Лэпбук как средство активизации речевой и познавательной деятельности дошкольников с ОНР
Пояснительная записка к презентации
лэпбук как средство активизации речи у дошкольников с ОНР
PPTX / 4.65 Мб
СЛАЙД 1
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка.
СЛАЙД 2
Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому я решила использовать в своей работе совершенно новое, интересное, незаменимое методическое пособие – лэпбук.
СЛАЙД 3
Лэпбук позволяет ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с ОНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Лэпбук – это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса и отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде.
СЛАЙД 4
Лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие, средство развития речи детей. Это пособие имеет яркое оформление, четкую структуру, интересно оформленный материал – различные развивающие и творческие задания «спрятаны» в кармашках, «окошках», обычных и фигурных конвертах, разных блокнотах, мини-книжках, книжках-гармошках, в подвижных деталях. Выполняя задания на схемах, рисунках, в играх, на карточках ребенок может в лёгкой и непринужденной форме узнавать что-то новое, а также закреплять и совершенствовать свои знания по определенной теме.
Для ребенка лэпбук – это игрушка, в которой собрано много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов (дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок), которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям.
Для родителей же, которые осознают важность образования в современном мире, лэпбук – это великолепный инструмент организации деятельности детей дома, метод домашнего обучения. Для педагогов дошкольного образования тематическая папка – современный способ организации познавательной деятельности дошкольников.
СЛАЙД 5
Содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.
СЛАЙД 6
Лэпбук может стать творческим продуктом детской исследовательской или проектной деятельности.
Мы познакомили родителей с интересным способом подачи информации детям и привлекаем их к созданию лэпбуков. Это одна из активных форм работы с родителями, позволяющих вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Организуя такую форму работы, мы тем самым выполняем принцип сотрудничества ДОУ с семьей, сформулированный в ФГОС.
В лэпбуке могут храниться материалы с разным речевым содержанием. Например: блокнотик с загадками, лабиринты, кроссворды, сюжетные картинки, карточки. Всё, что поможет детям с ОНР, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу. Используя лэпбуки мы имеем возможность провести словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально. Включенность детей с ОНР в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, а также обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.
СЛАЙД 7
При ознакомлении дошкольников с миром природы, мы используем лэпбук «Времена года: осень». В нем собрана информация о том, какие изменения происходят осенью в жизни людей, животных, растений. Дошкольник, выполняя задания и знакомясь с различными рубриками, узнает: о приметах осени; о перелётных птицах; о трудностях, с которыми сталкиваются животные; о том, чем занимаются осенью люди. Рассматривая сюжетные картинки, дети могут упражняться в составлении предложений и мини-рассказов.
Лэпбук содержит лексические задания, пословицы и поговорки, которые способствуют обогащению и развитию речи ребёнка, а также приобщают дошкольников к народной культуре.
СЛАЙД 8
Использование лэпбука, как нетрадиционного приема диагностики и коррекции звукопроизношения и словаря позволяет: уточнить имеющийся словарь; активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования. Все это создает основу для коррекции звукопроизношения не только «искусственным» путем, но и «естественным», через развитие лексико-грамматической стороны речи.
СЛАЙД 9
Начиная данную работу я изначально стремилась создать лэпбук для того чтобы скучный и монотонный процесс автоматизации звуков превратить для ребенка в увлекательную игру. На данный момент у меня появился лэпбук из тематической серии «Мы со звуками играем – логопед и я» на автоматизацию и дифференциацию звуков [Л и Л’].
СЛАЙД 10
В нем собрано 10 игр, в которых работа над автоматизацией звука сочетается с выполнением различных заданий (собирание картинок, разгадывание и заучивание загадок и чистоговорок. Большое внимание уделено играм на развитие фонематических процессов (определение твердости и мягкости звука, а также местоположение его в слове).
СЛАЙД 11
Тематическое панно лэпбука «Луг, солнце, облака» можно использовать как творческую площадку для развития связной речи ребенка с использованием сказочных персонажей.
СЛАЙД 12
Таким образом, хочется сказать, что лэпбук – это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий. Это игра, познание и творчество!
СЛАЙД 13
Уверена, что чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с ОНР, тем более успешным будет формирование их речи.
СЛАЙД 14
Спасибо за внимание.