Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания
Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания Подготовила: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 14 Сизова Нелли Валентиновна
Из Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить: •глобальную конкурентоспособность российского образования; •вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Источник: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» К.Д. Ушинский <номер>
ПОНЯТИЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ». <номер>
Функциональная грамотность «Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А. А. Леонтьев
Грамотность Изменение требований к уровню образования человека отражается в изменении содержания понятия «грамотность». До конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и писать. («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля) В 1958 году ЮНЕСКО вырабатывает рекомендации для всех стран: при проведении переписи населения считать грамотными только тех жителей, которые умеют читать тексты с пониманием прочитанного и в состоянии написать краткое изложение о своей повседневной жизни. (10-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО) «ГРАМОТНОСТЬ» «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» 1965 г. – «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем» (Всемирный конгресс министров просвещения в Тегеране). 1978 г. – «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)».
Компетенции, связанные с функциональной грамотностью Cпособность выбирать и использовать различные технологии Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения Cпособность учиться всю жизнь
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ОВЛАДЕНИЕ КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ учебно-познавательные компетенции ценностно-смысловые компетенции общекультурные компетенции информационные компетенции коммуникативные компетенции социально-трудовые компетенции личностные компетенции
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ <номер>
Основные направления функциональной грамотности
Читательская грамотность выражается в читательских умениях: 1) найти доступ к информации и извлечь ее (найти и извлечь); 2) сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя (интегрировать и интерпретировать); 3) размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его (осмыслить и оценить). <номер> Читательская грамотность
Опора на текст Опора на внетекстовое знание 3. осмыслить и оценить содержание и форму текста 1. найти и извлечь (информацию) 2. интегрировать и интерпретировать (сообщения текста) содержание текста форму текста Читательские умения
Форматы текста Сплошной Несплошной
Форматы текста Смешанный Гипертекст Закончите определение: Славяне – крупнейшая группа европейских народов, объединенная общностью происхождения и языковой близостью в системе индоевропейских языков. Делится .....(на три подгруппы: южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы), восточную (русские, украинцы и белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане).
Алгоритм работы с текстом Прочитать заголовок (название) Представить материал в виде схемы, таблицы, графика, диаграммы Подчеркнуть ключевые слова Прочитать текст первый раз Прочитать текст второй раз Составить план Сформулировать вопросы к тексту Поэтапная компрессия текста по абзацам
«Инсерт» - заметки на полях Приемы работы с текстом
Приемы работы с текстом Что привлекло мое внимание в тексте? Ключевые слова (понятия, даты и т.д.) Мои комментарии «Двойной дневник» - заполните таблицу своими наблюдениями
Примеры заданий по истории для оценки читательской грамотности <номер>
Комплекс учебных заданий по истории и обществознанию по формированию читательской грамотности обучающихся Типовая задача Планируемый образовательный результат Учебное задание Задание . Какие цели преследовала макроэкономическая политика в указанный период? две цели. 1) стабилизировать экономику; 2) избавить ее от кризисов и инфляции; 3) поддержать высокие темпы роста и занятости. - дать оценку наиболее значительным событиям - раскрывает характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений в государстве; б) ценностей, господствовавших в обществе - даёт оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории В 50−70-е гг. XX в. государственное вмешательство в экономику в странах Европы и США носило всеобъемлющий характер. Надо было восстанавливать разрушенное войной хозяйство, наращивать экономический потенциал, усиливать конкурентоспособность своих стран. В этот период возник значительный государственный сектор — на основе национализации ряда отраслей хозяйства или создания государственных предприятий в ведущих отраслях экономики. Увеличивалась доля государственных расходов и налогов. В основе этого роста лежало увеличение социальных расходов (создание современной системы социального страхования и помощи нуждающимся). Были приняты важные законодательные нормы, касающиеся минимальной зарплаты, условий найма и увольнения работников, техники безопасности на предприятиях. Это стало основанием для того, чтобы называть государство с такой системой социальной поддержки «государством благосостояния», а саму рыночную систему — «социально ориентированной экономикой». Важнейшую роль стала играть макроэкономическая политика — политика общеэкономического регулирования, призванная стабилизировать экономику, избавить ее от кризисов и инфляции, поддержать высокие темпы роста и занятости. В соответствии с идеями Дж. Кейнса и его последователей для ее осуществления использовался государственный бюджет, а также денежно-кредитный механизм. С их помощью правительства стремились управлять спросом — расширять его в условиях экономического спада и ограничивать в условиях подъема и угрозы развития инфляции.
Прочитайте текст и выполните задания: Правительство полагало, что после введения свободного ценообразования цены вырастут в 3 раза. Для компенсации потерь населения была на 70 % увеличена зарплата бюджетников (учителей, врачей, работников государственных предприятий и учреждений — всех, кто получал зарплату от государства)...Товарный дефицит, нехватка жизненно необходимых товаров были настолько острыми, что цены на многие из них сразу возросли в 10-12 раз. Инфляция обесценила денежные вклады в Сбербанке и привела к серьёзному снижению жизненного уровня населения...Импорт позволил быстрее справиться с дефицитом, но привёл к спаду не выдержавшего конкуренции отечественного производства, к закрытию предприятий. Социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высокой. Но предпринятые правительством шаги позволили избежать вполне реального тогда полного распада хозяйственных связей и экономического коллапса. Стремительное введение рыночных отношений помогло ликвидировать товарный дефицит и наполнить прилавки, по‑прежнему недоступные для большинства населения из-за отсутствия денег. 1) В чем заключается основная мысль текста? А. Правительство не провело серьезных реформ Б. Сохранялся товарный дефицит В. Реформы носили весьма противоречивый характер (верно) Г. Рост зарплат спровоцировал кризис. 2) Опираясь на текст, приведите два положительных и два отрицательных последствия либерализации цен. (Положительные: ликвидация дефицита товаров, сохранение экономики страны; отрицательные: резкий рост цен, закрытие многих предприятий). 3) Выберите верное утверждение: А) Для многих жителей страны многие товары были недоступны из-за высоких цен. (верно) Б) Рынок не помог ликвидировать дефицит. В) Реформа привела к распаду страны. 4) Дайте определения понятиям дефицит (острая нехватка каких-либо товаров), импорт (ввоз товаров из-за границы), инфляция (повышение общего уровня цен на товары и услуги).
Задания: 1. Осенью 1941 г. немецкий капитан 18-й танковой дивизии в письме домой писал: «Несмотря на огромные пройденные расстояния, не было чувства, которое у нас было во Франции, не было чувства, что мы входим в побежденную страну. <…> Русские всюду сражаются до последнего человека». Приведите примеры в подтверждение главной мысли письменного источника. Предположите, на каком главном направлении Восточного фронта находилась его дивизия? - Перечислите события данного периода. 2. Укажите причины и цели данного Приказа Гитлера от 3 января 1942 г.: «Цепляться за каждый населенный пункт, не отступать ни на шаг, обороняться до последнего солдата, до последней гранаты…. Каждый занимаемый нами пункт должен быть превращен в опорный пункт. Сдачу, его не допускать ни при каких обстоятельствах, даже если он обойден противником». - Рассмотрите влияние данного Приказа на дальнейший ход военных событий .