Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы

5
0
Материал опубликован 11 February 2022


Тема: Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы. Природопользование.

Класс: 10

Предмет: география

Цели: сформировать понятия «географическая среда», «природополь­зование». Определить степень воздействия человеческого фактора на со­стояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах. Фор­мировать экологическое мышление учащихся.

Задачи:

Образовательные – продолжить формирование понятий «окружающая среда», «географическая среда», «природопользование»; сформировать представление об основных этапах развития отношений между природой и обществом, раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека; охарактеризовать виды природопользования.

Развивающие – развить умения работы с географической картой, терминами; учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки составления определения, работы с дополнительными источниками информации, навыки сворачивания информации в таблицу, навыки монологической речи.

Воспитательные – привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями; формирование экологического стиля мышления; воспитание культуры учебного труда.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;

- потребность в самовыражении.

Метапредметные результаты.

Познавательные:

-осуществлять поиск информации;

- формулировать выводы;

-давать определение понятиям.

Регулятивные:

- определять и формировать цели деятельности, выдвигать версии;

- адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные:

- развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника;

- умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Предметные результаты:

- объясняют понятия «окружающая среда», «геосистема», «географическая среда»;

- называют явления и процессы в окружающей среде;

- характеризуют техногенные изменения окружающей среды.

Тип урока:  изучение нового материала.

Формы работ на уроке: индивидуальная, групповая.

Используемые методы: словесные, наглядные.

Способ проверки знаний и оценивания: устный и письменный опрос, заполнение таблицы.

Оборудование:  учебник: География. 10-11 классы под ред. Максаковского В.П., 2016 г., политическая карта мира, рисунки.

Эпиграф

                                                      «Природа не, признает шуток

                                           она всегда правдива,

                                                                       Всегда серьезна, всегда строга,

                                                                       она всегда права;

                                                  Ошибки же и заблуждения

                                       исходят от людей»

Иоганн Вольфганс Гёте

                                                                  Ход урока

I. Организационный момент –организация работы в классе.

(Класс объединен в четыре группы.)

II. Мотивация учебной деятельности.

Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны . Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы - база, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Без природной среды общество существовать не может .

Человек – часть природы и как живое существо своей элементарной жизнедеятельностью оказывает ощутимое влияние на природную среду.

III.  Изучение нового материала.

План темы:

1. Понятия «окружающая среда» и «географическая среда».

2. Этапы взаимодействия общества и природы.

3. Природопользование рациональное и нерациональное.

Создание проблемной ситуации: сообщение темы урока, пояснение его места в изучаемой теме (первый урок в теме «География мировых природных ресурсов»); актуализация имеющихся знаний по данной теме  методом организации поиска информации.

Учитель: Сегодня мы начинаем изучение темы «природные ресур­сы».

Вопрос: В чем различие понятий «окружающая среда», «географи­ческая среда» и «природа»?

Работа с учебником стр.30 (Учащиеся находят информацию в учебнике на стр.30 и предлагают определения данных понятий и отвечают на вопросы).

Географическая среда — это та часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и произ­водственной деятельности на данном историческом этапе. Географи­ческая среда — это необходимое условие для жизни и деятельности общества.

Окружающая среда — это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества. Окружающая среда включает и природную и антропогенную среду.

Вопрос: Почему географическая среда так необходима человеческо­му обществу?

Географическая среда является средой обитания человека, источ­ником ресурсов — топливных, лесных, биологических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его оби­тания.

Географическая среда возникла в результате длительной эволюции гео­графической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельнос­ти. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, до­роги, пруды, карьеры, сады и т.д.

Чем более развитое общество вторгается в природу, тем более сильное воздействие оно оказывает на географическую оболочку.

Создание проблемной ситуации методом постановки вопроса: Какие исторические этапы взаимодействия природы и общества можно выделить? Каковы их экологические последствия?

Разрешение проблемной ситуации эвристическая беседа и объяснение с предварительной подготовкой сообщения «Исторические этапы взаимодействия общества и природы » (сворачивание информации в логическую цепь, заполнение таблицы).

Табл. «Исторические этапы взаимодействия общества и природы »

Название исторического этапа

Характер влияния человека на природу

Изменения и преобразования компонентов природы

Эпоха собирательства и охоты



Эпоха аграрной культуры



Эпоха индустриального производства



Эпоха постиндустриального общества



При оценке роли географической среды в жизни общества допуска­ются ошибки двух видов: преувеличение и недооценка роли географи­ческой среды. Преувеличение роли географической среды - географи­ческий детерминизм. Недооценка роли географической среды — гео­графический нигилизм.

Н.Н. Баранский писал, что географический детерминизм (фатализм) вреден тем, что, придавая абсолютное, решающее значение природным условиям, создает такое умонастроение, что судьба каждого народа раз и навсегда предопределена природными условиями его страны». (Н.Н. Баранский, Становление советской экономической географии. — М.: Мысль, 1980. — с. 77). Н.Н. Баранский считал, что и географический нигилизм неправилен тем, что, отрицая какое бы то ни было значение природных условий, ведет к идеализму. Географический детерминизм (фатализм) и географический нигилизм — это две крайности, которых нужно стараться избегать.

3.Вопрос: Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы умень­шить отрицательные последствия в природе?

Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют при­родопользованием. Природопользование подразделяют на рациональное и нерациональное.

(Опережающее задание учащимся: подготовить сообщение о рационельном и нерациональном природопользовании.)

Рациональное природопользование предполагает уп­равляемое взаимодействие с природой. Оно включает в себя:

1)  рациональное использование природных ресурсов;

2)  разработку и внедрение «чистых» технологий производства;

3)  организацию широкого международного сотрудничества в деле ох­раны окружающей среды;

4)  контроль общества.

Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенчес­кого (потребительского) отношения человека к природе, стремления вы­жать из нее как можно больше материальных благ. Результатом потреби­тельского отношения к природе является:

1)  хищническое природопользование, ведущее к истощению природ­ных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды;

2)  размещению «грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах.

За последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю историю человечества. Возникла угроза реаль­ного исчерпания ресурсов. В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.

IV. Закрепление изученного материала.

Вопросы:

1)  Что понимается под «обменом веществ» между обществом и при­родой?

2)  В чем опасность географического детерминизма и географичес­кого нигилизма?

4)  Что понимается под термином «природопользование»?

5)  Приведите пример рационального природопользования.

6)  Приведите пример нерационального природопользования.

Задание: Нарисовать рисунок «Рациональное и нерациональное природопользование»

(Каждая группа получает лист бумаги, фломастеры.)

V. Рефлексия.

«Рефлексивный экран"

Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало

фразы из рефлексивного экрана на доске:

- сегодня я узнал…

- было интересно…

- я выполнял задания…

- я понял, что…

- теперь я могу…

- у меня получилось …

- меня удивило…

- мне захотелось…

VI. Подведение итогов.

Берегите природу!

Смотрю на глобус- шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчет мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса, Роса на травах , как слеза!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река, свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус- шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

Я сберегу вас, сберегу!

VII. Домашнее задание

   Тема № 2. Стр.30-31, сообщение «Природные ресурсы»



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.