Предварительный просмотр презентации
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В КРУЖКЕ
В настоящее время все чаще говорят о гиперактивности детей. Многие люди не до конца понимают, что означает это термин, и применяют его ко всем подвижным и активным детям. Однако гиперактивность – это не просто повышенная активность малыша, это нарушение поведенческих реакций, связанных с нарушением работы мозга. Какой он гиперактивный ребенок? ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «КАК ПЕТЯ ПЯТОЧКИН СЛОНИКОВ СЧИТАЛ»
Что же такое «гиперактивность»? Это сложное слово состоит из двух простых слов: "Гипер” указывающее на превышение нормы, и "активный”, означающее "действенный, деятельный”. Диагноз гиперактивность или СДВГ ставит врач - невролог. По сути, данный синдром представляет собой проявление ММД – минимальной мозговой дисфункции, то есть очень незначительного нарушения в деятельности центральной нервной системы. О причинах появления подобных нарушений пока не существует единого мнения, однако уже доказано, что самой распространенной причиной появления ММД является родовая микротравма шейных отделов позвоночника, которая часто своевременно не диагностируется. Особенность гиперактивных детей в том, что процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения, обычно ребенок сам не рад тому, что вытворяет, он не способен контролировать свое поведение и эмоции, тем самым создавая проблемы не только взрослым, но и самому себе.
КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА ОЦЕНКА ВНИМАНИЯ: непоследователен в поведении; не может долго удерживать внимание; не слышит, когда к нему обращаются; с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его; имеет трудности в организации поведения; теряет вещи; избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных усилий; часто бывает забывчив. ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ: ерзает, как червяк беспокоен (барабанит пальцами, двигается в кресле, забирается куда-либо); спит намного меньше, чем другие дети; находится в постоянном движении, «с мотором»; очень говорлив. ОЦЕНКА ИМПУЛЬСИВНОСТИ: отвечает до того, как его спросят; не может дождаться своей очереди в игре; на занятиях часто вмешивается, прерывает говорящего; плохо сосредоточивает внимание; не может отложить вознаграждение; не может регулировать свое поведение; не умеет подчиняться правилам; на некоторых занятиях спокоен, на других — нет (вариативность выполнения заданий).
Ложная гиперактивность Очень часто гиперактивность путают с нормальным поведением ребенка, ведь большинство детей в возрасте 3-7 лет довольно активны и импульсивны, трудно контролируют эмоции. Если ребенок неусидчивый, часто отвлекается, то говорят, что он гиперактивный. Однако для детей младших классов недостаток концентрации внимания и невозможность долго усидеть на месте обычно является нормой. Поэтому гипердинамический синдром бывает непросто диагностировать. Если ребенок помимо дефицита внимание и повышенной активности имеет проблемы с установлением отношений со сверстниками, невнимателен к чувствам других, не учится на своих ошибках, не умеет приспосабливаться к обстановке, то эти признаки указывают на патологию – синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ?
Профилактическая работа с гиперактивным ребёнком Заранее договариваться с ребёнком о времени игры, о длительности прогулки и т.д. Об истечении времени ребёнку сообщает не взрослый, а заведённый заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребёнка. Выработать совместно с ребёнком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение. Выработать и расположить в удобном для ребёнка месте свод правил поведения в группе детского сада, в классе, дома. Просить ребёнка вслух проговаривать эти правила. Перед началом занятия ребёнок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.
«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребёнком Отвлечь ребёнка от его капризов. Предложить выбор (другую, возможную в данный момент деятельность). Задать неожиданный вопрос. Отреагировать неожиданным для ребёнка образом (пошутить, повторить действие ребёнка). Не запрещать действие ребёнка в категоричной форме. Не приказывать, а просить (но не заискивать). Выслушать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит вас) Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном). Сфотографировать ребёнка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья). Не настаивать на том, чтобы ребёнок во что бы то ни стало принёс извинения. Не читать нотаций (ребёнок всё равно их не слышит).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Каждая подгруппа получает карточку с заданием. Посоветовавшись определённое время (5-10 мин), каждая команда предъявляет вариант разрешения ситуации.
Можно ли наказывать гиперактивного ребёнка? Любой ребёнок должен знать определённые границы, и гиперактивные дети – не исключение из этого правила. Ребёнок должен отвечать за своё поведение. Но, безусловно, вы должны согласовывать свои воспитательные меры с физическими и психологическими особенностями ребёнка. К примеру, если многих детей можно наказать, заставив их какое-то время без движения сидеть на стуле, то для ребёнка гиперактивного это попросту не возможно, и потому не стоит даже пытаться применять к нему такую меру. То же и с физическим наказанием – попробуйте усмирить шлепками шаровую молнию. От физического наказания следует отказаться. Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны для этих детей. Особенности НС таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на маленькую похвалу. Рекомендуется написать список того, что взрослые ожидают от ребёнка в плане поведения. Можно его нарисовать и в доступной форме объяснить ребёнку, при этом стараться, как можно реже использовать частицу «не» (вместо «не кричать» - «вести себя тихо» или «разговаривать спокойно»).
Приёмы и технологии коррекционного воздействия на гиперактивного ребёнка Обучение приёмам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций. Обучение самомассажу. Игры для развития быстроты реакции, координации движений. Игры для развития тактильного взаимодействия. Пальчиковые игры. Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов. Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния. Работу с глиной, водой и песком.
При организации коррекционной работы акцент должен делаться на следующих умениях ребёнка: Концентрировать внимание Доводить начатое до конца Контролировать свои движения Снимать мышечное напряжение Контролировать свои эмоциональные проявления Расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
В самом начале пути родителям и педагогам необходимо выработать единую стратегию поведения и требований к ребёнку. Начало работы заключается в объяснении причин поведения, что ребёнок ни в коей мере не виноват, что он такой. Эмоциональный фон общения с ребёнком должен быть ровным, позитивным, мягким, спокойным. Если взрослый выполняет вместе с ним какое-то задание, то желательно, чтобы не было криков и приказов, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Ребёнок, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут и станут препятствием для дальнейших успешных действий.