12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жаргалова Наталья Витальевна59
Россия, Забайкальский край, Чита

t1676534325aa.png


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧИТИНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕНИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия №43

по теме: Географическое положение Азии. Природно-ресурсный потенциал.


для II курса



Преподаватель: Жаргалова Наталья Витальевна














2022-2023 учебный год



Технологическая карта урока

Тема

Географическое положение Азии. Природно-ресурсный потенциал.


Тип учебного
занятия

Урок изучения нового материала


Оборудование и реактивы

Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, атлас, контурные карты, учебник географии 10-11 класс; видеофайлы, интерактивная доска

Формы обучения

Групповая, фронтальная

Цель урока

Сформировать основные представления о Зарубежной Азии

Задачи урока

Выявить ключевые факторы, определяющие особенности ГП Зарубежной Азии

Рассмотреть природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии

Воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего мира; создать условия для реальной самооценки обучающихся, реализации их как личностей.

Классифицировать и прослеживать связь между странами Зарубежной Азии;

Развивать пространственное мышление, ИКТ-компетентность обучающихся.

Развивать коммуникативные навыки при работе в группах, познавательный интерес, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать и формулировать выводы.













Организационная структура учебного занятия

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный момент


Проветривание кабинета, проверка работы рециркулятора.

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к учебному занятию.

Доклад младшего командира взвода, психологическая готовность обучающихся к уроку

Актуализация знаний, мотивация учебной деятельности







































































Начать наш сегодняшний разговор мне хотелось бы с описания.

Послушайте притчу и ответьте на вопрос: Что скрывается за образом камней в японском саду? Итак, притча.  “Сад камней” японского города Киото.

Столетия тому назад мудрый монах Соами соорудил сад из пятнадцати черных необработанных камней, разных по величине, разбросанных по белому песку. Замысел сада в том, что люди всегда замечают лишь четырнадцать камней, а пятнадцатого перед глазами нет. Его загораживают соседние. Делаешь шаг в сторону по деревянной галерее,– и снова четырнадцать камней. Пятнадцатый – тот, что до сих пор прятался, теперь оказался в их числе, а исчез другой камень. Еще шаг в сторону по галерее, и гениально спланированный хаос, предстоит опять в иной композиции, состоящий из тех же пятнадцати камней, из которых один – невидим.

Как вы думаете, какой смысл заложил древний мудрец в этот сад? (Вопрос классу). А, может Соами хотел сказать, что дело не в камнях, а в людях, которые в этот сад приходят? Уж не в том ли суть сада, что люди воспринимают одно и тоже по-разному, каждый по-своему? Познавать ту местность, которая будет являться объектом сегодняшнего урока дерзнули многие - путешественники, журналисты, рискнем и мы. На экране Вы видите картинки, которые объединяет одно. Что по-вашему?

Совместно с классом формулирует тему урока и его цели.  

Откройте тетради, 4 клетки отступаем от предыдущей работы, на полях записывам число и тему сегодняшнего урока.

Некоторые источники пишут, что 21 век является веком Азии? Какие аргументы в пользу этого утверждения вы можете привести?

Какой информацией о Зарубежной Азии из курса физической географии вы уже владеете?

Азия – самый большой регион (запись в тетрадь). Площадь Азии примерно равна 27,7 млн км кв. Протяженность Азии с севера на юг 7000 км, а с запада на восток 10000 км. Ее берега омывают три океана – Тихий, Индийский и Атлантический. Зарубежная Азия имеет 4 крупных полуострова (Индостан, Индокитай, Аравия, Малая Азия) и огромное количество островов. Таким образом положение стран на карте очень разнообразно (часть стран удалена от моря на 1-1,5 тыс км, часть на островах, часть – вытянута вдоль побережья).

Вспомним страны Зарубежной Азии. Показ на карте.

Работаем с атласом. Приведите примеры стран Азии, которые занимают:

- Приморское положение

- Островное положение

- внутриконтинентальные

-Страны-архипелаги. Сделайте вывод

Какие вы знаете формы правления? Используя свои знания из географии и обществознания, приведите примеры стран-монархий, республик в Зарубежной Азии

Объясните, почему в Азии меньше монархий, чем в Зарубежной Европе?

Какие вы знаете формы административно-территориального устройства? Приведите примеры, объясните, почему страна имеет ту или иную форму административно-территориального устройства

Азия – регион геополитических конфликтов. Азия остается ареной для многих территориальных споров. Приведите примеры.

Сделайте вывод об ЭГП Зарубежной Азии.

Далее класс делится на группы для выполнения мини-проектов. В мини-проектах даны цели, задачи, работа с источниками информации, практическая часть, выводы и презентация мини-проекта. Текст маршрутных листов - в Приложении.













Слушают,высказывают свои мнения, предположения.







Предполагаемые ответы: «Азия, Зарубежная Азия»



Записывают тему урока в тетрадь

Высказывают мнения, рассуждают



Отвечают















Выходят к карте, показывают по 5 стран ЗА.



Работают с атласом, поднимают руки, отвечают



(запись в тетрадь).





(запись в тетрадь).



Обучающиеся проходят за парту, изучают оценочные листы.


Работа с маршрутным листом.


Физкультминутка

Показываю букву, обучающиеся называют страну.

Молодцы.

Отвечают, поднимают руку

Закрепление


В ходе защиты мини-проектов учащимся задаются вопросы:

- Используя свои знания за предыдущие курсы географии объясните, почему есть различие в климатических условиях внутри региона Зарубежная Азия?

- Объясните, почему среди всех субрегионов Зарубежной Азии именно Южная и Юго-Восточная Азия наиболее богата лесными ресурсами? Почему в Юго-Западной Азии лесных ресурсов фактически нет?

- Почему не смотря на лидерство по количеству многих природных ресурсов, в расчете на душу населения Зарубежная Азия сильно уступает другим регионам мира?

- Выявите зависимость между формами рельефа и расположением полезных ископаемых.

4

5. Итог урока: выставление отметок за урок. Домашнее задание.


Выступления групп

Отвечают на вопросы, рассуждают.


Подведение итогов урока

Рефлексия

Организует рефлексивно-аналитическую деятельность обучающихся, комментируют полученные результаты. Обращение к первоначальной цели урока. Достигли ли мы цели в ходе нашего урока? Что нового вы узнали?

Оценивает работу обучающихся на уроке

Отвечают

Домашнее задание

Синквейн «Азия» (напоминает обучающимся о правилах написания), по желанию творческое задание:

- «Путеводитель по достопримечательностям Азии»;

- «Азиатская кухня»;

- «Основные отличия государственной службы в странах Азии».


Записывают задание. Убывают из аудитории.















Приложение



Приложение

Мини-проект по теме «Природные условия Зарубежной Азии»


Цель: Определить природные условия Зарубежной Азии

Задачи

Познакомиться с текстом «Климатические условия Зарубежной Азии»;

Используя атлас определить климатические пояса Зарубежной Азии;

Определить данные средних t зимы и лета, среднее количество осадков каждого климатического пояса;

Определить названия господствующих ветров.

Проанализировать получившиеся результаты и сделать выводы об обеспеченности субрегионов Зарубежной Азии агроклиматическими ресурсами.


Природные условия Зарубежной Азии

Климатические условия Зарубежной Азии изменяются от умеренного до экваториального и определяют господство муссонного климата с четко выраженной сезонностью на обширной полосе «океанического фасада» Восточной и Южной Азии. Азия получает огромное количество осадков, например Чиррапунджи – самое влажное место на Земле - 12 000 мм в год. Внутриконтинентальная часть Азии лишена достаточного количества влаги не только из-за барьера окружающих гор, на склонах которых эта влага задерживается. В Юго–Западной Азии, куда влияние муссона не доходит вообще, очень сухо и жарко. Среднегодовые температуры здесь достигают 30 градусов жары. Здесь господствует средиземноморский субтропический климат. В Аравии осадков выпадает 150 мм в год, в Турции – 300 мм, а на морских побережьях больше. На преобладающей части Азии сумма температур позволяет заниматься разнообразным земледелием. Не случайно, Азия – очаг самых древних земледельческих культур, родина многих культурных растений


Мини-проект по теме «Природные ресурсы Зарубежной Азии»


Цель: Определить природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии

Задачи

Познакомиться с текстом «Природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии»;

Используя текст мини-проекта, атлас и материалы учебника дать характеристику земельным ресурсам Зарубежной Азии, выписать примеры стран, наиболее и наименее обеспеченных данным видом ресурса, сделать вывод об обеспеченности субрегионов Зарубежной Азии земельными ресурсами;

Используя текст мини-проекта, атлас и материалы учебника дать характеристику водным ресурсам Зарубежной Азии, выписать примеры стран, наиболее и наименее обеспеченных данным видом ресурса, сделать вывод об обеспеченности субрегионов Зарубежной Азии водными ресурсами;

Используя текст «Природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии», атлас и материалы учебника дать характеристику лесным ресурсам Зарубежной Азии, выписать примеры стран, наиболее и наименее обеспеченных данным видом ресурса, сделать вывод об обеспеченности субрегионов Зарубежной Азии лесными ресурсами;

Проанализировать получившиеся результаты, сделать выводы о природно-ресурсном потенциале Зарубежной Азии.


Природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии

Земельные ресурсы. Структура земельного фонда Зарубежной Азии составляет 27,7 млн. км кв. обрабатываемая площадь – 17% (в Европе -29), на человека приходится всего 0,15 га. Пастбища занимают 22% площади, леса - 17%. Две крупнейшие страны – КНР и Индия – имеют колоссальные массивы обрабатываемых земель – 160 млн га.

Лесные ресурсы. Леса промышленного значения в Зарубежной Азии сосредоточены преимущественно во влажных тропиках и горах Индии, Мьянмы, Индокитая, островах КНР и Филлипинских островах.

Огромный ущерб лесам Азии приносит “дровяная энергетика” развивающихся стран. Азия дает 65% мирового экспорта древесины. Крупнейшими экспортерами древесины являются Индонезия, Малайзия и Филиппины, а импортерами – Япония и Южная Корея.

Тропические леса Азии уничтожаются интенсивнее, чем в других лесоэкспортных районах мира: за 1960 – 1990 гг. их площадь сократилась на 30% (в Латинской Америке на 18%).

По запасам древесины Азия уступает только Америке. Максимальный объем лесопокрытой площади имеют: Индия – 120 млн. га; Китай – 70 млн. га; Индонезия – 65 млн. га. Однако по лесной площади на душу населения (0,2 га) Азия вдвое уступает среднемировым показателям.

Водные ресурсы. Лев Мечников в известной работе: “Цивилизация и великие исторические реки” писал: “Три древнейшие великие культуры - все зародились на берегах больших рек. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где возникла и выросла китайская цивилизация; индийская не выходит за пределы Инда и Ганга; ассиро-вавилонская цивилизация зародилась на берегах Тигра и Евфрата – двух жизненных артерий Месопотамской низменности”.

Реки – это транспортные артерии, источник орошения и гидроресурсы. На Азию приходится более 40% потенциальных ресурсов мира, однако степень использования их очень различна: в Японии – на 70%, в Индии – на 14%, в Мьянме на 1%.


Мини-проект по теме «Минеральные ресурсы Зарубежной Азии»


Цель: Определить обеспеченность Зарубежной Азии минеральными ресурсами.

Задачи

Познакомиться с текстом «Минеральные ресурсы Зарубежной Азии»;

Используя материалы атласа, определить основные формы рельефа Зарубежной Азии и сделать вывод об общем характере ее рельефа;

Используя материалы атласа определить, какими минеральными ресурсами богат регион, нанести их основные месторождения на контурную карту;

Используя карты атласа, определить страны региона, обладающие наибольшими запасами нефти, газа, угля и железных руд;

Проанализировать получившиеся результаты, сделать выводы об обеспеченности Зарубежной Азией минеральными ресурсами, на основе получившихся выводов определить основные предпосылки развития хозяйства региона.


Минеральные ресурсы Зарубежной Азии

Азия богата как магматическими, так и осадочными полезными ископаемыми. Так, в пре­де­лах Аль­пий­ско-Ги­ма­лай­ско­го и Ти­хо­оке­ан­ско­го склад­ча­тых по­я­сов пре­об­ла­да­ют руды, в том числе вдоль по­бе­ре­жья Ти­хо­го оке­а­на рас­по­ло­жен мед­ный пояс.

В пре­де­лах Ки­тай­ской и Ин­до­стан­ской плат­форм со­сре­до­то­че­ны ос­нов­ные бас­сей­ны ка­мен­но­го угля и неруд­ных полезные ис­ко­па­е­мых.

Но глав­ное бо­гат­ство ре­ги­о­на, опре­де­ля­ю­щее также и его роль в меж­ду­на­род­ном гео­гра­фи­че­ском раз­де­ле­нии труда, – это нефть и газ. За­па­сы нефти и газа раз­ве­да­ны в боль­шин­стве стран Юго-За­пад­ной Азии (Ме­со­по­там­ский про­гиб зем­ной коры). Ос­нов­ные ме­сто­рож­де­ния на­хо­дят­ся в Са­у­дов­ской Ара­вии, Ку­вей­те, Ираке, Иране, ОАЭ. Кроме того, круп­ные ме­сто­рож­де­ния нефти и газа раз­ве­да­ны в стра­нах Ма­лай­ско­го ар­хи­пе­ла­га. Осо­бен­но вы­де­ля­ют­ся по за­па­сам Ин­до­не­зия, Ма­лай­зия. Стра­ны Сред­ней Азии также бо­га­ты нефтью и газом (Ка­зах­стан, Турк­ме­ния).

В целом, Азия – один из глав­ных ре­ги­о­нов мира по за­па­сам по­лез­ных ис­ко­па­е­мых.
















2


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.