Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

6
0
Материал опубликован 7 January 2022 в группе

Тема

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки Г.Х. Андерсена. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

Педагогическая цель

Познакомить детей с творчеством Х.К. Андерсена и сказкой “Гадкий утенок”; Формирование интереса у учащихся к произведениям Г.Х. Андерсена; Развитие памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; Пополнение словарного запаса учащихся; Отрабатывать дикцию и выразительность; Воспитывать любовь к родной природе; Расширить читательский кругозор

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся научатся читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение, объяснять значение некоторых слов с опорой на текст с помощью словаря в учебнике либо толкового словаря; называть волшебные предметы и события в сказке; выделять особенности литературной сказки.

Личностные результаты

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Формы и методы взаимодействия

Формы: индивидуальная, фронтальная. Методы: словесный, наглядный, практический.

Основные понятия и термины

Сказка народная, сказка литературная, автор, волшебная сказка, сказочный сюжет, эпизод, иллюстрация, сказочный герой, положительный и отрицательный сказочный герой, тема сказки, художественно-выразительные средства, архаизмы.

Образовательные ресурсы

М/м презентация, учебные книги.



Технологическая карта урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя


Деятельность учащихся



1-ый урок. Знакомство с автором. Организация первичного восприятия сказки. Понятие о литературной сказке. Жанровые признаки волшебной сказки.



Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

Слово учителя. 1.Приветствие

2.Эмоциональный настрой

3.Проверка готовности к уроку

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, меня зовут Марина Ивановна .

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Куда мы с вами попадём

Узнаете вы скоро.

В стране далёкой мы найдём

Помощников весёлых.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

-Посмотрите на свои рабочие места – проверьте готовность к уроку.

Приветствует учащихся.

Эмоциональный настрой.

Проверяет готовности к уроку.

Фиксирует отсутствующих.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Речевая разминка.

Цель: Подготовка речевого аппарата к чтению

Дыхательно-артикулляционные упражнения

1)Вдох носом. Выдох через рот;

Вдох, задержка дыхания, выдох;

Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох по порциям.


2)Летела пчелка около уха: жжжжжжж

Ползет змейка в траве: сссссссссс

Летел комар и звенел: зззззззз

Сел на лоб, а мы его хлоп!

И поймали. (кулачек прижимается к уху)

Ззззззззз- пусть летит!

Определяет задание, следит за правильностью выполнения, своевременно исправляет

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

III.Введение в тему урока.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся(личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)


1.Вступительное слово учителя


Ребенок читает выразитель:

Девочка спит и пока, что не знает,

Жаба под утро ее украдет,

В нору упрячет бессовестный крот…

Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка? Чья это сказка?


-Из какого произведения эти строки? («Сказка «Дюймовочка»)

-Кто автор этой сказки? (Г.Х. Андерсен).

- Сегодня мы с вами поговорим о творчестве Г.Х. Андерсена и его произведении.

- Какие цели вы поставите перед собой?


Подводит учащихся к теме урока. Сообщает учащимся цель учебного занятия.





Формируют умения определять общие цели и задачи урока.


1.Повторение жанровых особенностей народных сказок, их видов.

- Что такое сказка? (Сказка- повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.)

-Какие виды русских народных сказок вы знаете?(О животных, бытовые, волшебные)

- Назовите главные признаки сказок о животных.(Главные герои- животные, композиция- цепевидная, большое обилие глаголов, включаются диалоги, повторяющиеся песенки.)

-Назовите главные признаки бытовых сказок. (в основе сюжета – необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений, реальные жизненные конфликты получают сказочное разрешение.)

- А какие сказки называются волшебными? (Это сказки, содержащие волшебство, чудеса, наличие волшебных персонажей, предметов, описание доминирует над диалогом.)

- А что общего для всех народных сказок? («Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок»)

Организует подготовку к восприятию нового материала.

Принимают и сохраняют учебную задачу. Формируют ответы на вопросы учителя.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1.Определение темы и задач урока.

- Сегодня мы посвятим урок одной из сказок Андерсена, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которая принесла писателю славу. Эта сказка появилась в 20 веке и называется она «Гадкий утенок». Сказку "Гадкий утёнок" можно считать автобиографической, ведь Х.К. Андерсен родился в бедной семье и знал немало горя, прежде чем прославиться. Так же, он является автором всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева», и многих других.

- Сегодня мы прочитаем сказку, выясним, к какому виду она относиться и каким настроением она проникнута.

Сообщает уч-ся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала.

Развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностные смысла учения.


IV. Усвоение новых знаний
и способов действий.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.


1.Понятие о литературной сказке.

-Ребята, вы читали сказки народные. Кто их автор? (народ)

-Как они дошли до нашего времени? (они передавались из уст в уста)

-Поэтому мы с ними знакомились в разделе устное народное творчество, но есть сказки авторские (литературные).

-Скажите, как можно поделить все авторские сказки? (русские и иностранные).

- Действительно, поэтому при чтению обратите внимание на особенности быта, культуры.

Авторы учатся у народа, поэтому их сказки тоже поучительные, заключают в себе какой-то урок.

-Сегодня на уроке мы должны выяснить, какую мораль заключил автор в этой сказке. Это сложная задача, но если вы будете внимательными читателями, то вы легко в этом разберетесь!

Организует внимание учащихся. Определяет задание. Следит за дисциплиной.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

2. Подготовка к восприятию

Итак, еще раз поговорим об авторе этой сказки

Сл.1. –(фотография Г.Х Андерсена и высказывание «Жизнь сама по себе является самой прекрасной сказкой.»)

Сл.2- к рассказу о детстве Андерсена. Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в семье бедного башмачника и прачки. в Дании, маленькой скандинавской стране на севере Европы. Родной город Оденсе казался Х.К. таинственным и прекрасным. В доме его родителей часто не бывало хлеба, не говоря уже о новой одежде и обуви. Отец - Андерсен-старший был большой книголюб, мечтатель. Но мечты его не сбылись: ни гимназии, ни дальних стран он так и не увидел. Зато свою любовь к чтению, желание учиться бедный башмачник передал своему сыну, раскрыв ему мудрость и красоту книг.

Ханс Кристиан рано научился читать и, побывав однажды в театре, сам начал сочинять пьесы и стихотворения. Он очень любил играть в кукольный театр. У него было множество самодельных кукол, для которых он мастерил костюмы из обрезков кожи и ткани. Уже в детские годы Андерсен сам сочинял “трагедии” и разыгрывал их с куклами. Художественно одарённого мальчика многие в его родном городе называли “маленький Уильям Шекспир”.

Когда ему исполнилось 14 лет, умер отец. И Ханс Кристиан отправился в Копенгаген, мечтая о карьере танцовщика или певца. Но долговязого, неуклюжего юношу не приняли в Королевский театр даже учеником актёра. Хорошо, что Андерсену посчастливилось в жизни встретиться с добрыми и мудрыми людьми. Они уговорили его учиться. И вот в семнадцать лет юноша уселся за парту с совсем маленькими детьми. Учение давалось не просто. Но упорство и трудолюбие помогли Андерсену окончить гимназию и поступить в университет. Всё это время он продолжал писать комедии, трагедии, стихи и романы, веря в свои силы. Он мечтал стать знаменитым. Но путь к славе нелёгок. Начинающего писателя преследовали непонимание и насмешки окружающих. И только к 30 годам, Андерсен понял, в чём заключается его настоящее призвание - быть сказочником. Всего за свою жизнь Ханс Кристиан Андерсен написал более 170 сказок.  Благодаря ним, он стал самым знаменитым сказочником мира.

 Ежегодно с 1967 года день 2 апреля - день рождения Андерсена, отмечается как Международный день детской книги.

 Учреждена Золотая медаль имени Х.К. Андерсена. Ею награждаются писатели, чьи произведения для детей признаны лучшими.

 

Сл. 3- Обложки книг сказок Андерсена.

Посмотрите, какие красочные обложки этих книг, на них изображены герои сказок.

Организует внимание учащихся. Рассказывает биографию А.С.Пушкина.


Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

Словесный.

3. Первичное восприятие

-Ребята, сейчас мы начнем читать «Гадкий утенок».

-Послушайте и подумайте, почему это произведение называют сказкой? А ещё постарайтесь объяснить, почему это волшебная сказка? (Читает учитель и подготовленные ученики по частям.)

Организует первичное восприятие стихотворения и проверяет его.

Руководит аналитическим чтением стихотворения, учит её анализировать.

Подводит к пониманию идеи стихотворения.

Организует внимание учащихся.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Владеют навыками выразительного чтения стихотворения.

Формулируют ответы на вопросы.

4.Проверка восприятия

-Понравилось вам произведение?

-Интересно было слушать и читать?

- Почему же это сказка?

(Потому что в ней происходят различные невероятные истории, это вымысел, ложь.)

- А как вы думаете, какого вида эта сказка? Бытовая о животных или волшебная? (Это сказка, в которой общаются животные, Это анималистическая сказка. )

Организует внимание учащихся.

Организует работу по теме урока, проводится опрос.


Слушают рассказ учителя Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес.


5. Выявление признаков волшебной сказки

- Это анималистическая сказка.

-Обратимся к тексту и докажем, что это волшебная сказка.

-В ней описаны диалоги животных: Это никак не возможно!- ответила утка – мать. – Он не красив, но у него доброе сердце, а плавает он не хуже, смею даже сказать, что лучше всех. –Остальные утята тоже милы – сказала знатная утка.

- В ней наблюдается борьба за справедливость: мама – утка добивалась, что бы к ее ребенку относились, как к равному, справедливо.

- Чем заканчивается сказка? (Сказка заканчивается тем, что птенец превратился в лебедя, который оказался самым прекрасным из всех лебедей)

- Что мы слышим в финале? (торжество, справедливость, победу, радость, счастье.)

-Чему нас учит эта сказка?

Определяет задание. Называет особенности литературной сказки. Своевременно исправляет ошибки учащихся.

Определяют особенности литературной сказки, определяют нравственный смысл литературной сказки.

IV. Итог урока

Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы.


Фронтальная, индивидуальная.

Словесный.

Обобщающая беседа

-Чем же сказка «Гадкий утенок» похожа на народную анималистическую сказку?( Сказка похожа на анималистическую тем, что в ней главные герои - -животные, они общаются, решают проблемы.)

- А что указывает на то, что это авторская (литературная) сказка? (Данная сказка написана не народом, а автором, что указывает на то, что данная сказка авторская.)

Д.З: еще раз прочитать сказку, разделить текст на части, и составить план.

-Оценки за урок получают…………………..


Обобщает знания, закрепляет знания, полученные на уроке.

Отвечают на поставленные вопросы, актуализируют знания, полученные в ходе урока.



2-й урок: Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» События сказочного текста.



I.Актуализация знаний

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей уроков; актуализация субъективного опыта учащихся.

1.Беседа по прочитанному.



-Назовите полное название произведения, которое читали на прошлом уроке.

-Кто автор этого произведения? (Ганс Христиан Андерсен)

- Каких героев запомнили? (Мама утка, гадкий утенок, знатная курица, селезень, кот.)

Проверяет усвоенные детьми знания по пройденной теме. Выявление пробелов первичного осмысления учащимися изученного материала.

Принимают учебную задачу. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности.

Обобщают полученные ранее знания.

II.Проверка д/з

Цель: 1.Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з большинством учащихся.

2.Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения.

3.Устранить пробелы, обнаруженные в ходе проверки д/з

Работа над планом.














-Дома вы должны были прочитать сказку, разделить её на части и составить план. Сколько частей вы выделили?

-Как вы их озаглавили?

(План записывается или на плакате вывешивается на доске)

-Как вы их озаглавили?

“Рождение утят”

“Ожидание последнего утёнка”

“Некрасивый утёнок”

“Купание утят”.

«Птичий двор”.

“Утенок убежал”. 

Прекрасное превращение.

-Ребята, перед вами иллюстрации к «Гадкий утенок». Рассмотрите их внимательно и скажите, какие эпизоды сказки изобразил художник. (Дети угадывают эпизод, но не пересказывают).

Выявление степени усвоения учащимися заданного учебного материала.

Обнаружение причин невыполнение д/з принятие мер для их ликвидаций.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, составляют план по тексту

2.Востонавление сюжета по картинкам

- Сегодня мы познакомимся с событиями сказочного текста.

- Проследим, как они развиваются

-Уточним, какую мысль хотел нам донести автор.


Задает вопросы следит за правильностью ответов. Ликвидация обнаруженных недостатков.

Отвечают на вопросы учителя. Слушают ответы товарищей и при необходимости исправляют ошибки.

III. Постановка учебной

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.


1.Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы познакомимся с событиями сказочного текста.

Проследим, как они развиваются; уточним, какую мораль хотел донести до нас автор.

Сообщает учащимся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала.

Развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностные смысла учения.


IV Усвоение новых знаний
и способов действий.

Цель: 1.Обеспечивать восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изученного материала(существенных признаков, понятий, знаков, теорий и пр.; правил и построенных на их основе алгоритмов)

2.Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)

3.Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала)

1.Выявление особенностей композиции

-Ребята, вспомните, что такое композиция?

Композиция –это построение произведения. В композицию сказок входят : зачин, развитие действия(эпизоды), кульминация, концовка.

-Сейчас мы с вами обратимся к тексту сказки и посмотрим, какова ее композиция.

-Есть ли у этой сказки зачин ? ( В ней нет зачина. Сказка начинается с развития действия)

-А какой традиционный зачин вы наблюдали, когда читали народные сказки? (Жили-были….В некотором царстве, в некотором государстве…)

- Так начинаются народные сказки. Но мы с вами читаем сказку авторскою. Андерсен начинает свою сказку по-другому - сразу идет развитие действия.

-Посмотрите на план, который вы составили. Сколько эпизодов вы выделили? Как развивается действие в сказке? (Дети кратко пересказывают эпизоды по плану)

-Обратите внимание, драматизм все время нарастает, конфликт развивается.

- Какой эпизод кульминационный? (Когда гадкий утенок полетел на встречу лебедям.)

-Что является концовкой?

- На что похожа эта концовка? (на мысли человека, когда его очень часто преследуют несчастья).

-Сделаем вывод, в чем особенность композиции литературной сказки Андерсена?

(Каждый герой сказки поступал плохо с утенком, только потому что он был не такой как все остальные). )

Обобщение: В конце сказки можно увидеть, что все те лишения и огорчения, которые перенес утенок, лишили его уверенности.

Организует внимание учащихся. Определяет, что такое композиция, зачин.

Проверяет полноту знания сюжета.

Задает вопросы учащимся.

Называет особенности народной сказки. Своевременно исправляет ошибки учащихся.

Отвечают на поставленные вопросы, актуализируют знания, полученные в ходе предыдущих уроков.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Определяют особенности народной сказки.

2. Выявление

особенностей сказочного сюжета.

-Что такое сюжет? Это последовательность событий, в нем обязательно присутствует конфликт. Что такое конфликт?

Конфликт – это столкновение мнений, взглядов, жизненных позиций, интересов и пр. По конфликту волшебные сказки бывают героические (герой борется с волшебной силой); социальные (герой борется с несправедливостью); семейные (конфликт происходит в семье или сказка носит нравоучительный характер).

-Как вы думаете, наша сказка по конфликту к какому виду относится? (социальная, потому что утенок борется с несправедливостью.)

-Попробуем определить, кто в сказке вступает в конфликт и с кем?

(Утенок с уткой, знатной уткой, котом, селезнем).

-Кто-то помогает или мешает гадкому утенку?

(Мама – утка защищала от обид, но его обижал кот, курица)

- А в каком месте сказки вы особенно переживали за её героев?

(Когда гадкого утенка выгнали из хозяйственного двора)

Обобщение: Г.Х Андерсен – мастер в создании сказочного сюжета. Ему удалось так соединить сюжетные линии, чтобы нам, читателям, было интересно, чтобы мы переживали различные чувства, чтобы мы не оставались равнодушными к судьбе героев.


- Что такое сказка? (Сказка- повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.)

-Какие виды русских народных сказок вы знаете?(О животных, бытовые, волшебные)

- Назовите главные признаки сказок о животных.(Главные герои- животные, композиция- цепевидная, большое обилие глаголов, включаются диалоги, повторяющиеся песенки.)

-Назовите главные признаки бытовых сказок. (в основе сюжета – необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений, реальные жизненные конфликты получают сказочное разрешение.)

- А какие сказки называются волшебными? (Это сказки, содержащие волшебство, чудеса, наличие волшебных персонажей, предметов, описание доминирует над диалогом.)

- А что общего для всех народных сказок? («Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок»)

Раскрывает понятия сюжет и конфликт. Строит беседу по выявлению особенностей сказочного сюжета.

Опираясь на опорный текст, составляют рассказ. Дают словесную характеристику главным героям сказки.

3.Работа с иллюстрациями

упражнение в выразительном чтении эпизодов

Откройте учебник на странице 200, внимательно посмотрите на иллюстрацию. Найдите в тексте слова, которые описывают действие, происходящие на иллюстрации


Откройте учебник на странице 205, внимательно посмотрите на иллюстрацию. Найдите в тексте слова, которые описывают действие, происходящие на иллюстрации


С каким настроение вы читали эти отрывки?

-Понравились вам эти отрывки?

-Как вы думаете, на чьей стороне автор: на стороне добрых сил или злых?

-Как вы бы поступили в отношении гадкого утенка? Почему?

Организует внимание учащихся,

Проверяет полноту осознанности сюжета

Задает вопросы учащимся.

Умеют работать с иллюстрациями и сюжетом.

Высказывают свое отношение.


V.Итог урока

Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы.

Обобщающая беседа

Оценки за урок

Дом.задание

-Что нового узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось?

-Оценки за урок получают…………………..

-Д\З:

1) Отметить в тексте места (слова, словосочетания, поступки, речь), характеризующие героев.


Организация деятельности учащихся по коррекции выявленных недостатков учащихся.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. Оценивают свою деятельность на уроке.



3-й урок: Герои литературной сказки. Сказочный герой. Художественно-выразительные средства.



I. Актуализация знаний

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей уроков; актуализация субъективного опыта учащихся.

1. Уточнение понятия «сказочный герой»

- Скажите, как звучит полное название произведения, которое мы читаем.

-К какому жанру относиться это произведение,? (Сказка)

-Какие герои действуют в этом произведении? (Раз это сказка, то и герой сказочный)

-Главным героем сказки является Гадкий утенок. Настоящий сказочный герой: все основные действия сказки разворачиваются именно вокруг него.


Проверяет усвоенные детьми знания по пройденной теме

Принимают учебную задачу. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности.

II. Постановка учебной задачи

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.


1.Сообщение темы, определение целей урока.

- Сегодня мы особое внимание уделим героям сказки, подумаем, какими чертами характера их наделил автор, поразмышляем над их поступками.


Сообщает учащимся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала.

Развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностные смысла учения.


III. Усвоение новых знаний
и способов действий.

Цель: 1.Обеспечивать восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изученного материала(существенных признаков, понятий, знаков, теорий и пр.; правил и построенных на их основе алгоритмов)

2.Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)

1. Уточнение системы образов (сравнительная характеристика героев)

-Ребята, каких героев сказки вы запомнили? Сколько их?

- Ребята, а как вы думаете, кто главные герои сказки?

(Гадкий утенок. Мама -утка).

-Почему вы так решили? (Вокруг них группируются другие герои, все важные события в сказке связаны с ними, именно они являются действующими лицами в главных эпизодах).


- Сейчас мы вместе попробуем определить, какими чертами характера наделил автор Гадкого Утенка.

-На доске записаны слова - характеристики, распределите их , слова, описывающие гадкого утенка, и слова, не подходящие для его характеристики. (самостоятельная работа)

Добрый, милосердный, вспыльчивый, сильный, энергичный, простой, гостеприимный, практичный, справедливый, пассивный, наивный, внимательный, любящий, доверчивый, гадкий.

-Проверим, как вы справились с заданием. Итак, каким вам представился гадкий утенок: Добрый, простой , доверчивый.



-Теперь сделаем вывод, что же в первую очередь отталкивало других героев сказки от утенка? (он гадкий). А волновало ли наличие других душевных качеств остальных героев?(Нет).

Организует внимание учащихся.

Организует работу по теме урока, проводится опрос. Создает условия для самостоятельной работы.



Внимательно слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.


3.Выявление языковых особенностей сказки

-А какими художественными средствами пользуется автор, чтобы сделать описание в сказке зримым, ярким, запоминающимся?

- Прочитайте отрывки и назовите те выражения, значение которых вам не ясно:

-смётано-сложено в копны

-озираться –осматриваться

-и меня однажды провели-обманули

-орава - беспорядочное и шумное скопление людей

-несуразный, нелепый- нескладный

-подойник-сосуд, в который стекает молоко при ручном доении

-ликующий- радующийся

Рожь – хлебный злак, молотые зёрна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба.

Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом.

Лопух – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист.

Выкарабкались – после больших усилий вылезть из скорлупы.

Озираться – оглядываться назад.

Канава – длинный, неширокий ров.

Бултыхнуться – падать в воду.

Ров – длинное углубление, вырытое в земле.


Определите внешний вид героя, каким его изобразил автор? (гадкий).

Подберите синонимичный ряд к слову «гадкий» (мерзкий, вызывающий презрение).


-А какие слова в сказке говорят нам о давности времени и событий в ней описанных? Как называются эти слова? Найдите их в тексте

(Архаизмы (устаревшие слова, вышедшие из обихода в современной жизни): сметано, озираться.


Обобщение:

Для языка Андерсена характерны точность, образность, яркость. Он использовал слова, характерны для его народа, тем самым, вовлекая нас в культуру его страны.

Организует внимание учащихся. Организует класс к выполнению самостоятельному чтению текста по рядам. Задаёт вопросы к прочитанному тексту.

Внимательно слушают, выполняют самостоятельное чтение и отвечают на поставленные вопросы.


4. Характеристика героев, представляющих силы зла.

-А кто из героев сказки вызывает у вас антипатию? Почему? Какими отрицательными чертами наделяет их автор?

Словарная работа: зависть, злоба, коварство. Что означают эти слова (индивидуальное задание учащемуся)

-А как эти качества проявляются в словах и действиях героев?

У утят, селезня, петуха, курицы. Они обижали гадкого утенка, тем самым они изгнали его из хоз двора.

Обобщение:

-Прощает ли гадкий утенок своих обидчиков? А мы, читатели?

Обобщение:

На примере этой сказки мы убедились в том, что добро побеждает зло. Как вы думаете, добро и зло живут только в сказках? Как вы думаете, что сильнее, добро или зло? А в наше время существует добро? А зло?

Организует деятельность учащихся по отработке изучаемых знаний и способов действий.

Внимательно слушают и воспринимают задания, проявляют интерес и задают вопросы. Выполняют словарную работу.


V.Итог урока

Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы.

1. Ответы на проблемные вопросы урока




2. Работа над смыслом пословиц

-Вернемся к главным вопросам урока. Сформулируем выводы.

- Какими качествами надел автор Гадкого утенка?

-Как отрицательные герои повлияли на судьбу утенка?

-Какие чувства вызывает у нас Гадкий утенок?


Подберем пословицы, подходящие к этой сказке:

Язык острее меча.

Некрасив собой, но красив душой.

Суди не по внешности, а суди по делам.

Всему свое время.

Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.

Не бросай друга в несчастье.

Друзья познаются в беде.


Обобщает знания, закрепляет знания, полученные на уроке.

Отвечают на поставленные вопросы, актуализируют знания, полученные в ходе урока.



4-ый урок. Тема сказки. Нравственный смысл сказки. Рисунки к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.



I. Актуализация знаний

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей уроков; актуализация субъективного опыта учащихся.

1. Беседа по прочитанному ранее.

- И так ребята, вспомните прошлый урок, какими качества автор наделил Гадкого утенка?

Какие качества были у отрицательных героев?

Вспомниет пословицы, которые подходят к этой сказке.

Проверяет усвоенные детьми знания по пройденному материалу.

Принимают учебную задачу. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности.

II. Постановка учебной задачи

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1. Сообщение темы, определение целей урока

- Сегодня мы завершим работу над сказкой Г.Х Андерсена «Гадкий утенок»

Вспомним сюжет этой сказки и ответим на вопросы.


Сообщает учащимся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала.

Развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностные смысла учения.


III. Усвоение новых знаний
и способов действий.

Цель: 1.Обеспечивать восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изученного материала(существенных признаков, понятий, знаков, теорий и пр.; правил и построенных на их основе алгоритмов)

2.Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)

3.Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала)

1.Викторина по сказке

Откройте учебник, сейчас будут появляться вопросы, а вы должны найти ответ на странице учебника:

- Все ли утята сразу появились на свет?

- Каким оказался, по мнению утки, последний утёнок?

- Что сказала утка, когда увидела последнего утёнка? На кого он был похож?

- Куда отправилась утка со своей семьёй? (К ближайшей канаве)

- Как утята учились плавать?

- Как плавал серый утёнок?

- О каких опасностях предупредила утка своих деток? (Чтобы они береглись кошек и смотрели, чтобы на них никто не наступил)

- Что ожидало бедного, некрасивого утенка на птичьем дворе? (Его клевали и толкали, никто не давал ему проходу)

- Что говорили о нем на птичьем дворе?

- Как повел себя индейский петух? (Подлетел, залопотал, гребешок у него налился кровью)

- Как страдал утенок из-за своей внешности? (Он жалел, что родился таким, что никто не хочет с ним из-за этого дружить)

Организует внимание учащихся,

Проверяет полноту осознанности сюжета

Задает вопросы учащимся.


Проводит викторину по сказке

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Высказывают свое отношение.


2. Игра «Верю, не верю»

Отвечая на мои вопросы, вы должны поднимать руку, если вы мне верите, не поднимать руки – если не верите:

-Утка вывела на свет индюшат.

-Петух принял на хоз двор утенка.

-Другие утята хорошо отнеслись к утенку.

-Кот был другом утенка.

-У утенка не было друзей.

-мама – утка защищала утенка от нападок других.

Задает вопросы учащимся.


Проводит игру «Верю, не верю»

Выполняют задания, Активно отвечают на вопросы

3. Игра «Продолжи фразу»

Можно предложить карточки или использовать слайды (текст зачитываю дети): ответ можно найти в учебнике:

1. — Живо! Живо! — закрякала утка, и утята заторопились, кое-как выкарабкались и начали озираться кругом, разглядывая зелёные листья лопуха; мать не мешала им — зелёный цвет полезен для глаз.

2. — Постой-ка, я взгляну на яйцо! — сказала старая утка. — Может статься, это индюшечье яйцо!

3. «Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитыми ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!»

4. — Да, новый, новый! — хлопали в ладоши и приплясывали от радости; потом побежали за отцом и матерью и опять бросали в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили, что новый красивее всех. Такой молоденький, прелестный!

5. И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:

Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был ещё гадким утёнком!

Организует внимание учащихся,

Проверяет полноту осознанности сюжета

Задает вопросы учащимся.


Проводит игру «Продолжи фразу»

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Высказывают свое отношение.


4.Работа с рисунками

-Многие художники и композиторы были вдохновлены сказочными образами, которые создал Андерсен.

Посмотрите на работы польского художника Ричарда Мравика.

Он создал целую серию картин под названием «Чудесное превращение».

Художник при помощи кисти оживил сказку в своих ярких, эмоциональных работах.

Обобщение:

Художник передал все те душевнее страдания, которые перенес Гадкий утенок. После чудесного превращения мы можем видеть великолепно белоснежного лебедя, который как бы говорит нам, что пусть я и был некрасив собой, но красив душой.


-Как вы думаете, что олицетворяет образ лебедя в сказке?

(Добро)


-Сегодня мы хотели бы показать вам иллюстрации к сказкам писателя, выполненные замечательным художником Ричардом Мравика.

Характерные черты стиля: красота, реалистичность, можно даже подумать, что это не картина, а фотография, художник настолько четко передает цвет и красоту, что создается впечатлении, будто бы мы это видим в живую.

Ричард художник – самоучка, именно поэтому его работы такие необычные, не похожие на картины других художников.

-Ребята, иллюстрации к какому эпизоду сказки вы видите? (Рисунки вынесены на слайды). Опишите, что вы видите? Что вам особенно нравится?


Организует внимание учащихся. Использование наглядного материала (иллюстраций).

Организует работу по теме урока, проводится опрос. Создает условия для самостоятельной работы.



Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Высказывают свое отношение.



5. Определение темы, нравственного смысла сказки

-Ребята, а как вы думаете, что легче :помочь нуждающемуся или обидеть его? (обидеть)

Обобщение:

Эта сказка добрая. Она говорит нам: «Умейте прощать, и тогда все будут счастливы!» Но еще я бы добавила: «учитесь радоваться чужому счастью, успеху, удаче, не завидуйте другим людям». А еще не стоит забывать, что не всегда внешность олицетворяет наш внутренний мир.

Организует внимание учащихся. Постановка учителем вопросов репродуктивного характера.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Высказывают свое отношение.


V.Итог урока

Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы.

1. Обобщающая беседа

-Вот и закончили мы работу со сказкой «Гадкий утенок» Мы не только исследовали сказочный мир, созданный Андерсеном, но и открыли для себя что-то новое. А закончить урок я хочу словами одного зарубежного литературного критика:


Вершиной литературы для детей (равно как и для взрослых) явилось творчество Ганса-Христиана Андерсена, чьи сказки – бесценное достояние всего человечества.


-Согласны ли вы с такой оценкой творчества писателя?

-Что нового вы узнали на уроке?

- С каким настроением вы уходите с урока?

Обобщает знания, закрепляет знания, полученные на уроке.

Отвечают на поставленные вопросы, актуализируют знания, полученные в ходе урока.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.