияют на воспитание учащегося, реализацию его социальной роли.
В свою очередь воспитание дисциплинированности создает условия для эффективности познавательной деятельности.
Отсюда можно сделать вывод, что все три функции обучения находятся в сложно переплетающихся связях, взаимообусловленности: одна предшествует другой, является ее следствием, но и одновременно условием активизации первопричины. В этом выражается диалектический характер их единства. Как отмечает Ю. К. Бабанский, функции обучения реализуются на практике:
- комплексом задач учебного занятия, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития школьников;
- таким содержанием деятельности учителя и учащихся, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач с учетом того, что на каждом этапе учебного занятия какие-то из них будут решаться в большей или меньшей степени;
- единство этих функций осуществляется сочетанием разнообразных методов, форм и средств обучения;
- в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализе его результатов одновременно оцениваются ход осуществления всех трех функций, а не одной из них. [7]
Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения. Современная дидактика подчёркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Обучение комплексно влияет на личность, поэтому грани между образованием, воспитанием и развитием весьма относительны, а некоторые аспекты взаимно перекрещиваются.
Именно поэтому охарактеризованные функции процесса обучения недопустимо рассматривать как изолированно осуществляемые. Они находятся в сложно переплетенных причинно-следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и одновременно причиной третьей.
Таким образом, необходимо творчески подходить к проектированию процесса обучения, применяя компоненты обучения в большей или меньшей степени, и не допускать шаблонного их применения.
Список источников и литературы.
[1] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
[2] Коджапирова Г.М. и Коджапиров А.Ю., Педагогический словарь, Москва: Академия, 2003, 176 с.
[3] Харламов И.Ф., Педагогика, Москва: Гардарики, 1999, 520 с.
[4] Бим-Бад Б.М., Педагогический энциклопедический словарь, Москва: Большая рос. энцикл., 2002, 527 с.
[5] Пидкасистый П.И., Педагогика. Учебник для студентов педагогических учебных заведений, Москва: Юрайт, 2018.
[6] Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,» [В Интернете]. Available: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo. [Дата обращения: 25 Июль 2022].
[7] Бабанский Ю.К., Ред., Педагогика, Москва: Просвещение, 1983.