12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анна Малышева45
Материал размещён в группе «Работа по ФГОС»
3

Основные подходы к формированию функциональной грамотности школьников (на уроках истории и обществознания)

Малышева Анна Вячеславовна

учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51» г. Курска

E-mail:anna48koll@mail.ru


Основные подходы к формированию функциональной грамотности школьников

(на уроках истории и обществознания)


АННОТАЦИЯ

«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Задачей педагога является научить детей, использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач, зачастую тех, которые выходят за пределы учебных задач.


Malysheva Anna Vyacheslavovna

teacher of history and social studies MBOU "Secondary school No. 51" Kursk

E- mail:anna48koll@mail.ru


The main approaches to the formation of functional literacy of schoolchildren

(in history and social studies classes)


ANNOTATION

"A functionally literate person is a person who is able to use all the knowledge, skills and abilities constantly acquired during his life to solve the widest possible range of life tasks in various spheres of human activity, communication and social relations."

The task of a teacher is to teach children how to use knowledge, skills, and methods in action when solving a wide range of tasks, often those that go beyond educational tasks.


«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [4], - писал в своих трудах А. А. Леонтьев.

Задачей педагога является научить детей, использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач, зачастую тех, которые выходят за пределы учебных задач.

В функциональную грамотность обучающихся, на уроках истории и обществознания, включается следующие аспекты:

Общая грамотность: написать сочинение, реферат; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать карты, схемы; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки;

Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи;.

Для достижения поставленной цели обучающимися, необходимо профессиональное вмешательство педагогов. Только систематическая работа, разъяснение необходимости, а после выполнения работы объяснения ошибок и способов выполнения того или иного задания – приведет к успеху.

На уроках истории и обществознания широко применяются представленные выше виды функциональной грамотности. На некоторых хотелось бы остановиться более подробно.

Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих:

1. Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.

2. Процесс обучения - усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от простого к сложному», от материала 5 класса (Древнейшие цивилизации) к темам 9 класса (история XIX вв.).

Например:

Формирование хронологической грамотности - при помощи ленты времени, выделенных для запоминания дат учащиеся учатся определять временные рамки изучаемого исторического периода, формируется навык определения принадлежности даты к веку.

Работа с картой - умение читать карту, а значит извлекать информацию. Умение привязывать историческое событие к той или иной территории, показывать на карте границы государств в древности и проводить аналогию с современной политической картой мира, как менялись границы государств с течением времени и определенных событий, прежде всего войн. Умение читать историческую карту с использованием условных обозначений.

На протяжении всего процесса обучения используются интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие задания, интерактивная лекция, урок-экскурсия и др. При изучении органов власти РФ например организуются группы и учащиеся сами представляют себя в роли депутатов Государственной думы, сенаторов и министров правительства. Таким образом, сложные вопросы становятся понятны и доступны.

3. Процесс образования - учащиеся владеют общим уровнем исторической культуры, знакомы с историческими ценностями и стандартами современной цивилизации.

Психологи говорят, что у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50 % из того, что он видит, и 90 % из того, что он делает. Важное условие эффективности образовательного процесса - включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия. Может это не всегда получается, но стремится к этому необходимо.

Для того чтобы у обучающего осталось в памяти более 50% от того что они видели и делали, обучающиеся участвуют во всевозможных конкурсах, смотрах, неделях истории и обществознания, акциях где занимают довольно высокие призовые места.

Например:

Региональный конкурс «Наследники Победы» - 3 место;

Международный конкурс «Россия и Беларусь: общая история, общая судьба» - 1 место;

Региональный этап «День рубля» - призеры;

Региональный чемпионат «Профессионалы 2023» - 3 место;

Региональный этап «Курская битва глазами детей» - призеры;

Городской фестиваль «Война. Победа. Память.» - победетели 1,2 место;

Международный конкурс-фестиваль «GLOBAL AZIA» - лауреат 1 степени и множество других конкурсов и фестивалей.

Все это говорит о том, что обучающиеся активны, готовы применять функциональную грамотность на уроках истории и обществознания и на внеурочной деятельности.

Применение  данной  технологий раскрепощает  учащихся, формирует умение отстаивать свою точку зрения, свободу выражения своих мыслей, и создает комфортные условия для  получения знания детьми разных физических  возможностей и способностей.


Список литературы

Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. С. 16-17.

Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003 С. 35

Скрынникова С. В. Организация работы педагогического коллектива по формированию функциональной грамотности // Актуальные исследования. 2022. №15 (94). С. 74-78. URL: https://apni.ru/article/3968-organizatsiya-raboti-pedagogicheskogo-kollekt

Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / А.А. Леонтьев, Н.Ф. ВиноградоваЕ.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018 – 468 с.




Опубликовано в группе «Работа по ФГОС»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.