Технологическая карта урока чтения на тему «Ганс Христиан Андерсен. Сказка "Гадкий утёнок"»

0
0
Материал опубликован 23 May 2022

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ЗернПК»)






Технологическая карта урока


По дисциплине: Литературное чтение





Выполнила: Студентка 5 курса

Группа: П-51 А

Специальность: 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

Дзюба К.А.













Зерноград

2022

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ


Класс: 3

Предмет: литературное чтение

Тема урока: «Ганс Христиан Андерсен. Сказка «Гадкий утенок»

Тип урока: открытия нового знания

Цель: познакомиться с жизнью и творчеством писателя Ганса Христиана Андерсена

Задачи:

-освоение знаний о творчестве Ганса Христиана Андерсена

-овладение умениями выразительного чтения

- развивать, творческую активность, мышления, речь, умения работать над прочитанным текстом

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

1.проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в использовании, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста.

2.развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

3. самоопределение к деятельности

4. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.





Регулятивные УУД:

-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

- Давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные УУД:

-Формулировать собственное мнение и позицию

-умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, слушать мнения других.

-Использование учеником адекватных речевых высказываний

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Познавательные УУД:

- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.

пользоваться разными видами чтения

- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.

-составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник «Литературное чтение», письменные принадлежности, карточки с текстом речевой разминки

Материалы для учителя (оборудование):учебник «Литературное чтение», презентация, технологическая карта, видеопроектор, видеоматериалы из сказок Ганса Христиана Андерсена.

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методы обучения

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учащихся. Психологически настраивает на урок.

Здравствуйте, дети. Меня зовут Карина Александровна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

Я скажу слова "Добрый день ..." и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой -значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Добрый день всем девочкам!...

- Добрый день всем мальчикам!...

- Добрый день всем тем, кто сегодня чистил зубы!...

- Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!

- Добрый день всем, кто любит конфеты!

-Поприветствуем друг друга, и пожелаем хорошего настроения на уроке.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.




Л: самоопределение к деятельности.

Формирование готовности восприятия учебного материала

2. Актуализация опорных знаний

Организует речевую разминку.

На доске написан текст:

Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Лена искала весь день.

-Ребята, и начнем мы наш урок с речевой разминки.

- На доске, у нас написан текст, посмотрите и прочитайте его с удивительной интонацией; с вопросительной интонацией; с огорчением, скороговоркой.

(Затем я предложу желающим повторить индивидуально)

Проводит актуализацию опорных знаний.

-Предлагает посмотреть отрывки мультфильмов, созданных по сказкам Ганса Х.А.

-Ребята, кто написал эти сказки?

-Молодцы, вы правы!


-Какие сказки Г.Х.Андерсена вы читали и знаете?

Дети выполняют упражнение вместе с учителем


Желающие, повторить индивидуально, выполняют упражнение.





Смотрят отрывки Эти сказки написал Ганс Христиан Андерсен


Отвечают на вопрос

Л: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


Упражнение





Метод повторение,

Устный опрос







Поощрение


Беседа

3.Организация познавательной деятельности



3.1. Целеполагание

























3.2. Открытие нового знания.


































3.3.Первичное закрепление













3.4. Самостоятельная работа








3.5. Повторение и включение в систему знаний


Организует выход на тему урока учащимися.

-Ребята, как вы понимаете слово гадкий?

Гадкий- очень плохой, мерзкий, вызывающий отвращение.

-Придумайте синонимы к слову гадкий.


-ребята, какую тайну может хранить яйцо? Кто может из него вылупится?

А про кого эти загадки?

1)Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок,

может плавать и нырять,

как его родная мать.

2)Пушистый матросик, лопаточкой носик. На ножках коротеньких. Красные ботинки.


-Ребята, вы догадались, какая тема нашего урока?

-Какую цель мы поставим на урок?








Рассказывает биографию Г.Х.Андерсена

-Правильно, Ребята. Послушайте его биографию

(прил. 2)

Ребята, в тексте вам встретятся трудные слова давайте разберем их значение. Как вы думаете, что это слово обозначает?

(Слова написаны на обратной стороне доски)

Открывает доску с заранее выписанными словами

Организует работу над словами

Рожь – хлебный злак, молотые зёрна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба.

И меня однажды провели - обманули

Орава - беспорядочное и шумное скопление людей

Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом.

Лопух – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист.

Выкарабкались – после больших усилий вылезть из скорлупы.

Озираться – оглядываться назад.

Канава – длинный, неширокий ров.

Бултыхнуться – падать в воду.

Ров – длинное углубление, вырытое в земле.

Физкультминутка

танец маленьких утят


Организует работу с учебником и знакомство с новым произведением.

- Теперь давайте откроем учебник на с. 150-156. и начнём читать наш рассказ. Я начну, а затем вы продолжите. Следите внимательно за чтением.



- Какое настроение сложилось у вас после знакомства со сказкой Г. Х. Андерсена? Почему?

- Был ли утенок агрессивен к обитателям двора?

- Был ли он высокомерен?

-Можно ли обижать тех, кто отличается чем-то от тебя?

- Я предлагаю вам представить, вечер в старой избушке. Курица - Коротконожка забралась на насест, Кот – Сыночек разлегся на лежанке. В избушке тускло горит свеча, и они каждый день обменивались впечатлениями. Какие впечатления у них были об этом дне.

- Сейчас будет работа по парам, представьте, что кто-то из вас будет котом, а кто-то курочкой. Попробуйте обменяться впечатлениями о прошедшем дне, когда к вам пришел утенок.


(опрос по 1 паре с ряда)


- Как вы думаете, птичий двор заметил исчезновение утенка?


- Почему?


- И мама утка не заметила?





- Давайте представим, что нам нужно поставить мультфильм под названием «Мама утка вечером». Как же вела себя мама утка вечером после исчезновения утенка. Давайте это попробуем показать.

(по одному ученику около доски)


-Как вы думаете, какова главная мысль этой сказки и в чём её поучительный смысл?

С помощью техники «Вопрос-ответ» помогает детям сформулировать главную мысль сказки

Приложение 2

Организует самостоятельную работу по созданию синквейна

-Составьте синквейн к слову

«Утенок»

Верный друг, смелый

Приходит на помощь, держит слово, …

Сам погибай, а товарища выручай.

Молодцы!

- Как выдумаете, какие положительные и отрицательные качества могут воспитываться в характере, если попадать в такие же истории, как и Гадкий утенок?

 -Какие качества Гадкого утёнка помогают ему справиться с бедами?

 Почему утке долго пришлось высиживать яйцо

Каким оказался вылупившийся птенец? (Большим, не таким, как все.)

Прочитайте, о чем думала мать, глядя на птенца?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

Кто был на птичьем дворе?

Как жители птичьего двора отнеслись к появлению птенца?

Прочитайте, как утка защищала утенка.

Кто на птичьем дворе был знатного рода и чувствовал свое превосходство над другими?

Как они отнеслись к утенку?

Почему утенок сбежал с птичьего двора?

Кого встретил утенок на болоте? (Диких уток.)

Прочитайте, что подумал утенок, когда его не стала есть охотничья собака?

Как утенок оказался в избушке?

За кого его приняла старушка и почему? (Старуха приняла утенка за жирную утку, так как плохо видела.)

Кто жил в избушке? (Кот и курица.)

Почему утенку было плохо в избушке у старушки?

Какие чувства охватили утенка, когда он увидел лебедей? Прочитайте.

Кто из вас дочитал эту сказку и может сказать, чем она закончилась?

Чему учит сказка «Гадкий утенок»? (Нельзя обижать слабых, некрасивых, не таких, как все, надо их защищать, доброта и чуткость будут вознаграждены.)

Каким оказался гадкий утенок? (Великодушным, благородным, доброта, чуткость, страдания – вознаграждены.)

Стал утенок потом счастливым? (Да.)

Эту сказку автор назвал автобиографической, как думаете, почему? (Автор родился в бедности, некрасивым, смеялись над ним, обижали его, часто играл один. Поначалу никем не признанный, этот благородный, трудолюбивый, талантливый человек добился всемирного признания.)


Отвечают на вопросы учителя

-противный, мерзкий, омерзительный, неприятный.



-Высказывают свое предположение




Отгадывают загадки





Формулируют цель урока.

Сказка Андерсена «Гадкий утенок»

-познакомиться с жизнью и творчеством писателя Ганса Христиана Андерсена


Слушают рассказ учителя


Высказывают свое мнение









Проводят работу над словами вместе с учителем












Работают с учебником, знакомятся с новым произведением.

Читают текст по цепочке.




отвечают на вопросы





Слушают учителя






Меняются впечатлениями. Работа в парах





Нет

- Они его не приняли

- Заметила, потому что он был ее собственный сын, и она любила его таким, какой он есть.


Формулируют главную мысль сказки



Выполняют творческое задание по «постановки мультфильма»






Составляют синквейн






-Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение





Отвечают на вопросы учителя

Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей


К:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации



Р:определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей








































П: пользоваться разными видами чтения

Р:Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Л:развитие навыков сотрудничества со взрос-лыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.







Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

















К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации








.

Коммуникативные:

развивают навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях





Предметные:

объясняют авторское и собственное отношение к персонажам





Беседа
























Рассказ
















Разъяснения

















Чтение по цепочке







Опрос
















Работа в парах

Творческая работа










Беседа

Творческая работа по составлению синквейна





Рассказ






Беседа




















Беседа по содержанию

















4. Рефлексия учебной деятельности

Проводит рефлексию

На столе у каждого ученика лежит карточки с сигнальными знаками светофора

-Вот и подошел наш урок к концу. Вы хорошо поработали.

Оцените себя при помощи сигнальных светофорчиков:

1) на уроке я работал активно или нет;

2) своей работой я доволен или нет;

3) понравилось ли работать в своей группе;

4) хорошо ли поработала моя группа;

5) понравился ли мне урок


- отвечают на вопросы



Оценивают свою работу на уроке

Личностные

Формировать самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими; самоанализ

Беседа


Поощрение


Самооценка

Приложение1

1.Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805г. в крошечном городке Оденсе, в Дании. Отец его был бедным башмачником, и детство сказочника прошло в скромном доме. Там он мог видеть все, что потом ожило в его сказках и приобрело глубокий смысл: и солдатика, сделанного из старой оловянной ложки; и штопальную иглу; и тот огород в ящике, что потом он изобразил в сказке "Снежная королева". Семья башмачника жила трудно, как живут все бедные люди на земле. Хансу Кристиану в 12 лет пришлось пойти работать на суконную фабрику. И учиться он мог только по вечерам в бесплатной школе для бедных. Но он учился с увлечением, страстью, все свободное время читал и слушал. Читал книги и слушал сказки — их он любил больше всего на свете. Он решил стать писателем и писать сказки. Это было непросто, но Ханс Андерсен был такой же стойкий и упорный, как его оловянный солдатик. А в сказках он говорил всем правду так же, как мальчик из сказки о голом короле. Андерсен стал первым добрым советчиком всех детей на земле. А значит, и всех людей, потому что все взрослые люди были когда-то детьми. Сказки Андерсена написаны не только для детей. В них заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют людям радость всегда, до самой их глубокой старости.

Приложение2

Д – страна, где родился великий сказочник (Дания)

О – что увидел утёнок в зеркальной воде (отражение)

Б – где очутился утёнок, после того как сбежал с птичьего двора (болото)

Р – что испытали дети, увидев нового лебедя (радость)

О – что зеленело на полях летом (овёс)

Т - на звук какого музыкального инструмента был похож крик лебедя (труба)

А – назовите автора сказки «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик» (Андерсен) Слово – Доброта (Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. )
















Самоанализ урока

Урок литературного чтении был проведен во 3 классе по теме : «Ганс Христиан Андерсен. Сказка «Гадкий утенок». Программа обучения –«Школа России». Тип урока: открытие нового знание.

В соответствии с темой была сформулирована цель: познакомиться с жизнью и творчеством писателя Ганса Христиана Андерсена

Для реализации цели урока были определены задачи:

- освоение знаний о творчестве Ганса Христиана Андерсена

- овладение умениями выразительного чтения

- развивать, мышления, речь, умения работать над прочитанным текстом

Первая задача решалась на этапах организации познавательной деятельности и открытия нового знания с помощью методов: беседа, рассказ, работа с книгой.

Вторая задача решалась на этапе первичного закрепления с помощью методов: Беседа, чтение по цепочке.

Третья задача решалась на всех этапах урока с помощью организации разнообразных видов деятельности обучающихся.

На протяжении всего урока велась работа по достижению планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных.

На этапе мотивации к учебной деятельности формировались личностные УУД при организации настроя учащихся на урок.

На этапе актуализации опорных знаний формировались личностные УУД при повторении пройденного материала.

На этапе организация познавательной деятельности формировались регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД с помощью метода: беседа, работа с книгой, упражнение.

На этапе открытия нового знания формировались личностные, регулятивные УУД с помощью методов: беседа, упражнение.

На этапе рефлексии учебной деятельности формировались личностные УУД при оценивании деятельности учащихся на уроке.

Я считаю, что мне удалось включить детей в запланированную деятельность на всех этапах урока. Организованная работа позволила обучающимся ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя учебник, и информацию, полученную на уроке.

Урок достиг поставленной цели. Критерием этой оценки является конкретный результат урока, а именно освоенные и сформированные УУД. Данный материал соответствовал возрастным возможностям учащихся.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.