Функциональная грамотность на уроках окружающего мира в 3 классе. Конспект урока «Изменение быта и культуры наших предков»
МБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа»
Функциональная грамотность на уроках окружающего мира в 3 классе.
Конспект урока
«Изменение быта и культуры наших предков».
Предмет: Окружающий мир
Тема: «Путешествия»
Тип урока: усвоение новых знаний
Класс: 3 класс
Разработала урок:
Спиридонова Алла Васильевна, учитель начальных классов
Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 3 класса. На этом уроке идёт формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира. Своей целью я ставлю активизацию интеллектуально-познавательных навыков обучающихся на основе полученных знаний, повышение уровня эрудиции в области функциональной грамотности, развитие творческой активности, воспитание интереса к дисциплине.
Экспериментальные исследования в той или иной форме – непреложная составляющая в практике каждого педагога. Любой учитель стремится в своей педагогической деятельности найти такие методы, приемы и формы работы, которые будут способствовать всестороннему развитию учащегося.
Каждый урок – это гибкий, целостный слиток разнообразных форм, видов, методов, структур. Это урок мысли, творение сердца и ума учителя и учеников.
В основу моей работы были положены идеи, предложенные известными педагогами: Шаталовым, Меженко, Любимовым (методика блочного преподавания), которые трансформировались, дополнились и приобрели свои отличительные черты:
Весь теоретический и практический материал был схематизирован, логизирован, структурирован и подан блоками.
Благодаря такому способу подачи материала, ученики поняли, что каждый из них может знать предмет на «хорошо» и «отлично», понимать закономерности его развития.
Это достигается изменением структуры уроков, которая включает в себя 9 этапов.
Актуальность
Этнография (от греческого слова « этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.
Поэтому чтобы облегчить этот процесс, с детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям искусства. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.
Цель: формирование у обучающихся представление о функциональной грамотности на уроках окружающего мира.
Надпредметная:
самостоятельная работа с дополнительными источниками, коммуникативность в ролевом взаимодействии, обмене информации, мыслительная деятельность при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании информации, самоанализ.
Планируемые результаты:
Предметные образовательные результаты:
- развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности учащихся;
-уметь находить ответы в нестандартной ситуации.
Метапредметные образовательные результаты:
- умение находить и формировать проблему урока вместе с учителем;
- способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Личностные образовательные результаты:
- развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие осознания необходимости в изучении данной темы.
Воспитательные результаты:
-воспитание интереса к окружающему миру;
-выработать у детей навыки культурного общения.
Окружающий мир, Изменение быта и культуры наших предков, 3 класс, 10 часов
№ п/п | Название темы |
1. | Наука история, исторические источники |
2. | Природа в жизни наших предков |
3. | Образ жизни наших предков |
4. | Жизнь на селе в давние времена |
5. | Старинные города |
6. | Старинные ремёсла |
7. | Торговое дело на Руси |
8. | Одежда наших предков |
9. | Как учились дети в старину |
10. | Контрольный урок |
Схема блочного погружения
Посещение музея (1ч) (1ч) Мотивация
Выход
Выход
Станции
Проекты
Историческая
Составление таблицы
Создание кластера;
Изготовление макета
1ч
ПОГРУЖЕНИЕ
Археологическая
Составление толкового словаря
Экспериментальная
Работа с картинами
Тест
Ролевая игра «Русские посиделки»
Артистическая
Подведение итогов
Шкала Рихтера
Ремесленная
Изразец
2 ч
Возвращение в музей
Синквейн
Карта
Рефлексивная
5 часов
№ п/п | Основные разделы | Описание содержания | Содержание деятельности обучающихся: |
1. | Мотивационное начало «Включение интереса» к деятельности на учебных занятиях у разных групп обучающихся | I. Посещение школьного краеведческого музея (1 час). II. «В гостях у сказки» .Просмотр фрагментов сказок. («Теремок» - терем; «Василиса Премудрая» - палаты белокаменные, хоромы; «Сказка о рыбаке и рыбке» - землянка; «По щучьему веленью» - изба, дворец.). Какие виды жилых строений в них упоминаются? (1час). | В ходе экскурсии учащиеся выдвигают версии, идеи, возможные причины и доказательства своей версии (ДМ). Учатся слушать и слышать , принимать иную точку зрения (Э). Роль учителя – подвести учеников к мысли о том, что жизнь предков была очень трудная (Мотивация). |
2. | Продуктивная деятельность Максимальное вовлечение детей в продуктивную деятельность (интеграция двух видов деятельности: групповой и индивидуальной) | III. Погружение в глобальные экологические проблемы современности (5 часов). Учащиеся самостоятельно изучают материал по теме. Деятельность – «перевернутый класс». Учащиеся делятся на три группы и готовят выступление агитбригад. В процессе «погружения» учащиеся проходят следующие станции: Историческая Выступление историков.
Археологическая Экспериментальная Проведение мини-исследования «Жизнь в селе и городе». Группы получают картины города и села. Артистическая Предлагается провести ролевую игру « Русские посиделки» Ремесленическая Предлагается учащимся роль ремесленника. Рефлексивная Подведение итогов «Синквейн». IV. Возвращаемся в музей (2 часа) | 1. Учащиеся самостоятельно выбирают тему исследования, вырабатывают план действий, отбирают информацию, делают рисунки, систематизируют материал. Подготовка проекта позволяет глубоко прочувствовать проблему, вжиться в нее. 2. Задание для группы 1 Ваша задача назвать предмет и определить его назначение
Составьте таблицу «Предметы крестьянского быта» (Дрова - ими топили печь) . Задание для группы 2 Составьте толковый словарь «Предметы быта» (Войлок – плотный материал, изготовленный из шерсти валянием (как валенки ). 3. По картинам, учащиеся определяют условия жизни на селе и в городе. (ДМ, Э – 100%). 4. Привлекается внимание учащихся к традициям предков (Э - 100%). 5. Задание : Перед вами лежат образцы украшений – изразцов. Представьте себя мастерами, которым надо украсить печь изразцами. Для этого вам понадобится красная, белая, синяя, зеленая и желтая краски. Приступайте к работе. В конце урока мы посмотрим, кто окажется самым аккуратным, внимательным и точным мастером. (Другие цвета использовать нельзя.). |
| Аналитическое завершение: | V. Подведение итогов (1 час) | |
а) конструирование ребёнком итоговой обобщающей опорной схемы всего блока в любом удобном для него формате | А: Создание кластера: "Как менялись строения" Б: Изготовление макета изба-терем-дворц ( на выбор) | Каждая группа разрабатывает карту «Элементы старины в современном мире» где учащиеся предлагают все возможные варианты использования элементов старины. Создают кластер и макет домов | |
б) рефлексия ребенком собственной деятельности | Тест : 1. В домах у славян находились: А) лавки; Б) столы; В) стулья; Г) кровати; Д) печи. 2. Вещи хранили в: А) комодах; Б) шкафах; В) сундуках; Г) тумбочках. 3. Помещение освещалось: А) лампой; Б) фонарем; В) лучиной; Г) свечой. 4. Пол в домах покрывали: А) коврами; Б) линолеумом; В) войлоком; Г) рогожей; Д) паркетом. 5. Спали на: А) кровати; Б) печи; В) лавке; Г) диване; Д) полатях. 6. Почетных гостей сажали: А) в гостиной; Б) в столовой; В) в красном углу. Ответы: 1 – а, б, д; 2 – а, в; 3 – в, г; 4 – а, в, г; 5 – б, в, д; 6 – в. | Решают тест | |
| в) обратная связь от ребенка (его мнение о тематическом блоке). | Оцени свою работу на занятиях по шкале Рихтера (от 0 до 12) | |
Таким образом, можно предположить, что для учеников начальных классов приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития. Возможность получить ребенку разносторонние впечатления более полно дает использование педагогом технологии "погружение" в культурно- исторический образ.
Вывод.
Блочное планирование и блочный контроль дают возможность включать следующие компоненты:
Системность изложения материала (методически целенаправленное структурирование теоретического материала);
Создание опор-схем, позволяющих облегчить обобщение;
Глубокое усвоение материала на разных этапах урока;
Оперативный и тематический контроль усвоения знаний;
Систематическое повторение;
Закрепление у учащихся ситуации успеха на уроке.
Список литературы:
-«Истоки русской народной культуры ». И. Г. Гаврилова. Санкт – Петербург Детство – пресс 2008
-«Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Л. Князева, М. Д. Маханева. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2004
- М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
- Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее . – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.