Лэпбук как средство активизации речевой и познавательной деятельности дошкольников с ОНР

3
0
Материал опубликован 18 January 2019

Лэпбук как средство активизации речевой и познавательной деятельности дошкольников с ОНР Подготовила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» Оксана Евгеньевна Стрижевская Великая цель образования —  не только знания, но и прежде всего действия. Н.И. Мирон

Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга». Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему

Лэпбук – это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде: доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность; полифункциональность – использование папки в различных видах детской активности. Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально; трансформируемость – лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; вариативность – периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей. В лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части; насыщенность – среда соответствует возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой)

Чтобы процесс обучения был еще более эффективнее Визуалам (детям с хорошей зрительной памятью) стоит включить фантазию и представить красочно оформленный материал. Аудиалам (детям с хорошей слуховой памятью) желательно проговорить то, что они пишут, рисуют и услышать как бы «звуки» событий или предметов. Кинестетам (кому важны тактильные ощущения). Таким детям лучше всего двигаться во время игры с лэпбуком, менять позы, «держаться за предметы» разных фактур. Дискретам (дети опирающие на логику) предстоит систематизировать материал, что поможет увидеть суть и обнаружить взаимосвязи

Преимущество использования лэпбука для дошкольника с ОНР: Преимущество использования лэпбука для дошкольника с ОНР: способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме; помогает структурировать сложную информацию; развивает познавательный интерес и творческое мышление; способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме

Лэпбук «В гостях у сказки» ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЛЭПБУКЕ: НА ЛЕВОМ РАЗВОРОТЕ: Куклы для плоскостного кукольного театра; Загадки НА ЦЕНТРАЛЬНОМ РАЗВОРОТЕ: Декорации для кукольного театра НА ПРАВОМ РАЗВОРОТЕ: «Собери пазл»; «Собери картинки правильно» НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ РАЗВОРОТЕ СНИЗУ: «Угадай сказку»; «Собери картинку и расскажи сказку»

Лэпбук «Осень» ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЛЭПБУКЕ: НА ЛЕВОМ РАЗВОРОТЕ: Стихотворения и загадки про осень (карточки); Дидактическая игра «Как готовятся к зиме…» (гармошка); Лексико-грамматическое задание «С какого дерева лист?» (пазлы); Игра-пазл в складной сумочке «Собери картинку по слогам» НА ЦЕНТРАЛЬНОМ РАЗВОРОТЕ: «Посмотри и назови» (осенние месяцы); «Выбери приметы осени» (конверт); «Что есть что?» (разложить овощи и фрукты). НА ПРАВОМ РАЗВОРОТЕ: «Синичкин календарь» (мини-блокнотик); «Помоги белочке собрать грибы» (корзинка с картинками); Дидактическая игра «Найди лишнее. Добавь недостающее»(парные карточки). НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ РАЗВОРОТЕ СПРАВА: «Разминка для пальчиков» (пальчиковая гимнастика); «Выучи стихотворение по картинкам» (гармошка); «Громко, четко повторяй»(карточки)

Лэпбук «Развиваем речь» ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЛЭПБУКЕ: НА ЛЕВОМ РАЗВОРОТЕ: «Составь рассказ»; «Составь предложение». НА ЦЕНТРАЛЬНОМ РАЗВОРОТЕ: «Быстро , четко повторяй» чистоговорки (автоматизация звуков в фразах); «Звуковые часики» (развитие фонематического слуха и фонематического восприятия); «Телевизор» (автоматизация звуков в словах, словосочетаниях и фразах); «Круговорот слов» НА ПРАВОМ РАЗВОРОТЕ: Артикуляционная гимнастика; «Речевые дорожки» (автоматизация изолированного звука); «Придумай истории используя картинки» (автоматизация звука в словах, словосочетаниях) НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ РАЗВОРОТЕ СПРАВА: Дыхательные упражнения «Облачка и солнышко»

Лэпбук «Мы со звуками играем» ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЛЭПБУКЕ: НА ЛЕВОМ РАЗВОРОТЕ: Игра «Половинки» (логопедическое лото); Игра «Подводная лодка» (логопедическая линейка, набор карточек) НА ЦЕНТРАЛЬНОМ РАЗВОРОТЕ: Игра «Собери и назови» (пазлы); «Догадайся сам и загадай друзьям» (книжка-гармошка); «Расскажи историю» (набор картинок); «Артикуляционная гимнастика» (логопедические часы, набор карточек); Игра «Цепочка» (логопедический кубик, карточки) НА ПРАВОМ РАЗВОРОТЕ: Чистоговорки (мини-блокнотик); Игра «Звуковые дорожки» (логопедические часы и дорожки) НА ЦЕНТРАЛЬНОМ ПОЛОТНЕ: Тематическое панно «Луг, солнце, облака» (площадка для творческих игр)

Игра «Подводная лодка» Игра «Половинки» Игра «Догадайся сам и загадай друзьям» Артикуляционная гимнастика

Игра «Звуковые дорожки» Игра «Придумай историю»

Новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у дошкольника с ОНР, таких как: уверенность в собственных силах; любознательность; способность к волевым усилиям; самостоятельность; инициативность

Список использованных источников: Батяева С. В. Логопедические пазлы /С. В. Батяева. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС». 2012. — 12с. Бреславцева Е. В. Лэпбук как средство обучения математическим навыкам детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 26–30. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164. Лиханова Т. В. «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал «Обруч» № 4, 2015 год. http://nitforyou.com/lepbuk/ http://sovets.net/15664-lepbuk.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации