12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Захарова Ольга Павловна3040
Я работаю учителем информатики и ИКТ. Мой педагогический стаж - 32 года.
Украина, Донецкая Народная Республика, г.Амвросиевка
15

Урок «Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах»

Цели:

познакомить обучающихся с принципами создания гипертекста, ссылок, нумерации страниц, создания колонтитулов;

научить основным операциям работы в текстовом редакторе Word, сохранению документов в различных текстовых форматах;

развивать навыки работы на компьютере, расширять кругозор, словарный запас. познавательные способности, интерес обучающихся к оформлению текста;

воспитывать информационную культуру, самостоятельность.

 Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: компьютер учителя, мультимедийный проектор, компьютеры обучающихся

Ход урока

Организационный урок

Учитель приветствует обучающихся. Проверяет присутствующих. Объясняет ход урока. Проверяет готовность к уроку.

Актуализация опорных знаний, умений и навыков

Что понимается под форматированием?

Что можно изменять в процессе форматирования символов?

Что можно изменять в процессе форматирования абзацев?

Какие преимущества обеспечивает стилевое форматирование?

Перечислите наиболее распространенные форматы файлов, в которых сохраняют текстовые документы?

С какой целью разработчики включают в текстовые документы списки, таблицы, графические изображения?

Какая информация может быть организована в табличной форме?

Какие преимущества обеспечивает табличное представление информации?


 

Мотивация учебной деятельности

Читая учебники и художественные произведения, просматривая газеты, журналы и другую печатную продукцию, вы могли обратить внимание на разнообразие способов оформления текста. Различные операции по приданию текстовому документу требуемого вида совершаются на этапе форматирования. Сегодня мы с вами будем учиться создавать ссылки, сноски, предметные указатели, оглавления, т.е. все то, что придает приятный внешний вид любому документу.

Сообщение темы и целей урока.

Изучение нового материала

Рассказ учителя

Создание гиперссылок в тексте

Гиперссылку можно создать в текстовом документе MS Word несколькими способами. Основные из них связаны с диалоговым окном Добавление гиперссылки.

Это диалоговое окно открывается командой Вставка – Гиперссылка. В верхней части диалогового окна располагаются элементы управления, позволяющие задать текст, щелчок на котором будет восприниматься как команда перехода по гиперссылке, и текст подсказки, всплывающей при наведении указателя мыши на текст гиперссылки. Если в момент открытия диалогового окна в текстовом документе будет выделен фрагмент текста, то он становится текстом гиперссылки. Если в момент открытия диалогового окна будет выделен графический элемент текстового документа, гиперссылка будет связана с ним. В последнем случае текст гиперссылки не определяется.

Текст подсказки гиперссылки (текстовой или графической) вводится в единственное текстовое поле вспомогательного диалогового окна, раскрывающегося кнопкой Подсказка.

Остальные элементы управления диалогового окна Добавление гиперссылки предназначены для задания адреса гиперссылки. В левой части окна представлены несколько вариантов задания адреса гиперссылки.

Вставка гиперссылки на элемент того же текстового документа

Вставка в документ Web гиперссылок на элементы, расположенные в том же документе, дает замечательную возможность автоматизировать перемещение по документу.

Чтобы вставить в документ MS Word гипертекстовую ссылку на элемент того же документа, необходимо выполнить следующие шаги:

1. Если элемент, на который должна привести гиперссылка, не является заголовком оглавления документа, и на него не была ранее определена закладка, определить описанным выше приемом закладку с уникальным именем.

2. Выбрать в тексте документа фрагмент, который будет служить текстом гиперссылки, или графический элемент, с которым будет связана гиперссылка.

3. Открыть диалоговое окно Добавление гиперссылки командой Вставка - Гиперссылка.

4. При необходимости задать текст всплывающей подсказки, щелкнуть мышью на кнопке Подсказка и ввести текст в поле вспомогательного диалогового окна, а затем щелкнуть в нем кнопку OK.

5. В зоне выбора места в документе диалогового окна Добавление гиперссылки выбрать щелчком мыши заголовок или закладку, определяющую адрес формируемой гиперссылки, а затем щелкнуть в нем кнопку OK.

Чтобы вставить в документ MS Word гиперссылку на другой документ, следует:

1. Открыть файл, на который будет ссылаться новая гиперссылка, и, при необходимости, вставить новую закладку.

2. Открыть файл, в который должна быть вставлена новая гиперссылка, и выбрать текст или объект, который будет связан с ней.

3. Открыть диалоговое окно Добавление гиперссылки командой Вставка – Гиперссылка.

4. В списке Связать c диалогового окно Добавление гиперссылки выбрать вариант 1 имеющимся файлом, Web-страницей.

5. Найти и выбрать документ, на который должна указывать гиперссылка, воспользовавшись кнопкой Файл.

6. При необходимости указать в гиперссылке закладку, нажав кнопку Закладка, а затем выбрать нужную.

7. При необходимости задать текст всплывающей подсказки, щелкнуть мышью на кнопке Подсказка и ввести текст подсказки в поле вспомогательного диалогового окна, а затем нажать в нем кнопку OK.

8. Создать гиперссылку, нажав кнопку OK диалогового окна Добавление гиперссылки.

Вставка оглавлений

В текстовом процессоре MS Word предусмотрена значительная степень автоматизации многих действий по оформлению отдельных структурных элементов документа. Это вставка сносок, колонтитулов, создание оглавлений (или содержаний) и предметных указателей.

Опишем процедуру создания оглавления.

Для того чтобы оглавление могло быть вставлено автоматически, при наборе или форматировании документа все заголовки определенного уровня должны быть оформлены с помощью соответствующего стиля заголовка (ЗАГОЛОВОК1, ЗАГОЛОВОК2 и т.д.). Всего в иерархии заголовков возможно девять уровней.

Затем в соответствующем месте документа (если это оглавление, то в начале, если содержание — в конце) осуществляется вставка оглавления.

Это можно проделать одним из способов: меню Вставка ==> Ссылка ==> Оглавление и указатели или через панель инструментов Структура, инструмент Оглавление .

Рис. 1. Диалоговое окно Оглавление и указатели, вкладка Оглавление

 

В диалоговом окне необходимо выбрать формат оглавления (т.е. один из вариантов оформления), ориентируясь на образец; заполнитель между последним словом пункта оглавления и номером страницы; задать, если необходимо, количество уровней заголовков в структуре документа, по которым собирается оглавление.

После этого оглавление можно вставить. Если что-либо в его оформлении не устраивает, вставку можно повторить. Довольно часто по ошибке стилем заголовков оформляют не являющиеся таковыми абзацы. Естественно, что они попадают в оглавление. Необходимо очистить у них формат заголовка, задав нужный стиль, и повторить вставку оглавления или произвести обновление оглавления: панель инструментов Структура, кнопка Обновить оглавление .

Создание указателей и сносок

При работе с большими документами, например, техническими, достаточно большую помощь в поиске нужной информации может оказать предметный указатель. Как известно, чаще всего предметный указатель содержит перечень терминов и страницы, на которых они упоминаются.

Создание предметного указателя происходит в два этапа.

На первом этапе должны быть помечены один за другим все термины и другие элементы текста, которые предполагается включить в указатель. Делается это следующим образом. Прежде всего, термин выделяется в тексте. Затем обращаемся к меню Вставка ==> Ссылка ==> Оглавление и указатели, вкладка Указатель.

Рис. 2. Диалоговое окно Оглавление и указатели, вкладка Указатель

 

В этом окне нажимается кнопка Пометить, что открывает ещё одно окно Определение элемента указателя.

Рис. 3. Диалоговое окно Определение элемента указателя

 

Здесь задаются основной и дополнительный (если необходимо) элементы указателя, для правильной ссылки должен быть установлен переключатель текущая страница, можно указать формат номера страницы. Затем выбирается кнопка Пометить (кнопка Пометить всеможет быть выбрана в том случае, когда во всем документе нужно отметить текст, заданный как основной).

Теперь можно, не закрывая окно Определение элемента указателя, перейти к следующему элементу.

Второй этап заключается собственно во вставке предметного указателя. Для этого курсор устанавливается в то место документа, где должен быть указатель, и через меню Вставка ==> Ссылка ==> Оглавление и указатели, вкладка Указатель, выбрав кнопку ОК, вставляем указатель.

Аналогично оглавлению предметный указатель может быть изменен и обновлен. В документе MS Word можно использовать два вида сносок — в конце страницы и в конце документа.

Для добавления сноски используется меню Вставка ==> Ссылка ==> Сноска, после чего в диалоговом окне задаются все параметры сноски: положение сноски — внизу страницы или в конце документа, формат номера и область применения заданных изменений.

Рис. 4. Диалоговое окно Сноски

 

После нажатия кнопки Вставить набирается текст сноски.

Колонтитулы

На каждой странице документа (вверху или внизу) может размещаться повторяющийся текст – колонтитул.

Для вставки нового колонтитула выбирают меню Вид ==> Колонтитулы. При этом основной текст становится недоступным для редактирования, можно работать лишь с колонтитулом. Кроме того, открывается панель инструментов Колонтитулы. Текст колонтитула вводится, редактируется и форматируется точно так же, как и основной документ. С помощью панели инструментов Колонтитулы можно перемещаться между верхним и нижним колонтитулом.

Щелчок по кнопке Закрыть на панели инструментов Колонтитулы завершает работу с колонтитулом. Для редактирования колонтитула достаточно сделать двойной щелчок в его области. Удалить колонтитул можно, удалив его содержание.

Рис. 5. Панель инструментов Колонтитулы и область ввода верхнего колонтитула

 

Рис. 7. Выбор стиля списка

Вставка титульного листа, нумерация страниц

Титульный лист

Достаточно часто для оформления объемной работы используют титульный лист — первую страницу, на которой указывают название работы, автора и другие необходимые сведения.

Для вставки в документ титульного листа перейдите на вкладку Вставка и в группе Страницы щелкните на кнопке Титульная страница. Появится меню, содержащее доступные шаблоны титульных страниц. Выберите из списка нужный вариант, в результате чего в документе появится первая страница указанного вида. Введите в поля нужный текст. Имя автора появится автоматически (Word вставит имя, указанное при установке программы), но при необходимости вы можете изменить это имя. Для этого просто щелкните на нем и наберите новое. Ненужные элементы можно удалить. Для этого щелкните на них и два раза нажмите клавишу Delete. Чтобы удалить титульную страницу, выполните команду Удалить титульную страницу в меню кнопки Титульная страница.

Нумерация страниц

Чтобы пронумеровать страницы, сделайте следующее.

1. Перейдите на вкладку Вставка ленты и в группе Колонтитулы щелкните на кнопке Номер страницы.

2. В открывшемся меню подведите указатель мыши к нужному положению номера на странице (внизу, вверху, на полях или в месте, в котором установлен курсор) и в появившемся подменю щелкните на требуемом варианте. В выбранном месте страницы появится номер указанного формата, и при этом программа перейдет в режим работы с колонтитулами.

Если нужно настроить формат номера страницы, в меню кнопки Номер страницы выберите команду Формат номеров страниц. Появится окно Формат номера страницы, в котором можно задать нумерацию глав, а также указать формат номера (вместо арабских цифр можно выбрать римские, буквы алфавита).

Чтобы удалить номера страниц, выполните команду Удалить номера страниц в меню кнопки Номер страницы.

Если нужно, чтобы на первой странице документа не было номера, то сделайте следующее.

1. Щелкните на кнопке в правом нижнем углу группы Параметры страницы вкладки Разметка страницы.

2. В открывшемся окне Параметры страницы перейдите на вкладку Источник бумаги.

Установите флажок первой страницы в области Различать колонтитулы.

В процессе сохранения документа необходимо, прежде всего, в иерархической файловой системе компьютера выбрать диск и папку, в которой файл документа необходимо сохранить.

Как правильно сохранить документ?

Файл – Сохранить как – выбрать нужную папку и сохранить работу.

Кроме того, необходимо выбрать формат файла, который определяет способ хранения текста в файле. Существуют универсальные форматы текстовых файлов, которые могут быть прочитаны большинством текстовых редакторов, и оригинальные форматы, которые используются только определенными текстовыми редакторами

Формат ТХТ (только текст, расширение в имени файла txt) является наиболее универсальным текстовым форматом. Файлы, сохраненные в этом формате, могут быть прочитаны приложениями, работающими в различных операционных системах. Достоинством этого формата является небольшой информационный объем файлов, а недостатком то, что не сохраняются результаты форматирования текста.

Формат RTF (расширенный текстовый формат, расширение в имени файла rtf) является также универсальным форматом текстовых файлов, в котором сохраняются результаты форматирования. Недостатком этого формата является большой информационный объем файлов.

Формат DОС и DOCX(документ Word, расширение в имени файла h�font>doc) является оригинальным форматом текстового редактора Microsoft Word. В этом формате полностью сохраняются результаты форматирования. Этот формат фактически является универсальным, так как понимается практически всеми текстовыми редакторами.

Формат Web-страница (расширение в имени файла htm или html) используется для хранения Web-страниц в компьютерных сетях, так как файлы в этом формате имеют небольшой информационный объем, и при этом сохраняются результаты форматирования. Документы в этом формате создаются в Web-редакторах, а также могут сохраняться с использованием многих текстовых редакторов. Достоинством этого формата является его универсальность, так как Web-страницы могут просматриваться с использованием специализированных программ (браузеров) в любых операционных системах.

Физкультминутка

Работа за компьютером

Отработать все, показанные учителем приемы на примере текста, расположенного на Рабочем столе в папке «Урок_7 класс»

Учитель следит за работой учащихся. Помогает учащимся, если у них возникли вопросы. После 10 минут работы за компьютером выполняется физкультминутка. Учитель просит ребят отвлечься от работы, повернуться спиной к компьютеру и выполнить следующие действия:

1. Плотно закройте глаза и постарайтесь расслабиться.

2. Сделайте круговые движения открытыми глазами: сначала по часовой стрелке, затем – против.

3. Интенсивно сжимайте и разжимайте глаза.

4. Положите на закрытые глаза теплые ладони, пальцы скрещены на лбу. Посидите так несколько секунд, чтобы не было доступа света.

5. Сведите глаза к носу (к переносице поставьте кончик указательного пальца и посмотрите на него сразу двумя глазами)

6. Быстро-быстро поморгайте глазами.

7. Посмотрите вниз, а затем вдаль(повторите 3 раза)

Подведение итогов урока

Итак, сегодня мы познакомились с принципами создания гипертекста, ссылок, нумерации страниц, создания колонтитулов; научились использовать эти операции в текстовом редакторе Word, сохранять документы в различных текстовых форматах, придавать документу требуемый вид.

Домашнее задание

Проработать материал п 4.3.6. стр. 166-167, выучить алгоритмы вставки сносок, указателей, гиперссылок

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.