Интегрированный урок по геометрии и литературе в 9 классе «Золотое сечение в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"»
Геометрия и литература 9 класс интегрированный урок.
Тема: «Золотое сечение в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»».
Цели урока:
-формирование знаний учащихся о Золотом сечении и его закономерностей в произведении А. С. Пушкина «Пиковая дама»,
-разрушение стереотипа об отсутствии связи между математикой и искусством.
-развитие любознательности и познавательной деятельности учащихся,
-воспитание ответственного отношения учащихся к общественному труду, настойчивости в учебе.
Тип урока: интегрированный.
Оборудование: иллюстрации к произведению «Пиковая дама», плакаты с изображением архитектурных зданий, фигуры Аполлона, животных, растений, частей тела человека (головы, руки, кисти руки), текст пятой главы повести «Пиковая дама» для каждого учащегося, тетради для литературно-математического диктанта.
Оформление классной комнаты: плакат с надписью: «Золотая пропорция – это мера гармонии и красоты», иллюстрации и плакаты согласно списку оборудования.
Структура урока:
-постановка цели, сообщение темы,
-диктант (межпредметные связи литературы и математики),
-сообщение о понятии Золотого сечения на примерах анатомии человеческого тела, растительного мира, эстетики, архитектуры,
-сообщение о произведении А. С. Пушкина «Пиковая дама». Историческая справка из биографии А. С. Пушкина о его обучении точным наукам,
-Частичный анализ повести А. С Пушкина «Пиковая дама». Сюжет, композиция, кульминация пятой главы,
-Проверка наличия золотого сечения в пятой главе повести,
-заключение,
-домашнее задание (6 глава).
Ход урока:
I. Организационная часть.
II. Ознакомление с типом урока, постановка его цели. (слайды 1,2,3)
III. Литературно-математический диктант (слайды 4,5):
Найти произведение дня рождения Александра Пушкина на количество букв в его отчестве.
Найти результат деления величины суммы углов в треугольнике (в градусах) на последнюю цифру года рождения А. С. Пушкина.
Вычислить произведение квадрата числа 15 и количества карт, которые должна была сообщить графиня.
Чему равна сумма очков в тайных картах повести «Пиковая дама»?
Найти частное квадрата числа 12 к количеству глав повести «Пиковая дама».
Количество признаков равенства треугольников возвести в степень, равную месяцу рождения А. С Пушкина.
IV Сообщение учеников:
1 ученик (слайды 6,7) (общие сведения о Золотом сечении): Под Золотым сечением или «божественным делением» у древних геометров подразумевалось деление в крайнем и среднем отношении. Разделить отрезок в крайнем и среднем отношении – это значит разделить его на такие две неравные части, чтобы большая часть так относилась к меньшей, как длина всего отрезка относится к большей части. Найдем эти части и отношение этих частей.
a+x
2 ученик (слайды 8,9,10,11) (Золотое сечение в анатомии человека, архитектуре, строении растений, животных): В наш век – век информационных технологий замедлим быстрый ритм жизни и посмотрим на то, что окружает нас, окунемся в мир природы: цветы, расположение листьев на деревьях, морские звезды, снежинки. Мы с восхищением смотрим на грациозных домашних кошек, быстроногих косуль, кенгуру, гармонически сложенное человеческое тело и редко задумываемся, что нас в них так привлекает.
Оказывается все, что создано природой, отвечает закону золотого сечения, золотой пропорции или божественной пропорции.
Еще в XV веке великий художник Леонардо да Винчи создал свой шедевр - неподражаемую Джоконду, используя закон золотого сечения. Так люди, применяя закон золотой пропорции, строили архитектурные сооружения, сохранившиеся до наших времен.
Когда мы смотрим на квадратную или слишком удлиненную книгу или тетрадь, они не привлекают нашего внимания, так как в формах таких книг грубо нарушено правило золотого сечения.
С помощью золотого сечения можно проверить идеальность и гармоничность фигуры человека, его руки, кисти, головы.
А возможно ли применение золотого сечения в художественных произведениях? Применял ли математическое понятие А. С. Пушкин, который, как мы знаем, был очень далек от математики?
V. Сюжет и краткое содержание повести.
Ученик напоминает классу краткое содержание повести.
VI. Анализ и исследование повести на наличие Золотого сечения. (слайд 12,13)
Сообщение учащегося: Рассмотрим композицию «Пиковой дамы». В этой повести кульминационным моментом является сцена в спальне графини, куда проник Герман в надежде узнать тайну трех карт, сцена, которая оканчивается смертью графини. В повести 853 строки. Кульминационный момент повести – это смерть графини. Ему отвечает 535-я строка: «Потом покатилась навзничь… и осталась недвижима.»
Эта строка расположена в повести почти точно в месте золотого сечения, так как 835/535=1,6
Наличие золотой пропорции и определяет основной план композиции «Пиковой дамы», придает ей гармоническую ассиметричность: медленное нарастание эмоционального напряжения повествования, кульминация – смерть графини и постепенный спад эмоционального накала во второй части повествования
VII. Анализ и исследование пятой главы повести (слайды 14,15).
Учитель литературы: Повесть «Пиковая дама» состоит из 6 глав. Посмотрим, не проявляется ли в композиции глав золотая пропорция?
Учащиеся читают пятую главу и находят кульминационный момент.
В 5 главе описано посещение Германом похорон графини. Герман был чрезвычайно расстроен видом покойницы. В трактире он много выпил «Возвратясь домой, он бросился, не раздеваясь, на кровать и крепко заснул»
Эта 55-я строка пятой главы разделила повествование на 2 части: первая – похороны графини и приход к ней Германа и вторая – сон Германа, во время которого к нему явилась графиня и назвала три заветные карты: тройка, семерка, туз.
Подсчет строк главы: 88
Первая часть: 55
Проверка золотого сечения: 88:55=1,6
VIII. Подведение итогов урока (слайд 16).
Совпадение кульминационных моментов в произведениях прозы у А. С. Пушкина с золотой пропорцией удивительно близкое, в пределах 1-3 строк. Чувство гармонии у него было развито необыкновенно, что объективно подтверждает гениальность великого поэта и писателя.
IX. Домашнее задание (слайд 17).
Прочитать 6 главу повести
Найти кульминационный момент
Проверить наличие золотого сечения
Приложение:
I набор слайдов для презентации:
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
II Отзыв учащейся девятого класса Лосоровой Екатерины:
В нашем классе проходил открытый урок на тему «Золотое сечение в произведении А.С. Пушкина «Пиковая Дама» »
Урок этот называется интегрированным , и проводили его не один учитель, а два: Людмила Альбиновна – учитель математики, Алена Леонидовна – учитель русского языка и литературы (поэтому этот урок и назывался интегрированным)
Прежде чем провести этот урок Алена Леонидовна ознакомила нас с повестью А.С. Пушкина «Пиковая дама», а Людмила Альбиновна на своих уроках математики с понятием Золотого сечения. А на этом уроке мы должны были найти золотое сечение в повести «Пиковая дама» и самое главное реабилитировать Пушкина, как математика и действительно увидеть, что он гениальный поэт, писатель и прозаик.
В качестве разминки мы выполнили литературно-математический диктант в специально оформленных тетрадках. (Обратите внимание на необычные задания диктанта)
Я, Лосорова Катя, напомнила ребятам, что такое Золотое сечение и научно его обосновала.
Выступление Колесниковой Алины было более романтичным. Она рассказала о Золотом сечении в природе, искусства, архитектуре и плавно перешла к повести «Пиковая дама», предложив выяснить, не использовал ли непроизвольно Пушкин золотое сечение в своей повести.
Далее инициативу в свои руки взяла Алена Леонидовна – учитель литературы. Она представила нам Юлю Яцковец, которая кратко и содержательно напомнила события, которые происходили в повести «Пиковая дама»
Назаренко Максим хорошо потрудился дома: нашел кульминационный момент всего произведения и тщательно высчитал строки всей повести и строки до кульминационного момента. Показал нам, что во всем этом произведении сохраняется закон золотого сечения.
После выступления Максима Алена Леонидовна предложила прочитать и проанализировать пятую главу. Глава была небольшая и я, Катя Лосорова, Великодная Юля и Золкина Катя с выражением и, потом как рассказывали ребята, что у них пробежали мурашки по коже, прочитали эту главу вслух. После чтения весь класс занялся поиском кульминационного момента в пятой главе повести. Нас всех приятно удивил Белов Олег. Он самый первый нашел кульминационный момент , а Самарина Лера нашла и конкретно указала нам данную строку. Весь класс занялся подсчетом строк и доказательством выполнения и сохранения золотого сечения в пятой главе. И, о, радость! Мы оправдали Пушкина в глазах математиков. Несмотря на то, что с математикой, он не дружил, но, тем не менее, в силу своей гениальности Александр Сергеевич использовал закон Золотого сечения в своих произведениях.
Урок был окончен. А дома нам надо было сделать анализ шестой главы.
Когда прозвенел звонок с урока, мы все вздрогнули, словно очнувшись от жутковатого, но захватывающего сна, где мы узнавали тайну трех карт и Золотого сечения.