12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хомякова Надежда Вячеславовна271
Россия, Пермский край, Алексанровск

Генетическая задача «Особая метка»

Составитель: Хомякова Н.В.,

учитель биологии МБОУ «БСОШ№1»

г. Александровска Пермского края


Общая характеристика задачи

Предмет: Биология

Класс: 9. 10

Цели задачи: изучение наследования признаков


Данная задача может быть использована при изучение раздела «Основы генетики» для закрепления навыков построения родословных, проверки знаний и понимания генетических терминов и законов. А так же при изучении темы «Наследственные заболевания человека»


Задача ориентирована на формирования умений:

1)использовать естественнонаучные знания для решения реальных жизненных задач;

2)представлять естественнонаучную информацию в контексте решаемой задачи;

3)давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме;

4)на основе точной информации из текста давать качественную интерпретацию;

5)переводить один вид текста в другой (от словесного описания к схеме)


Использованные источники:

Диагностика" Огиенко А.А., Кириченко Е.Н. Полидактилия (многопалость): [Электронный ресурс] // ГЕНОКАРТА Генетическая энциклопедия. 2020. – URL: https://www.genokarta.ru/disease/Polidaktiliya_mnogopalost . (Дата обращения: 03.05.2022).

Текст задача


Полидактилия - анатомическая аномалия, представляющая врожденное увеличение количества пальцев на руке или ноге от шестипалости до многопалости. Сведения о частоте полидактилии в популяции разноречивы: по данным разных авторов многопалость встречается у 1 из 630-3300 новорожденных; соотношение полов одинаковое.

"Самое раннее известное изображение человека с шестью пальцами было найдено на территории неолитического памятника Айн Гхасал в Иордании и датируется 7500 г. до н. э. Среди других археологических находок есть фрагменты статуй: шумерская каменная ступня с шестью пальцами (2600 г. до н. э.); портретная статуя около Акры в современном Израиле, изображающая египтянина с шестью пальцами на правой руке (около 1783–1640 гг. до н. э.); глиняная статуя со скрещенными руками и шестью пальцами на левой руке (XIII в. до н. э.) [12].

Самые ранние описания хирургических методов лечения этой врожденной аномалии найдены в работах византийского врача IV в. Орибасия (Oribasius) [13].

В Европе до начала XIX в. педиатрия, как и детская пластическая хирургия, развивалась слабо. До появления анестезии и антисептиков операции детям проводились крайне редко. Среди немногочисленных операций встречаются описания ампутации лишних пальцев у пациентов с полидактилией. Распространенным явлением такие операции стали только во второй половине XX в. [14].

В 1931 г. была опубликована статья, в которой описывалась русская семья, имеющая итальянские и польские корни. Во многих поколениях семьи на протяжении почти 700 лет наблюдалась полидактелия с указательным пальцем [15].

Полидактилия считается самым распространенным после синдактилии (срастания пальцев) врожденным пороком развития конечностей [16].


Задание 1

1.Как фенотипически проявляется полидактилия?

2.С какой частотой встречается эта аномалия?

3.У какого пола чаще встречается эта аномалия?

4.Какие методы лечения полидактилии?


Задание 2

Условие задачи


Мужчина, имевший при рождении шесть пальцев на руке, женился на женщине, в семье которой такого дефекта не было. Все их шестеро детей (три сына и три дочери) унаследовали этот признак от отца. Старшие сыновья женились на женщинах, с отсутствием данного дефекта в семьях, но единственные дочери родились с шестью пальцами на руках. Младшая дочь вышла замуж за мужчину, в семья которого дефект тоже отсутствовал, и супруг обеспокоен рождением ребенка с полидактилией. Какова вероятность рождения ребенка без аномалии у младшей дочери?

Пользуясь текстом и условием задачи:

1) составьте схему родословной;

2) определите тип наследования данной патологии;

3) определите генотипы родителей, детей и внучек;

4) определите вероятность рождения детей с полидактилией у младшей дочери.



Лист ответов

Задание 1.

Увеличение количества пальцев на руке или ноге от шестипалости до многопалости.

У 1 из 630-3300 новорожденных

Соотношение полов одинаковое.

Хирургическая операция

Критерии оценивания: по 1 баллу за каждый правильный ответ.



Задание 2.

1.Схема родословной

c1653204858.png

         2. Тип и характер наследования - аутосомно-доминантный, так как проявляется с одинаковой частотой, и у мальчиков, и у девочек и встречается в каждом поколении.

3. Генотипы родителей: отец (АА или Аа), мать (аа)

           все дети (Аа)

            внучки (Аа)

4. Вероятность рождения ребенка с полидактилией 50%

Критерии оценивания:

Генеалогическое древо составлено по правилам - 3балла

Генеалогическое древо составлено согласно условию – 3 балла

В родословной правильно указан пробанд – 1 балл

В родословной правильно указаны члены семьи, имеющие аномалию – 2 балла

В родословной правильно указаны все возможные генотипы – 4 балла

Верно определён тип наследования признака - 2 балл

Верно определён характер наследования признака – 2 балла

Верно рассчитана вероятность рождения детей с аномалией у пробанда – 3

Максимальный балл 20

Общая сумма баллов 24

Опубликовано


Комментарии (1)

Трефилова Раиса Поликарповна, 22.05.22 в 22:43 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за актуальный ресурс, Надежда Вячеславовна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.