Статья «Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания»
Функциональная грамотность на уроках истории и обществознани
PDF / 130.81 Кб
/data/files/t1636699113.docx (Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания)
Автор: Абаркина Екатерина Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания, первая квалификационнаякатегория.
Место работы: МОУ Верейская СОШ №19 (г.о. Орехово-Зуево)
Аннотация:В статье рассматривается понятие и направления функциональной грамотности. Отражены методы и формы работы на уроках истории и обществознания систематическое применение которых служит развитию ключевых и предметной компетенций, на основе чего и формируется функциональная грамотность школьника. Указаны ресурсы по развитию функциональной грамотности.
Тема: «Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания»
Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет вы преподаете — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок!
«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».(Алексей Алексеевич Леонтьев)
В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности.
Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др.
Основные направления формирования функциональной грамотности:
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Базовый навык функциональнойграмотности - читательская.
В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Можно сказать, что ни один учебный предмет невозможно освоить без чтения, а особенноуроки истории и обществознания. Чтение – обязательная и важная учебная деятельностьпрактически любого урока.
К этим умениям относятся так же владение различными способами освоения содержания текста: составление вопросов, плана, тезисов, извлечение информации из карты, рисунка, диаграммы и тп.
Чтобы развить читательскую грамотность на уроках истории и обществознания нужно не просто дать учащимся прочитать текст и ответить на вопросы (в данном случае текст будет прочитан поверхностно) – нужно сформулировать конкретное задание, чтобы был краткий ответ на вопрос –верно или неверно какое-либо суждение (можно выполнить таблицу по суждениям), можно сделать акцент на статистику (если она имеется в тексте) и т.д.
Математическая грамотность. Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретироватьматематику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Первое, где нам может встретиться математика на уроках истории это работа с «Лентой времени».
Еще один пример: по теме «Крестьянская реформа 1861 года в России».
Учащимся на время урока можно предложить стать мировыми посредниками и помочь рассчитать сумму выкупных платежей для конкретного крестьянина. Для успешного выполнения основного задания нужно было прочитать и проанализировать выдержки из исторических документов, изучить формулу, по которой вычислялись выкупные платежи.Самым неожиданным моментом для учащихся на уроке будет то, что они должны будут заняться математикой, а неправильно решенная задача могла существенно повлиять на качественное выполнение всего задания. Здесь помимо читательской грамотности формируется математическая грамотность.
Глобальные компетенции. В современном мире человек должен:
• критически рассматривать локальные, глобальные и межкультурные проблемы;
• понимать и ценить различные взгляды и мировоззрения;
• успешно и уважительно и взаимодействовать с другими.
Все это - основа глобальной компетентности.
Под креативным мышлением понимается способность ребёнка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи. Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося. В большинстве случает – это проекты.
Данную компетентность очень хорошо развивать на уроках обществознания. Самый простой способ – мини-проекты. Пример: тема урока «Предпринимательская деятельность». Учащимся предложено задание сделать рекламу своего товара – кратко, емко, красочно.
Таким образом, учебный предмет «История» обладает широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.
Список ресурсов по развитию функциональной грамотности:
- Институт стратегии развития образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
- Российская электронная школа (РЭШ)
- Московская электронная школа (МЭШ)
- Школьные знания в реальной жизни http://life.mosmetod.ru/
- Больше, чем урок http://academy.mosmetod.ru/
Список использованных источников:
- https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
- http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya
- http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ГК_5_2019_демоверсия.pdf
- http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/kreativnoe-myshlenie.php
- http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php