Конспект урока окружающего мира «Наши подземные богатства» в 4 классе

5
1
Материал опубликован 25 October 2017 в группе

Конспект урока окружающего мира в 4 классе

Подготовила Лебедева Ольга Валерьевна,

учитель начальных классов

Тема: «Наши подземные богатства».

Цель:

способствовать формированию представления учащихся о подземных богатствах нашего края, их свойствах, значении для человека и способах охраны.

Планируемые результаты:

Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания;

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Коммуникативные УУД: С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные УУД: Осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между природой и деятельностью человека.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, коллекции полезных ископаемых, физическая карта России, карта Тверской области, учебник, рабочая тетрадь, атлас – определитель «От земли до неба», презентация, таблицы для работы в парах.


 


 


 


 


 


 


 


 

Ход урока:


 

Орг. момент. Мотивация учебной деятельности.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку, правильной посадки.

- Ребята, я предлагаю вам пойти

Со мною в путь дорогу.

А до вершин горы дойти

Осталось нам немного.

Сегодня снова на пути

Открытия нас ждут

А знанья, дружба, память, ум

К победе приведут!

Слайд 2

- А девиз нашего урока будет такой:

Ужасно интересно

Всё то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем!

Актуализация знаний

-Ребята, назовите тему прошлого урока?

-Какие бывают водоёмы?

- Назовите естественные водоёмы.

- Назовите искусственные водоёмы.

-Какие опасности угрожают водоёмам?

- Представьте свои рисунки по теме «Значение водоёмов в жизни человека».

(выставка рисунков)

Слайд 3

1.Продолжи:

Слайд 4

2. Какое действие человека загрязняет водоёмы?

ловля рыбы

мытьё машины

купание

Слайд 5

3.Что нельзя делать на берегу водоёма?

Загорать

Играть в мяч

Оставлять мусор

Самоопределение к деятельности.

-Ребята, богатства есть не только водные. Под землёй тоже есть богатства.

Слайд 6

- Что вы видите на слайде? (посуда, фонтан, стекло )

- Из чего сделана посуда? (из глины)

- Из чего сделано стекло? (из песка)

- Из чего сделан фонтан? (из гранита)

- Глина, гранит, песок. Что всё это?

(полезные ископаемые)

- Как вы думаете, почему их называют полезными ископаемыми?

- Зачем они нужны человеку? (ответы учащихся)

Слайд 7

- Определите тему нашего сегодняшнего урока?

«Наши подземные богатства»

- Какие задачи перед собой поставим?

( познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами, выяснить, где они используются, узнать, как их добываю).

Открытие новых знаний

- Какие полезные ископаемые вы знаете?

Слайд 8

- Что такое полезные ископаемые?, месторождения?

(ответы учащихся)

Чтение определений на слайде.

Слайд 9

1.Работа с физической картой России.

- Откройте физическую карту в учебнике, с. 58- 59

- Рассмотрите условные обозначения. Обратите внимание, как богата наша страна полезными ископаемыми. Каждое полезное ископаемое на карте обозначено специальным значком.

- Представьте себе, если вы захотите перевезти все полезные ископаемые, которые за один год добываются из недр земли, нам бы понадобился длинный товарный поезд, который 17 раз опоясал бы земной шар.

Слайд 10

2. Работа с физической картой Тверской области.

-Ребята, в какой области мы с вами живём? районе?

Слайд 11

- Тверская область не богата полезными ископаемыми. В области ведётся добыча строительного и силикатного песка, торфа, известняка, бурого угля, глины.

Слайд 12

В посёлке Радченко Тверской области есть музей торфа.

Слайд 13

В нашем Калязинском районе обнаружено:

строительный песок – 5 месторождений,

глина – 2 месторождения,

торф – 29 месторождений (одно из крупных – Рябовское месторождение).

Слайд 14

- Ребята, как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые? геологи

3. Работа в парах.

- Сегодня на уроке вы побываете геологами и проведёте исследовательскую работу. У вас на партах лежат образцы полезных ископаемых. Ваша задача, определить полезное ископаемое, заполнить таблицу, пользуйтесь атласом-определителем, физической картой, учебником. Результаты ваших исследований записывайте в таблицу.

Слайд 15

Название полезного ископаемого

 

Свойства

 

Способы добычи

 

Применение

 

Условное обозначение

 


 

- Каждая пара должна представить результаты своей работы. Ваш ответ должен быть чётким, интересным, кратким.

Слайд 16

1 пара – нефть

Слайд 17

2 пара - природный газ

Слайд 18

3 пара – торф

Слайд 19

4 пара – уголь

Слайд 20

5 пара – железная руда,

Слайд 21

6 пара - гранит

Слайд 22

7 пара - известняк

Слайд 23

8 пара - песок

Слайд 24

9 пара - глина

Самооценка работы в парах.

Физкультминутка

По дорожке шли, шли (шагают)
Много камешков нашли. ( повороты туловища)
Присели (сели), собрали (встали)
Дальше пошли.

Продолжение работы по теме урока. Первичное закрепление новых знаний.

1. Отгадывание загадок.

- Отгадайте загадки.

1.Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе.

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (песок)

2. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. ( глина)

3. Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А ещё он есть в цементе.

Сам он - удобрение. (известняк)

4. Росли на болоте растения,
А теперь это топливо и удобрение. (торф)

5. Он очень прочен и упруг,

Строителям - надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (гранит)

6. Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (нефть)
7. Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (уголь)

2. Работа с учебником.

- Сегодня мы узнали много нового о подземных богатствах и об их использовании. Мне бы хотелось открыть вам маленькую тайну. О ней вы узнаете, прочитав текст в учебнике на стр.158.

- Какую тайну вы узнали? (ответы учащихся)

- Человек в дар получил полезные ископаемые и использует их.

- Могут ли люди полностью опустошить все подземные кладовые?

 

- Как вы думаете, нуждаются ли полезные ископаемые в охране?

- Почему?

Слайд 25

- Мудрая Черепаха подготовила для вас памятку «Охрана полезных ископаемых».

 

(чтение по цепочке со слайда)

Слайд 26

3. Игра «Найди соответствие»

-Посмотрите на слайд (иллюстрации с изображением предметов и надписи с названием полезных ископаемых)

( машина, кирпич, мел, памятник, бензин, стекло, железная руда, глина, песок, гранит, нефть, известняк)

-Установите, какая связь существует между полезными ископаемыми и данными предметами

Итог урока. Выставление оценок.

- Достиг ли наш урок поставленных целей?

- Что же мы называем полезными ископаемыми?

- С какими полезными ископаемыми вы сегодня познакомились?

- А какие полезные ископаемые добывают в Калязинском районе?

- Почему нужно охранять полезные ископаемые?

- Где могут в жизни пригодиться новые знания?

Слайд 27

Рефлексия

- Продолжи:

- На уроке я узнал (а) ……….

- На уроке я научился (научилась)………

- После урока мне захотелось...

- Ребята, закончить наш урок мне хотелось бы таким стихотворением:

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней родились мы с тобою,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Слайд 28

Домашнее задание

С. 149- 159, РТ. № 1,2.

Написать мини-сочинение «Использование полезных ископаемых или продуктов их переработки в твоей семье».

Слайд 29

Спасибо за работу на уроке!

Презентация к уроку

Таблица

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Уважаемая Ольга Валерьевна! Спасибо за урок. Как на партах у детей лежат такие образцы полезных ископаемых, как природный газ и нефть? Сколько времени отводится на работу в группах и представление результатов работы? (хватит ли урока на такой объем работы)

6 November 2017