Конспект урока информатики во 2 классе «Исполнитель алгоритмов "Мышка-художник"»
Конспект пробного урока Ф.И. Ковалева Валентина
Предмет: Информатика
Дата проведения:
Класс: 2 «Г».
Тема: Исполнитель алгоритмов «Мышка-художник».
Тип урока: «Изучение нового материала»
Создать условия для реализации целей:
Предметные (Пр):
Формировать понятие «адрес» клетки.;
Формировать умение составлять и выполнять алгоритмы для формальных исполнителей.;
Формировать умение искать клетку по адресу, записывать адрес клетки;
Формировать навыки работы на компьютере (программа «Мышка-художник»):;
- создание простых изображений,
- самопроверка результата работы..
Метапредметные:
Регулятивные (Р): формирование умения планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью; умения прогнозировать свою деятельность; воспитывать усидчивость, трудолюбие; повышать мотивацию к изучению информатики посредством мультимедийных технологий.
Познавательные (П): формирование умения анализировать и обобщать полученные знания, делать выводы, анализировать информацию, определять тему и ставить цели, умение участвовать в диалоге; поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные (К): развитие произвольного внимания; умение логически грамотно строить свою речь, формирование умения отвечать на поставленные вопросы; умение понимать задаваемые вопросы; умение слушать и слышать учителя; умение слушать и вступать в диалог;
умение выражать свою точку зрения.
Личностные (Л):
развития мышления, аккуратности, усидчивости;
умение работать самостоятельно, в паре;
развитие интереса к изучению информатики.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение), практический (работа с учебником, работа за компьютером ), наглядный (демонстрация, презентация).
Средства обучения:
-для учителя: учебник Е.П. Бененсона «Информатика» 2 класс часть 2, проектор, компьютер, презентация.
- для учащихся: учебник Е.П. Бененсона «Информатика» 2 класс часть 2, ручка, карандаш, ластик, дневник, доска, презентация».
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя Осуществляемые действия |
Деятельность учащихся |
|
Предметные (Пр) Познавательные (П) Регулятивные (Р) Коммуникативные (Р) |
|||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||
1.Мобилизующий этап (2 минуты) Цель: настроить детей на работу, проверить готовность к уроку. |
Приветствие: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Эдуардовна. Сегодня я проведу у вас урок информатики. Садитесь. Проверка готовности к уроку: Проверьте вашу готовность к уроку: на столе у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, ластик. Эмоциональный настрой. - Очень рада видеть вас на уроке информатики. Надеюсь, вы будете внимательными, активными, старательными. Желаю вам успеха! |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
Формировать умение настроить себя на урок (Л). Умение осуществлять самоконтроль. (Р) |
2. Актуализация знаний (3 минуты) Цель: повторить материал прошлых занятий. |
- Откройте содержание учебника. Какую главу мы изучаем? - Вспомните: -Что такое алгоритм? (План достижения цели, состоящий из шагов) - Можно ли нарушить последовательность шагов в алгоритме? (Нет) - Почему? (Алгоритм не достигнет намеченной цели) - Для кого разрабатываются алгоритмы? (- Алгоритм разрабатывается человеком для себя, для других людей либо для конкретного формального исполнителя) - С каким формальным исполнителем алгоритмов мы уже знакомы? (Собачка Энтик) - Какие команды умеет выполнять Энтик на клетчатом поле? (Влево, Вправо, Иди1, Иди2, Иди3) - Ребята кто мне скажет какое задание было задано на дом? - Давайте проверим его. - Откройте 15 страницу учебника. Задание №16. - Прочитайте домашнее задание. - Кто мне скажет как нужно было пронумеровать рисунки- как шаги алгоритма? - Какой рисунок не относится к нашему алгоритму? (Где Миша чистит картофель) - Проверим задание под b) прочитаем его. Кто желает? - Как вы заполнили пропуски в записи алгоритма «Картофель»? Начало. - Проверим задание под с) прочитаем его. Кто желает? ( Чтобы алгоритм можно было использовать для любых овощей, отвариваемых в кожуре, необходимо: в командах 1, 2, 3 и 7 слово «картофель» заменить словом «овощи» ( в соответствующем падеже); в команде 5 вместо «40 минут» указать «до готовности» или (точнее) «пока овощи не будут легко протыкаться ножом» Заметим, что алгоритм приобретает свойство массовости, о котором будет сказано позднее. - Хорошо. Молодцы ребята. |
Отвечают на вопросы учителя. Проводят проверку домашнего задания. |
Формирование умения анализировать свою деятельность, исправлять ошибки (П). |
3. Постановка темы и цели урока. (2 минуты) Цель: определить тему и цель урока. |
- Ребята! А хотите узнать, какой ещё исполнитель живёт в Компьютерной долине? Тогда отгадайте загадку. Кто это? Живет в норке, -Я, предлагая вам построить сегодняшний урок по следующему плану: 1. Ввести понятие адрес клетки 2. Познакомиться с новым формальным исполнителем алгоритмов — Мышкой- художником. |
Определяют тему и цель урока. |
Формирование умения определять тему и ставить цели (П). Мотивация учебной деятельности. (Л). |
4. Формирование умений(5-7минут) Цель: познакомиться с новым материалом. 5.Физминутка. Цель: развитие двигательных умений. (2 мин.) 6. Формирование умений (12 минут) Цель: познакомиться с новым материалом. 7.Закрепление новых знаний. (12 минут) |
- Давайте выполним задание под №17 на стр.16. Прочитайте задание. - Кто сможет продолжить первую последовательность? - Каждый следующий член первой последовательности на 3 больше предыдущего. Следовательно, после числа 9 надо записать число 12 (оно на 3 больше чем 9). - Во второй последовательности пропущена каждая вторая буква алфавита. Поэтому после буквы з и й (между з и й стоит одна буква и). - Молодцы ребята. Физминутка: Гимнастика для глаз (за партами): 1.Голова неподвижна, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. На счет 8. 2.Голова неподвижна, медленно переводить взгляд справа налево и обратно. На счет 8. 2.Держать голову прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы. На счет 10. - Задание № 18. Посмотрите на рисунок! Ребята, Мышка, как и Энтик, исполняет алгоритмы на клетчатом поле. -Чем отличаются поля? ( столбцы и строки поля пронумерованы). - Каких знаков не хватает? (Скобок, записать). - Попробуем на доске записать адрес клетки, которая находится в 7-м столбце и 3-й строке.(7,3). - Назовите адрес клетки, в которой сидит Мышка (Посадить мышку на доске в клетку (4,2)) - Задание а) - Карандашом поставьте точку в клетку (2,5) (Проверить выполнение индивидуально) - Раскрасьте клетку в красный цвет. Если нашли клетку не все, то поступаем следующим образом: - Составим алгоритм поиска клетки (2,5) (С показом и записью на доске): Начало 1.Найти столбец 2 и провести линию через весь столбец. 2.Найти строку 5 и провести линию через всю строку. 3.Найти клетку, в которой линии пересекаются, раскрасить её в красный цвет. Конец Если детям никак не удается составить алгоритм, один из учеников выполняет на доске алгоритм из учебника. - Обратимся к учебнику и ещё раз повторим, из чего состоит адрес клетки. Для этого на странице 17 прочитайте себе текст со знаком «Важная информация для чтения». (Затем попросить ученика прочитать вслух). - Давайте прочитаем важную информацию и запомним её. Кто желает прочитать? - Окройте дневники запишите д/з на стр. 18 задание №20 - Переходим к заданию №19. Обратите внимание на знак-помощник. Что он означает? (Будем работать на компьютере). - Итак, внимание на экран (С показом) Выполнять алгоритм вместе с Мышкой будем в программе «Мышка-художник». В титульном окне выберем режим «выполнить алгоритм» (Щелкнуть по кисточке которую держит Мышка) Задача: - выполнить алгоритм «колокольчик» - проверить самостоятельно (по появившемуся образцу), есть ли ошибки. Если есть, исправить их. Инструкция с показом в таблице с алгоритмом прочитать цвет и адрес клетки, которую надо раскрасить, выбрать цвет раскрашивания, щелкнув по одной из кнопок выбора цвета, раскрасить клетку с заданным адресом, щелкнув мышкой по клетке, в таблице алгоритма автоматически выделится следующая команда. Её надо выполнить так же, как и предыдущую. Если выделенная команда находится за границами таблицы, используйте полосу прокрутки таблицы (нажмите на стрелку вправо), когда будут выполнены все команды алгоритма, на экране появится правильный рисунок. Сравните два рисунка, исправьте ошибки, если они есть. - Вопросы? Переходим к компьютерам. (Тихо встали). Учащиеся работают в парах самостоятельно. (Оказать помощь тем, кто испытывает трудности) (Если ученик сделал очень много ошибок, можно щелкнуть по команде «Стереть». Затем щелкнуть по первому столбцу таблицы и начать работу заново) - Кто выполнит задание, сядьте правильно чтобы я поняла что вы закончили. |
Читают задание. Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя Делают физминутку. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Составляют алгоритм. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют алгоритм. Читают задание. Составляют алгоритм. Читают важную информацию Выполняют задания в компьютерной программе «Мышка-художник». |
Формирование умения отвечать на поставленные вопросы (К). Формирование умения анализировать информацию. (П). Развитие мышления (Л.). Умение делать вывод. (П). Развитие мышления (Л.). Формирование двигательных умений (Р). Формирование умения отвечать на поставленные вопросы (К). Развитие мышления (Л.). Формирование умения отвечать на поставленные вопросы (К). Развитие мышления (Л.). Формирование умения отвечать на поставленные вопросы (К). Развитие мышления (Л.). Развитие умения составлять алгоритм. (П) |
8.Рефлексия. Домашнее задание (3 минуты) Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. |
-Какая тема сегодня была на уроке? -Что интересного было в сегодняшнем уроке? Почему? - Что было трудным для вас сегодня? Почему? - Какие выводы вы сделаете для себя? -Все ли цели, которые мы с вами поставили на урок, были реализованы? - Я думаю, вы хорошо поработали. (Оценивание работы учащихся с обоснованием) Спасибо вам за урок. До свидания! |
Записывают домашнее задание в дневник. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Оценивают свою работу на уроке. |
Умение анализировать, умение делать выводы. (П). Умение оценивать свою работу на уроке. (Р) |