Функциональная грамотность в начальной школе
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 138"
Департамент образования мэрии города Новосибирска
«РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения МО учителей начальных классов Протокол № 1от 30.08.23 г. Руководитель МО _________ Е.В.Козорез | «СОГЛАСОВАНО» на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №1138
Протокол №1от 31.08.23 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _________А.М.Луференко Приказ № 73-од от «31» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
(общеинтеллектуальное направление)
1-4 классы
Срок реализации: 4 года
Рабочая программа разработана учителем
высшей квалификационной категории
С.Д. Михальской
г. Новосибирск, 2023
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, к лассификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; - способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.
Содержание программы – 1 класс (33 часа)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 | В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 7 | | |
2. | Математическая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 | Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про медведя, лису и мишкин мед. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 7 | | |
3. | Креативное мышление | 1 1 | История со словом «дедушка». Рассказы по картинкам. | |
| Итого | 2 | | |
4. | Финансовая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 | За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик золото менял. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 7 | | |
5. | Естественно-научная грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. В. Сутеев. Яблоко. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
6. | Глобальная компетентность | 1 1 | Комплексное задание «Найденыш» Комплексное задание «Мировой океан загрязняется» | |
| Итого | 2 | | |
| Итого | 33 | | |
Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Дата проведения | |||
Теория | Практика | План | Факт | ||||
Читательская грамотность | |||||||
В. Бианки. Лис и мышонок. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Русская народная сказка. Мороз и заяц. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
В. Сутеев. Живые грибы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Г. Цыферов. Петушок и солнышко. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
М. Пляцковский. Урок дружбы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Русская народная сказка. Как лиса училась летать. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Е. Пермяк. Четыре брата. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Математическая грамотность | |||||||
Про курочку рябу, золотые и простые яйца. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про козу, козлят и капусту. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про петушка и жерновцы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про наливные яблочки. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про Машу и трех медведей. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про медведя, лису и мишкин мед. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Креативное мышление | |||||||
История со словом «дедушка». | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Рассказы по картинкам. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Финансовая грамотность | |||||||
За покупками. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Находчивый колобок. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
День рождения мухи-цокотухи. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Буратино и карманные деньги. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Кот Василий продает молоко. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Лесной банк. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Как мужик золото менял. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Естественно-научная грамотность | |||||||
Как Иванушка хотел попить водицы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про репку и другие корнеплоды. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Плывет, плывет кораблик. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про Снегурочку и превращения воды. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Как делили апельсин. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
В. Сутеев. Яблоко. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Глобальная компетентность | |||||||
Комплексное задание «Найденыш» | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Комплексное задание «Мировой океан загрязняется» | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
| Итого: | 33 | 16,5 | 16,5 | | |
Содержание программы 2 класс (34 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Про полевого хомяка. Про бобров. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
2. | Математическая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
3. | Креативное мышление | 1 1 | История со словом «фотоальбом». Рассказы по картинкам. | |
| Итого | 2 | | |
3. | Финансовая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 | Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 7 | | |
4. | Естественно-научная грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 | Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 7 | | |
5. | Глобальная компетентность | 1 1 | Комплексное задание «Футбол и дружба» Комплексное задание «Случай в гостях» | |
| Итого | 2 | | |
| Итого | 34 | | |
Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Дата проведения | |||
Теория | Практика | План | Факт | ||||
Читательская грамотность | |||||||
Михаил Пришвин. Беличья память. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
И. Соколов-Микитов. В берлоге. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Лев Толстой. Зайцы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Николай Сладков. Веселая игра. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Обыкновенные кроты. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Эдуард Шим. Тяжкий труд. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про полевого хомяка. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про бобров. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Математическая грамотность | |||||||
Про беличьи запасы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Медвежье потомство. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про зайчат и зайчиху. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Лисьи забавы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про крота. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про ежа. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про полевого хомяка. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Бобры строители. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Креативное мышление | |||||||
История со словом «фотоальбом». | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Рассказы по картинкам | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Финансовая грамотность | |||||||
Беличьи деньги. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Поврежденные и фальшивые деньги. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Банковская карта. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Безопасность денег на банковской карте. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про кредиты. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про вклады. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Ловушки для денег. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Естественно-научная грамотность | |||||||
Про белочку и погоду. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Лесные сладкоежки. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про зайчишку и овощи. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Лисьи норы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Корень часть растения. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Занимательные особенности яблока. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про хомяка и его запасы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Глобальная компетентность | |||||||
Комплексное задание «Футбол и дружба» | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Комплексное задание «Случай в гостях» | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
| Итого: | 34 | 17 | 17 | | |
Содержание программы 3 класс (34 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 | Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 7 | | |
2. | Естественно-научная грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
3. | Финансовая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 | Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Пенсия и социальные пособия. Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. Как сэкономить семейные деньги? | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения. |
| Итого | 7 | | |
4. | Математическая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
5. | Глобальная компетентность | 1 1 | Комплексное задание «Говорим на одном языке». Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?» | |
| Итого | 2 | | |
6. | Креативное мышление | 1 1 | История со словом «почта». Рассказы по картинкам. | |
| Итого | 2 | | |
| Итого | 34 | | |
Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Дата проведения | |||
Теория | Практика | План | Факт | ||||
Читательская грамотность | |||||||
Про дождевого червяка. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Кальций. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Сколько весит облако? | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Хлеб, всему голова. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про мел. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про мыло. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
История свечи. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Естественно-научная грамотность | |||||||
Дождевые черви. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Полезный кальций. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про облака. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про хлеб и дрожжи. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Интересное вещество мел. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Чем интересно мыло и как оно «работает»? | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Про свечи. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Волшебный Магнит. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Глобальная компетентность | |||||||
Комплексное задание «Говорим на одном языке». | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?» | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Финансовая грамотность | |||||||
Что такое «бюджет»? | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Семейный бюджет. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Пенсия и социальные пособия. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Наследство, вклад выигрыш. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Как сэкономить семейные деньги? | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Креативное мышление | |||||||
История со словом «почта». | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Рассказы по картинкам. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Математическая грамотность | |||||||
Расходы и доходы бюджета. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Планируем семейный бюджет. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Подсчитываем семейный доход. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Пенсии и пособия. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Подсчитываем расходы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Расходы на обязательные платежи. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Подсчитываем сэкономленные деньги. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
| Итого: | 34 | 17 | 17 | | |
Содержание программы 4 класс (34 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство русской избы Предметы обихода русской избы История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
2. | Естественно-научная грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
3. | Финансовая грамотность | 1 1 1 1 1 1 | Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность. Страхование. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 6 | | |
4. | Математическая грамотность | 1 2 1 1 1 1 1 | В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Организуем экскурсию Отправляемся в путешествие. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
| Итого | 8 | | |
5. | Глобальная компетентность | 1 1 | Комплексное задание «Экологичная обувь». Комплексное задание «Этичная одежда». | |
| Итого | 2 | | |
6. | Креативное мышление | 1 1 | История со словом «спички». Рассказы по картинкам. | |
| Итого | 2 | | |
| Итого | 34 | | |
Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Дата проведения | |||
Теория | Практика | План | Факт | ||||
Читательская грамотность | |||||||
Старинная женская одежда. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Старинные женские головные уборы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Старинная мужская одежда и головные уборы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Жилище крестьянской семьи на Руси. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Внутреннее убранство русской избы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Предметы обихода русской избы. | 1 | | | | | ||
История посуды на Руси. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Какие деньги были раньше в России | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Естественно-научная грамотность | |||||||
Томат. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Болгарский перец. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Картофель. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Баклажан. Семейство Паслёновые. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Лук. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Капуста. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Горох. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Грибы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Глобальная компетентность | |||||||
Комплексное задание «Экологичная обувь». | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Комплексное задание «Этичная одежда». | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Финансовая грамотность | |||||||
Потребительская корзина. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Прожиточный минимум. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Инфляция. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Распродажи, скидки, бонусы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Благотворительность. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Страхование. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Математическая грамотность | |||||||
В бассейне. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Делаем ремонт. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Делаем ремонт. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Праздничный торт. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Обустраиваем участок. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Поход в кино. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Организуем экскурсию | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Отправляемся в путешествие. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Креативное мышление | |||||||
История со словом «спички». | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
Рассказы по картинкам. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
| Итого: | 34 | 17 | 17 | | |