Интегрированный урок литература-физкультура «"Солнце русской поэзии" А.С. Пушкин и физкультура»

5
1
Материал опубликован 28 October 2018
Интегрированный урок литература – физкультура: « «Солнце русской поэзии» А.С.Пушкин и физкультура»

Класс: 7 класс

Кучумова Ирина Викторовнв,

учитель русского языка и литературы

 Цели урока:

1. Образовательная цель:

повысить интеллект учащихся, их общую культуру;

активизировать интерес к изучению литературы и физкультуры;

рассказать о роли физкультуры в жизни и творчестве А.С.Пушкина.

3. Развивающая цель:

расширить кругозор учащихся, используя межпредметные связи.

2. Воспитательная цель:

развивать чувство коллективизма, товарищества, уверенности в своих силах, навыки самостоятельной работы;

воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, осознавать необходимость занятий физкультурой для своего личностного развития.

воспитывать любовь к чтению художественной литературы.

Место проведения: 1 часть занятия – кабинет литературы, 2 часть -спортивный зал школы.

Оборудование: мультимедийное оборудование, тексты словарных статей, справочник юного физкультурника, этимологический словарь.

Спортивное оборудование: гимнастические маты -2шт., поворотная стойка – 2шт., гимнастическая палка – 2 шт., стул – 2 шт., верёвка длиной 5м. -2 шт., доска на колёсиках -2 шт., воздушный шар -2шт., 2 белых картонных квадрата (40/40 см.), 2 чёрных картонных квадрата (40/40 см.), теннисный шарик -2шт., мячики для метания в цель – 2шт.

Для проведения 1-ой части урока класс делится на 4 группы:

Аналитики – литераторы (работа с текстом словарной статьи. Здесь взяты статьи из журнала «Спорт в школе» №№ 9, 10, май, 2009г.);

Аналитики – физкультурники (составление синквейна).(см. приложение1)

Языковеды (работа с этимологией слова. Используется «Этимологический словарь русского языка для школьников – Екатеринбург, 2003г.);

Поэты.

Первая часть урока будет состоять из 7 туров, соответствующих разным разделам физической культуры. На протяжении урока каждая группа учащихся «пробует» свои силы в новой роли. На подготовку к ответу каждой группе даётся по 5 минут.

Рассказ о роли различных видов спорта в жизни и творчестве А.С.Пушкина будет сопровождаться показом слайдов с помощью мультимедийного оборудования.

Вторая часть урока будет представлять собой соревнование «Весёлые старты», в котором класс поделится на 2 команды и будет состязаться в тех видах спорта (имитация данных видов спорта), о которых шла речь в первой части урока.

В конце урока учащиеся должны подвести итог сказанному, ответив на проблемный вопрос, который был задан им в начале урока.

Ход урока

1 часть урока.

1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку.

Сообщение темы и цели.

Домашнее задание. Ответить на вопрос: : Как, на ваш взгляд, в нашей жизни могут быть взаимосвязаны две совершенно разные учебные дисциплины – литература и физкультура?

2. Работа по теме.

1) Проблемный вопрос: Как, на ваш взгляд, в нашей жизни могут быть взаимосвязаны две совершенно разные учебные дисциплины – литература и физкультура?

Давайте проследим эту взаимосвязь на примере жизни и творчества одного великого, всеми любимого с детства поэта . 6 июня 2009 года исполнилось 210 лет со дня его рождения . Уточним сразу, что мы не собираемся делать из него спортсмена, а лишь расскажем о том, какое место в его жизни и творчестве зани­мала физическая культура. Для начала зададим­ся вопросами:

1) Для кого «с детских лет путешествия были ... мечтой»?

2) Кто в Лицее тешился «отважною борь­бой»?

3) Кто, увлекаясь боксом, был спарринг-парт­нером князя Вяземского?

4) Кто в Михайловском устроил тир в по­гребе и тренировался в стрельбе из пистолета?

5) Кто купался в ледяной воде Сороти?

6) Кто признавался в своих записках «Пу­тешествие в Арзрум»: «В этот день я проехал 75 верст?..»

7) Кто из русских писателей, кроме Гонча­рова, совершившего кругосветное путешествие на фрегате «Паллада», и. кроме Чехова, полу­пешком добравшегося до острова Сахалин, столько ездил по стране в поисках материала для своих произведений?

Конечно же, это Александр Сергеевич Пушкин – известный русский поэт, для которого занятия физкультурой стали поводом для создания великих произведений, поскольку дарили поэту прекрасное самочувствие и вдохновение.

2)Проблемный вопрос: Как вы думаете, какая область познания была важнее для А.С. Пушкина на протяжении всей его недолгой жизни? Аргументируйте свой ответ. (К верному ответу на данный вопрос ученики должны прийти в конце урока).

Учитель: Первый биограф Пушкина — П.Анненков дал такую характеристику поэту: «Физическая орга­низация молодого Пушкина, крепкая, мускули­стая и гибкая, была развита гимнастическими упражнениями. Он славился как неутомимый, страстный охотник до купания, до езды верхом и отлично дрался на эспадронах». Сейчас мы с вами поговорим о тех видах спорта, которые играли немаловажную роль в жизни А,С, Пушкина. Какую? На этот вопрос вы мне ответите в конце нашего занятия.

3)1 Тур. Конный спорт

Задание для группы «Аналитики – литераторы»:

В ходе чтения и анализа словарной статьи составить таблицу :

Интересные факты

+ от владения данным видом спорта

Как отразился вид спорта в жизни и творчестве поэта

     

Словарная статья «Конный спорт». (см. приложение2)

Задание для группы «Аналитики – физкультурники».

Составить синквейн к словосочетанию «конный спорт» ( СМ. ПОЯСНЕНИЕ). При выполнении этого задания ученики пользуются справочными материалами.

Задание для группы «Языковеды» (работа с этимологией слова):

Назовите слово, древнерусское заимствование из греческого языка, которое возникло с помощью сложения двух основ, в переводе с греческого означающих: «конь» + «место, где соревнуются в беге».

(ипподром).

Задание для группы «Поэты»:

Составить стихотворение о данном виде спорта, используя рифмы:

------------------------------- на коня,

-------------------------------меня,

-------------------------------сноровка,

------------------------------ловко.

2 Тур. Плавание. Гребля.

В ходе чтения и анализа словарной статьи составить таблицу :

Интересные факты

+ от владения данным видом спорта

Как отразился вид спорта в жизни и творчестве поэта

     

Словарная статья «Плавание. Гребля».( см. приложение3)


 

Задание для группы «Аналитики – физкультурники».

Составить синквейн к слову «плавание» ( СМ. ПОЯСНЕНИЕ). При выполнении этого задания ученики пользуются справочными материалами.

Задание для группы «Языковеды» (работа с этимологией слова):

Это слово образовано от глагола «веду» при помощи древнего суффикса, означает предмет, необходимый при гребле. Какой суффикс был добавлен в слово?

(весло, суффикс л)

Задание для группы «Поэты»:

Составить стихотворение о данном виде спорта, используя рифмы:

____________________________не ленился

-------------------------------------------учился,

-------------------------------------------пловец,

--------------------------------------------молодец.

3 Тур. Борьба. Бокс

В ходе чтения и анализа словарной статьи составить таблицу :

Интересные факты

+ от владения данным видом спорта

Как отразился вид спорта в жизни и творчестве поэта

     

Словарная статья «Борьба. Бокс» (см. приложение4)

Задание для группы «Аналитики – физкультурники».

Составить синквейн к слову «борьба» ( СМ. ПОЯСНЕНИЕ). При выполнении этого задания ученики пользуются справочными материалами.

Задание для группы «Языковеды» (работа с этимологией слова):

Это слово, означающее один из видов борьбы, заимствовано из японского языка в середине 20 века и означает «искусство ловкости».

(Дзюдо).

Задание для группы «Поэты»:

Составить стихотворение о данном виде спорта, используя рифмы:

----------------------------------------------------силу рук,

---------------------------------------------------вокруг,

---------------------------------------------------защитить,

------------------------------------------------нужным быть.

4 Тур. Бег. Быстрая ходьба

В ходе чтения и анализа словарной статьи составить таблицу :

Интересные факты

+ от владения данным видом спорта

Как отразился вид спорта в жизни и творчестве поэта

     

Словарная статья «Быстрая ходьба» (см. приложение5)

Задание для группы «Аналитики – физкультурники».

Составить синквейн к слову «бег» ( СМ. ПОЯСНЕНИЕ). При выполнении этого задания ученики пользуются справочными материалами.

Задание для группы «Языковеды» (работа с этимологией слова):

В глубокой древности название этой части тела напоминало индоевропейцам бегающую под кожей мышь и поэтому произошло от этого животного.

(мышца).

Задание для группы «Поэты»:

Составить стихотворение о данном виде спорта, используя рифмы:

------------------------- развивает,

-------------------------- помогает,

-------------------------- здоров,

-------------------------- докторов.

5 Тур. Гимнастика.

В ходе чтения и анализа словарной статьи составить таблицу :

Интересные факты

+ от владения данным видом спорта

Как отразился вид спорта в жизни и творчестве поэта

     

Словарная статья (см. приложение 6)

Задание для группы «Аналитики – физкультурники».

Составить синквейн к слову «гимнастика» ( СМ. ПОЯСНЕНИЕ). При выполнении этого задания ученики пользуются справочными материалами.

Задание для группы «Языковеды» (работа с этимологией слова):

Слово, первоначально означающее «одежда гимнаста» и созвучное со словом «гимнаст».

(гимнастёрка).

Задание для группы «Поэты»:

Составить стихотворение о данном виде спорта, используя рифмы:

--------------------------------------- быть,

---------------------------------------любить,

---------------------------------------фигура,

---------------------------------------мускулатура.

6 Тур. Шахматы

В ходе чтения и анализа словарной статьи составить таблицу :

Интересные факты

+ от владения данным видом спорта

Как отразился вид спорта в жизни и творчестве поэта

     

Словарная статья(см. приложение 7)

Задание для группы «Аналитики – физкультурники».

Составить синквейн к слову «шахматы» ( СМ. ПОЯСНЕНИЕ). При выполнении этого задания ученики пользуются справочными материалами.

Задание для группы «Языковеды» (работа с этимологией слова):

Происхождение этого слова связано с титулом монарха в некоторых странах Ближнего и Ср. Востока . Каким?

(шах).

Задание для группы «Поэты»: Составить стихотворение о данном виде спорта, используя рифмы:

-----------------------------------------знать,

-----------------------------------------играть.

-----------------------------------------умён,

-----------------------------------------чемпион.

7 Тур. Фехтование. Стрельба из пистолета.

В ходе чтения и анализа словарной статьи составить таблицу :

Интересные факты

+ от владения данным видом спорта

Как отразился вид спорта в жизни и творчестве поэта

     

Словарная статья: (см. приложение8)

Задание для группы «Аналитики – физкультурники».

Составить синквейн к словосочетанию «стрельба из пистолета» ( СМ. ПОЯСНЕНИЕ). При выполнении этого задания ученики пользуются справочными материалами.

Задание для группы «Языковеды» (работа с этимологией слова):

Первоначально значение слова «пистолет» произошло от созвучного с ним глагола (здесь произошло чередование звуков). От него же произошло слово «свирель». Какой это глагол?

(пищать).

Задание для группы «Поэты»:

Составить стихотворение о данном виде спорта, используя рифмы:

-------------------------------------стрелял,

-------------------------------------не попал,

-------------------------------------учиться,

------------------------------------стремиться.

Учитель:

Из всего сказанного можно сделать вывод, что Пушкин непрестанно заботился о своем фи­зическом совершенстве. Не каждый отважится зимой закаляться так, как это делал поэт. Его кучер Петр Парфенов вспоминал: «Утром Пуш­кин встанет, войдет в баню, прошибет кулаком лед в ванне, сядет, окатится — да и назад».

Впечатляет даже одно перечисление видов спорта, которыми в той или иной мере увлекал­ся Пушкин: фехтование, верховая езда, плава­ние, коньки, гребля, борьба, бег, стрельба из пистолета, ходьба, гимнастика, бокс, шахматы, бильярд, путешествия...

5) 2 часть урока. Конкурс «Весёлые старты».

Класс делится на две команды, которые выбирают себе название в связи с творчеством А.С.Пушкина)

Построение.

Учитель: В первой части урока мы говорили о том, что А.С. Пушкин занимался гимнастикой. Гимнастика – это система специальных физических упражнений, направленных на укрепление здоровья, совершенствование двигательных способностей человека, гармоническое физическое развитие. Слово «гимнастика» в переводе с греческого означает «тренирую, упражняю». Мы с вами после бега, выполним ОРУ, чтоб подготовить свой организм к предстоящей работе.

Комплекс упражнений с гимнастической палкой.

1. И.п. — основная стойка, палка за головой.

1. Левую ногу назад, палку - вверх, прогнуться. 2. Наклониться влево. 3. Выпрямиться, палку вверх. 4. И. п.

То же в другую сторону. Повторить 5—б раз.

2. И.п. — ноги врозь, палка внизу хватом за концы.

1—2. Левую руку вверх, пружинящие наклоны вправо.

3-4 то же в другую сторону. Повторить 6—8 раз.

3. И. п. — основная стойка, палка внизу сзади.

1-2. Наклониться вперед, положить палку на пол сзади.

3-4. Выпрямиться. 5-6. наклониться вперед, взять палку. На 7-8 вернуться в И.п. Повторить 7—8 раз.

4. И п. — ноги врозь, палка вверху. 1 — 3. Наклониться назад, палку в левую руку, свободным концом коснуться пола. 4. И. п. То же другой рукой. Повторить 4 — 6 раз.

5. И.п. — лежа на животе, палка внизу за спиной хватом за оба конца. 1—2_. Медленно прогнуться, отводя палку прямыми руками вверх. 3. Держать . 4. И. п. Повторить 4-6 раз.

6. И.п. — лежа на спине, руки вперед палка горизонтально.

1—2.Продеть ноги между руками, палку за спину (стойка на лопатках).

3. Держать. 4. И. п. Повторить 6— 7 раз.

7. И. п. — основная стойка, пал­ка одним концом в левой руке, вто­рой на полу у левой стопы. 1. Опи­раясь на палку, присесть на левой ноге,

правая нога прямая вперед («пис­толет»). 2. И. п. То же на другой ноге. Повторить 3—6 раз.

В 1816 году император утвердил в лицейской программе обучение верховой езде и плаванию. Верховая езда была для него страстью. Ему седлали то горячего аргамака, это верховая лошадь восточной породы, то смиренную крестьянскую лошадку. При необходимости он мог скакать на лошади и без седла. И наша первая эстафета:

Верховая езда: верхом на стуле проскакать до поворотного флажка и обратно.

Физические упражнения, ходьба, плавание приносили удовольствие поэту. Его приятель П.А. Плетнев писал: «Летнее купанье было в числе самых любимых его привычек, от чего он не отставал до глубокой осени, освежая тем физические силы, изнуряемые пристрастием к ходьбе». И следующая эстафета:

Плавание: на гимнастических матах лежит веревка длиной 5 м., один конец зафиксирован. По сигналу первые игроки от каждой команды добегают до мата, подтягиваются на веревке - «плывут» (расстояние 5м), обратно возвращаются бегом, передавая эстафету следующему участнику.

Была в лицее и гребля на яликах. (Ялик - это короткая и широкая судовая шлюпка с плоской кормой) И нашими яликами будут тележки.

Гребля: сидя на тележке, отталкиваясь гимнастической палкой, грести до поворотного флажка, обратно – бегом. Передавая эстафету следующему игроку.

Пушкин в какой-то мере выучился и боксу. Это произошло, скорее всего, после окончания лицея, когда поэт был особенно близок к элитной офицерской среде.

Бокс: первые игроки от каждой команды по сигналу с завязанными глазами подходят к стойке, где подвешан воздушный шар. Выполняют 1 удар по мячу. (Попал - получает очко). И, сняв повязку, быстрее возвращаются в свою команду.

По свидетельству современника, «Пушкин телесно был отлично сложен, строен, крепок, отличные ноги. Как бы долго и скоро ни шел, он дышал всегда свободно и ровно. Он дорого ценил счастливую организацию тела и приходил в некоторое негодование, когда замечал в ком-нибудь явное невежество в анатомии. Пушкин всегда ценил здоровье».

Бег. Быстрая ходьба.

По словам сестры поэта Ольги Пушкиной, до 6 лет он «своею неповоротливостью, происходившею от тучности тела, и всегдашнею молчаливостью приводил иногда мать в отчаяние. Она почти насильно выводила его гулять и заставляла бегать. Но уже к семи годам он стал резов и шаловлив». Ходьба. Пушкинские прогулки нередко соединяли приятное с полезным, обогащая впечатлениями и знаниями от бесед с попутчиками.

Задание: по сигналу учащиеся (по одному из каждой команды) с гимнастической палкой быстро идут до поворотной стойки, огибают её и бегом возвращаются в команду, передают палку следующему участнику, а сами встают в конец команды.

А.С.Пушкин умел играть и в шахматы. Он придавал особое значение этой игре и хотел, чтобы его жена Наталья Николаевна обучилась шахматам. «Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе».

Шахматы. У участников в руках два квадрата (это шахматные клетки - черная, белая). По сигналу они должны преодолеть расстояние до поворотной стойки (9м), переступая с «клетки на клетку». Обратно возвращаются бегом.

Стрельба из пистолета. Пушкин постоянно упражнялся в стрельбе из пистолета. Многие особенности тренировки в пистолетной стрельбе отражены в пушкинском рассказе «Выстрел», где подчеркнуто, что заниматься стрельбой нужно ежедневно.

Стрельба из пистолета - метание в цель. Перед каждой командой расставлены кегли. С расстояния 3-5 м ученики поочередно кидают в них мяч. Сколько кеглей будет сбито командой, столько очков получит команда.

Игра в бильярд тоже входила в круг интересов поэта; так, в Михайловском в свободную минуту «иногда он одон играл в два шара на бильярде». К этому можно добавить и то, что для людей, занимающихся трудною для глаз работою, бильярд является превосходным средством для снятия утомления глаз. (Ф.Гильтебрандт. «О сохранении зрения», сочинение «для народа». 1804г.)

Бильярд. Гимнастической палкой - кием отбить теннисный шарик, чтоб он, прокатившись по гимнастической лавке, упал в ведерко.

Учитель: А.С.Пушкин обладал не только огромной начитанностью; он живо интересовался музыкой, живописью, искусством ваяния. Могучий интеллект Пушкина охватывал необъятные области человеческой жизни.

За свою недолгую жизнь Пушкин так много прочувствовал, пережил и воплотил свои замыслы в столь совершенных художественных произведениях, исполненных бодрости, доброжелательности, оптимизма, что становится ясным: только физически сильный человек мог достойно выдержать такую нагрузку» – писал Н.В. Гоголь.

5) Итоговая часть урока:

Проблемный вопрос: Как вы думаете, какая область познания была важнее для А.С. Пушкина на протяжении всей его недолгой жизни? Ответ: Они имели равную ценность в жизни поэта. Многие наши молодые современники, кото­рым не хватает 24 часов в сутках, экономя вре­мя, вычеркивают из своей жизни спорт. Но при этом забывают основное: чтобы созидать, тво­рить, надо быть сильным. И не только разумом и душой, но и физически.

А для ответа на первый наш вопрос: Как, на ваш взгляд, в нашей жизни могут быть взаимосвязаны две совершенно разные учебные дисциплины – литература и физкультура? Мы составим синквейн к этим двум учебным дисциплинам:

Физическая культура:

школьная дисциплина

важная, спортивная

укрепляет, развивает, воспитывает

физическая культура – часть общей культуры человека, помогающая ему стать Личностью в обществе.

Личность

Литература:

школьная дисциплина

важная, духовная

воздействует, развивает, воспитывает

литературачасть общей культуры человека, помогающая ему стать Личностью в обществе.

Личность.

6) Рефлексия:

Учитель:

Вот и подошёл к концу наш урок, рассказывающий о том, какую роль в жизни и творчестве А.С. Пушкина сыграла физкультура. А сейчас я попрошу вас взять в руки карандаши, фломастеры и образно нарисовать то настроение, с которым вы уходите с нашего необычного урока. А рядом – написать ключевую фразу , раскрывающую основную мысль рисунка.

Используемая литература:

1) Р. Чаурина «Солнце русской поэзии» А.С.Пушкин и литература. -Журнал «Спорт в школе» №№ 9, 10, май, 2009г

2)Слово о Пушкине. Журнал «Физическая культура в школе» №2, 1999г. Стр. 39-42

2) «Этимологический словарь русского языка для школьников – Екатеринбург, 2003г.

3) Словарь юного физкультурника – М, «Физкультура и спорт», 2005

4) Интернет

Приложение1.

Составление синквейна.

ПОЯСНЕНИЕ: В переводе с французского слово «синквейн» означает ТЕКСТ из пяти строк, который пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию.

Правила написания синквейна:

на первой строчке записывается одно слово - существи­тельное;

на второй строчке надо написать два прилагательных, рас­крывающих тему синквейна;

на третьей строчке записываются три глагола, описываю­щие действия, относящиеся к теме синквейна;

на четвертой строчке размещается целая фраза, с помощью которой ученик высказывает свое отношение к теме;

на пятой строчке - слово-резюме, которое дает новую ин­терпретацию темы, позволяет выразить к ней личное от­ношение.

Приложение2.

Словарная статья «Конный спорт».

В 1816 г. император утвердил в лицейской программе обучение верховой езде и плаванию.

Пущин, лицейский друг А.С,Пушкина писал: «...Мы стали ходить два раза в неделю в гусарский манеж, где на лошадях запасного эскадрона... постигали нелегкую, но не­обходимую азбуку».

Кроме занятий верховой ездой в Лицее Пушкин брал уроки у прославлен­ного героя Отечественной войны 1812 года, кавале­риста и поэта Дениса Да­выдова.

Много свидетельств того, что Пушкин любил верховую езду, можно най­ти в стихах и письмах самого поэта:

Пороша. Мы встаем и тотчас на коня,

И рысью по полю при первом свете дня...

А в октябре 1824 г. он пишет из Тригорского: «Все то время, что я не в постели, я провожу верхом в полях». Пушкин обожал быструю езду и ставил спортивные рекорды. «500 верст обыкновенно проезжаю в 48 часов», — с гордо­стью сообщал он из Москвы в Болдино. «Бы­вали дни, когда он вообще не слезал с лоша­ди», — уверяли кишиневские старожилы.

Говоря об одном из сохранившихся набросков Пушкина, где он изоб­разил себя верхом, Н. Раевский пишет, что «вы­носливость в езде у поэта была превосходная — впору хорошему кавалерийскому офицеру».

Лошадей Пушкин любил и относился к ним «по-человечески». Когда он ездит вер­хом, то, достигнув цели своего путешествия, при­казывает отпустить лошадь одну, говоря, что «всякое животное имеет право на сво­боду».

Верхом поэт ездил много: в Царском Селе, в Михайловском, в Болдине, в Тригорском, на Украине, в Тавриде, вдоль и поперек пересек Петербургскую, Московскую, Тверскую, Нов­городскую и Псковскую губернии, на Кавказе...

Во время пребывания на Кавказе, где шла русско-турецкая война, Пушкин почти не сле­зал с лошади. В альбоме Е. Ушаковой сохра­нился автопортрет поэта на лошади. Участвуя в военных событиях, поэту даже пришлось выполнять роль ординарца.

Трудно даже перечислить стихи и прозу Пуш­кина, где речь идет о лошадях.

Эти произведения наполнены скачками, ветром, конями. Сти­хотворение «Осень» — яркий тому пример:

Ведут ко мне коня: в раздолий открытом,

Махая гривою, он всадника несет,

И звонко под его блистающим копытом

Звенит промерзлый дол и трескается лед...

Рукописи поэта пестрят его рисунками всад­ников и коней.

Помните, что было предсказано Пушкину: опасаться белого человека, с белой головой, на белом коне? Возможно, это предсказание под­толкнуло творческую мысль поэта — и на одном дыхании была написана «Песнь о вещем Оле­ге», где сбывается предсказание волхва князю: «Примешь ты смерть от коня своего...»

А что же с предсказанием Пушкину? Убий­ца поэта кавалергард Дантес — носил белый мундир, был блондином и ездил на белом коне. Совпадение?!

Приложение3.

Словарная статья «Плавание. Гребля».

В Лицее плавание вошло в учебную программу с 1816 г.Интересный случай вспоминал в «Автобиог­рафической записке» Сергей Михайлович Су­хотин, воспитывавший­ся в 30-е годы в Шко­ле гвардейских подпо­ручиков и кавалерийс­ких юнкеров: «Мы с братом (Федором Ми­хайловичем) ходили каждый день купаться в большую купальню, устроенную на Неве против Летнего сада; один раз, барахтаясь в воде и кой-как еще тог­да плавая, я не заме­тил, как ко мне под­плыл какой-то кудря­вый человек и звонким приветливым голосом сказал: «Позвольте мне вам показать, как надо плавать, вы не так размахиваете руками, надо по-лягушачьему», и тут кудрявый человек стал нам показывать настоящую манеру, но вдруг от нас отплыв, сказал вошедшему в купальню гос­подину: «А, здравствуй, Вяземский!» Мы с братом обомлели и в одно слово сказали: «Это должен быть Пушкин».Разве не о любви Пушкина к плаванию сви­детельствует тот факт, что в Болдине, занятый хозяйственными делами, «страстный охотник до купания», поэт скакал по утрам за 25 км только для того, чтобы искупаться в реке Пьяне.Летом, когда от физического и умственного труда силы поэта истощались, он шел купаться. И этого средства было уже достаточно, чтобы бодрость снова к нему возвратилась.

Была в Лицее и гребля на яликах. Ялик — это уменьшительно-ласкательная форма от голландского слова «ял». Ял представляет собой относительно короткую и широкую судовую шлюпку с транцевой (плоской) кормой, имеющую от двух до восьми весел.

 

Приложение 4.

Словарная статья«Борьба. Бокс»

Случались в Лицее и турниры по борьбе. Вот два описания этого вида спорта: одно — словарное, другое — поэтическое.

Первое. Борьба — единоборство двух спорт­сменов по определенным правилам (разным для отдельных видов), в котором соперники стре­мятся положить друг друга на лопатки. Совре­менными видами спортивной борьбы являются: классическая, вольная, дзюдо, самбо.

Второе.

Сплетенные, кружась идут по лугу,

На вражью грудь, опершись бородой,

Соединив крест-накрест ноги, руки,

То силою, то хитростью науки.

Хотят увлечь друг друга за собой. ...

Где вы,, лета забавы молодой?

Обратите внимание на слово «забавы» в пос­ледней стихотворной строке. Казалось бы, что общего между ним и словом «спорт». А родилось оно дав­ным-давно во Франции и произносилось иначе: «депорт». Означало это слово «развлечения, забавы». Попав в Англию, оно стало произноситься там по-своему: «диспорт», а потом и вовсе без частички «ди». Получилось «спорт». Этим словом стали называться неко­торые состязания, например конные скачки, греб­ные гонки. Более ста лет назад слово «спорт» пришло и в нашу страну. Вначале спортом в России называли все что угодно — игру в до­мино, коллекционирование марок, разведение домашних животных и даже рукоделие.

Кулачные бои были известны на Руси давно. Во времена Пушкина уже появился бокс. Впро­чем, бокс — это тот же кулачный бой, но по особым правилам. И проводится это спортивное единоборство в мягких перчатках. Пушкин ув­лекался боксом. Он был спарринг-партнером князя Вяземского. Спаррингом в боксе называ­ется вольный бой, т. е. тренировочный бой с целью всесторонней подготовки к соревнованию.

Любопытен тот факт, что Пушкин был первым русским литератором, который попытался найти русскую глагольную форму, производную от английского слова «бокс». В то время бокс именовали просто английским кулачным боем или использовали непосредственно английское «box», «to box». Пушкин в одной из своих статей употребил слово «боксовать», и хотя слово это вошло в наш литературный язык в иной, более академической форме «боксировать» с заимствованным из немецкого языка суффиксом, сама попытка поэта, ее народный характер не могут не вызвать интереса.

 

Приложение 5.

Словарная статья «Бег. Ходьба».

Брат Александра Сергеевича Лев Пушкин в своих «Биографических известиях об А.С. -Пушкине до 26 года» сообщает такой факт: в августе 1823 г. поэт, влюбленный в Амалию Ризнич, в припадке ревности пробежал «пять верст с обнаженной головой под палящим сол­нцем». Заметим, что расстояние в пять верст — это больше, чем дистанция легкоатлетического кросса в пятиборье.

Из рассказов крестьян мы узнаем, что они часто видели Пушкина гулявшим по дороге около деревень или в лесу. «Он всегда любил ходить пешком, и очень редко его можно было видеть ехавшим в экипаже».

Русский историк и археограф Петр Барте­нев, лично беседовавший со многими современ­никами поэта, утверждал: «Пушкин много и подолгу любил ходить; во время своих переез­дов по России нередко целую станцию прохо­дил он пешком, а пройтись около 30 верст от Петербурга до Царского Села ему было нипо­чем».

А вот отрывок из воспоминаний П. Аннен­кова: «Весной 1833 г. Пушкин переехал на дачу, на Черную речку (дача Миллера), и отправ­лялся оттуда пешком каждый день в архивы, возвращаясь таким же образом назад».

О режиме дня Пушкина в 30-х годах вспо­минал профессор Петр Плетнев: «Преимуще­ственно занимали его исторические разыскания. Он каждое утро отправлялся в какой-нибудь архив, выигрывая прогулку возвращением отту­да к позднему своему обеду».

Приложение 6.

Словарная статья «Гимнастика».

28 января 1823 г. из Тригорского Пушкин сообщает Вяземскому о том, что с ним приклю­чилось: «Пишу тебе в гостях с разбитой ру­кой — упал на льду не с лошади, а с лошадью: большая разница для моего наезднического че­столюбия».

А вот какую любопытную историю расска­зывал директор Пушкинского заповедника Се­мен Гейченко: «Когда Пушкин упал на льду с лошадью, то сильно ушибся. Ему даже при­шлось обращаться к врачам. Доктора, освиде­тельствовав больного, установили у него «по­всеместное расширение кровевозвратных жил, отчего господин коллежский секретарь Пушкин затруднен в движении». Лечение врачи видели в одном — в упражнениях с посохом, он был объявлен необходимой вещью».

Эту палку, трость, посох — как ее только не называли — Пушкин приобрел, когда жил в Кишиневе. Весила она два с половиной килограмма, имела длину 88,5 см.Т-образную ручку 10,5 сантиметра. Посох — необ­ходимая принадлежность путешественника, странника, ходока, и естественно, что неутоми­мый ходок Пушкин нигде не мог обходиться без посоха. Упражнения для рук надолго оста­нутся любимыми физическими упражнениями Александра Сергеевича. В псковской ссылке, по свидетельству кучера Петра Парфенова, он тоже баловался тяжестями: «Палка у него все­гда железная в руках... Уйдет в поля, палку вверх бросает, ловит ее на лету, словно тамбур­мажор». (Тамбурмажор — главный полковой барабанщик во французской армии XVIIXIX вв. и в русской армии в XIX в.)

«Пушкин ходит с тяжелой палкой, чтобы рука была тверже», — записал в своем дневнике чи­новник канцелярии Воронцова Никанор Лон-гинов 21 июля 1823 г. А крестьянин деревни Гайки Афанасий рассказывал: «Бывало, идет Александр Сергеевич, возьмет свою палку и кинет вперед, дойдет до нее, поднимет и опять бросит вперед и продолжает другой раз кидать до тех пор, пока приходит домой».

В 1826 г. Пушкин нарисовал автопортрет на странице рукописи романа «Евгений Онегин». Он изобразил себя во весь рост, с палкой в правой руке. У этой палки ручка в виде буквы «Т», она очень похожа на ту железную трость, о которой упоминается в рассказах местных кре­стьян. Нужно заметить, что Пушкин был очень точен в своих рисунках.

Предание сохранило нам рассказ о судьбе железного посоха Пушкина. В 1835 г. поэт вновь посетил родные места. Он решил навестить под­ругу своей юности Евпраксию Николаевну Вульф, вышедшую замуж за псковского поме­щика барона Б.А. Вревского и жившую в име­нии Голубово, которое находилось недалеко от Михайловского.

Здесь поэт провел несколько дней. Покидая радушных хозяев дома, Пушкин бросил свой заветный посох в голубовский пруд, может быть, надеясь, что сбудется примета — и он снова побывает в этих места

Приложение 7.

Словарная статья «Шахматы»

Уже после гибели поэта для шахмат нашли определение «гимнастика ума». Несколько строк пушкинского романа в сти­хах посвящены шахматной игре:

Уединясь от всех далеко,

Они над шахматной доской,

На стол облокотясь, порой

Сидят, задумавшись глубоко,

И Ленский пешкою ладью

Берет в рассеяньи свою...

Вышедшая из печати в 1824 г. книга «Шах­матная игра»— в доме Пушкина в двух экземпля­рах. На одном из них дарственная надпись: «Ми­лостивому Государю Александру Сергеевичу Пушкину в знак истинного уважения. От изда­теля». А вот второй экземпляр, возможно, был куплен самим поэтом, который мечтал заняться шахматами всерьез. Он даже хотел, чтобы жена и будущие дети умели играть в шахматы. Как он обрадовался, когда узнал, что Наталья Ни­колаевна заинтересовалась шахматами: «Благо­дарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроен­ном семействе; докажу после...»

Сам Пушкин достаточно много играл в шах­маты. В январе 1827 г., когда поэт гостил у Вульфов в Торжке, он научил этой игре Павла Ивановича — дядю своего друга Алексея. Дядя очень быстро постиг тайну шахмат и стал регу­лярно обыгрывать Пушкина. Александр Серге­евич сильно горячился при этом. Однажды он даже вскочил на стул и закричал: «Ну, разве можно так — обыгрывать учителя?!»

Очевидно, что сильным игроком в шахматы поэт не был, но играть очень любил и надеялся изучить теорию. Свою последнюю партию в шахматы поэт сыг­рал накануне роко­вой дуэли с Дантесом. Пушкин в этот вечер был очень весел, много шутил. Играли в гостиной. Наталья Николаевна и ее сестра Екатерина (жена Дантеса) находились в комнате рядом. Позднее приехал дежуривший в полку Дантес. Пушкин, увидев входившего Дантеса, только раз взглянул на него и, склонившись над шахматными фигурами, промолвил: «Этот офицер сделает мне мат, я беру его».

Шахматная Пушкиниана разработана достаточно основательно. Мы же коснулись лишь некоторых ее страниц.

 

Приложение 8.

Словарная статья «Фехтование

Как известно, в Лицее, где учился Пушкин, не было такого предмета — «физическая куль­тура». Собственно, и понятия такого до револю­ции не существовало. И предмета «спорт» в про­грамме лицеистов тоже не значилось. А были... Впрочем, почитаем свидетельство Ивана Пущи­на, блистательные «Записки о Пушкине»: «...Вслед за открытием начались правильные за­нятия. Прогулки три раза в день, во всякую по­году. Вечером в зале мячик и беготня.Вставали мы по звонку в шесть часов. По средам и субботам танцы — и фехтованье...»

Учителем фехтования в Лицее был извест­ный в то время маэстро Александр Вальвиль. Занимаясь с юношами, он обобщил свой бога­тый опыт и написал книгу «Рассуждения об искусстве владеть шпагой». Она вышла в свет в 1817 г., когда питомцы Лицея получали путе­вку в жизнь и Пушкин был удостоен высочай­шей оценки, так как считался, чуть ли не пер­вым учеником Вальвиля. Вот что было написа­но в свидетельстве, выданном 9 июня 1817 г. воспитаннику Царскосельского лицея: «Алек­сандр Пушкин в течение шестилетнего курса обучался в сем заведении и показал успехи... в Российской и Французской Словесности, а также в фехтовании превосходные...»

Более полувека назад в «Литературном на­следии» были опубликованы. отрывки из , найденного дневника прапорщика Ф.Н. Лугинина, познакомившегося с Пушкиным в Кишиневе. 12 июня 1822 г. только что окончивший Муравьевское училище колонновожатых, которое до из­вестной степени соответ­ствовало Академии Гене­рального штаба, молодой офицер записал: «...потом дрался с Пушкиным на рапирах и получил от него удар очень сильный в грудь». А 15 июня появи­лась очередная запись: «...опять дрался с Пушки­ным, он дерется лучше меня и, следовательно, бьет...»

Известно, что Пушкин работал до самозаб­вения, самоистязания! Было ли у него свобод­ное время? Как он проводил его? Алексей Вульф в одном из своих писем (1866 г.) пи­сал: «Вы, вероятно, знаете, что Байрон так метко стрелял, что на расстоянии 25 шагов уты­кивал свою розу пулями. Пушкин... был поме­шан на Байроне: он его изучал старательным образом и даже старался усвоить себе многие привычки Байрона... Чтобы сравняться с Бай­роном в меткости стрельбы, Пушкин вместе со мной сажал пули в звезду над нашими ворота­ми...» Живя в Михайловском, Пушкин устроил тир в погребе и там тренировался.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Оригинально! Никогда не думала, что такие разные дисциплины могут соединиться в одном уроке.

28 October 2018