12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Говорина Вера Ивановна24
0

Мультимедийное пособие к авторской программе «Музыка: история и современность» для 8 класса

Автономное муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №8»

Мультимедийное пособие

к авторской программе

«Музыка: история и современность»

для 8, 9 классов

Разработчики:

Говорина В.И. учитель музыки, ВКК

Берёзкина Т.К. учитель информатики ПКК

 

г. Ангарск

 Оглавление

Обоснование необходимости создания данного мультимедийного пособия

Актуальность пособия

Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени на изучение предмета «музыка» обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения. Реализация активных методов обучения предполагает усовершенствование всего процесса, способствует повышению мотивации учеников через формирование положительной мотивационной структуры учебно-познавательной деятельности.

Согласно федерального учебного плана уроки музыки проводятся один раз в неделю, а для качественного проведения занятия, учитель использует несколько источников информации на разных носителях (книги, плакаты, аудиокассеты, видеокассеты, компакт-диски и т.д.), теряя время на их подключение. Проведенный анализ учебников по музыке 8-9 классов (Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка: 8 класс издательства «Дрофа») показал - чтобы ученикам и учителям подготовиться к уроку, необходимо затратить достаточно много усилий и времени для поиска необходимой информации и использовать разнообразные ТСО. Так, например, в комплекте с учебником изданы "Дневник музыкальных размышлений", "Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя", музыкальная фонохрестоматия для учащихся и учителей на CD. В фонохрестоматии содержится только аудиоряд, а видео и графика отсутствуют. Опыт работы подсказал авторам решение- создание мультимедийного пособия по Музыке для учителей и учеников, с целью формирования фундамента музыкального образования, где весь необходимый материал для подготовки к уроку находился бы на одном носителе.

В случае невозможности использования персонального компьютера, материал может быть распечатан и использован в качестве плакатов.

Кроме того, содержание программы и пособия не противоречат сквозным линиям и содержанию примерной программы по музыке, рекомендованной ФГОС, т.е пособие может быть использовано учителями и учащимися, работающим по другим государственным или авторским программам.

Таблица соответствия учебного материала к государственному стандарту основного общего образования

Сквозные линии примерной программ-мы по музыке 8-9 классов

Содержание из государственного стандарта

Требования к результатам в соответствии с требованиями государственного стандарта

Программа, пособие «Музыка: история и современность»

«Музыка в формировании духовной культуры личности»

Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке .

 

1) расширение диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении В.-А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян М.П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе

2) более широкого представления в музыкальном репертуаре образцов народной и профессиональной (классической и современной) музыки как светской, так и духовной.

В результате изучения музыки ученик должен знать/понимать:

• специфику музыки как вида искусства;

• возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

• основные жанры народной и профессиональной музыки;

• богатство музыкальных образов и способов их развития;

• основные формы музыки;

• характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и

зарубежных композиторов;

• виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

• имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

8 кл

И.С. Бах-, блок «Струны и клавиши»;

Б. Бриттен, Л.В. Бетховен -Блок 8 «Духовные истоки»;

М.П. Мусоргский- блок 5 «Калейдоскоп: радость и грусть»;

9 кл,

А. Хачатурян, Д.Д. Шостакович- блок 1 «История в деталях»;

В.А. Моцарт-блок 2

«Гении и звёзды»;

Ж. Бизе, Р. Щедрин- блок 8 «Язык музыки: классика, эстрада и кино»;

В. Шекспир, Ш.Гуно, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев-блок 10 «Старые и новые песни о вечной любви»

Фольклор- блок6 «От фольклора к фолькмузыке» и т.д

Усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

1) в число музыкальных знаний входят знания о творчестве композиторов, исполнителей,

2) в программе выделяется группа музыкально-исторических знаний, а также знаний о музыкальной жизни нашей страны и других стран мира.

«Опыт

музыкально-творческой деятельности».

Овладение способами музыкальной деятельности

1) умения и навыки, приобретаемые в различных видах музыкально-творческой деятельности и способствующих личностному постижению преобразующей силы музыки.

2) важной составляющей изучаемого учащимися музыкального репертуара становятся образцы современной популярной музыки.

В результате изучения музыки ученик должен уметь:

• эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной

классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов

• выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения)современных композиторов , народных песен.

Фонограммы классических произведений, современных песен, бардовских песен, народных песен.

Установка на

подготовку учащихся к

музыкаль-ному само-образованию .

1) музыкальное самообразование: знакомство с литературой о музыке,

2) определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Работа с пособием, дополнительной литературой, видео и аудиозаписями музыкальных произведений.

Данная работа имеет большое значение не только для учителей, но и для учеников, так как учащиеся приняли активное участие в разработке материалов пособия по современной молодёжной субкультуре (презентации, видеофайлы, текстовые материалы- 8 класс- блоки «Классики и современники»,«Хор. Ансамбль. Рок- группа», «Калейдоскоп: радость и грусть» 9 класс-блоки «Любовь и слёзы», «Вечная молодость музыки»), в разработке дизайна пособия.

Новизна пособия

Музыкальное образование в школе находится сегодня в достаточно сложной ситуации. Причин этому много, но главные их них объясняются тем, что в процессе занятий на уроках музыки учащиеся получают информацию преимущественно о произведениях и об авторах популярной классической музыки (классика XVIII, XIX, XX веков, зарубежная, русская, классика советского периода). Те немногие сведения из области классического джаза и предыстории рок-музыки, которые предлагают большинство общепринятых программ, явно недостаточны для того, чтобы у учащегося сформировались навыки культурного восприятия жанрового многообразия и жанровых синтезов музыки, которую им сегодня предлагает действительность. Кроме того, эта же программы рассчитана только на учащихся 1 - 7 классов (в 8, 9 классах - предмет Искусство). Старшие классы стандартной программой по музыке не обеспечены. Это следует принять за недостаток. У большинства учащихся в этом возрасте возрастает потребность в осмыслении музыки, но они не получают достаточной информации к размышлению не только о той музыке, которая входила в программу занятий, но и о той, которая не изучалась, но при этом в действительной жизни имеет немалое место. Настоятельная необходимость восполнить такой существенный пробел, и привела автора к мысли о создании программы для старшеклассников (программа «Музыка, история и современность» 8-11 класс1, рецензия2, регистрация - Приказ Глав УНО № 383 от 03.07.19973, перерегистрация - МЭС № 569 от 06.07.2009г4). При этом была учтена ситуация, при которой подавляющее большинство учащихся находится под сильным влиянием “музыкотворчества”, обрушивающегося на них шквалом с экранов телевидения, видеоэкранов, в программах радио. Эта музыка далеко не всегда несет в себе разумное начало, а порой и вовсе лишена не только какого-либо смыслового содержания, но и эстетической ценности. Песни-однодневки в очень слабом исполнении многочисленных “тань”,”ник”,”ром” заменяют отсутствующую в программах интересную и ценную музыку. В результате подрастающее поколение слабо знакомо с истоками и шедеврами не только зарубежной, но и отечественной музыкальной культуры. Это относится как к классической инструментальной, хоровой, симфонической, так и к классической джазовой и эстрадной музыке. Изменение подобной ситуации возможно лишь на основе целенаправленной и упорной музыкальной просветительской работы в школе, введения учащихся в контекст музыкальной культуры, сравнительного анализа направлений, стилей и их взаимодействий.

Целями настоящей программы следует считать следующие.

Введение учащихся в контекст многосоставной, обширной и внутренне неоднородной музыкальной культуры настоящего через постижение всех ее истоков.

Закрепление у учащихся навыков восприятия музыки всех существующих жанров и стилей и накопление ими слушательского опыта.

Формирование у учеников ценностных ориентаций в мире музыки.

Уровень программы для 8-9 классов имеет два три раздела:

1) зарубежная, русская, советская классика;

2) зарубежная и отечественная эстрада;

3) «новая »музыка

Уровню программы для 8-9 классов на первый взгляд присуща некоторая “калейдоскопичность”, так как здесь велик разброс направлений и временных рамок изучаемой музыки. Это сделано намеренно, так как метод историко-стилевых сопоставлений - основной в этой программе, а введение в работу больших объемов информации с осмыслением ее от сложного - к простому является одним из основных принципов развивающего обучения, на которое опирается методология настоящей программы. Материалом для размышления и последующего синтеза идей становится не только информация ,но и многообразные впечатления от услышанного на уроке.

Сообразно методическим принципам программы (развивающее обучение), на основе больших объемов информации учащимся предлагается философское осмысление категорий искусства и религии. Здесь также заложен принцип сопоставления культовой и художественной музыки, хотя как известно, между ними не всегда может быть проведена разделительная черта. Жанровые историко-стилистические сопоставления имеют место и здесь - ведь в программу заложено изучение религиозной тематики в популярной музыке в том виде, как это сложилось в наше время.

Задачи программы расширяются по мере освоения учащимися материала. При этом усложняются как те задачи, которые были поставлены перед ними на уроке: например,- определение границ ,рамок, частей произведения, так и те, что были поставлены перед всем учебным курсом в настоящей программе - постижение тембровой драматургии (каким инструментам поручены определенные темы, мотивы, как они меняются, как это влияет на развитие и т.д.).

Разделы программы вводятся блоками, а не четвертями, как это обычно принято. Это обусловлено особенностями тематического плана программы, а также тем немаловажным обстоятельством, что в течение всего года у учащихся сохраняется свежесть восприятия, они имеют возможность анализировать услышанное, сравнивать, делать выводы.

Интеграция внутри разделов, сближение ранней и современной музыки, сопоставление направлений, разных жанров - эти формы организации занятий делают уроки интересными и познавательными. Материал каждого урока привлекает литературные жанры в виде поэзии и художественной прозы.

Большое внимание уделено использованию иллюстраций: репродукций живописных полотен, фотографий, видеоматериала и, таким образом, в курсе предмета “Музыка” присутствуют элементы курса “Мировая художественная культура”.

Программа построена так, чтобы учащиеся, имея определенный багаж знаний, полученных в рамках уровня 8-9 классов, могли самостоятельно анализировать произведения разных эпох, народов, жанров и таким образом ориентироваться в обширном море музыки.

Заложенная в программе историческая и стилевая многоохватность дает возможность интеграции с такими предметами как история, астрономия, литература, география.

Уроки построены таким образом, чтобы учащиеся имели возможность много слушать (аудио, ”живое” звучание). В качестве музыкальных примеров предлагаются наиболее интересные, важные, ”эпохальные” произведения. (Технологические карты уроков 8 класс5)

Главной особенностью данной программы является оригинальный подбор методов, форм и приемов работы учителя (метод историко-стилевых сопоставлений, сопоставления культовой и художественной музыки, опора на методологическую идею построения всей работы от сложного к простому, отход от информационного принципа усвоения материала и др.), дающие возможность современному школьнику взглянуть на классическое музыкальное наследие с позиции современного автора, исполнителя и слушателя.

Так как для занятий по настоящей программе нет учебников, учащимся предлагается конспектировать материал на уроке, чего недостаточно для полного освоения содержания курса. Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся.

Именно поэтому и было разработано пособие, восполняющее отсутствие учебника, которое охватывает курс 8- 9 класса по Музыке, на основе мультимедийной учебной презентации доступным всем методом – использованием программы Microsoft Office PowerPoint, что делает его доступным широкому кругу пользователей, с возможностью редактирования. Созданию мультимедийных электронных справочных пособий по музыке в рамках школьной программы до сих пор уделялось недостаточно внимания. В данном проекте такой опыт соединения на одном носителе в одном формате множества разнообразных информационных материалов представляется впервые.

Комплексный проект модернизации образования является мощным стимулом развития системы образования и базой для реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и одним из самых масштабных направлений приоритетного национального проекта «Образование», реализация которого началась в 2007 году.

Исходя из того, что целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61 является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, задачами данной Федеральной целевой программы являются модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития, а ожидаемые конечные результаты реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61 и показатели ее социально-экономической эффективности – это создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования; внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения, то тематика разработанного пособия в полной мере соответствует направлению реализации комплексного проекта модернизации образования – проект развития образовательного учреждении в соответствии с основными направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», целевыми ориентирами которой являются:

  • Инвестиции в образование и человеческий капитал

    Формирование принципиально новой системы непрерывного образования, ориентированного на постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможности его удовлетворения

    Результатами образования должно стать его соответствие целям опережающего развития

    Творческие компетенции в труде преподавателя начинают преобладать над дидактикой.

Данное пособие дает возможность получить выпускнику основной школы качественное современное образование по предмету «Музыка». Разрабатывая программу и пособие, авторы следовали принципам развивающего обучения.

Прежде всего - объединение преподавания и исследовательской работы, так как сопоставление стилей и эпох в рамках предлагаемой учебной программы требует от учителя предварительного самостоятельного осмысления в той области музыкознания, которая сегодня исследована мало. Так, если существующая отечественная и переводная литература об авторах музыки академического жанра (так называемой классической музыки или серьезной музыки) достаточно обширна, а литература о джазе или об эстрадной музыке все же представлена, хотя и весьма немногочисленными книгами и статьями в периодических изданиях, то сравнительный подход к жанрам звучащей в современности музыки не предоставлен совсем. Литературы об этом нет. Поэтому подготовка каждого урока требует от учителя исследовательского подхода.

Для программы характерна опора на методологическую идею построения всей работы не от простого к сложному, а от сложного к простому. Она заложена в программе и требует первоначального охвата историко-стилистического объема материала, изучаемого на уроке, в четверти, в полугодии, в учебном году и лишь затем - вычленения элементов осмысленного целого и их последующего анализа.

В работе над изучением одновременно или параллельно различных музыкальных стилей и направлений в рамках данной программы ее создатели считают целесообразным отойти от информационного принципа усвоения материала. При сопоставлениях истина должна рождаться в ходе самих сопоставлений. Таким образом, знания добываются в процессе непростой умственной работы преподавателя и учащихся.

Использование данного пособия в подготовке к урокам позволяет школьникам удовлетворять свои потребности в знаниях, участвовать в создании нового продукта, т.е. быть в полной мере компетентными в образовании, что подтверждается словами Д. Медведева:

«…в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению»

Преимущества использования пособия

В пособии представлен не весь текстовый вариант программы, а те «Ключевые слова», которые дают представление об изучаемом материале или об объекте.

Мультимедийная программа позволяет реализовать один из основных дидактических принципов обучения – принцип наглядности. Очень важно, что бы учащийся мог сопоставить зрительные образы с музыкальными впечатлениями для создания целостного представления об объекте изучения.

Использование пособия повышает мотивацию обучения, развивает интерес к предмету ,что подтверждается во-первых, результатами участия в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях различного уровня, фестивалях и конкурсах, а во-вторых, непосредственным участием школьников в создании данного пособия.

Сокращение времени подготовки к уроку за счет использования одного источника информации состоящего из 211 слайдов (приложение2)

Соответствие мультимедийного пособия содержанию рабочей программы дисциплины

Пособие соответствует формальным и содержательным требованиям авторской программы В.И. Говориной «Музыка: история и современность» для 8, 9 классов (Приложение 1, 3), так как его использование обеспечивает проведение всех уроков музыки текстовыми, иллюстративными, видео и аудиоматериалами по композиторам, исполнителям, аранжировщикам (от классики до популярной музыки), содержит музыкальные, художественные иллюстрации (разных времён и различных направлений), стихи, фонограммы по разделам программы.

Эргономичность мультимедийного пособия

При создании пособия были учтены общие рекомендации разработки способа визуализации информации на экране:

информация на экране структурирована;

визуальная информация периодически меняется на аудиоинформацию;

темп работы может варьироваться;

содержание визуализируемого учебного материала соответствует психолого-возрастным особенностям обучающихся 8-9 классов.

При разработке формата кадра на экране и его построении учитывалось то, что существуют смысл и отношение между объектами, которые определяют организацию зрительного поля.

Объекты скомпонованы:

близко друг от друга, так как чем ближе в зрительном поле объекты друг к другу (при прочих равных условиях), тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы;

по сходству процессов, так как чем больше сходство и целостность образов, тем с большей вероятностью они организуются;

с учетом свойств продолжения, так как, чем больше элементы в зрительном поле оказываются в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательности (функционируют как части знакомых контуров), тем с большей вероятностью они организуются в целостные единые образы;

таким образом, что они образуют замкнутые цепи, так как чем больше элементы зрительного поля образуют замкнутые цепи, тем с большей готовностью они будут организовываться в отдельные образы;

с учетом особенности выделения предмета и фона при выборе формы объектов, размеров букв и цифр, насыщенности цвета, расположения текста и т.п.;

не перегружая визуальную информацию деталями, яркими и контрастными цветами;

выделяя учебный материал, предназначенный для запоминания цветом, подчеркиванием, размером шрифта и т.п.

Важную роль в организации зрительной информации играет контраст предметов по отношению к фону. Работа выполнена в прямом контрасте, что привело к улучшению видимости.

На комфортность восприятия зрительной информации существенное влияние оказывает степень засоренности поля главного объекта. В поле главного объекта размещено 4-6 второстепенных объектов т.к увеличение числа второстепенных объектов может привести к рассеиванию внимания и, как следствие, к выпадению главного объекта из области внимания, либо к слиянию второстепенных объектов с фоном.

Конкретное количество иллюстраций определено содержанием и характером учебного материала.

Хорошо оформленный, понятный, богато иллюстрированный учебный материал вызывает у обучаемого определенные положительные эмоции, повышающие интерес к предмету, оказывает влияние на общее состояние учащегося.

В пособии были использованы значки ("иконки") и другие специальные символы, обеспечивающие четкое различение (спецификацию) различных компонентов учебного материала; теоретическое описание сопровождается иллюстрациями.

Простая, интуитивно понятная навигация по учебному материалу.

Для разработки мультимедийного пособия выбор пал на программу Microsoft Office PowerPoint 2010, которая предоставляет широкие возможности создания и проведения динамичных презентаций. С помощью звуковых и визуальных функций можно представить зрителям ясную и эффектную картину, которую настолько же легко создать, насколько интересно смотреть. Легкость работы дает возможность пользователям самостоятельно вводить, редактировать, компоновать учебного материала, включая современные средства мультимедиа и гипертекста.

Для работы пособия необходимо предустановленное программное обеспечение.

Microsoft Office PowerPoint 2010 (средство создания и воспроизведения презентаций) (есть версия для Microsoft Office PowerPoint 2007)

K-lite codec Pack (пакет видео и аудио кодеков);

Adobe FlashPlayer

Quick Time

В дополнение к пособию дано программное обеспечение, позволяющее загрузить данное пособие на любой компьютер.

Системность представленного материала в мультимедийном пособии

Так как пособие дублирует содержание программы, то оно является системным, так как содержит текстовую информацию, видеофайлы, аудиофайлы, литературные и художественные иллюстрации, а так же список литературы для учителя и ученика, что является органичным сочетанием разных средств обучения, направленных на формирование целостной картины мира, где искусство занимает одно из важнейших мест в жизни человека.

Структура пособия

Титул

Оглавление.

Основное содержание, структурированное по блокам.

Кнопки навигации

Переход к списку литературы

Переход к аудиофайлам

Переход к видеофайлам

Воспроизвести звук

Воспроизведение видеофайлов происходит по щелчку на изображении клипа.

Переход к теме производится по щелчку на названии темы.

Фрагмент Справочника для 8 класса6

Блок «Классики и современники»

Качество оформления материалов, представленных в мультимедийном пособии

Материалы, представленные в мультимедийном пособии, выполнены в конструкторе мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint.

Композиционное единство, представленное в оформлении материалов, наглядном и мультимедийном пособии, обеспечивается сочетанием текста, гипертекстовых ссылок, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную в концепции ксан-презентации, удобной для восприятия информации. Слайды ксан-презентации оформлены в три слоя: красный, белый, цветное и черно-белое фото для 8 классов; терракотовый, белый, цветное и черно-белое фото для 9 классов. Анимация не используется в связи с необходимостью формирования у школьников сосредоточенности и внимания, что соответствует их возрастным особенностям. Отличительной особенностью оформления материалов является сочетание минималистичности оформления с информационной насыщенностью, а также её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.

В зависимости от места использования элементы ксан-презентации обладают определенными особенностями:

Текст, оформленный крупным шрифтом, служит для наглядной визуализации слов.

Материалы, созданные для видеодемонстрации, содержат интерактивные элементы, включает в себя фото, видеоролики об объектах презентации, содержат также тексты и аудиодорожки.

Выбранное графическое решение исполнения мультимедийного пособия четко выполняет поставленную цель: помочь донести требуемую информацию об объекте презентации до учеников.


 


 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.