Статья «Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания»

1
0
Материал опубликован 3 November 2021


Функциональная грамотность на уроках истории и обществознани
PDF / 130.81 Кб

/data/files/t1636699113.docx (Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания)

Автор: Абаркина Екатерина Сергеевна

Должность: учитель истории и обществознания, первая квалификационнаякатегория.

Место работы: МОУ Верейская СОШ №19 (г.о. Орехово-Зуево)

Аннотация:В статье рассматривается понятие и направления функциональной грамотности. Отражены методы и формы работы на уроках истории и обществознания систематическое применение которых служит развитию ключевых и предметной компетенций, на основе чего и формируется функциональная грамотность школьника. Указаны ресурсы по развитию функциональной грамотности.

 

Тема: «Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания»

Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет вы преподаете — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок!

«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».(Алексей Алексеевич Леонтьев)

В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности.

Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др.

Основные направления формирования функциональной грамотности:

- Читательская грамотность

- Математическая грамотность

- Естественнонаучная грамотность

- Финансовая грамотность

- Глобальные компетенции

- Креативное мышление

 

Базовый навык функциональнойграмотности - читательская.

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Можно сказать, что ни один учебный предмет невозможно освоить без чтения, а особенноуроки истории и обществознания. Чтение – обязательная и важная учебная деятельностьпрактически любого урока.

К этим умениям относятся так же владение различными способами освоения содержания текста: составление вопросов, плана, тезисов, извлечение информации из карты, рисунка, диаграммы и тп.

Чтобы развить читательскую грамотность на уроках истории и обществознания нужно не просто дать учащимся прочитать текст и ответить на вопросы (в данном случае текст будет прочитан поверхностно) – нужно сформулировать конкретное задание, чтобы был краткий ответ на вопрос –верно или неверно какое-либо суждение (можно выполнить таблицу по суждениям), можно сделать акцент на статистику (если она имеется в тексте) и т.д.

Математическая грамотность. Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретироватьматематику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Первое, где нам может встретиться математика на уроках истории это работа с «Лентой времени».

Еще один пример: по теме «Крестьянская реформа 1861 года в России».

Учащимся на время урока можно предложить стать мировыми посредниками и помочь рассчитать сумму выкупных платежей для конкретного крестьянина. Для успешного выполнения основного задания нужно было прочитать и проанализировать выдержки из исторических документов, изучить формулу, по которой вычислялись выкупные платежи.Самым неожиданным моментом для учащихся на уроке будет то, что они должны будут заняться математикой, а неправильно решенная задача могла существенно повлиять на качественное выполнение всего задания. Здесь помимо читательской грамотности формируется математическая грамотность.

Глобальные компетенции. В современном мире человек должен:

• критически рассматривать локальные, глобальные и межкультурные проблемы;

• понимать и ценить различные взгляды и мировоззрения;

• успешно и уважительно и взаимодействовать с другими.

Все это - основа глобальной компетентности.

Под креативным мышлением понимается способность ребёнка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи. Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося. В большинстве случает – это проекты.

Данную компетентность очень хорошо развивать на уроках обществознания. Самый простой способ – мини-проекты. Пример: тема урока «Предпринимательская деятельность». Учащимся предложено задание сделать рекламу своего товара – кратко, емко, красочно.

Таким образом, учебный предмет «История» обладает широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.

Список ресурсов по развитию функциональной грамотности:

  1. Институт стратегии развития образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
  2. Российская электронная школа (РЭШ)
  3. Московская электронная школа (МЭШ)
  4. Школьные знания в реальной жизни http://life.mosmetod.ru/
  5. Больше, чем урок http://academy.mosmetod.ru/

 

Список использованных источников:

  1. https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
  2. http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya
  3. http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ГК_5_2019_демоверсия.pdf  
  4. http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/kreativnoe-myshlenie.php 
  5. http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php
Комментарии
Комментариев пока нет.