Лэпбук как средство активизации речевой и познавательной деятельности дошкольников с ОНР

3
0
Материал опубликован 18 January 2019

Пояснительная записка к презентации

 

лэпбук как средство активизации речи у дошкольников с ОНР
PPTX / 4.65 Мб

СЛАЙД 1

 

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка.

СЛАЙД 2

Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому я решила использовать в своей работе совершенно новое, интересное, незаменимое методическое пособие – лэпбук.

СЛАЙД 3

Лэпбук позволяет ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с ОНР как речевую, так и  связанные с ней неречевые виды деятельности.

Лэпбук – это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса и отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде.

СЛАЙД 4

Лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие, средство развития речи детей. Это пособие имеет яркое оформление, четкую структуру, интересно оформленный материал – различные развивающие и творческие задания «спрятаны» в кармашках, «окошках», обычных и фигурных конвертах, разных блокнотах, мини-книжках, книжках-гармошках, в подвижных деталях. Выполняя задания на схемах, рисунках, в играх, на карточках ребенок может в лёгкой и непринужденной форме узнавать что-то новое, а также закреплять и совершенствовать свои знания по определенной теме.

Для ребенка лэпбук – это игрушка, в которой собрано много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов (дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок), которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям.

Для родителей же, которые осознают важность образования в современном мире, лэпбук – это великолепный инструмент организации деятельности детей дома, метод домашнего обучения. Для педагогов дошкольного образования тематическая папка – современный способ организации познавательной деятельности дошкольников.

СЛАЙД 5

Содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.

СЛАЙД 6

Лэпбук может стать творческим продуктом детской исследовательской или проектной деятельности.

Мы познакомили родителей с интересным способом подачи информации детям и привлекаем их к созданию лэпбуков. Это одна из активных форм работы с родителями, позволяющих вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Организуя такую форму работы, мы тем самым выполняем принцип сотрудничества ДОУ с семьей, сформулированный в ФГОС.

В лэпбуке могут храниться материалы с разным речевым содержанием. Например: блокнотик с загадками, лабиринты, кроссворды, сюжетные картинки, карточки. Всё, что поможет детям с ОНР, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу. Используя лэпбуки мы имеем возможность провести словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально. Включенность детей с ОНР в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, а также обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.

СЛАЙД 7

При ознакомлении дошкольников с миром природы, мы используем лэпбук «Времена года: осень». В нем собрана информация о том, какие изменения происходят осенью в жизни людей, животных, растений. Дошкольник, выполняя задания и знакомясь с различными рубриками, узнает: о приметах осени; о перелётных птицах; о трудностях, с которыми сталкиваются животные; о том, чем занимаются осенью люди. Рассматривая сюжетные картинки, дети могут упражняться в составлении предложений и мини-рассказов.

Лэпбук содержит лексические задания, пословицы и поговорки, которые способствуют обогащению и развитию речи ребёнка, а также приобщают дошкольников к народной культуре.

СЛАЙД 8

Использование лэпбука, как нетрадиционного приема диагностики и коррекции звукопроизношения и словаря позволяет: уточнить имеющийся словарь; активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования. Все это создает основу для коррекции звукопроизношения не только «искусственным» путем, но и «естественным», через развитие лексико-грамматической стороны речи.

СЛАЙД 9

Начиная данную работу я изначально стремилась создать лэпбук для того чтобы скучный и монотонный процесс автоматизации звуков превратить для ребенка в увлекательную игру. На данный момент у меня появился лэпбук из тематической серии «Мы со звуками играем – логопед и я» на автоматизацию и дифференциацию звуков [Л и Л’].

СЛАЙД 10

В нем собрано 10 игр, в которых работа над автоматизацией звука сочетается с выполнением различных заданий (собирание картинок, разгадывание и заучивание загадок и чистоговорок. Большое внимание уделено играм на развитие фонематических процессов (определение твердости и мягкости звука, а также местоположение его в слове).

СЛАЙД 11

Тематическое панно лэпбука «Луг, солнце, облака» можно использовать как творческую площадку для развития связной речи ребенка с использованием сказочных персонажей.

СЛАЙД 12

Таким образом, хочется сказать, что лэпбук это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий. Это игра, познание и творчество!

СЛАЙД 13

Уверена, что чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с ОНР, тем более успешным будет формирование их речи.

СЛАЙД 14

Спасибо за внимание.


 

Предварительный просмотр презентации

Лэпбук как средство активизации речевой и познавательной деятельности дошкольников с ОНР Подготовила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» Оксана Евгеньевна Стрижевская Великая цель образования —  не только знания, но и прежде всего действия. Н.И. Мирон

Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга». Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему

Лэпбук – это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде: доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность; полифункциональность – использование папки в различных видах детской активности. Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально; трансформируемость – лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; вариативность – периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей. В лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части; насыщенность – среда соответствует возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой)

Чтобы процесс обучения был еще более эффективнее Визуалам (детям с хорошей зрительной памятью) стоит включить фантазию и представить красочно оформленный материал. Аудиалам (детям с хорошей слуховой памятью) желательно проговорить то, что они пишут, рисуют и услышать как бы «звуки» событий или предметов. Кинестетам (кому важны тактильные ощущения). Таким детям лучше всего двигаться во время игры с лэпбуком, менять позы, «держаться за предметы» разных фактур. Дискретам (дети опирающие на логику) предстоит систематизировать материал, что поможет увидеть суть и обнаружить взаимосвязи

Преимущество использования лэпбука для дошкольника с ОНР: Преимущество использования лэпбука для дошкольника с ОНР: способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме; помогает структурировать сложную информацию; развивает познавательный интерес и творческое мышление; способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме

Лэпбук «В гостях у сказки» ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЛЭПБУКЕ: НА ЛЕВОМ РАЗВОРОТЕ: Куклы для плоскостного кукольного театра; Загадки НА ЦЕНТРАЛЬНОМ РАЗВОРОТЕ: Декорации для кукольного театра НА ПРАВОМ РАЗВОРОТЕ: «Собери пазл»; «Собери картинки правильно» НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ РАЗВОРОТЕ СНИЗУ: «Угадай сказку»; «Собери картинку и расскажи сказку»

Лэпбук «Осень» ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЛЭПБУКЕ: НА ЛЕВОМ РАЗВОРОТЕ: Стихотворения и загадки про осень (карточки); Дидактическая игра «Как готовятся к зиме…» (гармошка); Лексико-грамматическое задание «С какого дерева лист?» (пазлы); Игра-пазл в складной сумочке «Собери картинку по слогам» НА ЦЕНТРАЛЬНОМ РАЗВОРОТЕ: «Посмотри и назови» (осенние месяцы); «Выбери приметы осени» (конверт); «Что есть что?» (разложить овощи и фрукты). НА ПРАВОМ РАЗВОРОТЕ: «Синичкин календарь» (мини-блокнотик); «Помоги белочке собрать грибы» (корзинка с картинками); Дидактическая игра «Найди лишнее. Добавь недостающее»(парные карточки). НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ РАЗВОРОТЕ СПРАВА: «Разминка для пальчиков» (пальчиковая гимнастика); «Выучи стихотворение по картинкам» (гармошка); «Громко, четко повторяй»(карточки)

Лэпбук «Развиваем речь» ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЛЭПБУКЕ: НА ЛЕВОМ РАЗВОРОТЕ: «Составь рассказ»; «Составь предложение». НА ЦЕНТРАЛЬНОМ РАЗВОРОТЕ: «Быстро , четко повторяй» чистоговорки (автоматизация звуков в фразах); «Звуковые часики» (развитие фонематического слуха и фонематического восприятия); «Телевизор» (автоматизация звуков в словах, словосочетаниях и фразах); «Круговорот слов» НА ПРАВОМ РАЗВОРОТЕ: Артикуляционная гимнастика; «Речевые дорожки» (автоматизация изолированного звука); «Придумай истории используя картинки» (автоматизация звука в словах, словосочетаниях) НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ РАЗВОРОТЕ СПРАВА: Дыхательные упражнения «Облачка и солнышко»

Лэпбук «Мы со звуками играем» ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЛЭПБУКЕ: НА ЛЕВОМ РАЗВОРОТЕ: Игра «Половинки» (логопедическое лото); Игра «Подводная лодка» (логопедическая линейка, набор карточек) НА ЦЕНТРАЛЬНОМ РАЗВОРОТЕ: Игра «Собери и назови» (пазлы); «Догадайся сам и загадай друзьям» (книжка-гармошка); «Расскажи историю» (набор картинок); «Артикуляционная гимнастика» (логопедические часы, набор карточек); Игра «Цепочка» (логопедический кубик, карточки) НА ПРАВОМ РАЗВОРОТЕ: Чистоговорки (мини-блокнотик); Игра «Звуковые дорожки» (логопедические часы и дорожки) НА ЦЕНТРАЛЬНОМ ПОЛОТНЕ: Тематическое панно «Луг, солнце, облака» (площадка для творческих игр)

Игра «Подводная лодка» Игра «Половинки» Игра «Догадайся сам и загадай друзьям» Артикуляционная гимнастика

Игра «Звуковые дорожки» Игра «Придумай историю»

Новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у дошкольника с ОНР, таких как: уверенность в собственных силах; любознательность; способность к волевым усилиям; самостоятельность; инициативность

Список использованных источников: Батяева С. В. Логопедические пазлы /С. В. Батяева. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС». 2012. — 12с. Бреславцева Е. В. Лэпбук как средство обучения математическим навыкам детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 26–30. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164. Лиханова Т. В. «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал «Обруч» № 4, 2015 год. http://nitforyou.com/lepbuk/ http://sovets.net/15664-lepbuk.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации