Функциональная грамотность на уроках окружающего мира в 3 классе. Конспект урока «Изменение быта и культуры наших предков»

5
0
Материал опубликован 3 November 2022 в группе



МБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа»

Функциональная грамотность на уроках окружающего мира в 3 классе.



Конспект урока



«Изменение быта и культуры наших предков».



Предмет: Окружающий мир

Тема: «Путешествия»

Тип урока: усвоение новых знаний

Класс: 3 класс

Разработала урок:

Спиридонова Алла Васильевна, учитель начальных классов



Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 3 класса. На этом уроке идёт формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира. Своей целью я ставлю активизацию интеллектуально-познавательных навыков обучающихся на основе полученных знаний, повышение уровня эрудиции в области функциональной грамотности, развитие творческой активности, воспитание интереса к дисциплине.

Экспериментальные исследования в той или иной форме – непреложная составляющая в практике каждого педагога. Любой учитель стремится в своей педагогической деятельности найти такие методы, приемы и формы работы, которые будут способствовать всестороннему развитию учащегося.

Каждый урок – это гибкий, целостный слиток разнообразных форм, видов, методов, структур. Это урок мысли, творение сердца и ума учителя и учеников.

В основу моей работы были положены идеи, предложенные известными педагогами: Шаталовым, Меженко, Любимовым (методика блочного преподавания), которые трансформировались, дополнились и приобрели свои отличительные черты:

Весь теоретический и практический материал был схематизирован, логизирован, структурирован и подан блоками.

Благодаря такому способу подачи материала, ученики поняли, что каждый из них может знать предмет на «хорошо» и «отлично», понимать закономерности его развития.

Это достигается изменением структуры уроков, которая включает в себя 9 этапов.





Актуальность

Этнография (от греческого слова « этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом  понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

Поэтому чтобы облегчить этот процесс, с детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям искусства. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.



Цель: формирование у обучающихся представление о функциональной грамотности на уроках окружающего мира.

Надпредметная:

самостоятельная работа с дополнительными источниками, коммуникативность в ролевом взаимодействии, обмене информации, мыслительная деятельность при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании информации, самоанализ.

Планируемые результаты:

Предметные образовательные результаты:

- развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности учащихся;

-уметь находить ответы в нестандартной ситуации.

Метапредметные образовательные результаты:

- умение находить и формировать проблему урока вместе с учителем;

- способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Личностные образовательные результаты:

- развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- развитие осознания необходимости в изучении данной темы.

Воспитательные результаты:

-воспитание интереса к окружающему миру;

-выработать у детей навыки культурного общения.

Окружающий мир, Изменение быта и культуры наших предков, 3 класс, 10 часов

п/п

Название темы

 1.

Наука история, исторические источники

 2.

Природа в жизни наших предков

 3.

Образ жизни наших предков

 4.

Жизнь на селе в давние времена

 5.

Старинные города

 6.

Старинные ремёсла

 7.

Торговое дело на Руси

 8.

Одежда наших предков

 9.

Как учились дети в старину

 10.

Контрольный урок


Схема блочного погружения


t1667484156aa.jpgt1667484156ab.gift1667484156ac.jpgt1667484156ad.gift1667484156ae.jpgt1667484156af.jpg

t1667484156ag.gifПосещение музея (1ч) (1ч) t1667484156ad.gifМотивация

t1667484156ag.gif




Выход



Выход











Д/з Подготовка групп t1667484156ah.gif

t1667484156ai.gif


Станции

Проекты


t1667484156ag.gif

Историческая

t1667484156aj.gif

Составление таблицы


t1667484156ag.gif

Создание кластера;

Изготовление макета


ПОГРУЖЕНИЕ

Археологическая

t1667484156ak.gif

t1667484156al.gif

Составление толкового словаря


t1667484156ag.gif

Экспериментальная



Работа с картинами


t1667484156al.gif

t1667484156ag.gift1667484156am.gif

Тест


Ролевая игра «Русские посиделки»


Артистическая

t1667484156al.gif

Подведение итогов


t1667484156ag.gif

Шкала Рихтера


Ремесленная

Изразец


t1667484156an.gift1667484156ag.gif

2 ч


t1667484156ag.gif

Возвращение в музей


Синквейн

t1667484156ag.gif

Карта


Рефлексивная

5 часов

t1667484156ao.gif



п/п

Основные разделы

Описание содержания

Содержание деятельности обучающихся:

1.

Мотивационное начало

«Включение интереса» к деятельности на учебных занятиях у разных групп обучающихся

I. Посещение школьного краеведческого музея (1 час).

II. «В гостях у сказки» .Просмотр фрагментов сказок. («Теремок» - терем; «Василиса Премудрая» - палаты белокаменные, хоромы; «Сказка о рыбаке и рыбке» - землянка; «По щучьему веленью» - изба, дворец.). Какие виды жилых строений в них упоминаются? (1час).

В ходе экскурсии учащиеся выдвигают версии, идеи, возможные причины и доказательства своей версии (ДМ).

Учатся слушать и слышать , принимать иную точку зрения (Э).

Роль учителя – подвести учеников к мысли о том, что жизнь предков была очень трудная (Мотивация).

2.

Продуктивная деятельность Максимальное вовлечение детей в продуктивную деятельность (интеграция двух видов деятельности: групповой и индивидуальной)

III. Погружение в глобальные экологические проблемы современности (5 часов).

Учащиеся самостоятельно изучают материал по теме. Деятельность – «перевернутый класс».

Учащиеся делятся на три группы и готовят выступление агитбригад.


В процессе «погружения» учащиеся проходят следующие станции:

Историческая

Выступление историков.





Археологическая









Экспериментальная

Проведение мини-исследования «Жизнь в селе и городе». Группы получают картины города и села.


Артистическая

Предлагается провести ролевую игру « Русские посиделки»


Ремесленическая


Предлагается учащимся роль ремесленника.




Рефлексивная

Подведение итогов «Синквейн».


IV. Возвращаемся в музей (2 часа)










1. Учащиеся самостоятельно выбирают тему исследования, вырабатывают план действий, отбирают информацию, делают рисунки, систематизируют материал.

Подготовка проекта позволяет глубоко прочувствовать проблему, вжиться в нее.


2. Задание для группы 1 Ваша задача назвать предмет и определить его на­значение

Составьте таблицу «Предметы кресть­янского быта» (Дрова - ими топили печь) .

Задание для группы 2 Составьте толковый словарь «Предметы быта» (Войлок – плотный материал, изготовленный из шерсти валянием (как валенки ).

3. По картинам, учащиеся определяют условия жизни на селе и в городе. (ДМ, Э – 100%).

4. Привлекается внимание учащихся к традициям предков (Э - 100%).


5. Задание : Перед вами лежат образцы украшений – изразцов. Представьте себя мастерами, которым надо украсить печь изразцами. Для этого вам понадобится красная, белая, синяя, зеленая и желтая краски.

Приступайте к работе. В конце урока мы посмотрим, кто окажется самым аккуратным, внимательным и точным мастером. (Другие цвета использовать нельзя.).



Аналитическое завершение:

V. Подведение итогов (1 час)


а) конструирование ребёнком итоговой обобщающей опорной схемы всего блока в любом удобном для него формате

А: Создание кластера: "Как менялись строения"

Б: Изготовление макета изба-терем-дворц

( на выбор)

Каждая группа разрабатывает карту «Элементы старины в современном мире» где учащиеся предлагают все возможные варианты использования элементов старины.

Создают кластер и макет домов

б) рефлексия ребенком собственной деятельности

Тест :

1. В домах у славян находились:

А) лавки;

Б) столы;

В) стулья;

Г) кровати;

Д) печи.

2. Вещи хранили в:

А) комодах;

Б) шкафах;

В) сундуках;

Г) тумбочках.

3. Помещение освещалось:

А) лампой;

Б) фонарем;

В) лучиной;

Г) свечой.

4. Пол в домах покрывали:

А) коврами;

Б) линолеумом;

В) войлоком;

Г) рогожей;

Д) паркетом.

5. Спали на:

А) кровати;

Б) печи;

В) лавке;

Г) диване;

Д) полатях.

6. Почетных гостей сажали:

А) в гостиной;

Б) в столовой;

В) в красном углу.


Ответы: 1 – а, б, д; 2 – а, в; 3 – в, г; 4 – а, в, г; 5 – б, в, д; 6 – в.




Решают тест









в) обратная связь от ребенка (его мнение о тематическом блоке).

Оцени свою работу на занятиях по шкале Рихтера (от 0 до 12)




Таким образом, можно предположить, что для учеников начальных классов приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития. Возможность получить ребенку разносторонние впечатления более полно дает использование педагогом технологии "погружение" в культурно- исторический образ.

Вывод.

Блочное планирование и блочный контроль дают возможность включать следующие компоненты:

Системность изложения материала (методически целенаправленное структурирование теоретического материала);

Создание опор-схем, позволяющих облегчить обобщение;

Глубокое усвоение материала на разных этапах урока;

Оперативный и тематический контроль усвоения знаний;

Систематическое повторение;

Закрепление у учащихся ситуации успеха на уроке.



Список литературы:

-«Истоки русской народной культуры ». И. Г. Гаврилова. Санкт – Петербург Детство – пресс 2008

-«Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Л. Князева, М. Д. Маханева. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2004

- М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.

- Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее . – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.