Элективный курс «Красавицы функции и их графики»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Красавицы функции и их графики» для 9 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и с учетом Примерной программы по математике и программы «Программа по алгебре». 9 класс // Математика: программы: 5—11 классы /А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир, Е. В. Буцко. — 2-е изд., перераб. — М.: Вентана-Граф, 2018. – С. 63-69.
Рабочая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций:
Алгебра: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — М.: Вентана-Граф.
Согласно учебному плану на изучение курса по выбору «Красавицы функции и их графики» в 9 классе отводится 8 часов.
Особенности организации образовательной деятельности
Для достижения всеми обучающимися положительного результата предполагаю использование следующих технологий и методик: технология проблемного обучения, ИКТ, облачные технологии, дифференцированное обучение, объяснительно-иллюстративный метод, эвристический метод. Курс “Красавицы функции и их графики” для учащихся 9 классов посвящен одному из основных понятий современной математики – функциональной зависимости. Понятие функциональной зависимости, являясь одним из центральных в математике, пронизывает все ее приложения, оно, как ни одно другое, приучает воспринимать величины в их живой изменчивости, во взаимной связи и обусловленности. Изучение поведения функций и построение их графиков являются важным разделом школьного курса. Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать сложные задачи, а порой является единственным средством их решения. Кроме того, умение строить графики функций представляет большой интерес для самих учащихся. Однако на базе основной школы материал, связанный с этим вопросом, представлен несколько хаотично, изучается недостаточно полно, многие важные моменты не входят в программу. Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа.
Система оценки образовательных достижений:
Универсальные учебные действия, полученные в процессе изучения материалов курса, оцениваются по зачётной системе. Зачёт ставится при выполнении всех заданий.
Оценка результатов изучения курса по выбору:
По окончании курса обучающиеся получают «Зачёт» / «Незачёт».
Итогом изучения курса по выбору будет контрольная работа по теме «Красавицы функции и их графики».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
познавательные универсальные учебные действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
преобразовывать модели;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
коммуникативные универсальные учебные действия:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
Предметные:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о функциях и их свойствах;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
исследовать функции и строить их графики;
Содержание курса
1. Линейная функция. (1 ч)
Свойства линейной функции. Алгоритм построения графика линейной функции.
Дробно-линейная функция. (1 ч)
Свойства дробно-линейной функции. Алгоритм построения графика дробно-линейной функции.
Квадратичная функция. (2 ч)
Свойства квадратичной функции. Алгоритм построения графика функции. Исследование свойств функции по графику.
Функция у = │x│. (2 ч)
Свойства функции и ее график.
Степенные функции. (1 ч)
Свойства функции и ее график.
Календарно – тематический планирование
Номер урока | Тема | Количество часов | Дата | ||
1 | Линейная функция | 1 | | ||
2 | Дробно-линейная функция | 1 | | ||
3-4 | Квадратичная функция. Практическая работа. | 2 | | ||
5-6 | Функция у = │х│ | 2 | | ||
7 | Степенные функции | 1 | | ||
8 | Контрольная работа | 1 | | ||
Итого | 8 часов | |
Дополнительная литература
Виленкин Н.Я. Функции в природе и технике. М., 1978.
Вирченко Н.А., Ляшко И.И., Швецов К.И. Графики функций: Справочник. Киев, 1981.
Ершов Л.В., Райхмист Р.Б. Построение графиков функций: Книга для учителя. М., 1994.
Егерев В.К., Радунский Б.А., Тальский Д.А. Методика построения графиков функций. М., 1967.
Крейнин Я.Л. Функции, пределы, уравнения и неравенства с параметрами. М., 1995.
Сивашинский И.Х. Элементарные функции и графики. М., 1965.
Интернет ресурсы
Цифровые образовательные ресурсы от Издательского дома «Первое сентября» / http://mat.1september.ru/
Графики функций / http://graphfunk.narod.ru/
Физико-математический журнал квант/ Физико-математический журнал «Квант»
Дидактические материалы по информатике и математике /
http://comp-science.narod.ru/
Открытый банк заданий ОГЭ/ http://fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
"Решу ОГЭ": математика — образовательный портал/ https://oge.sdamgia.ru/