Конспект урока «Уральский район. Географическое положение и природа» (с презентацией)
Конспект урока
«Уральский район
Географическое положение и природа»
Здесь будет файл: /data/edu/files/y1449389883.doc (Конспект урока)
Здесь будет файл: /data/edu/files/f1449389929.ppt (Главная презентация (Ход урока))
Здесь будет файл: /data/edu/files/g1449389969.ppt (Презентация "Минеральные ресурсы Урала")
Здесь будет файл: /data/edu/files/m1449390240.doc (Практическое задание)
Здесь будет файл: /data/edu/files/b1449390037.doc (Кроссворд к уроку)
Здесь будет файл: /data/edu/files/n1449390274.doc (Ответы к кроссворду)
Цель урока
Сформировать представление об Урале, как природном и экономическом районе – важнейшей металлургической базе России
Задачи урока
Определить состав района, специфику его географического положения.
Показать его пограничное положение в природном и социально-экономическом плане.
Показать неоднородность природных условий, разнообразие ископаемых богатств, спектры широтной и высотной поясности.
Познакомить с природными уникумами Урала.
Тип урока
Урок с использованием ИКТ
Вид урока
Стандартный комбинированный урок-практикум
Возраст учащихся
9 класс
Программное обеспечение
Мультимедийная образовательная программа для 9 класса
Microsoft Word
Power Paint.
Microsoft Excel
Дидактический материал
Атласы по географии для 8 – 9 класса
Раздаточный материал:
а) Раздаточные карточки для географического диктанта (можно выполнять в тетрадях, на отдельных листочках, указывая только номера правильных ответов)
б) Раздаточные карточки для закрепления навыков работы с картой и проверки усвоения знаний.
в) Текст кроссворда на бумажном носителе.
3. Презентация учителя по ходу урока, в том числе географического диктанта
Презентация учителя по теме «Минеральные ресурсы и природные уникумы Урала».
Кроссворд «Природа Урала» на ПК в Excel
География России. Учебник для 8-9 класса под редакцией А.И. Алексеева. Книга вторая. «Хозяйство и географические районы». М. Дрофа.2005
Наглядные пособия
Карты, таблицы, слайды мультимедийной программы.
Слайды презентаций учителя.
Межпредметные связи
История России, экономика, литература, физическая география, информатика.
Основное содержание.
Состав района. Специфика географического положения. Урал как природный и экономический район. Его пограничное положение в природном и социально-экономическом плане. Предуралье и Зауралье. Неоднородность природных условий, разнообразие ископаемых богатств. Природные уникумы. Спектры широтной и высотной поясности.
Учебная деятельность учащихся
Написание географического диктанта.
Участие во фронтальной беседе по ходу урока и просмотру мультимедийной программы.
Работа с картами атласа.
Просмотр презентации «Минеральные ресурсы и природные уникумы Урала»
Выполнение практической работы № 1 и № 3 в мультимедийной программе (при отсутствии такой возможности только № 3 – с помощью дидактического раздаточного материала за партой). Как вариант – решение кроссворда «Природа Урала»
Участие в дискуссии по основополагающему вопросу.
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
Показывать и называть субъекты РФ в составе района;
Показывать по карте объекты, определяющие природное своеобразие Урала;
Объяснять особенности природы Урала, своеобразие его отдельных территорий в природном отношении;
Давать оценку ЭГП района.
Называть важнейшие виды природных ресурсов Урала, особенно минеральных
Опорные знания 8 класса
особенности тектонического, геологического строения и рельефа страны;
геологическое летоисчисление;
богатство недр;
связь с тектоническим и геологическим строением;
Волго-Уральский нефтегазовый район; Качканарское месторождение железной руды; месторождения цветных металлов на Урале;
распределение температур и осадков;
природно-антропогенные ландшафты;
природно-хозяйственные зоны.
Практическая работа
(цель: проверка усвоения материала + навыков работы с картами атласа)
В мультимедийной программе:
№ 1 - Высотная поясность на Урале
№ 3 – Наиболее крупные и известные месторождения полезных ископаемых Урала
При выполнении в тетрадях – только № 3
Как вариант – решение кроссворда «Природа Урала» (можно предложить на выбор)
Домашнее задание:
Обязательная часть:
§41 Географическое положение и природа.
Заполнить таблицу «Сравнение ЭГП Урала и Поволжья»
Сходство |
Различие |
|
Уральский район |
Поволжье |
|
Творческое задание: выполняется по желанию учащихся.
См. задание № 4 к §41 (Представьте, что для гостей, деловых людей, туристов, посещающих Урал, вам предложили составить список памятных мест, отражающих своеобразие района, с целью выпуска открыток, значков и других сувениров. Какие объекты вы включили бы в список?)
Возможно выполнение задания с презентацией.
План урока
Проверка знаний
Географическое положение Урала
Состав района (субъекты РФ)
Климат, природные зоны, внутренние воды
Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые Урала.
Природные уникумы
Домашнее задание
Ход урока (Навигационная схема)
«Уральский район. Географическое положение и природа»
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Прим. время |
||||||||
Организационный этап: Проверка готовности класса к уроку |
Учитель проверяет наличие у учеников учебников, рабочих тетрадей, атласов, письменных принадлежностей. |
Системный администратор (один из учеников класса, подготовленный к этой функции заранее) проверяет готовность всех ПК, установку всех необходимых программ, подключение мультимедийного проектора |
1 мин. |
||||||||
Этап проверки домашнего задания |
Учитель проверяет выполнение учениками домашнего задания по составлению систематизирующей таблицы «Южные моря России» |
Ученики сдают работы учителю |
1 мин. |
||||||||
Этап всесторонней проверки знаний Географический диктант по теме «Поволжье» |
Учитель раздает ученикам дидактические карточки для выполнения работы (или тетради для контрольных и практических работ) и выводит на экран мультимедийного проектора вопросы диктанта (см. презентацию «Ход урока») |
Ученики выполняют диктант |
3 мин. |
||||||||
Физкультминутка |
Выполняются стандартные упражнения, соответствующие порядковому номеру урока в расписании занятий |
Выполняют упражнения, предложенные учителем |
2 мин. |
||||||||
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала |
Учитель переходит к следующему слайду презентации «Ход урока» и объявляет тему урока Включает мультимедийную программу «Урал» (второй раздел в меню) |
Записывают тему урока Слушают вступительные слова диктора из ММП. |
1 мин. |
||||||||
Этап усвоения новых знаний |
Демонстрируется следующий слайд презентации с эпиграфом урока. Демонстрируется следующий слайд презентации с основополагающим вопросом: «Какие особенности ЭГП и природы Урала превратили его в опорный край России, в добытчика и кузнеца державы?» Слайд с целями и задачами урока (в подготовленном классе можно предложить учащимся самостоятельно сформулировать задачи урока, а потом скорректировать их, продемонстрировав их на слайде презентации). Слайд с планом реализации задач урока (Также можно предложить составить план самим учащимся исходя из задач. Однако из экономии времени целесообразно отказаться от этого приёма) Реализация плана урока: Географическое положение Урала (ММП → Географическое положение → физико-географичекие границы Урала → историко-культурные → экономические) Состав района (учащимся предлагается с помощью карты учебника составить список субъектов РФ с указанием областных и республиканских центров, входящих в Уральский экономический район). Учитель сразу корректирует учебник и карту атласа, указывая, что в настоящее время Коми-Пермяцкий автономный округ и Пермская область объединены в в Пермский край с краевым центром городом Пермь. *По окончании работы учитель предлагает одному из учеников зачитать результаты, одновременно демонстрируя правильный вариант с помощью карты ММП Предлагает с помощью карты учебника (левый верхний угол страницы) оценить положение района на территории страны Предлагает подумать, происходили ли изменения в положении района на территории страны на протяжении истории. Предлагает оценить ГП Урала с точки зрения его благоприятности для развития экономики. Предлагает подумать, всегда ли эта оценка была столь благоприятной (см. ММП → Изменения ЭГП) Предлагает подумать, в чем проявляется пограничность Урала? *Включает раздел ММП (Географическое положение → Границы Урала → Факторы формирования района). По мере высказывания учеников переходит на соответствующие разделы ММП. Например, порядок работы может быть такой: Граница между двумя частями света (возврат к физико-географическим границам Урала) Между различными участками земной коры (вкл. Раздел ММП → Рельеф → Геологическое строение). (Звук рекомендуется отключить) Между разнообразными формами рельефа Между бассейнами крупнейших рек Между климатическими поясами и областями (вкл. Раздел ММП → Климат, природные зоны, внутренние воды → Климат: навести стрелу мыши на условные обозначения). Учитель предлагает оценить климатические условия Урала с точки зрения их благоприятности для жизни и экономической деятельности населения Между несколькими природными зонами России (ММП → Климат → Природные зоны) Подтверждает (или дополняет ответ учащихся, если они упустили это в своих ответах) слова учащихся о проявлении высотной поясности с помощью ММП наводя стрелку мыши на самые высокие вершины Уральских гор. Между двумя крупнейшими макрорегионами России: европейским и азиатским (можно перейти в ММП на раздел «Районирование России → Районирование России → экономическое районирование → экономические районы СССР), между Россией и Центрально-Азиатским регионом. Предлагает оценить обеспеченность района внутренними водами. Выслушав ответы учеников, предлагает подумать, обеспечивают ли эти реки и озёра потребности района в пресной воде? Реки какой части Урала (Предуралья или Зауралья) обладают большей водностью и почему? Отмечает, что многочисленные озёра Урала, особенно на юге, ещё и засолены и, к сожалению, загрязнены. Предлагает определить, какие ресурсы Урала явились базой для развития его промышленности? (см. ММП → Рельеф → Полезные ископаемые): навести курсор мыши на список заголовка «Полезные ископаемые» и щелкнуть по названию «Осадочного происхождения Предуралья и Зауралья», затем «Осевой части Урала», затем «Магматического происхождения восточной части Урала») Предлагает просмотреть презентацию «Минеральные ресурсы и природные уникумы Урала» |
Просмотр слайдов Участие в формулировании целей и задач урока Участие в составлении плана урока Прослушивание диктора ММП, просмотр ММП Составляют список субъектов Урала Прослушивают выступающего ученика, просматривают ММП и корректируют свою работу Оценивают положение района как приграничное, окраинное, внутриконтинентальное. Отмечают, что район превратился в окраинный и приграничный после распада СССР, а до этого он имел глубинное положение. Высказывают свою версию Высказывают свои версии Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя Работа с тектонической картой России Работа со вторым форзацем учебника. Учащиеся отмечают, что рельеф района состоит из невысоких, легко проходимых гор и равнин – Предуралье (Восточно-европейская равнина) и Зауралье (Западно-Сибирская низменность) Работа со вторым форзацем учебника Просмотр ММП и работа с рис. 119 в учебнике. Называют климатические пояса и области, в которых расположен Урал. Отмечают, что климат меняется с севера на юг, (на юге Урала лето теплее и длиннее), средняя температура на севере +15º С, на юге +20º. Предуралье получает больше осадков, чем Зауралье (причиной являются Уральские горы и удаленность района от океана).Вывод: Климат Урала малоблагоприятен (особенно зимой), более благоприятные условия имеет Предуралье и юг Урала. Называют природные зоны, которые смыкаются на Урале. Отмечают, что в горах проявляется высотная поясность, хотя большая часть Урала покрыта лесами (хвойными и смешенными на юге), на юге (Оренбургская и Курганская области) - степями Называют эти макрорегионы. Просматривают ММП С помощью физической карты атласа учащиеся отмечают обеспеченность района большим количеством рек и озёр. Высказывают предположение, что район испытывает нехватку пресной воды, так как реки, расположенные на Урале маловодны (верховья рек). Говорят, что большей водностью обладают реки Предуралья, так как этот район Урала получает больше осадков, а питание у рек Урала преобладает дождевое и снеговое. Отвечают, что таковыми явились богатейшие минеральные ресурсы (перечисляют), просматривают ММП. Под руководством учителя просматривают предложенную презентацию. |
20-25 мин. |
||||||||
Этап закрепления новых знаний и умений |
Учитель предлагает учащимся выполнить за ПК практические работы № 1 и № 3 (см. ММП → Урал → Практика) При отсутствии возможности для работы за ПК, эта работа проводится на бумажном носителе (используется раздаточный материал). Как вариант – возможно решение кроссворда по теме «Природа Урала» как за ПК, так и на бумажном носителе. |
Работа выполняется с использованием карт атласа. |
5-10 мин. |
||||||||
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Формулирует домашнее задание (см. очередной слайд презентации «Ход урока») Обязательная часть: §41 Географическое положение и природа. Заполнить таблицу «Сравнение ЭГП Урала и Поволжья»
Творческое задание: выполняется по желанию учащихся. См. задание № 4 к §41 (Представьте, что для гостей, деловых людей, туристов, посещающих Урал, вам предложили составить список памятных мест, отражающих своеобразие района, с целью выпуска открыток, значков и других сувениров. Какие объекты вы включили бы в список?) Возможно выполнение задания с презентацией. |
2 мин. |
|||||||||
Заключитель-ный этап (Оценки за урок выставляются по итогам участия учеников во фронтальной беседе и по результатам проверки письменных работ учащихся) |
Учитель предлагает Вспомнить основополагающий вопрос урока и ответить на него. Посмотреть заключительный слайд Итоговой презентации, который содержит вывод урока: «Урал имеет (вернее имел), богатые природные ресурсы, которые эксплуатируются более 200 лет (железные руды, лес) и значительно истощен». Подумать, какие вопросы, исходя из вывода урока, необходимо будет рассмотреть на следующем уроке? |
1,5 мин. |
Примечание: Оценка экономического окружения и транспортного положения Урала сознательно перенесено на следующий урок, как связующие вопросы с экономикой района.