Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы
Тема: Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы. Природопользование.
Класс: 10
Предмет: география
Цели: сформировать понятия «географическая среда», «природопользование». Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах. Формировать экологическое мышление учащихся.
Задачи:
Образовательные – продолжить формирование понятий «окружающая среда», «географическая среда», «природопользование»; сформировать представление об основных этапах развития отношений между природой и обществом, раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека; охарактеризовать виды природопользования.
Развивающие – развить умения работы с географической картой, терминами; учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки составления определения, работы с дополнительными источниками информации, навыки сворачивания информации в таблицу, навыки монологической речи.
Воспитательные – привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями; формирование экологического стиля мышления; воспитание культуры учебного труда.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;
- потребность в самовыражении.
Метапредметные результаты.
Познавательные:
-осуществлять поиск информации;
- формулировать выводы;
-давать определение понятиям.
Регулятивные:
- определять и формировать цели деятельности, выдвигать версии;
- адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные:
- развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника;
- умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.
Предметные результаты:
- объясняют понятия «окружающая среда», «геосистема», «географическая среда»;
- называют явления и процессы в окружающей среде;
- характеризуют техногенные изменения окружающей среды.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работ на уроке: индивидуальная, групповая.
Используемые методы: словесные, наглядные.
Способ проверки знаний и оценивания: устный и письменный опрос, заполнение таблицы.
Оборудование: учебник: География. 10-11 классы под ред. Максаковского В.П., 2016 г., политическая карта мира, рисунки.
Эпиграф
«Природа не, признает шуток
она всегда правдива,
Всегда серьезна, всегда строга,
она всегда права;
Ошибки же и заблуждения
исходят от людей»
Иоганн Вольфганс Гёте
I. Организационный момент –организация работы в классе.
(Класс объединен в четыре группы.)
II. Мотивация учебной деятельности.
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны . Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы - база, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Без природной среды общество существовать не может .
Человек – часть природы и как живое существо своей элементарной жизнедеятельностью оказывает ощутимое влияние на природную среду.
III. Изучение нового материала.
План темы:
1. Понятия «окружающая среда» и «географическая среда».
2. Этапы взаимодействия общества и природы.
3. Природопользование рациональное и нерациональное.
Создание проблемной ситуации: сообщение темы урока, пояснение его места в изучаемой теме (первый урок в теме «География мировых природных ресурсов»); актуализация имеющихся знаний по данной теме методом организации поиска информации.
Учитель: Сегодня мы начинаем изучение темы «природные ресурсы».
Вопрос: В чем различие понятий «окружающая среда», «географическая среда» и «природа»?
Работа с учебником стр.30 (Учащиеся находят информацию в учебнике на стр.30 и предлагают определения данных понятий и отвечают на вопросы).
Географическая среда — это та часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Географическая среда — это необходимое условие для жизни и деятельности общества.
Окружающая среда — это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества. Окружающая среда включает и природную и антропогенную среду.
Вопрос: Почему географическая среда так необходима человеческому обществу?
Географическая среда является средой обитания человека, источником ресурсов — топливных, лесных, биологических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его обитания.
Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельности. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, дороги, пруды, карьеры, сады и т.д.
Чем более развитое общество вторгается в природу, тем более сильное воздействие оно оказывает на географическую оболочку.
Создание проблемной ситуации методом постановки вопроса: Какие исторические этапы взаимодействия природы и общества можно выделить? Каковы их экологические последствия?
Разрешение проблемной ситуации – эвристическая беседа и объяснение с предварительной подготовкой сообщения «Исторические этапы взаимодействия общества и природы » (сворачивание информации в логическую цепь, заполнение таблицы).
Табл. «Исторические этапы взаимодействия общества и природы »
Название исторического этапа | Характер влияния человека на природу | Изменения и преобразования компонентов природы |
Эпоха собирательства и охоты | | |
Эпоха аграрной культуры | | |
Эпоха индустриального производства | | |
Эпоха постиндустриального общества | | |
При оценке роли географической среды в жизни общества допускаются ошибки двух видов: преувеличение и недооценка роли географической среды. Преувеличение роли географической среды - географический детерминизм. Недооценка роли географической среды — географический нигилизм.
Н.Н. Баранский писал, что географический детерминизм (фатализм) вреден тем, что, придавая абсолютное, решающее значение природным условиям, создает такое умонастроение, что судьба каждого народа раз и навсегда предопределена природными условиями его страны». (Н.Н. Баранский, Становление советской экономической географии. — М.: Мысль, 1980. — с. 77). Н.Н. Баранский считал, что и географический нигилизм неправилен тем, что, отрицая какое бы то ни было значение природных условий, ведет к идеализму. Географический детерминизм (фатализм) и географический нигилизм — это две крайности, которых нужно стараться избегать.
3.Вопрос: Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы уменьшить отрицательные последствия в природе?
Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют природопользованием. Природопользование подразделяют на рациональное и нерациональное.
(Опережающее задание учащимся: подготовить сообщение о рационельном и нерациональном природопользовании.)
Рациональное природопользование предполагает управляемое взаимодействие с природой. Оно включает в себя:
1) рациональное использование природных ресурсов;
2) разработку и внедрение «чистых» технологий производства;
3) организацию широкого международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды;
4) контроль общества.
Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенческого (потребительского) отношения человека к природе, стремления выжать из нее как можно больше материальных благ. Результатом потребительского отношения к природе является:
1) хищническое природопользование, ведущее к истощению природных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды;
2) размещению «грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах.
За последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю историю человечества. Возникла угроза реального исчерпания ресурсов. В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.
IV. Закрепление изученного материала.
Вопросы:
1) Что понимается под «обменом веществ» между обществом и природой?
2) В чем опасность географического детерминизма и географического нигилизма?
4) Что понимается под термином «природопользование»?
5) Приведите пример рационального природопользования.
6) Приведите пример нерационального природопользования.
Задание: Нарисовать рисунок «Рациональное и нерациональное природопользование»
(Каждая группа получает лист бумаги, фломастеры.)
V. Рефлексия.
«Рефлексивный экран"
Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало
фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- у меня получилось …
- меня удивило…
- мне захотелось…
VI. Подведение итогов.
Берегите природу!
Смотрю на глобус- шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчет мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса, Роса на травах , как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река, свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус- шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!
VII. Домашнее задание
Тема № 2. Стр.30-31, сообщение «Природные ресурсы»