Генетическая задача «Особая метка» (Биология, 9-10 класс)
Генетическая задача «Особая метка»
Составитель: Хомякова Н.В.,
учитель биологии МБОУ «БСОШ№1»
г. Александровска Пермского края
Общая характеристика задачи
Предмет: Биология
Класс: 9. 10
Цели задачи: изучение наследования признаков
Данная задача может быть использована при изучение раздела «Основы генетики» для закрепления навыков построения родословных, проверки знаний и понимания генетических терминов и законов. А так же при изучении темы «Наследственные заболевания человека»
Задача ориентирована на формирования умений:
1)использовать естественнонаучные знания для решения реальных жизненных задач;
2)представлять естественнонаучную информацию в контексте решаемой задачи;
3)давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме;
4)на основе точной информации из текста давать качественную интерпретацию;
5)переводить один вид текста в другой (от словесного описания к схеме)
Использованные источники:
Диагностика" Огиенко А.А., Кириченко Е.Н. Полидактилия (многопалость): [Электронный ресурс] // ГЕНОКАРТА Генетическая энциклопедия. 2020. – URL: https://www.genokarta.ru/disease/Polidaktiliya_mnogopalost. (Дата обращения: 03.05.2022).
Текст задача
Полидактилия - анатомическая аномалия, представляющая врожденное увеличение количества пальцев на руке или ноге от шестипалости до многопалости. Сведения о частоте полидактилии в популяции разноречивы: по данным разных авторов многопалость встречается у 1 из 630-3300 новорожденных; соотношение полов одинаковое.
"Самое раннее известное изображение человека с шестью пальцами было найдено на территории неолитического памятника Айн Гхасал в Иордании и датируется 7500 г. до н. э. Среди других археологических находок есть фрагменты статуй: шумерская каменная ступня с шестью пальцами (2600 г. до н. э.); портретная статуя около Акры в современном Израиле, изображающая египтянина с шестью пальцами на правой руке (около 1783–1640 гг. до н. э.); глиняная статуя со скрещенными руками и шестью пальцами на левой руке (XIII в. до н. э.) [12].
Самые ранние описания хирургических методов лечения этой врожденной аномалии найдены в работах византийского врача IV в. Орибасия (Oribasius) [13].
В Европе до начала XIX в. педиатрия, как и детская пластическая хирургия, развивалась слабо. До появления анестезии и антисептиков операции детям проводились крайне редко. Среди немногочисленных операций встречаются описания ампутации лишних пальцев у пациентов с полидактилией. Распространенным явлением такие операции стали только во второй половине XX в. [14].
В 1931 г. была опубликована статья, в которой описывалась русская семья, имеющая итальянские и польские корни. Во многих поколениях семьи на протяжении почти 700 лет наблюдалась полидактелия с указательным пальцем [15].
Полидактилия считается самым распространенным после синдактилии (срастания пальцев) врожденным пороком развития конечностей [16].
Задание 1
1.Как фенотипически проявляется полидактилия?
2.С какой частотой встречается эта аномалия?
3.У какого пола чаще встречается эта аномалия?
4.Какие методы лечения полидактилии?
Задание 2
Условие задачи
Мужчина, имевший при рождении шесть пальцев на руке, женился на женщине, в семье которой такого дефекта не было. Все их шестеро детей (три сына и три дочери) унаследовали этот признак от отца. Старшие сыновья женились на женщинах, с отсутствием данного дефекта в семьях, но единственные дочери родились с шестью пальцами на руках. Младшая дочь вышла замуж за мужчину, в семья которого дефект тоже отсутствовал, и супруг обеспокоен рождением ребенка с полидактилией. Какова вероятность рождения ребенка без аномалии у младшей дочери?
Пользуясь текстом и условием задачи:
1) составьте схему родословной;
2) определите тип наследования данной патологии;
3) определите генотипы родителей, детей и внучек;
4) определите вероятность рождения детей с полидактилией у младшей дочери.
Лист ответов
Задание 1.
Увеличение количества пальцев на руке или ноге от шестипалости до многопалости.
У 1 из 630-3300 новорожденных
Соотношение полов одинаковое.
Хирургическая операция
Критерии оценивания: по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Задание 2.
1.Схема родословной
2. Тип и характер наследования - аутосомно-доминантный, так как проявляется с одинаковой частотой, и у мальчиков, и у девочек и встречается в каждом поколении.
3. Генотипы родителей: отец (АА или Аа), мать (аа)
все дети (Аа)
внучки (Аа)
4. Вероятность рождения ребенка с полидактилией 50%
Критерии оценивания:
Генеалогическое древо составлено по правилам - 3балла
Генеалогическое древо составлено согласно условию – 3 балла
В родословной правильно указан пробанд – 1 балл
В родословной правильно указаны члены семьи, имеющие аномалию – 2 балла
В родословной правильно указаны все возможные генотипы – 4 балла
Верно определён тип наследования признака - 2 балл
Верно определён характер наследования признака – 2 балла
Верно рассчитана вероятность рождения детей с аномалией у пробанда – 3
Максимальный балл 20
Общая сумма баллов 24
Трефилова Раиса Поликарповна