12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кирсанова Инна Валерьевна26
Россия, Красноярский край, Норильск
3

КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ



КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Кирсанова Инна Валерьевна

учитель истории и обществознания

высшей категории

МБОУ «СШ № 27»

имени Героя Советского Союза

Ц. Л. Куникова,

89039297111


Время стремительно. Оно мчится вперед, ломает старые идеалы и возводит новые...

Конфуций предостерегал: «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен»!

А вот русский поэт Федор Иванович Тютчев – славил время перемен, он говорил, что это время, когда человек может реализоваться, лично увидев, а, может, и изменив ход исторических событий...

Перемены касаются всех сфер жизни общества. Происходят они и в духовной сфере, в образовании. Разрабатываются и реализуются новые проекты. 01 января 2019 был принят к исполнению Национальный проект «Образование», срок реализации которого 01.01.2019 - 31.12.2024 гг. Поэтому сегодня в системе общего образования приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности.

Алексей Алексеевич Леонтьев – известный российский психолог и лингвист, автор многих научных и популярных статей по вопросам образования дал очень точное, на мой взгляд, и в то же время, емкое определение функциональной грамотности. «Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут обучающимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни, общения и социальных отношений» [6].

Одним из этапов развития личности в XXI веке становится этап осознания полученных знаний для успешной деятельности в меняющемся мире (по В.А. Ермоленко) [1].

Процесс обучения – один из основных инструментов развития, как отдельного человека, так и общества в целом. А, значит, обучение должно быть интересным, эффективным, а главное – продуктивным.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что весь образовательный процесс сегодня должен быть направлен на самостоятельную работу обучающихся, он должен обеспечить возможность для самовыражения и саморазвития каждого, что позволяет совершенствоваться, формировать жизненные ценности и образовательные компетенции. Применение полученных знаний на практике, в жизни, сделает личность социально адаптированной, функционально грамотной, позволит осуществлять жизнедеятельность в конкретной культурной среде, что невозможно без компетентностного подхода.

Компетентностным подходом в обучении занимались отечественные и зарубежные исследователи А.В. Хуторской, Н.Ф. Ефремова, Н. Фомин, Г. В. Селевко, А. А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Д. МакКлелланд, Р. Бояцис, Дж. Равен, Л. и С. Спенсеры, Р. Уайт.

В своих работах они показали, что в отличие от знаний компетенции могут быть сформированы и выявлены только в ситуациях возникновения проблемы, которая требует анализа и поиска решения в реальных или специально созданных педагогических ситуациях, близких к бытовым, социальным или профессиональным процессам. Все, что связано с компетенциями, связано с опытом и деятельностью субъекта, вне ситуации и деятельности компетенции не проявляются [2, 3, 5, 6, 9, 10].

Для этого необходимо ориентировать систему образования на новые результаты, которые связаны с «НАВЫКАМИ XXI ВЕКА» - с развитием позитивных стратегий поведения в различных ситуациях. Каковы их особенности?

«НАВЫКИ XXI ВЕКА» - это

- ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ (умение применять ключевые навыки в повседневной жизни: языковая, математическая, естественнонаучная, ИКТ, финансовая, культурная и гражданская грамотности).

- КОМПЕТЕНЦИИ (как ученики решают сложные задачи, 4-К: критическое мышление/решение проблем, креативность, коммуникативность, командная работа/сотрудничество).

- ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА (как ученики решают задачи в изменяющихся условиях: любознательность, инициативность, упорство/настойчивость, приспособляемость, лидерство, социокультурная осведомленность).

Моя задача как учителя – сформировать качества личности, при которых ученик:

1) ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (социально адаптирован);

2) самостоятелен в ситуации выбора и принятия решений (способен к поиску решения в нестандартной ситуации);

3) умеет принимать решения и отвечать за их последствия (несет ответственность за себя и своих близких);

4) использует в деятельности необходимые компетенции владеет приемами обучения, готов к постоянной переподготовке;

5) коммуникативен (хорошо владеет устной и письменной речью как средством взаимодействия).

Применяя компетентностный подход на уроках истории и обществознания, я выстраиваю образовательную деятельность, так, чтобы мои обучающиеся могли успешно овладеть компетенциями, позволяющими эффективно применять усвоенные знания на практике в процессе социальной адаптации.

Формирование компетенций: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной, информационной, социально-трудовой, личностной (самосовершенствование) – происходит в процессе проведения уроков-семинаров, практикумов, путешествий, «круглых столов», «дебатов» и др.; на каждом уроке и на разных его этапах: при определении темы, цели, задач, при выборе методов и приемов; при работе с историческими документами, источниками, картами, диаграммами – и это возможно с КОЗ (компетентностно - ориентированными заданиями).

Компетентностно - ориентированные задания - это задания, в основе которых знания и умения, которые будут реализоваться (применяться) в практической деятельности. Они включают обучающихся в решение проблемной задачи. Потому что это:

1) деятельностные, интегрирующие в себе знания, умения и личностные качества;

2) моделирующие практическую, «жизненную» ситуацию;

3) построенные на актуальном для обучающихся материале;

4) структурно заданные (позволяют работать в строго определенном порядке, алгоритмизируют, структурируют, делают понятным и интересным урок) [4].

КОЗ состоят из следующих основных компонентов: стимула, задачной формулировки, источника информации, бланка для выполнения заданий, инструмента проверки. (См. Таблица 1).


Стимул

Погружает в контекст задания и мотивирует его выполнение. Моделирует практическую, жизненную ситуацию, может выполнять функцию источника информации.

Задачная формулировка

Точно указывает на деятельность, необходимую для выполнения задания. Четко соотносится с модельным ответом (шкалой), соответствует уровню развития, интересна обучающимся.

Источник информации

Содержит необходимую информацию для успешной работы при выполнении задания или ссылки на источники, по которым ее можно получить. Доступен, интересен.

Бланк для выполнения заданий

Задаёт структуру предъявления результата деятельности.

Инструмент проверки

Ключ, модельный ответ или поле модельных ответов, БАРС (балльно-рейтинговая система оценивания), способы и критерии оценивания результата.

Таблица 1. Структура КОЗ.

На практике выделяют 3 основных типа КОЗ:

1. Предметные. В условии - предметная ситуация, для ее решения необходимы знания предметного содержания, которые изучаются в разных разделах дисциплины; анализ условия приводит к процессу осмысления информации в разных формах; выбор способа решения, модель ответа. Результат имеет познавательную значимость, он может быть использован при решении других заданий.

2. Межпредметные. В условии - ситуация с явным или неявным использованием знаний другой предметной области. Для решения требуется исследование условия с точки зрения определенных предметных областей и поиск недостающих данных. Результат может зависеть от данных, которые были найдены и отобраны обучающимися.

3. Практические. В условии - практическая ситуация, для ее разрешения нужно применить знания из разных предметных областей, а также приобретенные знания в повседневном опыте. Данные в таком задании не должны быть оторваны от реальности, они должны соответствовать действительности [8].

Со всеми тремя типами КОЗ я работаю на уроках истории и обществознания. Их применение позволяет:

1. Стимулировать образовательную деятельности обучающихся при выполнении заданий.

2. Подобрать задания, которые требуют использования дополнительных источников информации (работать со словарем, текстами исторических источников, хрестоматийным материалом, картами, таблицами, схемами и др.).

3. Обучить приемам составления плана, написанию конспектов, мини-сочинений, разработкой схем и таблиц.

4.Создать условия для высказывания собственных мыслей и суждений по изучаемой проблеме.

5. Организовать работу в парах и группах переменного состава.

6. Ввести методы самооценки и взаимопроверки.

7. Отследить динамику развития каждого обучающегося.

Первоочередной задачей становится выработка умения работы с информацией, так как группа информационных умений является надпредметной, она необходима для решения любой задачи, входящей в состав различных общекультурных и профессиональных компетентностей.

Чтобы отследить развитие и проводить диагностику компетентностей обучающихся, содержание компетентностно-ориентированного задания на моих уроках отвечает следующим требованиям:

1) формулировка КОЗ или результат решения представляют для ребят познавательную, общекультурную, социальную значимость, и их деятельность становится мотивированной;

2) цель решения КОЗ получение нового знания (метода, способа решения, приема), что делает возможным решение подобного задания в других ситуациях. Формируются личностные качества необходимые в жизни;

3) условие задания – проблемная ситуация, которую необходимо разрешить в рамках одной определенной учебной дисциплины (предметные КОЗ), разных учебных дисциплин (межпредметные КОЗ), с помощью практических знаний (практические КОЗ), на которые нет указания в задаче;

4) задание предполагает не известное полностью или состоит из известных способов решения;

5) при решении КОЗ можно подобрать различные способы его выполнения, даже переформулировать задание, конкретизировав его, обобщить полученные знания, ввести дополнительных условия, в зависимости от знаний и индивидуальных особенностей выполняющего его;

6) информация в задании может быть избыточной, недостающей или противоречивой, следует отобрать нужную или осуществить поиск дополнительной, после данные могут быть представлены в различной форме: в виде рисунка, таблицы, схемы, диаграммы, графика, текста и т.д.; 7) результат работы над КОЗ – демонстрация определенных знаний, умений, владений, личностных качеств;

8) полученный результат выполнения КОЗ должен быть значим для обучающихся, поэтому важно указать область его применения.

Исходя из опыта использования компетентностного подхода, могу сделать вывод, что КОЗ являются результативными, когда применяются в следующих видах деятельности:

Работа с картой. На уроках истории обучающиеся разрабатывают карту маршрут. (Приложение 1).

Подобные задания можно использовать на уроках на разных ступенях обучения при изучении военных походов, битв; материала связанного с освоением или завоеванием новых территорий. Например, «Походы Александра Македонского» в 5 классе, «Расселение восточнославянских племен» в 6 классе «Освоение Сибири» в 7 классе, и др. Задание рассчитано на работу в паре или в группе. (Работа в группах предполагает наличие возможности выхода в интернет: телефон, ноутбук, компьютер).

Работа с диаграммами, таблицами, схемами.

Задание составить диаграмму можно использовать, например, при изучении тем о составе и структуре населения, «Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв». в 9 классе. «Россия на рубеже XVIII—XIX вв. Этнический состав населения». (Приложение 2).

Работа с таблицами проводится при сравнительном анализе, при характеристике исторических и обществоведческих понятий, когда следует охарактеризовать формы, виды, функции. Это позволяет кратко, емко изложить материал так, чтобы он был понятен, доступен, легок в восприятии.

3) Работа с историческими документами, источниками, высказываниями, мнениями современников, историков прошлого и настоящего очень важна и интересна. Мы можем узнать о событиях прошедших лет. Они позволяют нам восстановить хронологию событий, узнать об исторических личностях познакомится с деятельностью людей прошлого.

4) Работа над ошибками. Найти в тексте и исправить ошибки. Развивает историческую зоркость, стимулирует к постоянной работе над своими знаниями, делает их осознанными, прочными. Обучающийся становится экспертом, выступает в роли учителя.

5) Решение исторических задач. Математика и истории связаны? А как? Математика в истории может быть такое? Ребята могут показать свои умения в счете с учетом особенностей вычислений. (Хронология событий, лета времени).

6) Работа с терминами (историческими, обществоведческие). Лингвистический, терминологический конструктор. Знание терминологии очень важно при изучении учебных предметов. Термины, понятия - это база, на которой основаны вопросы изучаемых тем.

7) Написание мини сочинений. Это форма творческой работы, позволяющая раскрыть индивидуальность каждого ребенка. «Способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира», используя соответствующие понятия учебного курса и опираясь на знания, полученные при изучении учебной дисциплины, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, высказать своё суждение, привести нужные аргументы в обосновании своей точке зрения. В работах данного направления должна присутствовать выдержанная логическая линия, собственный взгляд должен быть подкреплён весомыми аргументами и фактами, работа должна содержать необходимые обобщения и вывод.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация компетентностного подхода через применение компетентностно - ориентированных заданий на уроках истории и обществознания формирует положительный жизненный опыт, развивает творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении. Также благодаря компетентностно - ориентированным заданиям реализуется принцип сотрудничества, сочетается коллективное и индивидуальное. У ребят появляется устойчивый интерес к предмету, они учатся общаться друг с другом, находить компромиссные решения, развиваются интеллектуально. Вся работа способствует практико-ориентированному процессу обучения. Ее результаты могут применяться вне школы, в повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере, то есть, однозначно, обучающиеся становятся функционально грамотными



Список литературы


1. Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект. Электронное научное издание. Альманах пространство и время. Т. 8. Вып. 1,2015.

2.Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании. – Ростов-на-Дону, «Аркол», 2010.

3.Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2005. № 11.

4.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003.

5.Компетентностно-ориентированные задания. Методическое пособие под редакцией Ефремовой Н. Ф., М.: «Национальное образование»,2013.

6.Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов / под ред. Хуторского А.В. – М.: «ИНЭК», 2007.

7.Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003.

8.Пашкевич А. В. Компетентностно-ориентированный урок, Волгоград, «Учитель», 2013.

9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 [Электронный ресурс]. Центр «Эйдос».

10.Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. - М.: «Эйдос», 2012.




















Приложение 1

Работа с картой


Стимул

О ком идет речь в стихотворении Т. Белозерова

«Шёл________ с боевой дружиной,
Вороша вековую тишь.
И дружину его в пружину
Сжал широкий седой Иртыш.
Отразились в воде кольчуги,
Копья, шлемы, скуластость лиц,
И поплыли на Север струги,
Словно стая тяжёлых птиц».

Представьте, что вы являетесь участником похода ____________________________.

Задачная формулировка.

Составьте схему вашего маршрута. Вы можете пользовать атласом, учебником, источниками информации, которую найдете в интернете (работа в группах предполагает наличие возможности выхода в интернет: телефон, ноутбук, компьютер)

Источник информации.

Карты, которыми можно пользоваться при составлении маршрута.

t1641467038aa.jpg

t1641467038ab.png

t1641467038ac.jpg


1.Атлас

2.Учебник

3.Информация, которую найдете в интернете.

4. http://explorers.narod.ru/ermak1.htm

http://tur-plus.ru/jermak/jermak-2.htm

https://timegeo.ru/velikie-lyudi/ermak/

https://history.wikireading.ru/241764





Бланк для выполнения заданий

t1641467038ad.jpg

Инструмент проверки

Карты, которыми пользовались при составлении маршрута.

Задание 1.

t1641467038ae.jpg

t1641467038ab.png

t1641467038af.jpg





Критерии оценивания

Баллы

Правильно указаны все населенные пункты маршрута движения

5 баллов

Указаны только ключевые пункты на пути следования

3 балла

Указан начальный и конечный пункты похода (стрелками показано движение)

1 балл

Нет правильного маршрута следования

0 баллов



Приложение 2

Работа с диаграммами


Задание. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Россия на рубеже XVIII - XIX вв. Этнический состав населения. Работа в группах. Для работы каждой группе представлен ноутбук.

Стимул.

Вы социологи - обществоведа, статисты и должны кратко, емко изложить материал так, чтобы он был понятен, доступен, легок в восприятии. Как это возможно сделать?

Задачная формулировка.

Изучив материал статистических данных, параграфа учебника, дополнительного материала, представьте всю информацию в виде диаграммы. Предложить можно по данным и свою диаграмму. Работа в программах: Point, Microsoft Office, Power Point.

t1641467038ag.jpg

Источник информации.

1.Учебник

2.Информация, которую найдете в интернете.

3.https://posredi.ru/etnicheskij-i-konfessionalnyj-sostav-rossijskoj-imperii.html

4.

t1641467038ah.jpg



Бланк для выполнения заданий.

Записать недостающие данные в диаграмму. Составить диаграмму

t1641467038ai.jpg

Инструмент проверки

t1641467038aj.jpg

Критерии оценивания

Баллы

Процент населения указан верно для всех народов, внесенных в диаграмму

3

При указании процентного соотношения народов, внесенных в диаграмму, допущены 1-2 ошибки

2

При указании процентного соотношения народов, внесенных в диаграмму, допущены 3 ошибки

1

При указании процентного соотношения народов допущено более 3 ошибок.

0

Максимальное количество баллов за верно выполненное задание

3


Задание 4. Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Обществознание 11 класс.

Стимул.

В современном мире очень важно правильно ориентироваться в информации. При огромном объеме материала суметь увидеть, понять и определить главное, чтобы потом использовать в жизни. Сегодня вам предстоит выступить в роли обществоведа, который сможет преобразовать материал, сделает его емким и доступным для восприятия каждого, кто будет с ним работать в дальнейшем.

Задачная формулировка.

Заполнить таблицу, используя материал, который необходим при изучении темы

«Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия».

Восстановите информацию и вы получите полное представление о понятии, определение которого дано в центральной части таблицы.

Заполните пропуски в таблице.

Источники информации.

1. Учебник. Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. - М.: Просвещение, 2010

2. Дополнительные источники (дополнительная литература, интернет-ресурсы, личный опыт).

3. Баранов П. А. Обществознание в таблицах, 10-11 классы, М.: «Астрель», 2005

Бланк для заполнения задания

Условия возникновения__________












- совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг

Признаки ___________

Нерегулируемое ___________

Нерегулируемый

спрос

Нерегулируемая

______________

Производитель сам решает, ______,_______,_____,

__________производить

__________сам определяет, _______,_______,______,

___________покупать

_____определяются на______, зависят от _____и _________

Инструменты проверки

Правильный ответ

Условия возникновения рынка





Общественное разделение труда

Экономическая обособленность производителей

Самостоятельность производителя





Рынок - совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг

Признаки рынка

Нерегулируемое предложение

Нерегулируемый спрос

Нерегулируемая цена

Производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить

Потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать

Цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения


Критерии оценивания

Баллы

Все данные внесены в схему верно

3

При внесении данных схемы допущено 1-2 ошибки

2

При внесении данных схемы допущено 3 ошибки. Или при внесении данных есть неточности.

1

При внесении данных схемы допущено более 3 ошибок.

0

Максимальное количество баллов за верно выполненное задание

3



















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.