Гармонизация детско – родительских отношений в семье в процессе досуговой деятельности

3
0
Материал опубликован 24 April 2022

ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Усольцева И.В., воспитатель 

​​​​​​​МБДОУ г. Иркутска детский сад №145

«Делу время – потехе час»

Современное дошкольное образование предъявляет достаточно высокие требования, как к педагогам, так и к семье. ФГОС ДО указывает на приоритет семейного воспитания. Значит ли это, что деятельность детского сада отходит на задний план? Нет, должна произойти перенаправленность сотрудничества семьи и организации.

Вопросами изучения теории взаимодействия семьи и детского сада в свое время занимались многие ведущие педагоги и психологи К.Д. Ушинский, А.В. Запарожец, Н.В. Микляева, Е.А. Кудрявцева и многие другие, что говорит о важности детско – родительских отношений в семье.

Педагоги отмечают, что современные родители поверхностно знают своих детей, зачастую спектр их знаний ограничивается физиологическими характеристиками, физическим здоровьем. Личностные качества ребенка зачастую остаются нераскрытыми. Во время проведения индивидуальных консультаций выясняется, что родители не знакомы не только с общими возрастными особенностями своего ребенка, но и с тем, что именно они, в первую очередь, несут ответственность за воспитание и развитие детей. В силу недостаточной педагогической компетентности родители перекладывают все воспитательно – образовательные функции на ДОУ, оставляя себе роль пассивных наблюдателей, нередко требовательных критиков.

Основные положения взаимодействия семьи и дошкольной организации на современном этапе отличаются именно тем, что детский сад не заменяет родителей, а помогает родителям в воспитании детей, направляя и структурируя деятельность семьи. Сотрудничество семьи и ДОО заключается в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия ребенка. Зачастую родители недооценивают роль сотрудничества с педагогами детского сада. Это происходит в основном из–за низкого социально – культурного уровня родителей, игнорирования важности периода дошкольного детства. Пассивность родителей так же опасна, как и открытое противостояние.

На основе анализа психолого – педагогической литературы и изучения результатов исследований в данной области, можно сделать следующий вывод о том, что для повышения результативности сотрудничества ДОУ и семьи необходимо спроектировать модель педагогического партнерства ДОУ и семьи, как на территории дошкольной организации, так и вне ее. Поэтому вопрос организации семейной досуговой деятельности требует особого внимания.

Позитивный образ семьи формируется у детей исходя из приобретенного опыта совместной досуговой деятельности с родителями или их законными представителями.

В общем понимании семейный досуг определяется как занимательное времяпровождение, развлечение, получение чего-то нового для всей семьи. На самом же деле понятие семейного досуга гораздо объемнее.

Качественная характеристика содержания семейного досуга зависит как от уровня образования и культуры семьи, так и от возраста, индивидуальных предпочтений и интересов каждого ее члена. Исходя из этого, дошкольная организация должна взять на себя ведущую роль в вопросах эффективной организации досуговой деятельности в семье воспитанника.

Необходимо воспринимать семейный досуг как один из видов развивающей деятельности. Приобщение к семейным ценностям, традициям, ознакомление с моделью внутрисемейных отношений, что впоследствии поможет ребенку наиболее полно реализоваться в будущем.

Немаловажным является фактор физического развития и оздоровления во время активной семейной досуговой деятельности. В процессе реализации досуговой деятельности развиваются доверительные внутрисемейные отношения, происходит становление таких личностных качеств как отзывчивость, способность к сопереживанию, открытость, искренность.

А самое главное – родители получают уникальную возможность поближе узнать своего ребенка, познакомиться с его предпочтениями, по возможности направляя их в нужное русло. Родители учатся уважать своих детей как равноправных участников совместной деятельности, объединенной определенной целевой установкой. Наличие общих внутрисемейных интересов способствует объединению и укреплению семьи.

Современная педагогика выделяет три основных уровня организации семейной досуговой деятельности: допустимый, низкий, нулевой.

Безусловно, в нашем случае рассматриваем допустимый уровень организации досуговой деятельности который включает в себя: активные спортивные мероприятия, соревнования, путешествия, экскурсии, посещение музеев, выставок, тематических мастер – классов и т.д.

Дошкольная организация не может напрямую участвовать в семейной досуговой деятельности, но может повлиять и направить, подсказать и помочь в реализации задуманного. Наш коллектив в течение ряда лет активно занимается вовлечением родителей в жизнь детей.

Регулярно проводятся такие мероприятия как тематические тренинги для родителей «Умеете ли вы общаться с ребенком?», «Спорт в семье», «Выходной день с родителями».

Родители активно сотрудничают с педагогами в процессе подготовки и проведении таких мероприятий как «Елочка для доктора», «Парад Победы», «Фестиваль семейного кино», «Папа, мама, Я – спортивная семья», «Солнечный круг», «Фестиваль солдатской песни». В детском саду проходят шашечные турниры между детьми и родителями, куда приглашаются все желающие.

Несомненно, такие значимые мероприятия оставляют большой эмоциональный отклик у всех участников образовательных отношений. Тематическая направленность совместной творческой деятельности осуществляемой во время семейного досуга позитивно сказывается на гармонизации детско – родительских отношений.

Педагогами нашего детского сада были разработаны рекомендации по ознакомлению с игровой культурой семейных досугов. Вниманию родителей были предложены подборки игр и упражнений для активного семейного досуга. Данные рекомендации включали в себя целевые установки, пояснения по проведению игровых упражнений, раскрывали педагогическую ценность не только дидактических игр, но и подвижных игр. Любая игра – это развитие мышления, воображения, отработка поведенческих навыков. Задача взрослых членов семьи помочь ребенку овладеть игрой, показывая пример, играя вместе с ребенком.

Занимаясь организацией семейного досуга и педагоги, и родители столкнулись с тем, что дети зачастую отдают предпочтение современным гаджетам. Происходит подмена игровых интересов, как у детей, так и у взрослых, общение ограничивается «кнопками телефона». Компьютерные игры также довольно опасны, так как приучают ребенка к одиночеству, отучают его от живого общения, лишают способности творчески мыслить, ставят в зависимое положение. Конечно, современный мир требует умение владеть цифровыми технологиями, поэтому мы не призываем к запрету, а предлагаем совместить приятное с полезным. Грамотное сочетание различного содержания досуговой деятельности позволяет стабилизировать внутрисемейные отношения.

Любой родитель желает своему ребенку успешного будущего. Лидерские качества формируются в семье, потраченное время приводит к личностным неудачам тогда, когда нет желания и заинтересованности взрослых. Своевременно организованное сотрудничество семьи и ДОО позволяет максимально повысить эффективность семейной досуговой деятельности.


1. Партнерство дошкольной организации и семьи / Под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.

2. Работа с семьей в ДОО: Современные подходы. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.

3.Содружество детей взрослых: методический комплекс для детского сада / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной: В 2 кн. Кн. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с. – (библиотека воспитателя).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации