Урок информатики в 8 классе «Визуализация информации в текстовом документе»
Тема: «Визуализация информации в текстовых документах»
Класс: 8
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: научить визуализировать информацию в текстовых документах.
Задачи урока:
Обучающие: сформировать представление о визуализации информации в текстовых документах; познакомить учащихся со списками, с их видами; научить составлять маркированные и нумерованные списки; научить применять таблицы в текстовых документах.
2. Развивающие: развитие навыков и умений работать со списками и таблицами; развитие интереса к предмету, информационной культуры; развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора.
3. Воспитательные: воспитание усидчивости, самостоятельности, интереса к предмету; привить навык индивидуальной работы;
Оборудование: проектор, презентация «Визуализация информации в текстовых документах», ПК, учебник.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Изложение нового материала.
Закрепление (практическая работа).
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании.
Ход урока:
1.Организационный этап.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, организация внимания детей.
2. Актуализация знаний
- Что такое форматирование? Какие два способа форматирования существуют? К чему применяют прямое форматирование, его особенность? К чему применяют стилевое форматирование, его особенность? В чем состоит преимущество стилевого форматирования от прямого? Какая существует ориентация листа бумаги? (Ответы детей)
- Как можно преобразовать текстовый документ, для того чтоб он стал более наглядным и простым для восприятия? (Ответы учащихся)
- Сегодня на уроке разберем несколько способов, как сделать текстовый документ более наглядным
- Тема урока: «Визуализация информации в текстовых документах». Что значит визуализация?
3. Изложение нового материала.
Известно, что текстовая информация воспринимается человеком лучше, если она визуализирована – организована в виде списков, таблиц, диаграмм, снабжена иллюстрациями (фотографиями, рисунками, схемами). Современные текстовые процессоры предоставляют пользователям широкие возможности визуализации информации в создаваемых документах.
Рассмотрим списки. Всевозможные перечни в документах оформляются с помощью списков. При этом все пункты перечня рассматриваются как абзацы, оформленные по единому образцу. По способу оформления различают нумерованные и маркированные списки.
При создании новых, удалении или перемещении существующих элементов нумерованного списка в текстовом процессоре вся нумерация списка меняется автоматически.
Элементы маркированного списка обозначаются с помощью знаков-маркеров. Пользователь может выбрать в качестве маркера любой символ компьютерного алфавита, и даже небольшое графическое изображение
Маркированный список используют в тех случаях, когда порядок следования элементов в нем не важен.
По структуре различают одноуровневые и многоуровневые списки. Списки в рассмотренных выше примерах имеют одноуровневую структуру. Список, элемент которого сам является списком, называется многоуровневым.
Списки создаются в текстовом процессоре с помощью команды строки меню или кнопок панели форматирования.
Для описания ряда объектов, обладающими одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов (граф) и строк. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима. Таблица может содержать не только символы и текст, но и какие-то графические изображения. Пример на доске.
Создать таблицу можно с помощью соответствующего пункта меню или кнопки на панели инструментов, указав необходимое число столбцов и строк; в некоторых текстовых процессорах таблицу можно «нарисовать». Созданную таблицу можно редактировать, изменяя ширину столбцов и высоту строк, добавляя и удаляя столбцы и строки, объединяя и разбивая ячейки. Вводить информацию в таблицу можно так: с помощью клавиатуры, копировать и вставлять заранее подготовленные фрагменты.
Внешний вид таблицы можно оформить самостоятельно, подобрав тип, ширину и цвет границ ячеек, цвет фона ячеек, отформатировав содержимое ячеек.
Таблица может содержать не только текст, но и графическое изображение. Готовые графические изображения можно редактировать, изменяя их размеры, основные цвета, яркость и контрастность, поворачивая и так далее.
Во многих текстовых процессорах имеется возможность непосредственного создания графических изображений из наборов автофигур. Так же есть возможность создания красочных надписей с использованием встроенных текстовых эффектов. Визуализировать числовую информацию, содержащуюся в таблице, можно с помощью диаграмм, средства, создания которых также включены в текстовые процессоры.
4. Закрепление (практическая работа).
- Рассаживаемся за компьютеры, в учебнике откройте стр. 194. Выполняем задания 4.17, 4.18, 4.19
5. Подведение итогов урока
Ребята, давайте с вами подведем итог нашего урока. Что для вас было новым на уроке? Что еще вы хотели бы узнать по пройденной теме?
Выставление отметок.
6. Информация о домашнем задании.
Параграф 4.4 читать, ответить устно на вопросы стр.173.
Авхадеева Раиса Ивановна